Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе





Скачать 337.17 Kb.
НазваниеИзобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе
страница1/5
Дата публикации02.09.2014
Размер337.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
Изобразительное искусство 1-3 класс.

Пояснение к программе.
Учебные программы и учебно-тематический план по изобразительному искусству для учащихся 1-3 классов Санкт-Петербургской детской художественной школы им.Б.М.Кустодиева разработаны на основе примерных учебных планов и программ, направленных Министерством культуры Российской Федерации в Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, и являются результатом обобщенного опыта деятельности всего педагогического коллектива. Программа включает в себя занятия по учебным предметам: рисунок, живопись, лепка (со 2 кл.) и история искусства (с 3 кл.) и направлена на:

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

-интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

Целью данной программы является введение учащихся в мир изобразительного искусства, расширение их кругозора, раскрытие многообразия окружающего мира, его красоты и гармонии, эмоционального восприятия мира через занятия изобразительным искусством, знакомство с азами художественной грамоты, а также интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка в целом.

Эта цель может быть достигнута через решение педагогических задач, которые можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные и выразить в виде таблицы:

Задачи




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

- Знакомство с видами и жанрами искусства, произведениями знаменитых художников и архитекторов.
- Знакомство с технологией изобразительного искусства: художественными материалами, инструментами, техниками.
- Изучение азов изобразительной грамоты, основ композиции.
- Овладение навыками использования в своей работе художественно-выразительных средств: линии, пятна, цвета.
- Умение выразить свои мысли, используя художественные приёмы

- Развитие сенсорных способностей: чувства ритма, линии, формы, пространства, фактуры, цветовосприятия.
- Развитие моторики руки.
- Развитие воображения и фантазии.
- Развитие художественного вкуса.
- Развитие эмоциональной сферы учащихся.
- Развитие ассоциативного мышления.
- Развитие способности самостоятельного суждения.
- Развитие творческой

активности и творческих способностей личности в целом.


- Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
- Воспитание вежливости в общении и поведении, уважительного отношения к взрослым и детям.
- Воспитание толерантности в отношении к другим (по способностям, по цвету кожи, взглядам, национальности и пр.)
- Воспитание понятия «Я – петербуржец», бережного отношения к городу.



Основная задача детских школ искусств – это творческое развитие личности ребенка. В младшем возрасте дети обладают огромным эмоциональным потенциалом, яркостью впечатлений, желанием самовыражения. Используя эти качества целью занятий является формирование у ребенка нравственно-эстетической отзывчивости на явления окружающей действительности а также творческой активности в выражении собственных впечатлений, пониманию языка искусства. Изобразительное искусство непосредственным образом призвано воздействовать на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, в основу работы должно быть положено воспитание у учащихся способности не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней, и к концу обучения уметь создавать художественный образ, добиваясь выразительности и цельности композиционного решения.

Развитие творческого потенциала - главная задача всего курса обучения. Преподавателю необходимо пробудить у учащихся активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. Поэтому в 1-ом, 2-ом классе много заданий сказочно-фантастического содержания, что, несомненно, увлекает детей младшего возраста. Большинство заданий опирается на простые и доступные образы в сознании ребенка, которые можно развивать и обогащать смысловой нагрузкой. Например: дерево как часть живой природы, как символ жизни, как одушевленный предмет.

На протяжении всего курса обучения дети учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Немаловажную роль играет воспитание трудолюбия, настойчивости и умения довести работу до состояния завершенности. Необходимо развивать наблюдательность ребенка, его эстетический вкус.

По окончании курса у учащегося должно быть сформировано представление о многообразии и увлекательности изобразительного художественного творчества. Учащийся должен владеть навыками и умениями пользоваться различными художественными материалами, иметь расширенное представление о цвете и формах предметов, уметь анализировать и сопоставлять их.

Преподавание изобразительного искусства и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста имеет ряд особенностей.

Психологической особенностью младшего школьного возраста является повышенная возбудимость, импульсивность, сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость, которые мешают надолго сосредоточиться на одном предмете. Практически-деятельное начало в психике ребенка значительно преобладает над аналитическим. Ребенку легче воспринять предмет, произведя с ним какое-нибудь действие, или, например, включив в игру. Преподавателю не стоит начинать занятие с пространного теоретического вступления, так как дети быстро потеряют интерес к занятию и не смогут выполнить задание. Поэтому в программе нет деления на теоретические и практические занятия. Задача преподавателя - как можно быстрее включить ребенка в процесс творческой деятельности, синкретично решая педагогические задачи.
Программа рассчитана на три года обучения. Работа ведется поступательно в одном направлении, но на разном уровне сложности по мере продвижения вперед. Таким образом, знакомство с понятиями, техниками и приемами изобразительного искусства, происходит при постоянном обращении к пройденному материалу, но на более сложном уровне. Например, такие базовые понятия в обучении изобразительному искусству как цвет, пятно, форма, линия, фактура, композиция и др. изучаются и в первом, и во втором, и в третьем классах (а при продолжении обучения и в старших), но каждый раз углубляются, демонстрируют разнообразие прочтения, так как раскрываются на заданиях разного уровня сложности. Поэтому и названия разделам в программе первого и второго годов обучения даны с долей условности, а в программе третьего года отсутствуют вовсе.

Вид учебной

работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов




Классы

1

2

3







Полугодия

1

2

3

4

5

6




Часов в неделю по рисунку

3

3

3

3

3

3




Часов в неделю по живописи

3

3

3

3

3

3




Аудиторные занятия

По рисунку

48

48

48

51

48

51

294

Аудиторные занятия

По живописи

48

48

48

51

48

51

294

Вид промежуточной аттестации по рисунку




просмотр




просмотр




просмотр




Вид промежуточной аттестации по живописи




просмотр




просмотр




просмотр





Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Формы и режим занятий. Программа составлена с учетом уровня организации занятий на базе детских домов, возможности материально-технического оснащения учебных помещений и с учётом специфики развития детей.

Занятия проводятся в группе два раза в неделю по три академических часа (35-40мин.). Занятия проводятся в форме уроков и уроков с элементами игры. Занятия разделены на занятия графикой (рисунком) и живописью. В рамках занятий графикой(рисунком) примерно раз в четверть предусмотрены задания по лепке (из глины), которые помогают развитию чувства формы, линии, фактуры и пространства, а также положительно влияют на развитие общей моторики руки. Программа предполагает использование преподавателем большого количества иллюстративного материала, знакомящего учащихся с лучшими образцами мирового изобразительного искусства и архитектуры, таким образом, в занятия живописью и графикой вплетены элементы беседы по истории искусства.

Уроки проводятся одним преподавателем, что позволяет гибко варьировать методику, в зависимости от характера и подготовленности группы и психологических особенностей учащихся. На каждое задание отводится примерное количество часов, что, разумеется, может быть изменено в ходе работы, по объективным причинам.

Учитывая возраст детей, программа предполагает самые разные формы проведения занятий: прослушивание музыки, игровые моменты, чтение стихов, сказок, проведение коллективных работ.

Прогнозируемые результаты освоения программы. В процессе занятий по данной программе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Различать виды и жанры искусства, (например, отличать акварель от гуаши, портрет от пейзажа и натюрморта и т.д.)

- Уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, архитектура. Знать несколько имен художников, скульпторов, архитекторов.

- Уметь пользоваться кистью, пером, карандашом, гуашью, акварелью, пастелью, цветными мелками, фломастерами и др. художественными материалами. Уметь различать их, знать их возможности использования, подбирать наиболее подходящий художественный материал для своей работы.

- Уметь задумывать и воплощать композицию на заданную тему, стараясь выразить свой замысел, пользуясь художественными приемами и выразительными средствами.

- Воспитать в себе аккуратное и бережливое отношение к художественным материалам и инструментам.

- Уметь эмоционально откликаться, высказывать самостоятельные суждения о произведениях искусства и рисунках своих и своих товарищей. Быть при этом воспитанным и вежливым.

- Развить свой художественный вкус, фантазию, стремление к творческой деятельности, творческому подходу к жизни.

- Научиться вежливо и терпеливо общаться со сверстниками и взрослыми, но отстаивая при этом собственные суждения. Прислушиваться к мнению преподавателя.
О степени освоения программы каждым учащимся можно судить по его индивидуальному результату на конец учебного года. Поэтому важно сохранять в фонде не только самые удачные работы ученика, но и менее удачные, чтобы иметь возможность оценить творческий рост ученика. Весь процесс обучения должен ориентировать ребенка на успех. С каждым новым заданием учащийся должен чувствовать, что он двигается вперед, ощущать результат своей деятельности, добиваться маленьких побед. В этом случае, даже сравнивая свою работу с более удачными работами своих товарищей, ребенок не будет чувствовать себя неудачником.

В конце четверти проводятся итоговые уроки-конференции, на которых в виде бесед и вопросов-ответов повторяется пройденный материал, и обсуждаются детские работы по главной текущей теме. Преподаватель отмечает для себя, какие понятия усвоены учащимися хуже, при необходимости возвращается к ним на последующих уроках.

Результаты освоения программы проявляются также в форме участия обучающихся в различных выставках, конкурсах и фестивалях, а также присуждении некоторым работам призовых мест. Само желание ученика участвовать в конкурсе говорит о его возросшей творческой активности, заинтересованности в предложенной теме, участие должно быть добровольным. Нельзя забывать и о просто выставках в стенах школы, где могут быть представлены работы не конкурсные, а всех желающих. Эти выставки обычно носят тематический характер, посвящены какому-либо событию, празднику и решают воспитательные задачи.

Рекомендуемая литература.


  1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. - М., 2011




  1. Золотарева А. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. - М., АСТ, 2011




  1. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы. Книга для учителя. Б. Неменский, Н.Фомина, Н. Гросун и др. - М., 1991




  1. Курбатова Н. Современная энциклопедия начальной школы. Изобразительное искусство. - М., АСТ, 2011




  1. Методика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в художественном музее. Методические рекомендации. Составитель Раева Н.Д. - Л., 1989




  1. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985




  1. Педагогика: Учебное пособие. Под ред. Бабанского Ю.К. - М., 1983




  1. Серия «Эрудит». Человек и общество. Справочное издание. – М., 2008




  1. Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб, изд-во Питер, 2010




  1. Социальная педагогика. Курс лекций. Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000




  1. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996




  1. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997




  1. Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010

  2. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009

  3. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985 Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. "Филимоновская игрушка"


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс
Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconИскусство (изобразительное искусство) по программе В. С. Кузина. 1 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительному искусству» в 1 классе разработана в соответствии
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 3 класс 1 час в неделю...
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала,...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconПрограмма составлена применительно к учебной программе «Изобразительное...
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconКузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд. 1-8 класс
«Изобразительное искусство», авторской программы Кузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд....
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconКузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд. 1-8 класс
«Изобразительное искусство», авторской программы Кузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд....
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconКузин В. С. Программа. Изобразительное искусство
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы Кузин В. С. Программа. Изобразительное...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconУрок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского...
Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconРабочая программа по изобразительному искусству 3а класс
«Изобразительное искусство. 1 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд.,...
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск