Рабочая программа учебного предмета «Технология»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Технология»
страница1/3
Дата публикации19.09.2014
Размер272 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
«Технология»

(4 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умений учиться и на основе авторской программы по технологии «Секреты мастеров» Н.М. Конышевой.

Цель: формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности.

Задачи:

1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

В качестве специфической содержательной базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений (и соответствующих умений) из области дизайна, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн – это вид человеческой деятельности, направленный на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек независимо от образа жизни и профессии является «пользователем» этой среды, поскольку он проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, элементарные знания и умения из области дизайна следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных), соответственно, современным школьникам необходимо получить образование в данной области.

Поскольку на уроках практического труда ученики обычно создают вещи для реального применения в жизни, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей, а именно:

  • о самых общих правилах и требованиях, которые человек предъявляет к вещам (и которые, следовательно, надо учитывать при их производстве и использовании);

  • о взаимосвязи предметного мира с миром природы.

Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным в самом глубоком смысле. Он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

  • родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

  • литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания образа изделия);

  • математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и проч., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

  • окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

  • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

Главным в содержании обучения является именно культурологическая часть: нравственно-эстетический и социально- исторический опыт человечества, отражённый в материальной культуре.

Специальное предметное содержание курса обозначено лишь сквозными линиями, которые проходят через все ступени. Эти линии в программе обозначены в общем виде, без жёсткого перечня конкретных компонентов. При этом, во-первых, предусматривается, что такой перечень в практике отдельных школ может быть представлен более или менее широко (в зависимости от количества учащихся, наличия нужных материалов, особенностей местных условий и даже собственных умений и предпочтений учителя). Во-вторых, учитывается, что программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в котором все обозначенные содержательные линии конкретизированы.

Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала с сохранением его общеобразовательной сущности. Этот принцип соблюдается в отношении всех составляющих курса:

  • технологической (от более простых приёмов и технологий – к более сложным);

  • интеллектуальной (от решения более простых конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач –к более сложным);

  • культурологической (от самых простых знаний и представлений – к более серьёзным обобщениям).

Продвижение учащихся в освоении культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Скорее, наоборот, освоение большинства программных проблем, в силу их глубины и разносторонности, строится по концентрическому принципу, и школьники с разной степенью проникновения касаются их на разных ступенях единого курса.

Что же касается понятийно-категориального аппарата предмета «технология», заучивания специальной терминологии (названия материалов, инструментов, операций и проч.), то это целесообразно включать в содержание лишь в той мере, которая необходима для сознательного выполнения работы. При этом предполагается, что сугубо профессиональную терминологию младшие школьники не изучают, а информацию справочного характера, рассчитанную лишь на память, не заучивают.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический), так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный) аспекты. В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий.

При дизайнерском подходе проектная деятельность составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса; фактически это представляет собой весьма конкретное использование проблемно-поисковых методов в учебной дисциплине.

Основная проблема, рассматриваемая в программе третьего класса, – «человек – предмет – среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.

Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; ещё раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Безусловно, следует учитывать весь предыдущий опыт детских наблюдений, но на этом этапе он получает в совокупности с новыми фактами более глубокую качественную оценку. Эта оценка трансформируется в очень важный вывод: природой во всём предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи; невнимательное же отношение к этим фактам обедняет творчество мастера и даже может вызвать цепь нравственных разрушений, хаос. Отталкиваясь от этой мысли, ученики проектируют отдельные вещи на основе форм и образов природы.

Главным стержнем программы четвёртого года обучения является проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные учениками за предыдущий период, не просто дополняются; они систематизируются и обобщаются – в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека, а также более осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой культуры.

На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда, создаваемая людьми для своего удобства, всегда несёт в себе отпечаток конкретного исторического времени, социального опыта и духовных устремлений человека. Даже в самых простых, привычных и непритязательных вещах обязательно скрыта серьёзная информация, которая не только может пролить свет на прошлое человечества, но и позволяет многое понять в проблеме связи времён, задуматься о единстве жизни и тех силах, которые это единство поддерживают.

При этом основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал – всё имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времён и продиктованы, как

правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.

Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового. В связи с этим важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, – это способ научиться мастерству.

Мастер, творец является высшим выразителем духовной сущности вещей. Изучение и освоение мастерства имеет особый смысл. Дети довольно легко приходят к выводу, что под «секретами» мастеров подразумеваются в первую очередь не технологические тонкости ремесла, а именно мудрость Мастера, одухотворённость и гармония его деятельности. На этом фоне они совершенствуют свою практическую подготовку, приобретают новые умения.

На какой-то период ученики сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд, такой приём может показаться противоречащим общей – творческой – концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более чётко и убедительно выделить мысль: «Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров».

При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства – его духовно-нравственный смысл; с распространённым в различных методиках трудового обучения механическим копированием учебных образцов указанный приём не имеет ничего общего.

В итоговой части изучения курса программа предлагает ещё раз специально обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом. В соответствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий получают новое звучание в современных условиях. В этот учебный период проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремёслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.

Методы организации деятельности учащихся на уроках

В учебнике «Секреты мастеров» предусмотрено строго продуманное сочетание репродуктивных и творческих методов. Задания даются ученикам как своеобразные задачи, которые требуют смекалки, пространственного мышления, наблюдений и анализа информации. А предметно-практическая форма выполнения этих задач лишь облегчает их решение, поскольку позволяет моделировать сложные абстрактные действия в наглядном и понятном ребенку предметно-практическом виде.

Поскольку репродуктивные методы руководства работой учеников занимают в четвертом классе много места, учителю на таких уроках нужно демонстрировать и подробно разъяснять приемы, а ученики должны как можно точнее повторять, воспроизводить его действия и запоминать их. При этом, как и на предыдущих ступенях обучения, учитель соотносит поэтапную демонстрацию работы с инструкцией, данной в учебнике.

В этом случае репродуктивная организация деятельности детей одновременно направлена и на отработку приемов, и на обучение работе с учебником. А это означает, что в данном курсе предусмотрено специальное обучение приемам анализа, отбора и использования информации в познавательной деятельности. Для закрепления нового способа действия обычно предлагается часть работы выполнить самостоятельно.

Поисковые (или творческие) методы предполагают постановку и решение проблемных ситуаций. Новые знания и умения открываются учениками самостоятельно, непосредственно в ходе решения практических задач.

Базисный план по программе 1 час в неделю

34 недели - 34 часа в год

1 четверть – 9 недель (9 часов)

2 четверть – 7 недель (7 часов)

3 четверть – 10 недель (10 часов)

4 четверть – 8 недель (8 часов)



Название темы

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Открытие новых знаний

Комбинированный

Закрепление

Урок рефлексии

1.

Из глубины веков – до наших дней

2

6

1




2.

Традиции мастеров в изделиях для праздника

1

6







3.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

2

7

1




4.

В каждом деле – свои секреты

1

6




1

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
«Технология» 2 класс (О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова) умк «Планета знаний» 2 класс с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
«Технология. Обслуживающий труд», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 2-е издание издательства «Дрофа»,...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа Учебного предмета «Технология»

Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
«Технология» для 2 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы«Технология»Роговцевой...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
Фгос, авторской программы Н. А. Цирулик «Технология», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
«Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа курса «технология»
Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск