муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детская школа искусств №15
Кировского района г.о. Самара
РОССИЯ, 443035, г. САМАРА, проспект Кирова, 199
тел.: (846) 269 15 88 факс: (846) 269 14 51 e-mail: dhi15kir@mail.ru
Аннотация
образовательной программы дополнительного образования детей Музыкальный инструмент «Скрипка»
Программа составлена на основе программы для ДМШ (специальность скрипка), составители З.Г.Кац, В.А.Ревич, К.К.Родионов, изданной в 1976 г. и «Методических указаний по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)», изданными Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры (Москва, 1988 г.).
Программа является адаптированной применительно к условиям и специфике обучения детей в рамках ДШИ.
Программа рассчитана на детей от 7 до 17 лет. Срок реализации программы 7 лет. Количество часов в неделю – 2 часа. Основная форма обучения – индивидуальные занятия.
Программа предусматривает трехуровневый план работы педагога в классе скрипки, что, несомненно, актуально в современной музыкальной педагогике. Практическая значимость данной программы состоит в ее тщательной разработанности и структурированности.
Цель программы – организация, планирование и управление учебным процессом по дисциплине специального инструмента «Скрипка» с учетом доминирующих особенностей групп учащихся; обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка, раскрытия его творческого потенциала и способностей, профессионального самоопределения.
Учебные задачи:
получение знаний в области музыкального исполнительства на скрипке;
приобретение детьми определенного объема специальных музыкальных знаний, умений и навыков;
формирование у учащихся умений и практических исполнительских навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной, музыкально-творческой деятельности;
приобретение навыков сценического поведения, владения всем комплексом психофизических факторов при публичном выступлении.
Развивающие задачи:
формирование целостного мотивационного отношения к музыкальному искусству в целом, и к скрипичной музыке в частности;
развитие всего комплекса музыкальных способностей: чувство ритма, ладотональное восприятие, мелодический и гармонический слух и т.д.;
Воспитательные задачи:
воспитание эстетического вкуса;
воспитание музыкальности в процессе музицирования;
воспитание культуры сценического поведения;
воспитание любви к искусству.
профессионально-ориентированное направление (одаренные дети, которые обладают хорошими специальными музыкальными данными, быстро и прочно осваивают учебный материал, имеют хороший исполнительский аппарат и склонность к профессиональному профилю) – I уровень;
академическое направление (дети со средними способностями, обладающие средними специальными музыкальными данными, медленно, но прочно осваивают учебный материал, имеют средний исполнительский аппарат) – II уровень;
художественно-эстетическое направление (ознакомительное) для учащихся, обладающих специальными музыкальными данными на уровне ниже среднего (дети медленно, не прочно осваивают учебный материал, имеют слабый исполнительский аппарат, но имеют большую склонность и потребность к занятиям музыкой) – III уровень.
Организация учебного процесса Обучение в классе специального инструмента «Скрипка» осуществляется в рамках ДШИ на протяжении 7 лет (поступающие в музыкальное училище имеют возможность обучаться дополнительно еще 1 год). Данный предмет осуществляет взаимосвязь с предметами музыкально-теоретического, вокально-хорового циклов, входящими в структуру учебного плана.
Общий объем курса составляет 504 часа (72 часа ежегодно). Для учащихся дополнительно к индивидуальным урокам предусмотрено 36 часов в год ансамблевых занятий (180 часов за весь курс обучения). Все занятия в классе скрипки носят практический характер с теоретическими элементами.
Структура курса включает в себя индивидуальные (классные) и самостоятельные (домашние) занятия.
Основная форма обучения – индивидуальный урок. Эта форма занятий является общепризнанной и наиболее эффективной с точки зрения выявления творческих возможностей ребенка и максимальной возможности их развития. Занятия проводятся 2 раза в неделю (36 учебных недель в год) по академическому часу (40 минут), что позволяет педагогу дифференцированно учитывать в процессе обучения личностные особенности ученика, темп его развития, применять конкретные методы и приемы обучения и воспитания. Основной задачей педагога представляется привитие учащимся основных навыков самостоятельной работы, которые позволили бы учащемуся справляться наиболее оптимальными способами с программными требованиями.
Обучение в кассе скрипки ведется по индивидуальному плану учащегося в соответствии с учебной программой и утвержденными в школе требованиями.
В классе специального инструмента «Скрипка» практикуются такие формы работы как: академический, классный, отчетный концерты, концерт-лекция, концерт-беседа, конкурс. Концерты проводятся во внеучебное время. Проведение концертов способствует развитию интереса к музыкальному искусству, воспитывает эстетический вкус ученика, вырабатывает сценическое поведение, расширяет его музыкальный кругозор, и в целом формирует основы исполнительского мастерства.
Планируемые результаты
По окончании обучения в классе скрипки учащиеся обязаны:
уметь художественно исполнять на скрипке музыкальные произведения различных стилей, музыкальных школ и направлений;
обладать определенными техническими навыками владения инструментом;
уметь играть с листа произведения определенной сложности;
уметь подбирать по слуху мелодию;
иметь навык игры в ансамбле;
работа над пьесами;
чтение нот с листа;
подбор по слуху.
Учебный план образовательной программы
Музыкальный инструмент «Скрипка»
Год обучения
| Количество
часов в неделю
| Количество
учебных недель
| Общее количество
часов в год
| Формы контроля
| I уровень
| II уровень
| III уровень
| I полугодие
| II полугодие
| I полугодие
| II полугодие
| I полугодие
| II полугодие
| 1
| 2
| 36
| 72
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| –
| контрольный урок
| 2
| 2
| 36
| 72
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| контрольный урок
| контрольный урок
| 3
| 2
| 36
| 72
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| контрольный урок
| контрольный урок
| 4
| 2
| 36
| 72
| зачет
| экзамен
| зачет
| экзамен
| контрольный урок
| зачет
| 5
| 2
| 36
| 72
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| контрольный урок
| зачет
| 6
| 2
| 36
| 72
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| контрольный урок
| зачет
| 7
| 2
| 36
| 72
| прослушивание
| экзамен
| прослушивание
| экзамен
| прослушивание
| экзамен
| Всего часов:
| 2
| 252
| 504
|
|
|
|
|
|
| |