Согласовано





НазваниеСогласовано
страница1/5
Дата публикации13.08.2015
Размер0.85 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №3»

муниципального образования город-курорт Анапа


СОГЛАСОВАНО




УТВЕРЖДЕНО

на заседании МС




решением педсовета

протокол №______




протокол №_______

от________________2012г.




от_________________2012г.

Зам. директора по УВР

__________ И.В.Сиваш





Председатель педсовета

Директор МБОУ ДОД

ДШИ №3







____________Гончарова В.А.

РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

По предмету: «История изобразительного искусства »

Ступень обучения: основная 1,2,3,4 классы.

Срок реализации 4 года

Кол-во часов:1-4классы, 1 час в неделю, всего136 часов за курс.

Преподаватели: Гончарова Виктория Андреевна

Цыцарева Наталья Петровна

Ковалева Светлана Васильевна

Программа разработана на основе примерной типовой программы «История изобразительного искусства» для художественных школ и художественных отделений школ искусств» (изд. Москва, 1986г.), типовой программы «История изобразительного искусства» под редакцией Ю.Н. Протопопова (изд. Москва, 1989г.)
Рецензент:

Заместитель директора МБОУДОД ДХШ г-к Анапа, преподаватель высшей категории__________________________Е.В.Барабанова

ст.Гостагаевская, 2012 год


Пояснительная записка

Программа по дисциплине «История изобразительного искусства» адресована муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 3» муниципального образования город-курорт Анапа для преподавателей и учащихся изобразительного отделения. Разработана и опробована на основе примерной типовой программы «История изобразительного искусства» для художественных школ и художественных отделений школ искусств» (изд. Москва, 1986г.), типовой программы «История изобразительного искусства» под редакцией Ю.Н. Протопопова (изд. Москва, 1989г.)

Учебная программа «История изобразительного искусства» имеет большое значение в системе общего и дополнительного образования. Курс истории изобразительного искусства тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми в художественной школе. У него свои специфические цели - развивать у учеников художественное восприятие мира, воспитывать художественный вкус, прививать навыки анализа произведений искусства, формировать представления об основных этапах развития искусства и об основных художественных задачах, решавшихся на каждом этапе его развития.

Предложенная учебная программа «История изобразительного искусства» является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, она построена таким образом, что данный курс освещает ключевые периоды в развитии и формировании европейского и русского искусства (Первобытное искусство, Древний Египет, Древняя Греция, Эпоха Возрождения, Древнерусское искусство, Русское искусство 18- нач.20в.,). Периоды (древний Рим, Искусство Средних Веков, искусство Европы 17-20 вв) даются обзорно, чтобы у учеников сложилась целостная картина развития мирового и отечественного искусства. История искусства советского периода в авторскую работу включена с ограниченным количеством часов. Однако этот раздел искусства изучается во время посещения музеев, выставок и на учебных предметах «Основы композиции» и «Станковая композиция». Большое значение имеет введение в учебную программу регионального компонента. Историческое и культурное прошлое Кубани дается в системе общих мировых культурных ценностей.

Преподавание дисциплины «История изобразительного искусства» на изобразительном отделении школы искусств направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учащегося, формирование его мировоззрения, нравственного и эстетического идеала.

Принцип целостного подхода к развитию художественного восприятия, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей личности учащегося. Это немыслимо без формирования целостного представления, как об отдельном произведении, так и о синтезе искусств. Также формирование целостного представления невозможно без усвоения такого понятия, как стиль, без включения произведения в конкретную историческую обстановку.

При рассмотрении произведений искусства с учениками важно сформировать у них способность к целостному анализу художественного образа, а не отдельных элементов формы и содержания. Только постоянное внимание на взаимосвязь формы и содержания позволит сформировать у учеников целостное представление о произведении, научит их понимать, что целое не является механической совокупностью частей, а отражает их внутренние взаимосвязи.

В ходе реализации программы ученик должен овладеть знанием основных этапов развития изобразительного искусства. Также иметь представление о наиболее известных творческих направлениях и течениях в изобразительном искусстве и уметь дать им обоснованную оценку; анализировать и рассматривать каждое явление искусства в связи с исторической обстановкой, в которой оно возникло; владеть навыками общения на темы изобразительного искусства.

Цель данной программы заключается: в содействии воспитанию гармонически развитой личности, развитии эстетического вкуса, понимания специфического изобразительного языка, законов изобразительного искусства;

Задачи

Обучающие:

1. Дать теоретические знания об искусстве.

2.Привить навыки работы с репродукциями, делать краткие записи в тетрадях.

Развивающие:

1. Развивать художественный вкус, творческое мышление.

2. Развивать и реализовывать личностные качества (терпение, трудолюбие, дисциплинированность и т.д.)

Воспитательные:

1. Нравственное и культурное развитие детей.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Развитие личностных качеств .

Необходимость в создании данной программы, ее актуальность продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно-эстетической

Принципы обучения - наглядность, посильность, доступность, результативность.

Программа имеет существенные отличия от уже существующих программ:

Программа конкретизирует содержание предметных тем, распределяет учебные часы по разделам курса и раскрывает последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; внесены изменения количества часов по темам и разделам, некоторые темы даются обзорно; введение регионального компонента.

Особенности набора учащихся – свободный набор учащихся.

Возраст обучающихся: Программа адресована детям ,поступающим в ДШИ в возрасте 8-12 лет. Количественный состав групп в 1-4 классах 10 – 15 человек, в 5 классе - 6 – 9 человек. Группы могут состоять из смешанных классов в количестве 5 — 15 человек

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения

Организация образовательного процесса:

В основе учебного процесса находится урок групповой формы обучения. Занятия по предмету «История изобразительного искусства» проводятся по 1уроку в неделю, продолжительность урока 40 минут. Перемены между уроками составляют 10 минут. За год 34 часа. За весь курс 136 часов.

  • Вид программы:

Модифицированная.

  • Ступень обучения:

Основная.

  • Ожидаемые результаты и способы их проверки:




  1. По окончанию 1 класса ученик должен знать:

  • основные этапы развития искусства Древнего мира;

  • понятие «канон»;

  • ордерную систему в древнегреческой архитектуре (дорический, ионический, коринфский ордер), понимать ее образное содержание;

  • понимать эмоциональную выразительность архитектурных сооружений Древнего Рима;

  • характерные черты древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры;

  • уметь различать романские и готические памятники;

  • понятие «синтез искусств»;

  • значение средневекового искусства в истории развития европейского искусства;


По окончанию 2 класса ученик должен знать:

  • основные произведения великих мастеров эпохи Возрождения;

  • творческий путь художников Возрождения, отличать флорентийскую и венецианскую школу живописи;

  • уметь выявлять композиционную структуру произведения и связывать ее с сюжетным содержанием;

  • понимать значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития всего европейского искусства;

  • иметь представление об основных художественных школах европейского искусства 17 века;

  • творческий путь П.П.Рубенса и Рембрандта Ван Рейна;

  • уметь выделять основные черты искусства барокко;

  • научиться чувствовать образное своеобразие классицизма 18 века;

  • основные этапы развития европейского искусства 19 века;

  • иметь представление о некоторых художественных течениях и направлениях в искусстве 20 века;



По окончанию 3 класса ученик должен знать:

Основные этапы развития древнерусского искусства, отличительные особенности древнерусской архитектуры и живописи разных эпох, школ.

Особенности иконописи А.Рублева и Дионисия.

Экономическую и политическую обстановку в России в эпоху реформ Петра 1.

Развитие портрета в русской скульптуре и живописи.

Классические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи 18 века. Новые черты живописи начала 18 века.

Произведения мастеров 18 века (И.Вишнякова.А.Матвеева,И.Никитина и др..)
характерные особенности архитектуры Б.к.Растрелли,Д.Трезини.

По окончанию 4 класса ученик должен знать:

  • о коренных изменениях, происшедших в искусстве России 18 века;

  • понимать образное своеобразие архитектуры барокко и классицизма;

  • уметь выявлять черты романтизма и классицизма в русском искусстве первой половины 19 века;

  • знать реалистические и формалистические тенденции в русском искусстве начала ХХ века;

  • иметь начальные навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;

  • уметь улавливать стилевое единство в произведениях различных видов изобразительного искусства;

  • уметь различать характерный «почерк» художника;

  • уметь выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник, и понимать, какое значение они имеют для раскрытии идейного содержания произведения и для выражения отношения художника к изображаемому явлению;

Формы подведения итогов:

Используются следующие виды контроля образовательного процесса: вводный, текущий, промежуточный, итоговый.

Способы проверки ожидаемых результатов
Ответ на заданный вопрос по пройденной теме (темам), тестирование, реферат.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН(4ОП)


Класс



Практические

Занятия групповой

формы обучения

итог

Формы

контроля


1четв.

2четв.

3четв.

4четв.







декабрь




Май

1

класс

8

часов

8

часов

10

часов

8

часов

34

часа




Подготовка

реферата




Контрольный урок

2

класс

8

часов

8

часов

10

часов

8

часов

34

часа




Подготовка

реферата




Контрольный урок

3

класс

8

часов

8

часов

10

часов

8

часов

34

часа




Подготовка

реферата




Контрольный урок

4

класс

8

часов

8

часов

10

часов

8

часов

34

часа




Подготовка

реферата




Контрольный урок


Учебно-тематический план
1-го года обучения (34часа).

Дать представление о предмете «История искусства». Познакомить учащихся со специфическими выразительными художественными средствами, которые характерны для разных видов искусства. Показать причины и условия возникновения искусства. Выявить функции, которое выполняло искусство в первобытном обществе, проследить эволюцию первобытного искусства. Дать общее представление об эволюции и взаимосвязях искусства древнего мира. Выявить стилистические особенности искусства древнего мира (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).




п/п

Содержание тем и виды работ

Всего

часов

Количество

теорет

часов

практ

часов

календарные

сроки

1.

Виды и жанры в изобразительном искусстве

1

1




сентябрь

2.

Первобытное искусство, общая характеристика:

- искусство палеолита

- искусство мезолита

- искусство неолита

- повторение материала

- искусство бронзы (памятники искусства северного -Причерноморья: мегалитические сооружения)

- искусство железа (искусство меотов, скифов, сарматов)

- повторение материала

9



1

1

1

1

1

1
2

1





октябрь

ноябрь

3.

Искусство Древнего Египта, общая характеристика:

- додинастический период

- искусство Раннего царства

- повторение материала

- искусство Древнего царства

- искусство Среднего царства

- искусство Нового царства (Эхнатон)


6


1
1

1
1

1

1

1


1


декабрь


январь

4.

Искусство Древней Греции, общая характеристика:

- искусство Геометрики

- искусство Архаики

- повторение материала

- искусство Классики

- античное искусство северного

Причерноморья: (Германасс, Горгиппия, Фанагория)

- повторение материала

8

1
1

1

1

1

1

1

1

1



февраль

март

5.

Искусство Древнего Рима, общая характеристика

- искусство эпохи Республики

- искусство эпохи Империи

- повторение материала

4

1
1

1

1

апрель

6.

Искусство Средних веков и Византии, общая характеристика

- повторение материала

6

5





1

май



2-го года обучения (34 часа)

Проследить основные этапы развития западноевропейского искусства эпохи Возрождения. Обратить внимание на художественные и философские проблемы, которые осваивались искусством эпохи Возрождения. Дать представление о личности художника в эпоху Возрождения.

Показать учащимся зависимость искусства 17 века от политической системы устройства государства. Развитие искусства 17 века в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения. Выявить характерные особенности творчества мастеров 17 в. (замкнутость в рамках одного жанра). Дать общую характеристику двух новых стилей, зародившихся в Европе - барокко и классицизма.





п/п

Содержание тем и виды работ

Всего

часов

Количество

теорет

часов

практ.

часов

календарные

сроки

1.

Искусство эпохи Возрождения в Италии, общая характеристика

- искусство Проторенессанса, общая характеристика (Джотто)

- повторение материала

- искусство раннего Возрождения, общая характеристика

- творчество Филиппо Брунеллески

- творчество Донателло

- повторение материала

- творчество Боттичелли

- искусство высокого Возрождения, общая характеристика

- творчество Леонардо да Винчи

- повторение материала

- творчество Рафаэля

- творчество Микеланджело

- творчество Джорджоне

- повторение материала

- творчество Тициана

- искусство позднего Возрождения, общая характеристика( Андреа Палладио)

- повторение материала

- творчество Паоло Веронезе,

- творчествоТинторетто

Повторение материала

20



1
1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1


1

1


1


1

сентябрь

октябрь


ноябрь


декабрь


январь


февраль



2.

Искусство Возрождения в Нидерландах, общая характеристика (Ян Ван Эйк)

- творчество Босха, Брейгеля

- повторение материала

3

1
1


1


март

3.

Искусство Возрождения в Германии, общая характеристика

- творчество Дюрера

- творчество Гольбейна

- повторение материала

4

1
1

1

1

1

апрель

4.

5.
6.

Искусство 17 века в Европе, общая характеристика

- творчество Эль Греко, Веласкеса

- творчество Рубенса, Рембрандта

Повторение материала
Искусство 18- 19веков в Европе, общая характеристика

Искусство 20 века в Европе, общая характеристика

- повторение материала

4

1
1

1

1
1

1

1

1

1



1




май


3-го года обучения (34 часа)

Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Влияние культуры и искусства Византии на развитие и становление всех видов искусства Древней Руси. Связь христианской и языческой культур. Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности - это сложение местных художественных школ. Идея создания централизованного государства в искусстве Московской Руси.

Познакомить с основными этапами развития древнерусского искусства, привить навыки анализа отличительных особенностей древнерусской архитектуры и живописи разных эпох, школ.

Экономический и политический расцвет России. Историческое значение реформ Петра I, ускоривших переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуре и науке. Развитие международных культурных связей. Роль иностранных мастеров в становлении искусства России начала 18 века. Национальное своеобразие русского барокко. Развитие портрета в русской скульптуре и живописи. Типичность портрета, перерастающая в социальную характеристику. Возникновение русского натюрморта.



п/п

Содержание тем и виды работ

Всего

часов

Количество

теорет

часов

практ.

часов

календарные

сроки

1.

Древнерусское искусство, общая характеристика

- искусство Х- нач.ХII вв. (арх-ра, живопись собор Св. Софии в Киеве)

- славяно- русские поселения ХI- ХIIIвв. на Дону и Кубани

- искусство Тмутараканского княжества

-повторение материала

- искусство ХII- сер. ХIII вв. (Владимиро-суздальское княжество)
- творчество Андрея Рублева

- повторение материала

- искусство ногайцев, адыгов Кубани

- искусство конца ХV- ХVI вв. (арх-ра Московского Кремля)

- творчество Дионисия

- повторение материала

- искусство ХVI века, общая характеристика

- искусство ХVII века (нарышкинское барокко, парсуна)

- повторение материала

22

1
2
1
1
1

1

1

1

1
4

1

1

1
1
1



сентябрь
октябрь


ноябрь

декабрь


январь
февраль

2.

Русское искусство1пол. 18 века, общая характеристика

- графика (А.Зубов)

- живопись (А. Матвеев, И. Никитин)

- повторение материала

- творчество Д.Трезини

- творчество Б.К.Растрелли

- повторение материала

7

1
1

1
1

1


1

1

март


апрель


3.

Русское искусство сер. 18 века, общая характеристика

- архитектура барокко (Ф.Б.Растрелли)

- живопись (И. Вишняков. А. Антропов, И.Аргунов)

- повторение материала

5

1
1

2




1

май


4-го года обучения (34 часа)

Выражение идей просветительства, гражданственности, представлении об идеальном государстве в эстетике классицизма. Роль Академии художеств в развитии русского искусства. Формирование в архитектуре стиля русского классицизма. Возвышенный пафос русской скульптуры 18 в., как отражение торжества человеческого разума, нравственного человеческого достоинства. Становление классицизма в русской живописи. Понятие «академическая живопись» и «академизм». Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в., - проявление внимания к личности, внутреннему миру человека. Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятельных жанров в русской живописи. Архитектура 1 пол. 19 в., - как высшее достижение позднего классицизма. Классицистические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи нач. 19 в. -интерес к жизни народа. Романтизм - как направление в искусстве нач. 19 в. развитие жанровой живописи и ее роль в развитии русской реалистической живописи. Возникновение национального русского пейзажа. ,Гуманизм, демократизм искусства нач. 19 века.

Сплав черт классицизма и романтизма, интерес к проблемам пленэра. Академические традиции и черты романтизма и реализма в исторической живописи нач. 19 века. Зарождение критического реализма в русской живописи второй половины 19 века.

Ведущее положение бытового жанра в живописи второй половины 19 в. Протест против академического искусства. Организация Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Возникновение психологического социального портрета во 2 пол. 19 века.

Обратить внимание учащихся на своеобразие архитектуры барокко и классицизма, на выявление черт романтизма и классицизма в русском искусстве 1 пол. XIX века. Ученик должен знать, основные общественные проблемы русского искусства 19 века, тенденции в русском искусстве нач. XX века.

Русское искусство нач. XX века- это колористическое богатство и новаторство живописных приемов. Импрессионистические тенденции. Объединение художников «Мир искусства», их обращение к истории русского искусства 18 века.

Обратить внимание на влияние европейского импрессионистического искусства на русскую живописную школу конца 19 нач. XX в. Проследить формирование структуры художественного творчества нач. XX. Показать как менялись старые художественные принципы в искусстве, как преображалась материальная среда человека XX века. Рождение нового художественного течения символизма, появления стиля модерн. Обращение искусства XX в. к доисторическому и примитивному искусству. Выявить характерную черту искусства XX в. - это разнообразие направлений. Появление авангарда и его попытка воплотить в своем искусстве черты материального и духовного мира.




п/п

Содержание тем и виды работ

Всего

часов

Количество

теорет

часов

практ.

часов




1.

Искусство 2 пол.18 века, общая характеристика

- Академия художеств и историческая

живопись

- портретная живопись (Д.Левицкий, Ф.Рокотов)

- творчество Ф.Шубина, М.Козловского

- творчество В.Баженова, М.Казакова, И.Старова

- портретная живопись конца 18 века (В.Боровиковский)

- повторение материала

6



1
1
1

1
1
1







2.

Искусство 1половины 19 века, общая характеристика

- архитектура (А.Воронихин, А.Захаров, К.Росси, В.Стасов, Ж.Ф. Тома де Томон)

- творчество И. Мартоса,

- творчество О. Кипренского, А.Венецианова

- повторение материала

5



1

1

1

1

1






3.

Искусство середины 19 века, общая характеристика

- творчество К.Брюллова, А.Иванова, П.Федотова

- творчество В.Перова, А.Саврасова

-повторение материала

4

1
1
1

1






4.

5.

6.

7.

Искусство 2 половины 19 века- нач.20 века, общая характеристика

- творчество И.Крамского, И.Шишкина, Ф.Васильева

- творчество И.Репина, В.Сурикова

Повторение материала

Развитие народных художественных промыслов в России

Народные художественные промыслы

Народная вышивка

Русское кружевоплетение

Узорное ткачество

Миниатюрная живопись

Керамика

Художественная обработка камня

Художественная обработка кости

Резьба и роспись по дереву

Повторение

Художественные объединения,стиль, «модерн» в архитектуре

Искусство советского периода, общая характеристика

-советское искусство от 1917 до 1941 годов;

-советское искусство 1941-1945 годов;



4

10


2

3


1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2
1

1
1







Всего 34 часа








Содержание учебного процесса











Первый год обучения: История искусства Древнего мира и Средневековья
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...
Согласовано iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005
Согласовано iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по...
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
«Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников...
Согласовано iconСогласовано согласовано
На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде
Согласовано iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Согласовано iconСогласовано согласовано утверждено
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Согласовано icon«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано»
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр
Согласовано iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
Согласовано iconМбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено
Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Согласовано iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск