Скачать 4.69 Mb.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАНА ФАКУЛЬТЕТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА РУССКОГО И РОМАНО – ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА (при кредитной системе обучения) ДУШАНБЕ - 2010 Рекомендовано в печать в качестве методического пособия научно методическим советом Технологического университета Таджикистана Протокол № 8 от 07.05. 2010 г. ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОДУ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА (при кредитной системе обучения) Соствители: Умарова Бахора Хайдаровна - старший преподаватель Раджабова Наима Насруллаевна - старший преподаватель В данной брошюре собран материал занимательного характера, предназначенный для самостоятельной работы студентов национальной аудитории неязыковых факультетов вуза, обучающихся при кредитной системе обучения. Их можно применить на уроках русского языка в качестве дополнения к грамматической теме или в процессе организации внеаудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы. Основной целью является укрепление и повышение постоянного интереса к русскому языку, углубление знаний в области познания русского языка. Обсуждено и утверждено на заседании кафедры Русского и романо - германских языков Технологического университета Таджикистана Протокол № 8 от 30.04. 2009г ПРЕДИСЛОВИЕ Кредитная технология обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Самостоятельная работа студентов является важным фактором интегральной оценки качества учебного процесса, влияющим на глубину и прочность приобретенных знаний и умений, способствующим выработке у студентов способности к самообразованию и саморазвитию, потребности творческого овладения знаниями в своей практической деятельности. В ходе самостоятельной работы студент выступает как активный участник учебного прогресса и приобретает навыки свободного критического мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию, инициативность. Принцип занимательности является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлечённость выполняемой работой. Для учащихся занимательно всё то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком. Игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Занимательный материал не только расширяет и углубляет знания, но и воспитывает языковое чутьё, развивает смекалку и сообразительность. Занимательный материал по грамматике, используемый на занятиях, разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес к занятию, несмотря на возраст учащихся. Создаётся очень благоприятная почва для развития непосредственно логического мышления учащихся. Задача преподавателя – строить занятия так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Цель данной брошюры – обеспечить преподавателя русского языка различными формами контроля знаний и умений в области лингвистики (языкознания), заинтересовать студентов и научить их анализировать занимательные языковые факты (ответы), помочь понять всесторонне строй языка, а также самостоятельно самосовершенствоваться. В брошюре подобран разнообразный занимательный материал для занятий по русскому языку: загадки, скороговорки, метаграммы, анаграммы, логогрифы, шарады, ребусы, викторины, который рассчитан на студентов межотраслевого профиля. Предлагаемые в брошюре кроссворды составлены самими студентами. Всё это даёт понять о целесообразности данных заданий в учебном процессе как для закрепления и контроля знаний, так и при выполнении самостоятельных работ во внеаудиторное время. От составителей ЗВУКИ И БУКВЫ Задачи и вопросы 1. Придумайте слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами. 2. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число, рис – в хищное животное? 3. Какую букву надо заменить в слове кость, чтобы получилось название желанного в доме человека? 4. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов: фляги и флаги, вол и вёл, плот и плод, суп и зуб? 5. Какие буквы надо заменить, чтобы слово точка можно было превратить в слово дочка, уточку – в удочку, прутик – в прудик? 6. Когда слово лёт превратится в льёт, семя в семья? 7. В названиях каких месяцев в русском языке на конце слов произносится мягкое р? 8. В пустые клетки необходимо вписать нужные буквы так, чтобы получились слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
9. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? 10. Название каких букв составляют целую эпоху? 11. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? 12. Какую букву надо вписать в мужское имя, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? 13. Чем кончается день и ночь? 14. Что стоит посредине земли? 15. Во что превратятся бал, башня, дом, злой, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими? 16. Какой новый смысл приобретут слова просил, там, право, шест, Тверь, шар, если заменить начальные глухие звуки парными им звонкими? 17. Прочитайте слова: свет, сел. Какой звук нужно заменить в них, чтобы получились новые слова? 18. Сколько раз нужно взять букву «А», чтобы получить птицу? 19. В пустые клетки вписать слова, которые обозначают названия дерева, танца, мелкой рыбы, части патрона.
МЕТАГРАММЫ Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово. Например, меняя первую букву в слове сом, получим: дом, ком, лом, том.
С «г» в машинах я бываю.
С «л» собаку называешь.
Горы, реки есть на мне. С «п» – от вас я не таю – В каждом классе в ряд стою.
С «м» меха я пожираю, С «р» актёру я нужна, С «с» для повара важна.
Я больных лечу, А с четвёртой – Я весною прилечу.
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
Со звонким – и листочки объедает. АНАГРАММЫ Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос, ручка – чурка).
Найдешь в лесах меня повсюду. Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.
Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь.
Прибитая к железу, Но буквы переставь – В кастрюлю я полезу. ЛОГОГРИФЫ Логогрифами называются слова-загадки, меняющие своё значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза, галька – галка).
Когда ж прибавишь «м», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем.
Плыву я в тихую погоду. Но вставь лишь «и» – я поведу Стальную птицу к небосводу. АЛФАВИТ ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ 1. От имён Пётр, Василий, Владимир, Александр образовать фамилии. 2. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? 3. Какие женские имена вы знаете, в которых пишется разделительный мягкий знак? 4. Сидят три кошки. Против каждой кошки по две кошки. Сколько всего кошек? 5. У семи братцев по одной сестрице. Сколько всего детей? 6. Какие слова состоят из ста согласных? 7. Что у цапли впереди, а у зайца позади? 8. Какие собственные имена могут принадлежать как мальчику, так и девочке? 9.Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? 10. Записать в алфавитном порядке имена девочек и мальчиков, которые даны в стихотворениях. ВЫЧИТАНИЕ Проходила наша Таня С малышами вычитанье. Вычитанье как понять? Надо что-нибудь отнять. У Аришки – орешки, У Маришки – матрёшку, У Андрюшки – новый мяч. Во дворе и вой и плач. Получился ответ: Игрушки есть – Подружек нет! А. Стройло ***** В снег упал Серёжка, А за ним – Алёшка, А за ним – Иринка, А за ней – Маринка, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? В. Орлов 11. Почему в стихотворениях некоторые слова (груша и др.) написаны с большой и маленькой букв. Объясните значение этих слов. ЯЗЫКОЛОМКИ Груша, девочка мала, Грушу-дерево трясла. С груши груши градом, Груша грушам рада. С. Погореловский В поле Поля-Полюшка Полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, Если полет поле Поля. С. Погореловский В поле Поля Поле пашет. Ей пилот пилоткой машет: – Ай да Поля! Ай да поле! Жди пилота В гости, Поля! Т. Белозеров ШАРАДА Шарады – это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. 1.Начало слова – крик птицы, середина слова – растительность у человека на лице, конец слова – название дерева. Целое слово – круговое катание. 2.Первый слог – крик птицы, второй – голос человека, целое слово – вид бумаги. 3.Начало слова – должность на корабле, конец слова – горы в Америке без последней буквы. Целое слово – город в Узбекистане. 4. Начало слова – большой танцевальный вечер, на конце – гласная и согласная буквы. Целое слово – один из видов театрального искусства. 5. Начало слова – движение электрического заряда, затем союз. Целое слово – столица государства в Азии. 6. Союз и односложное слово, обозначающее собрание произведений писателя. Целое слово – мельчайшая единица химического элемента. 7. В начале слова – русское женское имя и на конце гласная. Целое слово – название государства в Азии. 8. Мой первый слог – предлог, И во втором мы проживём всё лето, А целое от нас и вас Давно уж ждёт ответа. 9. На первом стоит часовой, Второе в лесу зеленеет, На целое, только стемнеет Ты ляжешь – и кончен день трудовой. 10. Первый слог – китайский напиток, Второй – название буквы. А целое – птица. ВИКТОРИНА
Образец: дорога – рог, год, город, род, гора.
а) участник кружка по изучению природы б) сотая доля числа, принимаемая за целое в) неизменяемая форма глагола г) точная выдержка из какого-нибудь текста ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОПРОС 1. В каких словах звонкий согласный звук произносится как глухой? а) Вся степь – колхозный ток, Скирды, скирды вокруг: На север, на восток, На запад и на юг. б) Четыре в комнате угла. Четыре ножки у стола. И по четыре ножки У мышки и у кошки. 2. Назвать согласные, написание которых нужно проверить. а) Хороша репка, Да сидит крепко. Сестрица-матрёшка, Помоги немножко! б) БАРСУК Я взглянул в лесу на куст, А под ним лежит арбуз! Взять хотел, но только вдруг Из-под рук Вскочил барсук, И по травке – хруст! – хруст! – Покатился мой «арбуз». Ю. Андрианов 3. Записать только те слова, написание согласных в которых требует проверки. Рядом с каждым словом записать проверочное. а) У Алёнки в гостях Петушок в сапожках, Курочка в серёжках, А корова в юбке, В тёплом полушубке, Селезень в кафтане, Утка в сарафане. б) ЁЖИК-САПОЖНИК
УДАРЕНИЕ. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОПРОС 1. Какая буква стоит всегда под ударением? 2. Поставить ударение в словах. На берёзках белых лопаются почки. В поле показались первые цветочки. В декабре мороз сердился, Серый дым над крышей вился. 3. В какую часть речи превратятся данные глаголы, если переставить ударение с одного слога на другой? 4. В пустые клетки вписать слова, которые обозначают названия: цветка , животного, растения, хищной рыбы.
5. Записать в словарики слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением. ОСЕНЬ Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-жёлтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Лёгкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней, Бережёт густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. А. Твардовский АРИФМЕТИКА К серой цапле на урок Прилетели семь сорок, А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок Прилетело на урок? Т. Белозеров Огурцы на нашей грядке Целый день играют в прятки. Мы с ведёрками пришли, Все огурчики нашли. Яблочки на веточках Спелые качаются, Ветерок для Светочки Их сорвать старается. В ЛЕСУ Сто грибов в лесу найдём, Обойдём полянку. В кузовок мы не возьмём Бледную поганку. Мы обшарим все дубы, Ёлку и осинки И хорошие грибы Соберём в корзинки. Н. Сладков ЧТО У КОГО? У нашей Алёнки Капуста в бочонке, Огурчики в кадке, Морковка на грядке. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке, Бобы на окошке, Петрушка в ладошке. ЧУДЕСНЫЙ ДОМ Вот стоит Стеклянный дом. Кто прописан В доме том? – Я, Огурец-удалец! – Я, Помидор-молодец! – Я, Редиска хруп-хруп! – Я, зелёный Лук-Лук! – Я, Кабачок-толстячок! – Я, Салат! – Я, Морковь! – А ты кто таков? – А я, Мороз – Морожу щёки и нос, Листики и хвостики. Берегитесь, Толстячки! Отвечает огород, Огородный весь народ: – Уходи, Мороз, быстрей, Не грози нам у дверей! Кто живёт У нас в светлице, Тот мороза не боится. Вот так светлая светлица! Вот так тёплая теплица! Е. Гай и Ф. Лев СРЕДИ БЕЛЫХ ГОЛУБЕЙ Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка, Откликайся, не робей, Вылетай-ка, воробей! И. Демьянов МЕТАГРАММА Меня ты не напрасно ценишь: Тебя насытить я могу. Но если «у» на «е» заменишь, Я по деревьям побегу. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Левченко М. Н. Программа аттестационных испытаний по немецкому языку для поступающих на второй и последующие курсы,... | Учебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков | Учебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков | Учебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык» Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков | Учебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков | ||
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)... В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | ||
Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год Кафедра экономики предприятия и инновационной деятельности. Волгоградский государственный университет | Организация ученического самоуправления Факультетское образование: филологический факультет с изучением 2-х иностранных языков, физико-математический факультет с элементами... | ||
Малые инновационные предприятия как основа становления инновационной экономики России Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, экономический факультет, г. Ярославль, Россия | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (модуль 3)» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300. 62 Психология,... | ||
Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики... На тему: «Оценка влияния рисков на позиционирование компаний «Газпром», нк «Лукойл», нк «Роснефть» на зарубежных рынках после | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... |