Общие положения
Настоящий порядок составлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом образовательного учреждения, на основании информационного письма Министерства образования РФ «Рекомендации по организации приема в первый класс» 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-03./. Данное Положение регулирует порядок приема и организацию учебного процесса для первоклассников на учебный год.
Прием в первый класс
Приём детей в первый класс осуществляется в соответствии с законами РФ, Типовым положения об образовательном учреждении и Уставом МОУ «СОШ №7» В первые классы начальной школы принимаются дети с 6 лет 6 месяцев по усмотрению родителей. Запись в первый класс начинается с первого апреля по мере поступления заявлений родителей (законных представителей). Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются в журнале приема заявлений в 1 класс. Во время зачисления детей в школу необходимо иметь следующие документы:
- медицинскую карту,
- копию свидетельства о рождении,
- копию страхового полиса,
-2 фотографии 3х4
- заявление о зачислении в школу. Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (Закон Российской Федерации «Об образовании» п.3 ст.5). Родители (законные представители) будущих первоклассников имеют право выбирать форму получения образования, однако не могут настаивать на реализации каких-либо образовательных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в Устав образовательного учреждения. После окончания приема заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года.
Адаптационный период в первом классе
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками.
Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах. Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком. Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе. Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные). Игра с правилами, как и учебная деятельность дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.
Организация обучения
Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (партой или столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе. Предельно допустимая наполняемость класса – 25 чел. Продолжительность учебного года для первоклассников – 33 недели. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти (из числа 37 каникулярных дней) с целью профилактики переутомления. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 учебных часов, дневная учебная нагрузка не более 4 уроков. Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 3 урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми (на 4 уроке). Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока. Продолжительность перемен между уроками не менее 5 минут. Организация завтрака на перемене после 1 урока. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: уроки, требующие большого умственного напряжения и внимания (русский язык и математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми; уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению целесообразно проводить на 3 уроке, а уроки с преобладанием двигательного компонента (физическая культура, ритмика и т.п.) - на 4 уроке. Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день – четверг. В этот день в расписании отсутствуют уроки математики, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки труда, изобразительного искусства и физкультуры. 4. Контроль и оценка результатов обучения
В первом классе начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Допускается словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия). В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу. Домашние задания в первом классе не задаются. Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются. |