Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика





НазваниеТехнологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика
страница1/38
Дата публикации04.09.2013
Размер4.69 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Литература > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАНА
ФАКУЛЬТЕТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА РУССКОГО И РОМАНО – ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ



ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

(при кредитной системе обучения)

ДУШАНБЕ - 2010
Рекомендовано в печать в качестве методического пособия научно методическим советом Технологического университета Таджикистана

Протокол № 8 от 07.05. 2010 г.

ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОДУ ОБРАЗОВАНИЯ

И ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

(при кредитной системе обучения)

Соствители:
Умарова Бахора Хайдаровна - старший преподаватель
Раджабова Наима Насруллаевна - старший преподаватель


В данной брошюре собран материал занимательного характера, предназначенный для самостоятельной работы студентов национальной аудитории неязыковых факультетов вуза, обучающихся при кредитной системе обучения. Их можно применить на уроках русского языка в качестве дополнения к грамматической теме или в процессе организации внеаудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы. Основной целью является укрепление и повышение постоянного интереса к русскому языку, углубление знаний в области познания русского языка.


Обсуждено и утверждено на заседании кафедры Русского и романо - германских языков Технологического университета Таджикистана

Протокол № 8 от 30.04. 2009г

ПРЕДИСЛОВИЕ
Кредитная технология обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Самостоятельная работа студентов является важным фактором интегральной оценки качества учебного процесса, влияющим на глубину и прочность приобретенных знаний и умений, способствующим выработке у студентов способности к самообразованию и саморазвитию, потребности творческого овладения знаниями в своей практической деятельности. В ходе самостоятельной работы студент выступает как активный участник учебного прогресса и приобретает навыки свободного критического мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию, инициативность.

Принцип занимательности является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлечённость выполняемой работой. Для учащихся занимательно всё то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

Игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач).

Занимательный материал не только расширяет и углубляет знания, но и воспитывает языковое чутьё, развивает смекалку и сообразительность.

Занимательный материал по грамматике, используемый на занятиях, разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес к занятию, несмотря на возраст учащихся. Создаётся очень благоприятная почва для развития непосредственно логического мышления учащихся. Задача преподавателя – строить занятия так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых.

Цель данной брошюры – обеспечить преподавателя русского языка различными формами контроля знаний и умений в области лингвистики (языкознания), заинтересовать студентов и научить их анализировать занимательные языковые факты (ответы), помочь понять всесторонне строй языка, а также самостоятельно самосовершенствоваться.

В брошюре подобран разнообразный занимательный материал для занятий по русскому языку: загадки, скороговорки, метаграммы, анаграммы, логогрифы, шарады, ребусы, викторины, который рассчитан на студентов межотраслевого профиля. Предлагаемые в брошюре кроссворды составлены самими студентами. Всё это даёт понять о целесообразности данных заданий в учебном процессе как для закрепления и контроля знаний, так и при выполнении самостоятельных работ во внеаудиторное время.

От составителей

ЗВУКИ И БУКВЫ
Задачи и вопросы

1. Придумайте слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами.

2. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число, рис – в хищное животное?

3. Какую букву надо заменить в слове кость, чтобы получилось название желанного в доме человека?

4. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов: фляги и флаги, вол и вёл, плот и плод, суп и зуб?

5. Какие буквы надо заменить, чтобы слово точка можно было превратить в слово дочка, уточку – в удочку, прутик – в прудик?

6. Когда слово лёт превратится в льёт, семя в семья?

7. В названиях каких месяцев в русском языке на конце слов произносится мягкое р?

8. В пустые клетки необходимо вписать нужные буквы так, чтобы получились слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

































9. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?

10. Название каких букв составляют целую эпоху?

11. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

12. Какую букву надо вписать в мужское имя, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами?

13. Чем кончается день и ночь?

14. Что стоит посредине земли?

15. Во что превратятся бал, башня, дом, злой, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?

16. Какой новый смысл приобретут слова просил, там, право, шест, Тверь, шар, если заменить начальные глухие звуки парными им звонкими?

17. Прочитайте слова: свет, сел. Какой звук нужно заменить в них, чтобы получились новые слова?

18. Сколько раз нужно взять букву «А», чтобы получить птицу?

19. В пустые клетки вписать слова, которые обозначают названия дерева, танца, мелкой рыбы, части патрона.








л

ь













л

ь













л

ь













л

ь









МЕТАГРАММЫ

Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово. Например, меняя первую букву в слове сом, получим: дом, ком, лом, том.



  1. С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю.


  1. С «м» меня ты надеваешь,

С «л» собаку называешь.


  1. С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «п» – от вас я не таю –

В каждом классе в ряд стою.


  1. С «б» смертельной я бываю,

С «м» меха я пожираю,

С «р» актёру я нужна,

С «с» для повара важна.


  1. С третьей буквой алфавита

Я больных лечу,

А с четвёртой –

Я весною прилечу.



  1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.


  1. С глухим – траву она срезает,

Со звонким – и листочки объедает.

АНАГРАММЫ

Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (котток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос, ручка – чурка).


  1. Я – дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.


  1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.


  1. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.

ЛОГОГРИФЫ

Логогрифами называются слова-загадки, меняющие своё значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза, галька – галка).


  1. Известное я блюдо.

Когда ж прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.



  1. И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду.

Но вставь лишь «и» – я поведу

Стальную птицу к небосводу.

АЛФАВИТ
ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ

1. От имён Пётр, Василий, Владимир, Александр образовать фамилии.

2. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами?

3. Какие женские имена вы знаете, в которых пишется разделительный мягкий знак?

4. Сидят три кошки. Против каждой кошки по две кошки. Сколько всего кошек?

5. У семи братцев по одной сестрице. Сколько всего детей?

6. Какие слова состоят из ста согласных?

7. Что у цапли впереди, а у зайца позади?

8. Какие собственные имена могут принадлежать как мальчику, так и девочке?

9.Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

10. Записать в алфавитном порядке имена девочек и мальчиков, которые даны в стихотворениях.
ВЫЧИТАНИЕ

Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

Вычитанье как понять?

Надо что-нибудь отнять.

У Аришки – орешки,

У Маришки – матрёшку,

У Андрюшки – новый мяч.

Во дворе и вой и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть –

Подружек нет!

А. Стройло

*****

В снег упал

Серёжка,

А за ним –

Алёшка,

А за ним –

Иринка,

А за ней –

Маринка,

А потом упал

Игнат.

Сколько на снегу ребят?

В. Орлов
11. Почему в стихотворениях некоторые слова (груша и др.) написаны с большой и маленькой букв. Объясните значение этих слов.
ЯЗЫКОЛОМКИ

Груша, девочка мала,

Грушу-дерево трясла.

С груши груши градом,

Груша грушам рада.

С. Погореловский
В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.

С. Погореловский
В поле Поля

Поле пашет.

Ей пилот пилоткой машет:

– Ай да Поля!

Ай да поле!

Жди пилота

В гости,

Поля!

Т. Белозеров

ШАРАДА

Шарады – это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
1.Начало слова – крик птицы, середина слова – растительность у человека на лице, конец слова – название дерева. Целое слово – круговое катание.
2.Первый слог – крик птицы, второй – голос человека, целое слово – вид бумаги.
3.Начало слова – должность на корабле, конец слова – горы в Америке без последней буквы. Целое слово – город в Узбекистане.
4. Начало слова – большой танцевальный вечер, на конце – гласная и согласная буквы. Целое слово – один из видов театрального искусства.
5. Начало слова – движение электрического заряда, затем союз. Целое слово – столица государства в Азии.
6. Союз и односложное слово, обозначающее собрание произведений писателя. Целое слово – мельчайшая единица химического элемента.
7. В начале слова – русское женское имя и на конце гласная. Целое слово – название государства в Азии.
8. Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.
9. На первом стоит часовой,

Второе в лесу зеленеет,

На целое, только стемнеет

Ты ляжешь – и кончен день трудовой.
10. Первый слог – китайский напиток,

Второй – название буквы.

А целое – птица.


ВИКТОРИНА


  1. Превратите данные слова в другие, заменяя в них выделенные буквы: бочка, лапка, палка, бал, щель, полк, том, ум, коза.

  2. Из слов: Родина, победа, дорога, садовник, составьте другие слова.

Образец: дорога – рог, год, город, род, гора.

  1. В данных словах переставьте буквы так, чтобы получилось название городов или рек: дно, игра, рука, муар (ткань), остров, веки.

  2. От данных слов перестановкой букв или слогов образуйте новые слова: салат, кайма, образ, руда, насос, карп, стирка, тьма, сон, колос, оплата, кулак.

  3. Назовите одним словом следующие понятия:

а) участник кружка по изучению природы

б) сотая доля числа, принимаемая за целое

в) неизменяемая форма глагола

г) точная выдержка из какого-нибудь текста
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
ЗАДАЧИ И ВОПРОС

1. В каких словах звонкий согласный звук произносится как глухой?
а) Вся степь – колхозный ток,

Скирды, скирды вокруг:

На север, на восток,

На запад и на юг.
б) Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.
2. Назвать согласные, написание которых нужно проверить.
а) Хороша репка,

Да сидит крепко.

