Скачать 337.17 Kb.
|
Изобразительное искусство 1-3 класс. Пояснение к программе. Учебные программы и учебно-тематический план по изобразительному искусству для учащихся 1-3 классов Санкт-Петербургской детской художественной школы им.Б.М.Кустодиева разработаны на основе примерных учебных планов и программ, направленных Министерством культуры Российской Федерации в Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, и являются результатом обобщенного опыта деятельности всего педагогического коллектива. Программа включает в себя занятия по учебным предметам: рисунок, живопись, лепка (со 2 кл.) и история искусства (с 3 кл.) и направлена на: -создание условий для развития личности ребенка; -развитие мотивации личности к познанию и творчеству; -обеспечение эмоционального благополучия ребенка; -приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; -создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; -интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; Целью данной программы является введение учащихся в мир изобразительного искусства, расширение их кругозора, раскрытие многообразия окружающего мира, его красоты и гармонии, эмоционального восприятия мира через занятия изобразительным искусством, знакомство с азами художественной грамоты, а также интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка в целом. Эта цель может быть достигнута через решение педагогических задач, которые можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные и выразить в виде таблицы:
Основная задача детских школ искусств – это творческое развитие личности ребенка. В младшем возрасте дети обладают огромным эмоциональным потенциалом, яркостью впечатлений, желанием самовыражения. Используя эти качества целью занятий является формирование у ребенка нравственно-эстетической отзывчивости на явления окружающей действительности а также творческой активности в выражении собственных впечатлений, пониманию языка искусства. Изобразительное искусство непосредственным образом призвано воздействовать на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, в основу работы должно быть положено воспитание у учащихся способности не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней, и к концу обучения уметь создавать художественный образ, добиваясь выразительности и цельности композиционного решения. Развитие творческого потенциала - главная задача всего курса обучения. Преподавателю необходимо пробудить у учащихся активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. Поэтому в 1-ом, 2-ом классе много заданий сказочно-фантастического содержания, что, несомненно, увлекает детей младшего возраста. Большинство заданий опирается на простые и доступные образы в сознании ребенка, которые можно развивать и обогащать смысловой нагрузкой. Например: дерево как часть живой природы, как символ жизни, как одушевленный предмет. На протяжении всего курса обучения дети учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Немаловажную роль играет воспитание трудолюбия, настойчивости и умения довести работу до состояния завершенности. Необходимо развивать наблюдательность ребенка, его эстетический вкус. По окончании курса у учащегося должно быть сформировано представление о многообразии и увлекательности изобразительного художественного творчества. Учащийся должен владеть навыками и умениями пользоваться различными художественными материалами, иметь расширенное представление о цвете и формах предметов, уметь анализировать и сопоставлять их. Преподавание изобразительного искусства и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста имеет ряд особенностей. Психологической особенностью младшего школьного возраста является повышенная возбудимость, импульсивность, сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость, которые мешают надолго сосредоточиться на одном предмете. Практически-деятельное начало в психике ребенка значительно преобладает над аналитическим. Ребенку легче воспринять предмет, произведя с ним какое-нибудь действие, или, например, включив в игру. Преподавателю не стоит начинать занятие с пространного теоретического вступления, так как дети быстро потеряют интерес к занятию и не смогут выполнить задание. Поэтому в программе нет деления на теоретические и практические занятия. Задача преподавателя - как можно быстрее включить ребенка в процесс творческой деятельности, синкретично решая педагогические задачи. Программа рассчитана на три года обучения. Работа ведется поступательно в одном направлении, но на разном уровне сложности по мере продвижения вперед. Таким образом, знакомство с понятиями, техниками и приемами изобразительного искусства, происходит при постоянном обращении к пройденному материалу, но на более сложном уровне. Например, такие базовые понятия в обучении изобразительному искусству как цвет, пятно, форма, линия, фактура, композиция и др. изучаются и в первом, и во втором, и в третьем классах (а при продолжении обучения и в старших), но каждый раз углубляются, демонстрируют разнообразие прочтения, так как раскрываются на заданиях разного уровня сложности. Поэтому и названия разделам в программе первого и второго годов обучения даны с долей условности, а в программе третьего года отсутствуют вовсе.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации Формы и режим занятий. Программа составлена с учетом уровня организации занятий на базе детских домов, возможности материально-технического оснащения учебных помещений и с учётом специфики развития детей. Занятия проводятся в группе два раза в неделю по три академических часа (35-40мин.). Занятия проводятся в форме уроков и уроков с элементами игры. Занятия разделены на занятия графикой (рисунком) и живописью. В рамках занятий графикой(рисунком) примерно раз в четверть предусмотрены задания по лепке (из глины), которые помогают развитию чувства формы, линии, фактуры и пространства, а также положительно влияют на развитие общей моторики руки. Программа предполагает использование преподавателем большого количества иллюстративного материала, знакомящего учащихся с лучшими образцами мирового изобразительного искусства и архитектуры, таким образом, в занятия живописью и графикой вплетены элементы беседы по истории искусства. Уроки проводятся одним преподавателем, что позволяет гибко варьировать методику, в зависимости от характера и подготовленности группы и психологических особенностей учащихся. На каждое задание отводится примерное количество часов, что, разумеется, может быть изменено в ходе работы, по объективным причинам. Учитывая возраст детей, программа предполагает самые разные формы проведения занятий: прослушивание музыки, игровые моменты, чтение стихов, сказок, проведение коллективных работ. Прогнозируемые результаты освоения программы. В процессе занятий по данной программе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: - Различать виды и жанры искусства, (например, отличать акварель от гуаши, портрет от пейзажа и натюрморта и т.д.) - Уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, архитектура. Знать несколько имен художников, скульпторов, архитекторов. - Уметь пользоваться кистью, пером, карандашом, гуашью, акварелью, пастелью, цветными мелками, фломастерами и др. художественными материалами. Уметь различать их, знать их возможности использования, подбирать наиболее подходящий художественный материал для своей работы. - Уметь задумывать и воплощать композицию на заданную тему, стараясь выразить свой замысел, пользуясь художественными приемами и выразительными средствами. - Воспитать в себе аккуратное и бережливое отношение к художественным материалам и инструментам. - Уметь эмоционально откликаться, высказывать самостоятельные суждения о произведениях искусства и рисунках своих и своих товарищей. Быть при этом воспитанным и вежливым. - Развить свой художественный вкус, фантазию, стремление к творческой деятельности, творческому подходу к жизни. - Научиться вежливо и терпеливо общаться со сверстниками и взрослыми, но отстаивая при этом собственные суждения. Прислушиваться к мнению преподавателя. О степени освоения программы каждым учащимся можно судить по его индивидуальному результату на конец учебного года. Поэтому важно сохранять в фонде не только самые удачные работы ученика, но и менее удачные, чтобы иметь возможность оценить творческий рост ученика. Весь процесс обучения должен ориентировать ребенка на успех. С каждым новым заданием учащийся должен чувствовать, что он двигается вперед, ощущать результат своей деятельности, добиваться маленьких побед. В этом случае, даже сравнивая свою работу с более удачными работами своих товарищей, ребенок не будет чувствовать себя неудачником. В конце четверти проводятся итоговые уроки-конференции, на которых в виде бесед и вопросов-ответов повторяется пройденный материал, и обсуждаются детские работы по главной текущей теме. Преподаватель отмечает для себя, какие понятия усвоены учащимися хуже, при необходимости возвращается к ним на последующих уроках. Результаты освоения программы проявляются также в форме участия обучающихся в различных выставках, конкурсах и фестивалях, а также присуждении некоторым работам призовых мест. Само желание ученика участвовать в конкурсе говорит о его возросшей творческой активности, заинтересованности в предложенной теме, участие должно быть добровольным. Нельзя забывать и о просто выставках в стенах школы, где могут быть представлены работы не конкурсные, а всех желающих. Эти выставки обычно носят тематический характер, посвящены какому-либо событию, празднику и решают воспитательные задачи. Рекомендуемая литература.
|
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство... | Рабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный... | ||
Рабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | Рабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы.... | Рабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Искусство (изобразительное искусство) по программе В. С. Кузина. 1 класс Рабочая программа по предмету «Изобразительному искусству» в 1 классе разработана в соответствии | Рабочая программа «Изобразительное искусство» 3 класс 1 час в неделю... Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала,... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный... | Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное... Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных... | ||
Кузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд. 1-8 класс «Изобразительное искусство», авторской программы Кузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд.... | Кузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд. 1-8 класс «Изобразительное искусство», авторской программы Кузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд.... | ||
Кузин В. С. Программа. Изобразительное искусство Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы Кузин В. С. Программа. Изобразительное... | Урок изобразительного искусства в 5 класса по программе Б. Неменского... Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 3а класс «Изобразительное искусство. 1 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд.,... | Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... |