Скачать 221.61 Kb.
|
д.м.н Калмыкова Е.А.(Е-mail: kalmykova_prof@mail.ru ) Зам.Гендиректора по научной работе Центра информационной медицины «ЛИДО» г. Москва Культура мышления и «Школа Жизни» педагога Шалвы Амонашвили ( Опыт признания, принятия и осмысления) « Некоторое время тому назад мне позвонил Олег Сергеевич Василенко – «ГЛАВНЫЙ по ЗНАНИЮ» … Елена Алексеевна, напишите несколько строчек на тему «КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили новатора-педагога,…. я знаю, Вам будет интересно…» … «КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ»? Я задала вопрос своей 16-летней дочери «Что ты понимаешь под культурой мышления?!!» Не отрывая взгляда от экрана компьютера, это «инопланетное существо» с серобуромалиновой мочалкой на голове, выпалило такую «мысль». «…ну мам, это просто. Представь, себя на кухне… Ты можешь есть из сковородки руками, царапать железной вилкой по дну тефлоновой сковородки …. или положить салфетку, тарелку, вилку - слева, нож - справа, пожелать - «приятного аппетита» и так далее … Культура мышления - это ТРАДИЦИЯ и ПОРЯДОК! Дальше, можно говорить о ТРАДИЦИИ и ПОРЯДКЕ по отдельности… Но, ведь, ты сама учила меня , что смотреть на «мух и котлеты» лучше вместе, потому что при таком «взгляде» хорошо видятся причинно-следственные связи… Но есть одно «но» - это ты сама. Ты «ученый» и твое мировоззрение по большей части механистическое, а принцип холизма тебе дается с большим трудом. Итак, вывод - описать ВСЁ СРАЗУ - НЕ ВОЗМОЖНО, так как ТОЧЕК ЗРЕНИЯ – МНОГО… А пользоваться своими мыслями мы не в состоянии…. Мы «люди культурные» и своих мыслей, у нас, попросту, нет … и поэтому, всегда кого-то цитируем… Вспомни свое любимое выражение из «нетленного» Карла Маркса - «бытие определяет сознание» или « от осинки не родятся апельсинки» - это уже народное творчество... Взрослые создают среду обитания для своих детей, а дети копируют взрослых. Это ВСЁ!... и ушла в виртуальный мир …» Господи, я вырастила циничного монстра!? Ее логика и ассоциации пугают, а «выводы» рубят материнское «я» по живому… А может все и не так плохо?!! Мы сами создаем СРЕДУ. Мы в этой среде воспитываем своих ДЕТЕЙ. Вот и подошли к педагогике… Первая мысль, посетившая мою голову, когда я в первый раз пролистала книгу «ШКОЛА ЖИЗНИ», звучала приблизительно так «…еще один трактат на утопическую тему «Город солнца. Версия XX век», реинкарнация Томаса Мора в теле Шалвы Амонашвили …», но это было, к счастью, первое впечатление… дальше я стала «соглашаться» с автором, и вот, совсем не заметно для себя самой, его «мысли» стали моими… Итак, дочь упрекнула меня в механистическом мировоззрении. Холизм: смотреть на мух и котлеты… Для меня это сущий КОАН – медитация дзен, требующая поиска ответа на историю, превосходящую обычное понимание и доморощенную логику. Сегодня наука расщепила атом, и «нуклеарная семья» также переживает период распада. Людям часто бывает сложно относиться к миру серьезно. Механистический подход разбивает реальность на многочисленные компоненты, и мир кажется похожим на разбитый горшок, или телевидение с 5 000 000 каналов. Но механистическая парадигма уже не кажется нам вечной. Ведь, парадигма – это круг идей и инструментов, которые формируют картину мира, а также и наше сознание. Если что-то из реальности не включается в вашу парадигму, вы не увидите этого, пока она не изменится. Парадигмальный сдвиг необходимо осознать и закрепить во всем обществе, чтобы он начал влиять на нашу жизнь. Так где будем «сдвигать»?!! … Конечно, в воспитании наших детей… Педагогика – это наука и, как любая наука, она переживает сегодня революцию. И тут можно вставить цитату из Ильи Пригожина « Сейчас мы находимся в середине научной революции, при которой весь смысл научного подхода подвергается переоценке. Этот период не так уж и отличается от эпохи зарождения современной науки в древней Греции или ее возрождения во времена Галилея». А это тоже самое, только из Шалвы Амонашвили «На грани двух эпох — изжившей себя и уходящей эпохи технократизма и наступающей эпохи Сердца и Духовности — возрождаются высочайшие духовные и нравственные ценности, происходит переоценка ценностей, ведётся обновление образовательной сферы в сторону духовности, гуманизации и гуманитаризации, поиска систем по развитию личности.» Так как же должно выглядеть «бытие» для наших детей, чтобы их мышление стало «культурным»… На этот не простой вопрос отвечает книга «ШКОЛА ЖИЗНИ»… Утопия? Отнюдь! Трактат строится на фундаментальных допущениях, фундаментальных аксиоматических началах, составляющих Истину для Мировых Религиозных Учений и Предмет для многих духовно-философских учений. Суть их складывается в следующих трёх положениях: — душа человека есть реальная субстанция; — она устремлена к вечному восхождению и совершенствованию; — земная жизнь есть отрезок пути восхождения. Из этих допущений выводятся три постулата в качестве веры учителя в Ребёнка. Первый постулат: Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни, а не случайность. Он рождается потому, что должен был родиться, он является как бы на зов людей; человек рождается для человека, люди нужны друг другу, нуждаются друг в друге, ибо они творят друг друга и самих себя тоже. Второй постулат: Ребёнок, как явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить. Это его служение, его Миссия обращены на благо людей — на близких и родных, на знакомых и незнакомых, на нынешние и будущие поколения, на планетарную эволюцию. Есть люди — носители великих миссий для человечества. Раскрытие и утверждение таких миссий связано с содействием других людей. Каждый человек есть путь в жизни для другого. Так, Пушкин был явлением. Он нёс в себе Миссию создать великое творческое наследие для многих поколений людей. И няня Пушкина тоже была явлением и тоже несла в себе Миссию - дать искры творчеству. Именно в этом смысле можно говорить о проявлении и утверждении личности. Третий постулат: Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа. Он как существо космическое, как микрокосмос, вынашивает в себе могущество и безграничность макромира и устремлён к объятию этого мира. Он, как человек, стремится стать богочеловеком. Эти устремления к одухотворению своей сущности Ребёнку присущи изначально. Чувство владения неограниченной энергией Духа питает все высшие устремления Ребёнка. Таким образом, учителю надо верить, что Ребёнок есть Явление, он несёт в себе свою жизненную Миссию, наделён величайшей энергией Духа. Такая вера в Ребёнка заполнит образовательный процесс оптимизмом, обеспечит учителя принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка. Вера есть предчувствие знания. Её постулаты не поддаются или не всегда поддаются научному доказательству. Лишь мудрость интуиции должна подсказать, насколько вера есть оправдание деятельности, а деятельность — углубление веры. Учитель, не веря в силу и могущество Ребёнка, будет не в состоянии строить оптимистический, гуманный педагогический процесс. Найдёт ли Ребёнок себя в жизни, сможет ли он проявить свою личностную диспозицию, не исказится ли его судьба, — всё это будет во многом зависеть от того, насколько процесс образования соответствует его внутренним устремлениям. Гуманно-личностная педагогика исходит из того, что внутренняя психическая энергия, внутренний огонь, заложенный в Ребёнке Природой, предстают перед нами в трёх основных страстях (стремлениях, "стихийных" движениях) Ребёнка. Первая страсть — это есть страсть к Развитию. Ребёнок не может не развиваться — духовно, нравственно, умственно, физически (разумеется, и в других сферах тоже, известных или не известных нам). "Стихийное" стремление к развитию есть природное состояние Ребёнка: развитие прирождённых возможностей происходит в процессе преодоления противоречий и трудностей. Ребёнок сам ищет в окружающей его среде трудности, чтобы преодолеть их, ибо лишь в этих условиях он в состоянии довести свои природные возможности до предписанных им пределов. Этот мощный импульс к развитию охватывает Ребёнка как стихия, чем и объясняются его шалости, неразумные, а зачастую и опасные затеи. Этим объясняются также духовные и познавательные запросы Ребёнка. Задача педагогическая заключается в том, чтобы создать необходимый образовательный процесс со своими предметно-пространственными, нравственно-социальными качествами, который даст возможный простор для удовлетворения Ребёнком страсти к развитию; более того, этот процесс должен опережать проявление иных свойств Ребёнка и приглашать их к активному движению. Таким образом, нужно не учитывать в образовательном процессе это природное состояние Ребёнка, а, исходя из него, предлагать ему разумные для становления его многогранной природы условия. Следует подчеркнуть, что развитие происходит в процессе преодоления трудностей, и это есть закон Природы. А педагогическая задача в том и