Направления воспитательной работы ГБОУ СОШ № 1994
Современная школа должна стать новым важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования жизненных установок личности. Обществу нужны не только высокообразованные, но и нравственно богатые, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Воспитание - это главная предпосылка к динамичному развитию и расцвету общества. Еще 200 лет назад А.С.Пушкин замечал, что все беды России происходят по одной причине - из-за отсутствия воспитания. Д.И.Менделееву принадлежат слова: «Знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего».
Самое главное для успешного претворения в жизнь основных идей концепции модернизации образовательного процесса в целом и его важнейшей составляющей - воспитания, это личность учителя - воспитателя, его отношение к детям, работе.
Для успешной реализации задач воспитания подрастающего поколения, мы должны помнить:
Без памяти - нет истории, Без истории - нет культуры, Без культуры - нет духовности, Без духовности - нет воспитания, Без воспитания - нет Человека, Без человека нет Народа! Воспитание – сложный и многогранный процесс. Ребенок как объект воспитания находится постоянно под влиянием внешних факторов и людей, которые его окружают.
Воспитание– процесс длительный. В школе четко сформирована система воспитательной работы. Данная система определяет содержание и основные направления воспитательной работы ученого заведения и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению.
Воспитательная система школы основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии школы с культурными и общественными организациями и объединениями, единого социального заказа семьи, учащихся, общества.
Основные задачи воспитательной работы: Взаимодействие участников педагогического процесса - педагогов, родителей, общественности, самих учащихся.
Формирование у учащихся системы знаний о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское 'общество, коллектив, свою семью, за самого себя.
Мониторинг и анализ качества воспитательной работы. Формирование взглядов, убеждений, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы работы.
Развитие самосознания в условиях учебного процесса, внеклассной деятельности учащихся.
Формирование ответственности поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины.
Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
Направления воспитательной работы :
Нравственное воспитание: Цели и задачи:
способствовать осмыслению учащимися общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я»;
воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
создание процесса направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе, формирование чувства патриотизма и интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к действительности;
способствование превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство.
Формы и средства реализации:
уроки гуманитарного цикла;
школьное и классное самоуправление;
самореализация личности подростка: беседы, психологический практикум, профориентационный мониторинг;
организация и проведение тематических вечеров, бесед;
организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Правовое воспитание: Цели и задачи:
содействие самоопределению личности, создание условий для её реализации;
формирование у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентации на гуманистические и демократические ценности.
Формы и средства реализации:
уроки экономики, права;
изучение правил поведения в школе и общественных местах;
лекторий «Закон и порядок»
общешкольные мероприятия;
работа Совета профилактики;
. Патриотическое воспитание: Цели и задачи:
формирование у учащихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, готовности к безупречному несению службы в рядах Вооруженных сил, приобщение к боевым и трудовым традициям народа, воспитание гордости за подвиги старших поколений.
Формы и средства реализации:
работа в школьных музеях;
месячник военно-патриотического воспитания;
игра «Зарница»;
встречи с представителями всех родов войск, ветеранами;
военно-спортивные соревнования;
участие в военно-спортивных районных и городских мероприятиях;
классные часы и беседы, посвященные военной и патриотической тематике;
экскурсии, походы, праздники, творческие отчеты и др.
Формирование здорового образа жизни: Цели и задачи:
воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
приобщение к занятиям физкультурой;
воспитание силы, воли, выносливости;
привитие любви к спорту;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
создание условий для физического развития учащихся.
Формы и средства реализации:
организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний;
организация работы спортивных секций и клубов по различным видам спорта;
уроки физкультуры, хореографии, спецгруппы, индивидуальные занятия;
организация школьных спортивных соревнований и мероприятий , участие в городских и районных мероприятиях;
Дни здоровья, Неделя физкультуры и спорта;
встреча с интересными людьми;
экскурсии.
Моральное воспитание: Цели и задачи:
формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим;
подготовка к семейной жизни;
воспитание сознательного отношения к совершенствованию окружающего социума, оказание различных форм социальной помощи людям;
формирование этнической и социальной толерантности, коммуникативных компетентностей на межкультурном уровне.
Формы и средства реализации:
обеспечение комфортных условий для развития ребенка;
индивидуальная работа с детьми и родителями;
психологическая поддержка семей;
семейные праздники;
родительский всеобуч, конференции, диспуты;
благотворительные акции;
родительские собрания.
Художественно-эстетическое воспитание: Цели и задачи:
художественно-эстетическое развитие детей;
привитие чувства прекрасного;
помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
создание условий для развития творческих способностей учащихся;
формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.
Формы и средства реализации:
занятия в объединениях блока дополнительного образования;
уроки эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство и технология);
кружки (вокального пения, сольного пения, хореографические);
посещение театров, выставок, кинотеатров;
встречи с интересными людьми;
организация концертов, творческих вечеров, конкурсов;
экскурсии (залы, музеи);
турпоездки.
Трудовое воспитание: Цели и задачи:
формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
воспитание бережливости, трудолюбия;
социально-профессиональная адаптация;
развитие интереса к творчеству, занятиям народными ремёслами;
развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Формы и средства реализации:
КТД трудовые (десанты, операции, рейды, субботники);
общественно – полезный труд;
уроки технологии;
организация и проведение трудовой практики;
Экологическое воспитание: Цели и задачи:
формирование нового экологического сознания и экологически разумного поведения в современных условиях;
воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
развитие практических знаний и умений: изучение и оценивание состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее оздоровлению, предвидение возможных последствий своих действий;
В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении ведущих аспектов:
- Когнитивного — включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы мироздания;
- Аксиологического (ценностного) — осознание универсального значения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.
Формы и средства реализации:
практическая деятельность по охране природы: участие в благоустройстве территории школы, участие в экологических акциях;
уроки природоведения, географии , биологии и трудового обучения;
конференции, диспуты;
экологические игры и конкурсы;
научно-исследовательская деятельность;
экскурсии.
Семейное воспитание: Цели и задачи:
обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, семейных реликвий, изучение родословной, приобщение детей к народным традициям, родному языку, традициям и обрядам;
усвоение базовых моральных ценностей и идеалов, культурных традиций ,этических норм взаимоотношений между близкими и в общественном окружении, воспитание культуры поведения, способности заботиться о младших и беспомощных;
половое воспитание детей, развитие моральной чистоты, уважения к женщине, чувства дружбы ,любви, подготовка к супружеской жизни, привитие навыков воспитания детей в семье;
Формы и средства реализации:
уроки этики, классные часы;
тренинги;
общешкольные мероприятия «Папа, мама и я - дружная семья»;
проведение воспитательных мероприятий совместно с родителями;
встреча с интересными людьми.
|