Рабочая программа «Изобразительное искусство»
3 класс 1 час в неделю - 34 часа в год.
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
№
п/п
| Тема
| Основные виды
учебной деятельности
| Результаты образования
| предметные
| личностные
| метапредметные
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Тема 1. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ГОРОДЕ (8 часов).
1
| 1.Твои игрушки
| Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.
| Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки
Умение преобразиться
в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки
| Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека
| Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию
и пользоваться ею.
| 2-3
| 2-3. Посуда у тебя в доме (лепка из пластилина, создание формы, роспись)
| Характеризовать и эстетически оценивать разную посуду, материал, из которого она сделана. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму изделия из пластилина и украшать её. Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке.
| Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)
Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз»
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
| 4
| 4. Мамин платок.
| Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.
| Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.
| 5
| 5. Обои и шторы у тебя дома.
| Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.
| Знание роли художников
в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| 6
| 6.Твои книжки.
| Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации
| Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы.
| Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| 7
| 7.Поздрави-тельная открытка (декоративная закладка).
| Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них.
| Знание видов графических работ ( работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике)
Умение выполнить
простую графическую работу.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| 8
| 8.Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.
| Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.
| Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.
| Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов)
9
| 1.Памятни-ки архитект-уры.
| Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.
| Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию
и пользоваться ею.
| 10
| 2. Парки, скверы, бульвары.
| Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.
| Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа
целого коллектива.
Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.
| 11
| 3. Ажур-ные ограды.
| Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.
| Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла.
Умение конструировать
из бумаги ажурные решетки.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.
| 12
| 4.Фонари на улицах и в парках.
| Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений.
| Изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей.
Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.
| 13
| 5. Удиви-тельный транспорт.
| Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.
| Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта.
Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги.
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его
| 14
| 6. Витри-ны на улицах.
| Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.
| Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.
| 15
| 7. Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.
| .Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.
| Овладеть приемами коллективной творческой деятельности
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.
|
Тема 3. Художник и зрелище (12 часов)
16
| 1.Худож-ник в цирке.
| Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.
| Знание отличия и сходство театра и цирка.
Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
| Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.
| 17-19
| 2-4.Худож-ник в театре.
| Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
| Знание истоков театрального искусства.
Создание эмблемы театра.
Умение создать эпизод
театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма
Знание, каким был древний античный театр.
Умение нарисовать эскиз театрального костюма.
Умение создать декорации к выбранной сказке.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.
| 20
| 5. Образ театрального героя.
| Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя.
| Знание истоков театрального искусства.
Умение создать образ героя.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
| Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его
| 21
| 6.Теат-ральный занавес.
| Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.
| Знание устройства театра.
Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
| Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.
| 22
| 7.Афиша и плакат.
| Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.
| Знание назначения афиши.
Умение создать эскиз афиши к спектаклю.
Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
| Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.
| 23
| 8.Театральные маски.
| Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу.
| Знание истории происхождения театральных масок.
Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
| Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его
| 24
| 9.Театр кукол.
| Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр.
| Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра.
Умение создать театральных кукол из различных материалов.
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.
| 25
| 10.Театральная программа
| Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.
| Знание о назначении программы.
Умение создать эскиз программы к спектаклю или цирковому представлению.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.
| 26
| 11.Праздник в городе
| Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году.
| Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.
| 27
| 12.Школьный карнавал. Обобщение темы
| Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
| Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
|
Тема 4. Художник и музей (7 часов)
28
| 1.Музеи в жизни города.
| Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев.
| Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.
| 29
| 2.Картина-пейзаж.
| Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи.
| Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета
в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.
| 30
| 3.Картина-натюрморт
| Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.
| Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.
Умение изобразить
натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
| 31
| 4.Картина-портрет.
| Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке.
| Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| 32
| 5.Картины исторические и бытовые.
| Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах.
| Знание отличия исторических и бытовых картин.
Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| 33
| 6.Скульптура в музее и на улице.
| Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.
| Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов.
Умение смотреть
на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| 34
| 7.Художественная выставка. Обобщение темы
| Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.
| Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.
|
|