Скачать 61.5 Kb.
|
11 класс. Марина Цветаева. Урок 3 . Тема: «Люби без мер»… «Люби без мер и До конца люби»… Образовательная цель: вспомнить основные средства художественной выразительности и их роль в стихотворном тексте. Развивающая цель: развивать умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания. Воспитательная цель: помочь учащимся увидеть духовное начало любви, ее всепоглощающую силу. Ход урока. Первый этап урока. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М. И. Цветаевой до эмиграции. Второй этап урока. Анализ стихов М. И. Цветаевой, тема которых – любовь.
Сегодня мы пристально вглядимся, приникнем в мир поэта. Тема урока – любовь в лирике Марины Цветаевой. Всю лирику поэтессы можно назвать любовной: это любовь к родине, к родному городу – Москве, мужчине. Чувство всегда рождает в душе Цветаевой душевную бурю, которую она пытается воплотить в слове. Это приводит к эмоциональной перенасыщенности стихов, что вызывает сложности у читателя (особенно у школьников). Вспоминаю себя – школьницу. Смысл стихов Марины Цветаевой был для меня за семью печатями, и только сейчас переживаю период влюбленности в ее творчество. Перед тобой такой всплеск чувств, изумительная их передача – равнодушным остаться просто нельзя. Сегодня мы вместе попытаемся понять и прочувствовать то, чем живет героиня М. Цветаевой. И начнем со стихотворения «Попытка ревности». Чтение стихотворения учителем. Как живется вам с другою,- Проще ведь? – Удар весла! – Линией береговою Скоро ль память отошла Обо мне, плавучем острове ( По небу – не по водам)! Души, души! – быть вам сестрами, Не любовницами – вам! Как живется вам с простою Женщиною? Без божеств? Государыню с престола Свергши (с оного сошед), Как живется вам – хлопочется – Ежится? Встается – как? С пошлиной бессмертной пошлости Как справляетесь, бедняк? «Судорог да перебоев – Хватит! Дом себе найму». Как живется вам с любою – Избранному моему! Свойственнее и съедобнее – Снедь? Приестся – не пеняй… Как живется вам с подобием – Вам, поправшему Синай! Как живется вам с чужою, Здешнею? Ребром – люба? Стыд Зевесовой вожжою Не охлестывает лба? Как живется вам - здоровится – Можется? Поется – как? С язвою бессмертной совести Как справляетесь, бедняк? Как живется вам с товаром Рыночным? Оброк – крутой? После мраморов Каррары Как живется вам с трухой Гипсовой? ( Из глыбы высечен Бог – и начисто разбит! ) Как живется вам с сто-тысячной – Вам, познавшему Лилит! Рыночною новизною Сыты ли? К волшебствам остыв, Как живется вам с земною Женщиною, без шестых Чувств?.. Ну, за голову: счастливы? Нет? В провале без глубин – Как живется, милый? Тяжче ли, Так же ли, как мне с другим?
а). Когда приходит ревность? - когда уходит любовь. б). На что обратим внимание, чем стихотворение особенно7 - нет начала; идут один за другим вопросы; много разорванных строк, особая звукозапись: с, стс, ств, р, ш, ж, жж, зд, з. (Женщина захлебывается вопросами, чувствуется ее прерывистое дыхание, она боится не успеть все сказать, но в то же время преодолевает внутренние препятствия: стыдливость, гордость, любовь). в). Какой предстают перед вами героиня и женщина, к которой она пытается ревновать? В чем главное отличие их друг от друга? Какой прием используется в стихотворении? -антитеза (противопоставление) Героиня Женщина Государыня простая, любая Мрамор Каррары гипсовая труха Божество здешняя, сто-тысячная Лилит товар рыночный, земная г). Почему стихотворение названо «Попытка ревности», а не, скажем, «Ревность»? Какое чувство звучит в последних двух сточках? - любовь, страдание, сожаление. В этом стихотворении мы стали свидетелями того, как мужчина не сумел полюбить женщину «с шестым чувством». А как же любит сама женщина? Какова сила ее любви? 3. Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»… Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей, Я закину ключи и псов прогоню с крыльца – Оттого что в земной ночи я вернее пса. Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя – замолчи!- У того, с которым Иаков стоял в ночи. Но пока тебе не скрещу на груди персты,- О, проклятье!- у тебя останешься - ты: Два крыла твои, нацеленные в эфир,- Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир! а). Есть ли что-то общее с только что осмысленным стихотворением? - мотив соперничества, он заявлен в начале трех строф: «я тебя отвоюю» б). Кто и что оказываются соперниками героини в любви? - земля, небо (пространство), время, ночи (время), золотые знамена, мечи(мужские страсти), все женщины и одна, единственная, сам Бог – нет сомнений в победе. в). Четвертая строфа начинается с противительного союза но. Что мешает героине осуществить свои намерения? г). К каком итогу приходит лирическая героиня Цветаевой? Каким чувством наполнены последние стоки стихотворения? д). К чему стремится героиня, сражаясь? К чему приведет осуществление ее желаний для героя? 4. Анализ стихотворения «Пригвождена к позорному столбу» Пригвождена к позорному столбу, Я все ж скажу, что я тебя люблю. Что ни одна до самых недр – мать Так на ребенка своего не взглянет. Что за тебя, который делом занят, Не умереть хочу, а умирать. Ты не поймешь, - малы мои слова! – Как мало мне позорного столба! Что если б знамя мне доверил полк, И вдруг бы ты предстал перед глазами – С другим в руке – окаменев как столб, Моя рука бы выпустила знамя… И это честь последнюю поправ, - Прениже ног твоих, прениже трав. Твоей рукой к позорному столбу Пригвождена – березкой на лугу. Сей столб встает мне, и не рокот толп- То голуби воркуют утром рано… И, все уже отдав, сей черный столб Я не отдам – за красный нимб Руана! а). Как Цветаева убеждает читателя в силе своей любви? б). Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, какие художественные средства (эпитеты метафоры, звукозапись…) и с какой целью использует Цветаева? в). С какими человеческими чувствами вступает в конфликт любовь? С какой целью Цветаева выбирает именно эти сопоставления? г). О каком «красном нимбе Руана» говорит героиня? д). Можно ли утверждать, что героиня исполнена смирения и кротости? е). Какое чувство героини можно назвать главным? Вывод: любовь в поэзии Марина Цветаевой предстает как поединок роковой, потому что в душе живут одновременно два противоположных стремления – к единению – и к свободе. И именно об этом стихи «Две песни» и «Как правая и левая рука» И что тому костер остылый, Кому разлука – ремесло! Одной волною накатило, Другой волною унесло. Ужели в раболепном гневе За милым поползу ползком – Я, выношенная во чреве Не материнском, а морском! ( «Две песни») Как правая и левая рука – Твоя душа моей душе близка. Мы смежены, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает – и бездна пролегла От правого – до левого крыла! ( «Как правая и левая рука») Мы верны себе, ничто не может удержать нас в состоянии постоянства, мы все время меняемся, неизменны в этой способности к изменениям. Как эти стихи дополняют тему любви в поэзии Марины Цветаевой? -для любви Цветаевой характерны безмерность и изменчивость. Домашнее задание: любое понравившееся стихотворение о любви выучить наизусть; составить план к сочинению «Мир, созданный поэтом»; читать цикл «Стихи о Москве» (9 стихотворений). |
Урок математики в 4 классе 05. 2012 г.) Тема Тема урока: «Деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки без шкалы» | Тема урока Основные понятия Обучение сочинению публицистического стиля на морально-нравственную тему «Люби и охраняй природу» | ||
Конкурс детского творчества «Саратовский край люби его и воспевай» «Саратовский край – люби его и воспевай», посвященный памяти выдающегося ботаника, генетика, селекционера, организатора и руководителя... | Реферат ученицы 9 класса «Б» Дьяченко Натальи по теме «Метрология в России» А вместе с тем, овладеть любой точной наукой без знания единиц измерений, мер, измерительных приборов и истории их развития практически... | ||
Тема: Циклические алгоритмы Выполнить дополнительное задание и задания без звездочки на листочке и принести на урок 14 ноября | Районный конкурс «Одаренные дети 2013» Номинация «Успех моей будущей... «Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей» | ||
Луиза Хей Шерил Ричардсон Люби себя. Доверяй своей жизни Луиза Хей,... На протяжении многих лет одной из моих аффирмаций [1] было: «Впереди меня ждет только хорошее». Эта установка придавала мне уверенности... | Урок 18 Тема: наши помощники-органы чувств ... | ||
Тараторкина Ольга Дмитриевна, мастер производственного обучения Белово... Тема: Сварка стыкового соединения без скоса кромок в вертикальном положении сварного шва | Урок Тип урока: изучение нового материала. Тема урока Научить детей применять эти признаки для определения делимости без выполнения деления | ||
Урок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов» Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов | ||
Урок по математике. Округ Муром, 2005-2006 учебный год. Девиз: «Математика... В пятых классах очень важно не только дать детям твердые знания начал математики, но и не отпугнуть школьников холодной строгостью... | Урок №1. Молитва Мы знаем, что молиться – это значит обращаться к богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу христианину было бы очень... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Цель: Закрепление знаний о сложении и вычитании в пределах 20... | Статус для вконтакте и facebook Мой хороших знакомый Кир Ященко проводит бесплатный онлайн-тренинг «13-ая зарплата из интернет без вложений». О том, как зарабатывать... |