Сестрица-матрёшка,

Помоги немножко!
б) БАРСУК

Я взглянул в лесу на куст,

А под ним лежит арбуз!

Взять хотел, но только вдруг

Из-под рук

Вскочил барсук,

И по травке – хруст! – хруст! –

Покатился мой «арбуз».

Ю. Андрианов
3. Записать только те слова, написание согласных в которых требует проверки. Рядом с каждым словом записать проверочное.
а) У Алёнки в гостях

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане.
б) ЁЖИК-САПОЖНИК

Под сосною

У дорожки

Ёжик шьёт

Козе сапожки.

С лопуха

Кроит верха.

Стельки мягкие

Из мха.

А подмётки

Просто

Режет

Из берёсты.

Каблуки – кубышки

Из еловой шишки.



УДАРЕНИЕ. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
ЗАДАЧИ И ВОПРОС

1. Какая буква стоит всегда под ударением?

2. Поставить ударение в словах.
На берёзках белых лопаются почки.

В поле показались первые цветочки.
В декабре мороз сердился,

Серый дым над крышей вился.
3. В какую часть речи превратятся данные глаголы, если переставить ударение с одного слога на другой?
4. В пустые клетки вписать слова, которые обозначают названия: цветка , животного, растения, хищной рыбы.



а










а




а




а










а




А

а










а


5. Записать в словарики слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением.
ОСЕНЬ

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский
АРИФМЕТИКА

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

Т. Белозеров
Огурцы на нашей грядке

Целый день играют в прятки.

Мы с ведёрками пришли,

Все огурчики нашли.

Яблочки на веточках

Спелые качаются,

Ветерок для Светочки

Их сорвать старается.

В ЛЕСУ

Сто грибов в лесу найдём,

Обойдём полянку.

В кузовок мы не возьмём

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Ёлку и осинки

И хорошие грибы

Соберём в корзинки.

Н. Сладков
ЧТО У КОГО?

У нашей Алёнки

Капуста в бочонке,

Огурчики в кадке,

Морковка на грядке.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке,

Бобы на окошке,

Петрушка в ладошке.
ЧУДЕСНЫЙ ДОМ

Вот стоит

Стеклянный дом.

Кто прописан

В доме том?

– Я, Огурец-удалец!

– Я, Помидор-молодец!

– Я, Редиска хруп-хруп!

– Я, зелёный Лук-Лук!

– Я, Кабачок-толстячок!

– Я, Салат!

– Я, Морковь!

– А ты кто таков?

– А я, Мороз –

Морожу

щёки и нос,

Листики и хвостики.

Берегитесь,

Толстячки!

Отвечает огород,

Огородный весь народ:

– Уходи, Мороз, быстрей,

Не грози нам у дверей!

Кто живёт

У нас в светлице,

Тот мороза не боится.

Вот так светлая светлица!

Вот так тёплая теплица!

Е. Гай и Ф. Лев
СРЕДИ БЕЛЫХ ГОЛУБЕЙ

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, не робей,

Вылетай-ка, воробей!

И. Демьянов

МЕТАГРАММА

Меня ты не напрасно ценишь:

Тебя насытить я могу.

Но если «у» на «е» заменишь,

Я по деревьям побегу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Левченко М. Н. Программа аттестационных испытаний по немецкому языку для поступающих на второй и последующие курсы,...
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык
Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык
Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык
Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык
Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык
Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Деловой иностранный язык
Контрольный экземпляр находится на кафедре образования в области романо-германских языков
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconПрограмма внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconПрограмма внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconОтчет о работе базовых кафедр за 2007 год
Кафедра экономики предприятия и инновационной деятельности. Волгоградский государственный университет
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconОрганизация ученического самоуправления
Факультетское образование: филологический факультет с изучением 2-х иностранных языков, физико-математический факультет с элементами...
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconМалые инновационные предприятия как основа становления инновационной экономики России
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, экономический факультет, г. Ярославль, Россия
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (модуль 3)» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300. 62 Психология,...
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconНациональный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики...
На тему: «Оценка влияния рисков на позиционирование компаний «Газпром», нк «Лукойл», нк «Роснефть» на зарубежных рынках после
Технологический университет таджикистана факультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра русского и романо – германских языков занимательная грамматика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск