Урок по теме «Применение производной для решения практических задач»





Скачать 61.94 Kb.
НазваниеУрок по теме «Применение производной для решения практических задач»
Дата публикации05.08.2014
Размер61.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок по теме « Применение производной для решения практических задач»

Выполнила

КУЗЬМИНА Г.О.
МОУ ЛИЦЕЙ №17

Г. КОСТРОМЫ
2009-2010 УЧ.ГОД

Задачи урока

-Образовательная-

1. Знать, какие задачи решаются с помощью производной;

2.Выработать алгоритм решения таких задач;

3.Сделать первые шаги в применении алгоритма.

Развивающая- развивать стремление и умение получать знания самостоятельно или с небольшими подсказками.

Воспитательная- воспитывать интерес к новым знаниям.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке продолжим рассматривать вопрос: применение производной. Работаем по плану:

1.В начале урока проверим домашнюю работу;

2.На втором этапе – новое применение производной.

В перемену ребята за доской записывают решения упражнений: 1чел.- задача : Периметр прямоугольника 40см, площадь – 96кв.см. Найдите стороны прямоугольника. 2-ой-№32.15г из учебника.

Учитель: проверим решение геометрической задачи и упражнения из учебника.

Ребята: рассказывают свои решения.

Учитель: Рассмотрели вопрос применения производной. Какие задачи решаются с помощью производной?

Ребята: 1.нахождение мгновенной скорости и скорости изменения функции,

2. Составление уравнения касательной,

3.нахождение промежутков монотонности, построение графиков функций,

4.Определение наибольшего и наименьшего значений функции.

Учитель: подводит итог. Видим многообразие задач, решаемых с помощью производной. Но среди них нет задач из окружающей действительности ( за исключением задач на физический смысл производной). Поставим перед собой более конкретную цель: -1. Знать, какие задачи решаются с помощью производной;

2.Выработать алгоритм решения таких задач;

3.Сделать первые шаги в применении алгоритма.

1-й пункт плана

Прочитаем в задачнике условия некоторых задач, решаемых с помощью производной.

Ребята: ребята читают условия задач: 32.26,32.32,32.40.

Учитель: ( в это время выдает тексты задачи №1). Что объединяет все эти задачи?

Ребята: найти не просто какие-то величины, а такие, при которых другая величина принимала бы наибольшее или наименьшее значение.

Учитель: Мы рассмотрели условия самых несложных задач. В действительности человек постоянно встречается с такими задачами. Прочитаем об этх задачах в учебнике на стр 197.

Ребята: читают.

Учитель: Рассмотрим одну из таких задач (текст на выданных листах).

Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?

Поэкспериментируем со значениями сторон и вычислим площадь.

Ребята: составляют свои примеры.

Учитель: составляет таблицу. Ребята диктуют свои варианты.




№1

№2

№3

№4

Длина

2

5

10

12

Ширина

22

19

14

12

Площадь

44

95

140

144



Т.к. задача не слишком сложная, то можно с помощью перебора догадаться о значениях сторон. В более сложных задача необходим четкий алгоритм рассуждений.
2-й пункт плана

Учитель: Уже умеем решать упражнения на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции. Вспомним алгоритм решения.

Ребята: 1.Производная,

2.стационарные и критические точки из указанного промежутка,

3. значения функции на концах отрезка и в стационарных и критических точках. Отбор.

Учитель: если на промежутке существует только одна точка экстремума, какой вывод можем сделать?

Ребята: в этой точке функция будет принимать наибольшее или наименьшее значение в зависимости от характера экстремума.

Учитель: если знать зависимость между Х и У, или функцию, то найти наибольшее или наименьшее значение функции и в каких точках оно достигается можем. К чему сводится решение задачи?

Ребята: К составлению функциональной зависимости.

Учитель: какую величину в этих задачах целесообразно взять за У?

Ребята: Ту, которая принимает наибольшее или наименьшее значение.

Учитель: какую величину взять за Х?

Ребята: Какую-либо величину из условия, через которую удобно выразить все остальные величины.

Учитель: Составив функциональную зависимость, далее следуем уже известным алгоритмом. Какие этапы математического моделирования получили в решении задачи?

Ребята: 1.Составление математической модели – получение функциональной зависимости.

2.Работа с моделью – нахождение наибольшего или наименьшего значения функции.

3.Ответ( в зависимости от вопроса задачи)

Учитель: Прочитаем алгоритм по учебнику, стр. 198.

Ребята: читают.

3-й пункт плана

Учитель: Попробуем с помощью этого алгоритма решить ту же задачу. Т.к. задача знакомого нам геометрического содержания, попробуем ее сделать устно с помощью тренажера.

Ребята: 1 человек за пультом компьютера, остальные – с места.

  1. 1. У- площадь,

2. Х, 24-Х -стороны, Х>0, Х<24.

3. У=Х(24-Х)

2. У'=24 – 2Х

У'=0, 24-2Х=0

Х=12

________________________

0 12 24

Т.к. функция на данном промежутке имеет одну точку экстремума – точку максимум, следовательно в этой точке она принимает наибольшее значение.

Ответ :12 и 12.

№32.32.

  1. 1 У – площадь поверхности

2 Х – сторона основания Х>0,

h=32/Х²

3 У=4Х·32/Х² + Х², У=128/Х + Х²

  1. У'= - 128/Х² + 2Х

У'=0

- 128/Х² + 2Х=0

2х =128 и Х²=0

Х=4

------------------- -----------

4

Т.к. функция на данном промежутке имеет одну точку экстремума – точку минимум, следовательно в этой точке она принимает наименьшее значение.

h=2

Ответ: 4,4,2

Домашняя работа: П.32, №32.21, 32.27

Выводы урока: (ребята)

1. Узнали, какие задачи решаются с помощью производной;

2.Выработали алгоритм решения таких задач;

3.Сделали первые шаги в применении алгоритма.

Печатные материалы к уроку
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Кусок проволоки длиной 46 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны, чтобы его площадь была наибольшей?
Алгоритм для решения задач на нахождение наибольших и наименьших значений

Составление математической модели задачи:

  1. Выделить величину, о наибольшем или наименьшем значении которой идет речь. Обозначить ее за У ( S,V,…);

  2. Одну из участвующих переменных обозначить за Х, другие выразить через Х.Установить границы Х (ОДЗ);

  3. Выразить У( S,V,…) через Х.

Работа с математической моделью ( нахождение наибольшего или наименьшего значения функции).

Ответ ( в зависимости от вопроса задачи).

Алгоритм для решения задач на нахождение наибольших и наименьших значений

Составление математической модели задачи:

  1. Выделить величину, о наибольшем или наименьшем значении которой идет речь. Обозначить ее за У ( S,V,…);

  2. Одну из участвующих переменных обозначить за Х, другие выразить через Х.Установить границы Х (ОДЗ);

  3. Выразить У( S,V,…) через Х.

Работа с математической моделью ( нахождение наибольшего или наименьшего значения функции).

Ответ ( в зависимости от вопроса задачи).

Алгоритм для решения задач на нахождение наибольших и наименьших значений

Составление математической модели задачи:

  1. Выделить величину, о наибольшем или наименьшем значении которой идет речь. Обозначить ее за У ( S,V,…);

  2. Одну из участвующих переменных обозначить за Х, другие выразить через Х.Установить границы Х (ОДЗ);

  3. Выразить У( S,V,…) через Х.

Работа с математической моделью ( нахождение наибольшего или наименьшего значения функции).

Ответ ( в зависимости от вопроса задачи).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок по теме «Применение подобия для решения практических задач»
«Подобие» для решения задач практического характера, на построение с помощью циркуля и линейки, учить осмысливать материал и делать...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУроки по теме: «Применение производной»
Учебные: Повторить теоретические сведения по теме, необходимые для решения рассматриваемых задач
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок физики в 10 классе по теме: (слайд №1)
Обучающие: закрепить знания, умения, навыки решения задач на применение законов Ньютона, когда на тело действуют две и более сил;...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений»
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconРешение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции»
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков»
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрока по теме: «Применение производной»
...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» icon"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение"
...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок по теме: «пропорция»
Вспомнить применение понятий на практике в ходе решения задач и сформировать устойчивый навык
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения
Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки»
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconПрименение производной при решении задач предмет математика Класс 11 Учитель Давыдова Е. В
Систематизировать знания учащихся по теме «Производная функции» и выяснить степень освоения её учащимися
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок для 11 класса по теме «Производная. Применение производной»
Обучающие: способствовать усвоению существенных признаков понятий, формул, теорем темы «Производная»; формированию умений по составлению...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconТема урока: «Применение производной» Профиль
Форма проведения: интегрированный урок обобщения и закрепления знаний и умений учащихся по данной теме
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Применение непрерывности и производной»
Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь даты и темы урока) (Слайд №1)
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconТема урока: «Составление линейных программ для решения задач на применение...
Повторить и обобщить знания о свойствах, типах, способах построения алгоритмов, этапах решения задач, о работе операторов input,...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок по теме «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной»
Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать...
Урок по теме «Применение производной для решения практических задач» iconУрок решения задач и упражнений по теме «Металлы и сплавы»
Цель урока – сформировать у учащихся навык решения задач и упражнений по теме «Металлы и сплавы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск