Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мышкинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат» Утверждаю:
Директор МОУ «Коррекционной школы - интернат»
__________ О.А. Филимонова
Приказ №
от «____» _________2012 г.
Рабочая программа
кружка
«Глиняное чудо»
(срок реализации 1 год, возраст обучающихся 14-15 лет)
Составила: Завалишина Марина Викторовна
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность данной программы кружка состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Очень важным моментом является развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:
Цели:
1) образовательные:
расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
формирование представлений о народных промыслах
ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам
соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
стремление к поиску, самостоятельности
понимание необходимости качественного выполнения образа
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:
лепка с натуры;
лепка по представлению;
динамика движения;
выразительность образа;
лепка скульптуры из 2-3 предметов;
поза;
пропорции;
разные способы лепки;
сплющивание;
оттягивание;
сглаживание;
вдавливание;
прижимание;
примазывание;
раскатывание;
мелкие налепы;
устойчивость;
рельеф;
роспись;
использование стеки.
Форма организации процесса обучения: занятия по лепке проводятся в классе. На столе у каждого учащегося находится подкладная доска или клеёнка, баночка с водой, стеки (тонкие палочки для выполнения мелких деталей не изделии).Занятия проводятся 1 раз в неделю по четвергам. Перспективный план занятий кружка
«Глиняное чудо»
Месяц
| Тема
| Программное содержание
| Сентябрь
| Знакомство с народными игрушками. (Дымковская игрушка). Посещение гончарной мастерской. Лепка по замыслу.
| Материалы: глиняные игрушки (уточка, барыня, нянька, водоноска, лошадка, олень, баран).
Познакомить детей с народной игрушкой. Историческая справка. Рассмотреть основные мотивы росписи (цвет, форма, ритм), определить символьное значение. Использование ранее полученных знаний.
| Октябрь
| Конь – огонь (дымка).
| Материалы: глина, стеки. Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.
| Ноябрь
| Лепка животных «кошка с характером»
Роспись ранее вылепленных фигурок.
| Использовать ранее полученные знания.
Закреплять умение украшать объект элементами узора; приобщать детей к народной культуре; совершенствовать технические приемы рисования.
| Декабрь
| «Уточка»
(лепка)
| Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Уточка», технологические карты для лепки изделия.
Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.
| Декабрь
| «Мастерская Деда Мороза».
| Изготовление игрушек , сувениров ,украшений для класса.
| Декабрь
| «Уточка»
(роспись)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Уточка».
Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.
| Январь
| «Гусь»
(рисование)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, набор образцов узоров, изображение игрушки «Гусь».
Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования.
| Январь
| «Гусь»
(лепка)
| Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Гусь»,
Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.
| Январь
| «Гусь»
(роспись)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Гусь».
Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.
| Февраль
| «Петушок»
(рисование)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, образцы узоров, изображение игрушки «Петушок». Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развивать чувство ритма композиции, цвета.
| Февраль
| «Петушок»
(лепка)
| Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Петушок».
Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.
| Февраль
| «Петушок»
(грунтовка)
| Материалы: гуашь белая, кисть № 4, салфетки, подставки под изделия.
Познакомить с приемами грунтования изделия и нанесения рабочего фона.
| Февраль
| «Петушок»
(роспись)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Петушок».
Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.
| Март
| «Индюк»
(лепка с натуры).
| Учить передавать основные особенности представленной натуры выполнять работу аккуратно, Доводить начатое дело до конца, крепче примазывать детали к основе.
| Март
| «Водоноска»
(лепка)
| Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Водоноска».
Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.
| Март
| «Водоноска»
(грунтовка)
| Материалы: гуашь белая, кисть № 4, салфетки, подставки под изделия.
Познакомить с приемами грунтования изделия и нанесения рабочего фона.
| Март
| «Водоноска».
(роспись)
«Индюк».
(роспись)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Водоноска»,»Индюк».
Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.
| Апрель
| «Баран»
(рисование)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, образцы узоров, изображение игрушки «Баран». Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования.
| Апрель
| «Баран»
(лепка)
| Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Баран»,.
Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.
| Апрель
| «Баран»
(грунтовка)
| Материалы: гуашь белая, кисть № 4, салфетки, подставки под изделия.
Познакомить с приемами грунтования изделия и нанесения рабочего фона.
| Апрель
| «Баран»
(роспись)
| Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Баран».
Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.
| Май
| Подготовка к ярмарке
(грунтовка)
| Материалы: гуашь белая, кисть № 4, салфетки, глиняные игрушки «Олень», «Барыня», «Индюк», «Водоноска», подставки под изделия.
Познакомить с приемами грунтования изделия и нанесения рабочего фона.
| Май
| Подготовка к ярмарке
(роспись)
| Материалы: гуашь, кисти № 1,2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, игрушки «Баран», «Барыня», «Индюк», «Водоноска».
Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.
| Май
| «Веселая ярмарка»
| Итоговое занятие.
| |