Скачать 0.85 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №3» муниципального образования город-курорт Анапа
РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА По предмету: «История изобразительного искусства » Ступень обучения: основная 1,2,3,4 классы. Срок реализации 4 года Кол-во часов:1-4классы, 1 час в неделю, всего136 часов за курс. Преподаватели: Гончарова Виктория Андреевна Цыцарева Наталья Петровна Ковалева Светлана Васильевна Программа разработана на основе примерной типовой программы «История изобразительного искусства» для художественных школ и художественных отделений школ искусств» (изд. Москва, 1986г.), типовой программы «История изобразительного искусства» под редакцией Ю.Н. Протопопова (изд. Москва, 1989г.) Рецензент: Заместитель директора МБОУДОД ДХШ г-к Анапа, преподаватель высшей категории__________________________Е.В.Барабанова ст.Гостагаевская, 2012 год Пояснительная записка Программа по дисциплине «История изобразительного искусства» адресована муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 3» муниципального образования город-курорт Анапа для преподавателей и учащихся изобразительного отделения. Разработана и опробована на основе примерной типовой программы «История изобразительного искусства» для художественных школ и художественных отделений школ искусств» (изд. Москва, 1986г.), типовой программы «История изобразительного искусства» под редакцией Ю.Н. Протопопова (изд. Москва, 1989г.) Учебная программа «История изобразительного искусства» имеет большое значение в системе общего и дополнительного образования. Курс истории изобразительного искусства тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми в художественной школе. У него свои специфические цели - развивать у учеников художественное восприятие мира, воспитывать художественный вкус, прививать навыки анализа произведений искусства, формировать представления об основных этапах развития искусства и об основных художественных задачах, решавшихся на каждом этапе его развития. Предложенная учебная программа «История изобразительного искусства» является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, она построена таким образом, что данный курс освещает ключевые периоды в развитии и формировании европейского и русского искусства (Первобытное искусство, Древний Египет, Древняя Греция, Эпоха Возрождения, Древнерусское искусство, Русское искусство 18- нач.20в.,). Периоды (древний Рим, Искусство Средних Веков, искусство Европы 17-20 вв) даются обзорно, чтобы у учеников сложилась целостная картина развития мирового и отечественного искусства. История искусства советского периода в авторскую работу включена с ограниченным количеством часов. Однако этот раздел искусства изучается во время посещения музеев, выставок и на учебных предметах «Основы композиции» и «Станковая композиция». Большое значение имеет введение в учебную программу регионального компонента. Историческое и культурное прошлое Кубани дается в системе общих мировых культурных ценностей. Преподавание дисциплины «История изобразительного искусства» на изобразительном отделении школы искусств направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учащегося, формирование его мировоззрения, нравственного и эстетического идеала. Принцип целостного подхода к развитию художественного восприятия, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей личности учащегося. Это немыслимо без формирования целостного представления, как об отдельном произведении, так и о синтезе искусств. Также формирование целостного представления невозможно без усвоения такого понятия, как стиль, без включения произведения в конкретную историческую обстановку. При рассмотрении произведений искусства с учениками важно сформировать у них способность к целостному анализу художественного образа, а не отдельных элементов формы и содержания. Только постоянное внимание на взаимосвязь формы и содержания позволит сформировать у учеников целостное представление о произведении, научит их понимать, что целое не является механической совокупностью частей, а отражает их внутренние взаимосвязи. В ходе реализации программы ученик должен овладеть знанием основных этапов развития изобразительного искусства. Также иметь представление о наиболее известных творческих направлениях и течениях в изобразительном искусстве и уметь дать им обоснованную оценку; анализировать и рассматривать каждое явление искусства в связи с исторической обстановкой, в которой оно возникло; владеть навыками общения на темы изобразительного искусства. Цель данной программы заключается: в содействии воспитанию гармонически развитой личности, развитии эстетического вкуса, понимания специфического изобразительного языка, законов изобразительного искусства; Задачи Обучающие: 1. Дать теоретические знания об искусстве. 2.Привить навыки работы с репродукциями, делать краткие записи в тетрадях. Развивающие: 1. Развивать художественный вкус, творческое мышление. 2. Развивать и реализовывать личностные качества (терпение, трудолюбие, дисциплинированность и т.д.) Воспитательные: 1. Нравственное и культурное развитие детей. 2. Развитие коммуникативных навыков. 3. Развитие личностных качеств . Необходимость в создании данной программы, ее актуальность продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно-эстетической Принципы обучения - наглядность, посильность, доступность, результативность. Программа имеет существенные отличия от уже существующих программ: Программа конкретизирует содержание предметных тем, распределяет учебные часы по разделам курса и раскрывает последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; внесены изменения количества часов по темам и разделам, некоторые темы даются обзорно; введение регионального компонента. Особенности набора учащихся – свободный набор учащихся. Возраст обучающихся: Программа адресована детям ,поступающим в ДШИ в возрасте 8-12 лет. Количественный состав групп в 1-4 классах 10 – 15 человек, в 5 классе - 6 – 9 человек. Группы могут состоять из смешанных классов в количестве 5 — 15 человек Сроки реализации программы: Программа рассчитана на четыре года обучения Организация образовательного процесса: В основе учебного процесса находится урок групповой формы обучения. Занятия по предмету «История изобразительного искусства» проводятся по 1уроку в неделю, продолжительность урока 40 минут. Перемены между уроками составляют 10 минут. За год 34 часа. За весь курс 136 часов.
Модифицированная.
Основная.
По окончанию 2 класса ученик должен знать:
По окончанию 3 класса ученик должен знать: Основные этапы развития древнерусского искусства, отличительные особенности древнерусской архитектуры и живописи разных эпох, школ. Особенности иконописи А.Рублева и Дионисия. Экономическую и политическую обстановку в России в эпоху реформ Петра 1. Развитие портрета в русской скульптуре и живописи. Классические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи 18 века. Новые черты живописи начала 18 века. Произведения мастеров 18 века (И.Вишнякова.А.Матвеева,И.Никитина и др..) характерные особенности архитектуры Б.к.Растрелли,Д.Трезини. По окончанию 4 класса ученик должен знать:
Формы подведения итогов: Используются следующие виды контроля образовательного процесса: вводный, текущий, промежуточный, итоговый. Способы проверки ожидаемых результатов Ответ на заданный вопрос по пройденной теме (темам), тестирование, реферат. УЧЕБНЫЙ ПЛАН(4ОП)
Учебно-тематический план 1-го года обучения (34часа). Дать представление о предмете «История искусства». Познакомить учащихся со специфическими выразительными художественными средствами, которые характерны для разных видов искусства. Показать причины и условия возникновения искусства. Выявить функции, которое выполняло искусство в первобытном обществе, проследить эволюцию первобытного искусства. Дать общее представление об эволюции и взаимосвязях искусства древнего мира. Выявить стилистические особенности искусства древнего мира (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
2-го года обучения (34 часа) Проследить основные этапы развития западноевропейского искусства эпохи Возрождения. Обратить внимание на художественные и философские проблемы, которые осваивались искусством эпохи Возрождения. Дать представление о личности художника в эпоху Возрождения. Показать учащимся зависимость искусства 17 века от политической системы устройства государства. Развитие искусства 17 века в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения. Выявить характерные особенности творчества мастеров 17 в. (замкнутость в рамках одного жанра). Дать общую характеристику двух новых стилей, зародившихся в Европе - барокко и классицизма.
3-го года обучения (34 часа) Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Влияние культуры и искусства Византии на развитие и становление всех видов искусства Древней Руси. Связь христианской и языческой культур. Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности - это сложение местных художественных школ. Идея создания централизованного государства в искусстве Московской Руси. Познакомить с основными этапами развития древнерусского искусства, привить навыки анализа отличительных особенностей древнерусской архитектуры и живописи разных эпох, школ. Экономический и политический расцвет России. Историческое значение реформ Петра I, ускоривших переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуре и науке. Развитие международных культурных связей. Роль иностранных мастеров в становлении искусства России начала 18 века. Национальное своеобразие русского барокко. Развитие портрета в русской скульптуре и живописи. Типичность портрета, перерастающая в социальную характеристику. Возникновение русского натюрморта.
4-го года обучения (34 часа) Выражение идей просветительства, гражданственности, представлении об идеальном государстве в эстетике классицизма. Роль Академии художеств в развитии русского искусства. Формирование в архитектуре стиля русского классицизма. Возвышенный пафос русской скульптуры 18 в., как отражение торжества человеческого разума, нравственного человеческого достоинства. Становление классицизма в русской живописи. Понятие «академическая живопись» и «академизм». Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в., - проявление внимания к личности, внутреннему миру человека. Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятельных жанров в русской живописи. Архитектура 1 пол. 19 в., - как высшее достижение позднего классицизма. Классицистические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи нач. 19 в. -интерес к жизни народа. Романтизм - как направление в искусстве нач. 19 в. развитие жанровой живописи и ее роль в развитии русской реалистической живописи. Возникновение национального русского пейзажа. ,Гуманизм, демократизм искусства нач. 19 века. Сплав черт классицизма и романтизма, интерес к проблемам пленэра. Академические традиции и черты романтизма и реализма в исторической живописи нач. 19 века. Зарождение критического реализма в русской живописи второй половины 19 века. Ведущее положение бытового жанра в живописи второй половины 19 в. Протест против академического искусства. Организация Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Возникновение психологического социального портрета во 2 пол. 19 века. Обратить внимание учащихся на своеобразие архитектуры барокко и классицизма, на выявление черт романтизма и классицизма в русском искусстве 1 пол. XIX века. Ученик должен знать, основные общественные проблемы русского искусства 19 века, тенденции в русском искусстве нач. XX века. Русское искусство нач. XX века- это колористическое богатство и новаторство живописных приемов. Импрессионистические тенденции. Объединение художников «Мир искусства», их обращение к истории русского искусства 18 века. Обратить внимание на влияние европейского импрессионистического искусства на русскую живописную школу конца 19 нач. XX в. Проследить формирование структуры художественного творчества нач. XX. Показать как менялись старые художественные принципы в искусстве, как преображалась материальная среда человека XX века. Рождение нового художественного течения символизма, появления стиля модерн. Обращение искусства XX в. к доисторическому и примитивному искусству. Выявить характерную черту искусства XX в. - это разнообразие направлений. Появление авангарда и его попытка воплотить в своем искусстве черты материального и духовного мира.
Всего 34 часа
Первый год обучения: История искусства Древнего мира и Средневековья |
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... | Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005 | ||
Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... | «Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... «Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников... | Согласовано согласовано На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде | ||
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | Согласовано согласовано утверждено Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано» Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр | ||
Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | Мбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» |