заключается, чтобы в образовательном процессе Ребёнок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности, и, чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Следует подчеркнуть ещё, что младшее школьное (и дошкольное) детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Вторая страсть — это страсть к Взрослению. Ребёнок рождается не для того, чтобы остаться ребёнком, а для того, чтобы стать взрослым, в полной мере развить в себе общие и личностные качества и силы, стать облагороженным, цивилизованным, духовно богатым, знающим и умеющим взрослым человеком, чтобы приступить к делам, к которым призывает сердце. Дети стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они уже есть. Подтверждение тому — содержание ролевых игр, в которых каждый Ребёнок берёт на себя "обязанности" взрослого человека. Страсть к взрослению сначала незаметно сопровождает страсть к развитию, но постепенно усиливается и начинает влиять на все сферы жизни Ребёнка. Детство не есть застывшее состояние беспечности, золотая пора, когда не надо заботиться ни о чём. Сама Природа, космические силы в Ребёнке не склоняют его к такой беспечности. Настоящее детство есть сложный, порой мучительный процесс взросления. Страсть к взрослению несёт Ребёнку много осложнений в общении со взрослыми, тем более, если взрослые не понимают и не принимают эту природную силу в Ребёнке. При усилении импульсов этой страсти Ребёнок начинает искать соответствующие условия и среду для её удовлетворения. Это значит: он начинает подражать внешним проявлениям жизни взрослых (отсюда, скажем, пристрастие к курению с раннего детства), начинает искать социальную среду, где его принимают как взрослого (отсюда, скажем, "попадание" Ребёнка в "дурную компанию") и т.д. Однако дурным привычкам взрослых и дурному влиянию взрослых Ребёнок поддаётся тогда, когда в его непосредственной среде близких (родных, учителей, одноклассников-товарищей) он не находит удовлетворения своей природной страсти, перед которой, как перед стихией, он один бессилен. Удовлетворение страсти к взрослению происходит в общении, в первую очередь со взрослыми. Общаясь со сверстниками, Ребёнок не в состоянии в полной мере удовлетворить эту потребность. Младший школьник стоит на пороге бурного проявления своей страсти к взрослению, и потому именно в этом возрасте он должен ощущать доброе, облагораживающее окружение взрослых, утверждающее в нём право на взрослость, видящее в нём взрослого человека, общение с которым ведётся на равных. Формула "Ты ещё маленький" и соответствующие ей отношения, имеющие открытые, то есть осознаваемые Ребёнком, формы, абсолютно противоречат основам гуманной педагогики. Наоборот, действия, отношения, меры, в целом общение, исходящие из формулы "Ты же взрослый... Ты уже взрослый", создают благоприятную атмосферу для активного проявления и удовлетворения страсти к взрослению. Страсть к взрослению есть гарант Природы, что из Ребёнка может состояться нравственно и духовно чистый, умственно развитый, сознательный, с чувством долга и ответственности человек для общества. Однако условием того, чтобы гарант сработал, является качество процесса образования. Отсюда требования к взрослым, творящим этот процесс: общаться с Ребёнком на равных, постоянно утверждать в нём личность, проявлять доверие, поручать дела взрослых, устанавливать сотруднические взаимоотношения, возлагать обязанности, обращаться к нему для сочувствия и сопереживания. Отсюда важнейший принцип гуманно-личностной педагогики: с целью удовлетворения страсти к взрослению (равносильно, как и других страстей) возвести исполнение педагогических процессов до искусства, что и поможет ребёнку чувствовать себя взрослым там, где он ещё вовсе не взрослый, а ребёнок. Порой думают, что в начальных классах как можно чаще должны быть применены игровые приёмы, ибо дети любят играть. Это мнение особенно распространено применительно к первому классу, к классу для шестилеток. Однако дети стремятся к школьной жизни вовсе не для того, чтобы продолжить там свои игры, а для того, чтобы утвердиться в своей жизни повзрослевшего. Стремление к школе есть именно одно из проявлений страсти к взрослению. Детей надо учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Это учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети забыли в этом процессе о своей потребности к игре. Третья страсть — это страсть к Свободе. Ребёнок проявляет её с раннего детства, в разных формах и многогранно. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда Ребёнок с двух-трёхлетнего возраста пытается ускользнуть из-под опеки взрослых и стремится утвердить свою самостоятельность — "Я сам!" Если Ребёнок свою страсть к взрослению утверждает в общении со взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нём эту потребность, то страсть к свободе он ищет опять-таки в общении со взрослым, однако путём удаления от взрослого. Там он готов находиться под влиянием взрослых, здесь же он пытается выйти из-под этого влияния, вести себя так, как ему хочется, или даже противоположно требованиям взрослых. Ребёнку не нравится постоянное и открытое опекунство взрослых, он не терпит запретов, не слушается наставлений и т.д. Из-за стремления к взрослению, в условиях непонимания и неприятия взрослыми этой страсти, постоянно возникают конфликты. Вся понукательная, запретительная педагогика, все меры наказания являются результатом пресечения стремлений к взрослению и свободе. Понятно, что детям нельзя дозволить всё. Вседозволенность губительно может сказаться на их судьбе. Но должно быть понятно и то, что детей нельзя воспитывать во всё запрещающей атмосфере, нельзя их постоянно держать в "своих руках", заставлять и принуждать против их воли. Страсть к свободе есть состояние Природы в Ребёнке. Это Природа продолжает в нём свой поиск, своё становление, ищет возможности для проявления своей многоликости, для достижения совершенства и безграничности. Это шалит не сам Ребёнок, а Природа в Ребёнке, готовя свои силы для будущих полётов. Забота взрослых о Ребёнке скорее направлена не на содействие этим стараниям Природы, а на притупление природной страсти к свободе. Конечно, власть и права взрослых помогут им подчинить Ребёнка своим требованиям, научить его не нарушать их волю. Так возникает силовое и авторитарное воспитание в семье, так творится авторитарный педагогический процесс в школе, где больше принуждений, чем поощрений, больше запретов, чем разрешений, больше конфликтов и огорчений, чем сотрудничества и радостей. Страсть к свободе имеет своё уникальное свойство, которое остаётся без педагогического осмысления. Дело в том, что свобода для Ребёнка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами духовные и природные субстанции в Ребёнке стремятся, так сказать, к свободной несвободе. Это ярко видно на примере групповой ролевой игры. Ребёнок вправе свободно (с чувством хотения) выбирать, в какую игру играть, какую взять на себя роль. Он вправе включиться или не включиться в коллективную игру. Заставить его играть абсолютно невозможно, возможно только приохочивать его к игре. Однако, если он включается в игру и выбирает в ней роль, то он знает, что обязан будет подчиниться правилам игры, играть по правилам. Иначе дети выгонят его из игры, скажут: "Ты не умеешь играть. Ты нам мешаешь. С тобой неинтересно играть". То есть подтверждается, что Ребёнок внутренне готов к свободной несвободе, к упорядоченной, узаконенной, общественно дозволенной свободе, к сужению безответственного проявления иных своих потребностей. Ребёнок набирает мощь и энергию в той мере, в какой он преодолевает свои природные страсти и освобождается от них. Мудрая помощь и поддержка взрослых играют в этом процессе исключительную роль. Истина гласит о том, что Природа зиждется на противоположении, а страсть, сопротивление, опасность — это учителя. Мы обретаем ту силу, что преодолели. Здесь следует сказать ещё об одной объективной закономерности педагогического процесса: дело в том, что этот процесс вынашивает в себе необходимость принуждения, то есть ограничения свободы Ребёнка. Закон принуждения усугубляется в авторитарном педагогическом процессе, однако он не исчезает и в гуманном педагогическом процессе. От Ребёнка, его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни методы, ни общий порядок школы и т.д. Это — как правила ролевой игры: их надо принять, им надо подчиниться. В гуманно-личностном педагогическом процессе закон принуждения может быть, нивелирован, ибо в нём создаются условия для приглашения и удовлетворения, дальнейшего развития и становления природных сил Ребёнка. А страсть к свободе рождает принцип сохранения за ребёнком чувства свободного выбора. Среди этих условий одно из ведущих мест занимает, как уже было сказано, изящное, искусное исполнение педагогических процессов, а также равноправное общение с Ребёнком, любовь к нему, вера в его возможности, сотворчество и сотрудничество, взаимное уважение и взаимная обязанность. Кроме описанных общих движущих сил, каждый ребёнок, как неповторимость, в зависимости от своей миссии и направленности, несёт в себе свои индивидуальные силы — способности, дарования, возможности, свои личностные качества. Следует осознать истину, что каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Распознавание неизменной сущности Ребёнка станет ключом к выявлению его личности. В силу сказанного следует заключить, что в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от качества сердца и духовности человека. Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать: образы любви, красоты, устремлённости, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озарённые сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии; высшие творения разных искусств; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рождённые в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рождённые мировоззрением и верой... А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы. Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворённые образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Образование потому и есть процесс образования, что он полностью пропитан возвышенными и утончёнными образами, питающими душу и сердце Ребёнка. Образование не есть лепка человека с определёнными качествами без участия самого человека, устремлённого по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребёнка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребёнке, как необходим воздух для жизни того же Ребёнка. Для полного понимания той сути понятия Образование, которую вкладывает в него теория гуманно-личностной педагогики, следует воспользоваться ещё одним штрихом — понятием Просвещение. Это понятие тоже всецело принадлежит становлению духовной сферы человека. Просвещать — значит рассеивать тьму в сердце и душе человека, помогать человеку воспринимать (в-ос-принимать!) мир более широким спектром, радоваться и восхищаться (в-ос-хищаться!) явлениями жизни. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования. Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или меньшей степени автономно друг от друга, тем не менее все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление. С процессом образования может быть сопоставлен существующий в научной терминологии Педагогический процесс. Процесс образования и Педагогический процесс практически несут в себе одно и то же содержание. Однако абстрактность формулировки "Педагогический процесс" преодолевается формулировкой "Процесс образования" или же "Образовательный процесс". Особенности образовательного процесса в Школе Жизни Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают ему гуманно-личностную направленность. Первая особенность Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойного щедрости Творца. Вторая особенность Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей. Третья особенность В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования. Четвёртая особенность Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни. Стремление к сотрудничеству с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и в индивидуальной направленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанного сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как качество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценность познавательную. С помощью сотрудничества в образовательном процессе Ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, так как, по законам психологии, в сотрудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощью учителя Ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такие же сложные задачи и задания при самостоятельной работе, ибо он переживает в себе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном и познавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух в многогранной жизни детей. Пятая особенность Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальной способности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельность осуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные и т.д.) разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётся целенаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т.д. Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих родителей пакеты с образцами своей познавательной и творческой деятельности. Шестая особенность Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни. Учитель Школы Жизни следует "заповедям": * Верить в безграничность ребёнка — он есть Микрокосмос. * Верить в свои Педагогические Способности — "Я от Бога учитель". * Верить в силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия. Вера есть предчувствие знания. Она, как двигатель, напрягает энергию и тем усиливает работоспособность. Вера позволит учителю проникнуть в духовный мир детей, постичь безграничность каждого ребёнка, найти верные пути воздействия. Учителю нужно согласиться с целостной природой Ребёнка, с его основными природными страстями и искать пути провоцирования и удовлетворения этих страстей в образовательном процессе, в каждом моменте общения с Ребёнком. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого Ребёнка. Вера учителя в безграничность Ребёнка находит своё воплощение через постижение им объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды. Это значит: о силе природы Ребёнка надо судить по тому, какой действительностью он окружён, кто его воспитатели и учителя, которые организуют для него педагогический процесс и живут в окружающем его мире. Очеловечивание среды вокруг каждого Ребёнка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя. Учитель творит педагогический процесс и переустраивает окружающий мир так, чтобы в них Ребёнок:
Какой учитель наиболее ценен для Школы Жизни? Надо предпочитать того учителя, который идёт новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе печать незабываемой новизны. P.S. …физик по имени Вернер Гейзенберг открыл, что невозможно одновременно измерить и положение, и направление субатомных частиц, потому что измерительные приборы вмешиваются в эксперимент. Буддисты могли бы назвать этот факт проявлением взаимозависимости: взаимосвязью - «это возможно, потому что есть то». Электрон существует, потому что я есть рядом». Это утверждение стало известно как принцип неопределенности Гейзенберга, в более широком смысле он означает, что наблюдатель влияет на эксперимент. Мораль: «мысли» материализуются и мы в ответе за собственные «мысли». Это и есть культура мышления. Зададим себе высокие моральные стандарты, не сойдем с пути истинного и получим – «светлое будущее», усомнимся – «придумаем» апокалипсис… Калмыкова Елена, д.м.н., профессор и мама четырёх детей: 1,5-7-10-16 лет Март 2011 года (Статья написана для готовящейся Конференции «Культура мышления», г.Екатеринбург, август 2011 года) |
Педагогический университет Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – с. 224 (Антологиягуманной педагогики) | Школа жизни уроки Шалвы амонашвили Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В издательстве «Дрофа» в серии Высшее педагогическое образование вышла книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская... | Международная ассоциация общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики» Шалвы Александровича Амонашвили преподнести совместный дар духа учительского сотрудничества и любви учителю учителей – созвездие... | ||
К детям в образовательном процессе Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический... | Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе./М. Алтаниус Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили М., 1984.,с. 427 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; природосообразные... | Основные проблемы и понятия философии досократиков Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы... | Реферат по истории зарубежной философии. Тема: Основные проблемы... Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия,... | ||
Как написать реферат В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если... | Как написать реферат В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если... | ||
Как написать реферат В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если... | Умк «Перспектива» I полугод Ведения понятия «культура», «мировая культура», «книга как предмет культуры», «книга в мировой культуре». Изучение мудрых высказываний... | ||
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека Отечеству Современные подростки нуждаются в общении с умными и понимающими их собеседниками. Но встречи с интересными людьми являются... | Истоки взаимоотношения полов или еще раз про любовь Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за участие в подготовке книги |