«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили





Скачать 221.61 Kb.
Название«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили
Дата публикации26.09.2014
Размер221.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
д.м.н Калмыкова Е.А.(Е-mail: kalmykova_prof@mail.ru )

Зам.Гендиректора по научной работе Центра

информационной медицины «ЛИДО» г. Москва

Культура мышления и «Школа Жизни» педагога Шалвы Амонашвили ( Опыт признания, принятия и осмысления)

« Некоторое время тому назад мне позвонил Олег Сергеевич Василенко – «ГЛАВНЫЙ по ЗНАНИЮ» … Елена Алексеевна, напишите несколько строчек на тему «КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили новатора-педагога,…. я знаю, Вам будет интересно…»

«КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ»? Я задала вопрос своей 16-летней дочери «Что ты понимаешь под культурой мышления?!!» Не отрывая взгляда от экрана компьютера, это «инопланетное существо» с серобуромалиновой мочалкой на голове, выпалило такую «мысль».

«…ну мам, это просто. Представь, себя на кухне… Ты можешь есть из сковородки руками, царапать железной вилкой по дну тефлоновой сковородки …. или положить салфетку, тарелку, вилку - слева, нож - справа, пожелать - «приятного аппетита» и так далее … Культура мышления - это ТРАДИЦИЯ и ПОРЯДОК! Дальше, можно говорить о ТРАДИЦИИ и ПОРЯДКЕ по отдельности… Но, ведь, ты сама учила меня , что смотреть на «мух и котлеты» лучше вместе, потому что при таком «взгляде» хорошо видятся причинно-следственные связи… Но есть одно «но» - это ты сама. Ты «ученый» и твое мировоззрение по большей части механистическое, а принцип холизма тебе дается с большим трудом. Итак, вывод - описать ВСЁ СРАЗУ - НЕ ВОЗМОЖНО, так как ТОЧЕК ЗРЕНИЯ – МНОГО… А пользоваться своими мыслями мы не в состоянии…. Мы «люди культурные» и своих мыслей, у нас, попросту, нет … и поэтому, всегда кого-то цитируем… Вспомни свое любимое выражение из «нетленного» Карла Маркса - «бытие определяет сознание» или « от осинки не родятся апельсинки» - это уже народное творчество... Взрослые создают среду обитания для своих детей, а дети копируют взрослых. Это ВСЁ!... и ушла в виртуальный мир …»

Господи, я вырастила циничного монстра!? Ее логика и ассоциации пугают, а «выводы» рубят материнское «я» по живому… А может все и не так плохо?!! Мы сами создаем СРЕДУ. Мы в этой среде воспитываем своих ДЕТЕЙ. Вот и подошли к педагогике…

Первая мысль, посетившая мою голову, когда я в первый раз пролистала книгу «ШКОЛА ЖИЗНИ», звучала приблизительно так «…еще один трактат на утопическую тему «Город солнца. Версия XX век», реинкарнация Томаса Мора в теле Шалвы Амонашвили …», но это было, к счастью, первое впечатление… дальше я стала «соглашаться» с автором, и вот, совсем не заметно для себя самой, его «мысли» стали моими…

Итак, дочь упрекнула меня в механистическом мировоззрении. Холизм: смотреть на мух и котлеты… Для меня это сущий КОАН – медитация дзен, требующая поиска ответа на историю, превосходящую обычное понимание и доморощенную логику.

Сегодня наука расщепила атом, и «нуклеарная семья» также переживает период распада. Людям часто бывает сложно относиться к миру серьезно. Механистический подход разбивает реальность на многочисленные компоненты, и мир кажется похожим на разбитый горшок, или телевидение с 5 000 000 каналов. Но механистическая парадигма уже не кажется нам вечной. Ведь, парадигма – это круг идей и инструментов, которые формируют картину мира, а также и наше сознание. Если что-то из реальности не включается в вашу парадигму, вы не увидите этого, пока она не изменится. Парадигмальный сдвиг необходимо осознать и закрепить во всем обществе, чтобы он начал влиять на нашу жизнь. Так где будем «сдвигать»?!! … Конечно, в воспитании наших детей… Педагогика – это наука и, как любая наука, она переживает сегодня революцию. И тут можно вставить цитату из Ильи Пригожина « Сейчас мы находимся в середине научной революции, при которой весь смысл научного подхода подвергается переоценке. Этот период не так уж и отличается от эпохи зарождения современной науки в древней Греции или ее возрождения во времена Галилея».

А это тоже самое, только из Шалвы Амонашвили «На грани двух эпох — изжившей себя и уходящей эпохи технократизма и наступающей эпохи Сердца и Духовности — воз­рождаются высочайшие духовные и нравственные ценности, происходит переоценка ценностей, ведётся обновление образо­вательной сферы в сторону духовности, гуманизации и гумани­таризации, поиска систем по развитию личности

Так как же должно выглядеть «бытие» для наших детей, чтобы их мышление стало «культурным»… На этот не простой вопрос отвечает книга «ШКОЛА ЖИЗНИ»… Утопия? Отнюдь!

Трактат строится на фундаментальных допущениях, фунда­ментальных аксиоматических началах, составляющих Истину для Мировых Религиозных Учений и Предмет для многих ду­ховно-философских учений. Суть их складывается в следую­щих трёх положениях:

— душа человека есть реальная субстанция;

— она устремлена к вечному восхождению и совершенст­вованию;

— земная жизнь есть отрезок пути восхождения. Из этих допущений выводятся три постулата в качестве веры учителя в Ребёнка.

Первый постулат:

Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни, а не случай­ность. Он рождается потому, что должен был родиться, он является как бы на зов людей; человек рождается для чело­века, люди нужны друг другу, нуждаются друг в друге, ибо они творят друг друга и самих себя тоже.

Второй постулат:

Ребёнок, как явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить. Это его служение, его Миссия обращены на благо людей — на близ­ких и родных, на знакомых и незнакомых, на нынешние и будущие поколения, на планетарную эволюцию. Есть люди — носители великих миссий для человечества. Раскрытие и утверждение таких миссий связано с содействием других людей. Каждый человек есть путь в жизни для другого. Так, Пушкин был явлением. Он нёс в себе Миссию создать вели­кое творческое наследие для многих поколений людей. И ня­ня Пушкина тоже была явлением и тоже несла в себе Мис­сию - дать искры творчеству. Именно в этом смысле можно го­ворить о проявлении и утверждении личности.

Третий постулат:

Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа. Он как существо космическое, как микрокосмос, вынашивает в себе могущество и безграничность макромира и устремлён к объ­ятию этого мира. Он, как человек, стремится стать богочеловеком. Эти устремления к одухотворению своей сущности Ребёнку присущи изначально. Чувство владения неограничен­ной энергией Духа питает все высшие устремления Ребёнка.

Таким образом, учителю надо верить, что Ребёнок есть Яв­ление, он несёт в себе свою жизненную Миссию, наделён ве­личайшей энергией Духа. Такая вера в Ребёнка заполнит об­разовательный процесс оптимизмом, обеспечит учителя принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка.

Вера есть предчувствие знания. Её постулаты не поддают­ся или не всегда поддаются научному доказательству. Лишь мудрость интуиции должна подсказать, насколько вера есть оправдание деятельности, а деятельность — углубление веры. Учитель, не веря в силу и могущество Ребёнка, будет не в со­стоянии строить оптимистический, гуманный педагогический процесс. Найдёт ли Ребёнок себя в жизни, сможет ли он проявить свою личностную диспозицию, не исказится ли его судьба, — всё это будет во многом зависеть от того, насколько процесс образования соответствует его внутренним устремлениям.

Гуманно-личностная педагогика исходит из того, что внутренняя психическая энергия, внутренний огонь, зало­женный в Ребёнке Природой, предстают перед нами в трёх основных страстях (стремлениях, "стихийных" движениях) Ребёнка.

Первая страсть

— это есть страсть к Развитию. Ребёнок не может не раз­виваться — духовно, нравственно, умственно, физически (ра­зумеется, и в других сферах тоже, известных или не извест­ных нам). "Стихийное" стремление к развитию есть природ­ное состояние Ребёнка: развитие прирождённых возможно­стей происходит в процессе преодоления противоречий и трудностей. Ребёнок сам ищет в окружающей его среде труд­ности, чтобы преодолеть их, ибо лишь в этих условиях он в состоянии довести свои природные возможности до предпи­санных им пределов. Этот мощный импульс к развитию ох­ватывает Ребёнка как стихия, чем и объясняются его шало­сти, неразумные, а зачастую и опасные затеи. Этим объясня­ются также духовные и познавательные запросы Ребёнка.

Задача педагогическая заключается в том, чтобы создать необходимый образовательный процесс со своими предмет­но-пространственными, нравственно-социальными качест­вами, который даст возможный простор для удовлетворения Ребёнком страсти к развитию; более того, этот процесс дол­жен опережать проявление иных свойств Ребёнка и пригла­шать их к активному движению. Таким образом, нужно не учитывать в образовательном процессе это природное состо­яние Ребёнка, а, исходя из него, предлагать ему разумные для становления его многогранной природы условия. Следу­ет подчеркнуть, что развитие происходит в процессе преодоле­ния трудностей, и это есть закон Природы. А педагогическая задача в том и заключается, чтобы в образовательном про­цессе Ребёнок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности, и, чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Следует подчеркнуть ещё, что младшее школьное (и дошкольное) детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении это­го периода, в дальнейшем не будет доведено до совершен­ства или даже, может быть, будет утеряно.

Вторая страсть

— это страсть к Взрослению. Ребёнок рождается не для то­го, чтобы остаться ребёнком, а для того, чтобы стать взрос­лым, в полной мере развить в себе общие и личностные ка­чества и силы, стать облагороженным, цивилизованным, ду­ховно богатым, знающим и умеющим взрослым человеком, чтобы приступить к делам, к которым призывает сердце. Де­ти стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они уже есть. Подтверждение тому — содержание ролевых игр, в которых каждый Ребёнок берёт на себя "обязанности" взрослого человека. Страсть к взрослению сначала незамет­но сопровождает страсть к развитию, но постепенно усили­вается и начинает влиять на все сферы жизни Ребёнка. Дет­ство не есть застывшее состояние беспечности, золотая пора, когда не надо заботиться ни о чём. Сама Природа, космиче­ские силы в Ребёнке не склоняют его к такой беспечности. Настоящее детство есть сложный, порой мучительный процесс взросления. Страсть к взрослению несёт Ребёнку много ос­ложнений в общении со взрослыми, тем более, если взрослые не понимают и не принимают эту природную силу в Ребён­ке.

При усилении импульсов этой страсти Ребёнок начинает искать соответствующие условия и среду для её удовлетворе­ния. Это значит: он начинает подражать внешним проявле­ниям жизни взрослых (отсюда, скажем, пристрастие к куре­нию с раннего детства), начинает искать социальную среду, где его принимают как взрослого (отсюда, скажем, "попада­ние" Ребёнка в "дурную компанию") и т.д. Однако дурным привычкам взрослых и дурному влиянию взрослых Ребёнок поддаётся тогда, когда в его непосредственной среде близких (родных, учителей, одноклассников-товарищей) он не нахо­дит удовлетворения своей природной страсти, перед которой, как перед стихией, он один бессилен.

Удовлетворение страсти к взрослению происходит в обще­нии, в первую очередь со взрослыми. Общаясь со сверстника­ми, Ребёнок не в состоянии в полной мере удовлетворить эту потребность. Младший школьник стоит на пороге бурного проявления своей страсти к взрослению, и потому именно в этом возрасте он должен ощущать доброе, облагораживаю­щее окружение взрослых, утверждающее в нём право на взрослость, видящее в нём взрослого человека, общение с которым ведётся на равных. Формула "Ты ещё маленький" и соответствующие ей отношения, имеющие открытые, то есть осознаваемые Ребёнком, формы, абсолютно противоречат ос­новам гуманной педагогики. Наоборот, действия, отноше­ния, меры, в целом общение, исходящие из формулы "Ты же взрослый... Ты уже взрослый", создают благоприятную ат­мосферу для активного проявления и удовлетворения страсти к взрослению.

Страсть к взрослению есть гарант Природы, что из Ре­бёнка может состояться нравственно и духовно чистый, ум­ственно развитый, сознательный, с чувством долга и ответ­ственности человек для общества. Однако условием того, чтобы гарант сработал, является качество процесса образо­вания. Отсюда требования к взрослым, творящим этот про­цесс: общаться с Ребёнком на равных, постоянно утверждать в нём личность, проявлять доверие, поручать дела взрослых, устанавливать сотруднические взаимоотношения, возлагать обязанности, обращаться к нему для сочувствия и сопережи­вания.

Отсюда важнейший принцип гуманно-личностной педа­гогики: с целью удовлетворения страсти к взрослению (рав­носильно, как и других страстей) возвести исполнение педа­гогических процессов до искусства, что и поможет ребёнку чувствовать себя взрослым там, где он ещё вовсе не взрослый, а ребёнок.

Порой думают, что в начальных классах как можно чаще должны быть применены игровые приёмы, ибо дети любят играть. Это мнение особенно распространено применитель­но к первому классу, к классу для шестилеток. Однако дети стремятся к школьной жизни вовсе не для того, чтобы продолжить там свои игры, а для того, чтобы утвердиться в своей жизни повзрослевшего. Стремление к школе есть именно одно из проявлений страсти к взрослению. Детей на­до учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Это учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети забыли в этом процессе о своей потребности к игре.

Третья страсть

— это страсть к Свободе. Ребёнок проявляет её с раннего детства, в разных формах и многогранно. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда Ребёнок с двух-трёхлетнего возраста пытается ускользнуть из-под опеки взрослых и стре­мится утвердить свою самостоятельность — "Я сам!" Если Ребёнок свою страсть к взрослению утверждает в общении со взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нём эту потребность, то страсть к свободе он ищет опять-таки в общении со взрослым, однако путём удаления от взрослого. Там он готов находиться под влиянием взрослых, здесь же он пытается выйти из-под этого влияния, вести себя так, как ему хочется, или даже противоположно требованиям взрос­лых.

Ребёнку не нравится постоянное и открытое опекунство взрослых, он не терпит запретов, не слушается наставлений и т.д. Из-за стремления к взрослению, в условиях непонимания и неприятия взрослыми этой страсти, постоянно возникают конфликты. Вся понукательная, запретительная педагогика, все меры наказания являются результатом пресечения стрем­лений к взрослению и свободе.

Понятно, что детям нельзя дозволить всё. Вседозволенность губительно может сказаться на их судьбе. Но должно быть понятно и то, что детей нельзя воспитывать во всё запрещающей атмосфере, нельзя их постоянно держать в "своих руках", заставлять и принуждать против их воли.

Страсть к свободе есть состояние Природы в Ребёнке. Это Природа продолжает в нём свой поиск, своё становление, ищет возможности для проявления своей многоликости, для достижения совершенства и безграничности. Это шалит не сам Ребёнок, а Природа в Ребёнке, готовя свои силы для бу­дущих полётов. Забота взрослых о Ребёнке скорее направле­на не на содействие этим стараниям Природы, а на притуп­ление природной страсти к свободе. Конечно, власть и пра­ва взрослых помогут им подчинить Ребёнка своим требова­ниям, научить его не нарушать их волю. Так возникает сило­вое и авторитарное воспитание в семье, так творится автори­тарный педагогический процесс в школе, где больше при­нуждений, чем поощрений, больше запретов, чем разреше­ний, больше конфликтов и огорчений, чем сотрудничества и радостей.

Страсть к свободе имеет своё уникальное свойство, кото­рое остаётся без педагогического осмысления. Дело в том, что свобода для Ребёнка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами духовные и природные субстанции в Ребёнке стремятся, так сказать, к свободной несвободе. Это ярко видно на примере групповой ролевой игры. Ребёнок вправе свободно (с чувством хотения) выбирать, в какую иг­ру играть, какую взять на себя роль. Он вправе включиться или не включиться в коллективную игру. Заставить его иг­рать абсолютно невозможно, возможно только приохочивать его к игре. Однако, если он включается в игру и выбирает в ней роль, то он знает, что обязан будет подчиниться прави­лам игры, играть по правилам. Иначе дети выгонят его из иг­ры, скажут: "Ты не умеешь играть. Ты нам мешаешь. С то­бой неинтересно играть". То есть подтверждается, что Ребё­нок внутренне готов к свободной несвободе, к упорядочен­ной, узаконенной, общественно дозволенной свободе, к су­жению безответственного проявления иных своих потребно­стей.

Ребёнок набирает мощь и энергию в той мере, в какой он преодолевает свои природные страсти и освобождается от них. Мудрая помощь и поддержка взрослых играют в этом процессе исключительную роль. Истина гласит о том, что Природа зиждется на противоположении, а страсть, сопро­тивление, опасность — это учителя. Мы обретаем ту силу, что преодолели.

Здесь следует сказать ещё об одной объективной законо­мерности педагогического процесса: дело в том, что этот процесс вынашивает в себе необходимость принуждения, то есть ограничения свободы Ребёнка. Закон принуждения усу­губляется в авторитарном педагогическом процессе, однако он не исчезает и в гуманном педагогическом процессе. От Ребёнка, его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни методы, ни общий порядок школы и т.д. Это — как правила ролевой игры: их надо при­нять, им надо подчиниться.

В гуманно-личностном педагогическом процессе закон принуждения может быть, нивелирован, ибо в нём создаются условия для приглашения и удовлетворения, дальнейшего развития и становления природных сил Ребёнка. А страсть к свободе рождает принцип сохранения за ребёнком чувства свободного выбора. Среди этих условий одно из ведущих мест занимает, как уже было сказано, изящное, искусное испол­нение педагогических процессов, а также равноправное обще­ние с Ребёнком, любовь к нему, вера в его возможности, со­творчество и сотрудничество, взаимное уважение и взаимная обязанность.

Кроме описанных общих движущих сил, каждый ребёнок, как неповторимость, в зависимости от своей миссии и на­правленности, несёт в себе свои индивидуальные силы — способности, дарования, возможности, свои личностные ка­чества. Следует осознать истину, что каждый ребёнок прихо­дит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно об­лагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Распознавание неизменной сущности Ребёнка станет ключом к выявлению его личности.

В силу сказанного следует заключить, что в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути станов­ления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заго­тавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питатель­ных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нуж­ны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать: образы любви, красоты, устремлённости, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; зна­ния, озарённые сердцем и духом; стремление к благу с по­мощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармо­нии; высшие творения разных искусств; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рождённые в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материально­го и духовного плана; образы, рождённые мировоззрением и верой... А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы.

Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворённые образы, тем более невозможно пере­числить сами образы. Образование потому и есть процесс об­разования, что он полностью пропитан возвышенными и утончёнными образами, питающими душу и сердце Ребёнка. Образование не есть лепка человека с определёнными качест­вами без участия самого человека, устремлённого по пути раз­вития, взросления и свободы. Образование есть процесс пита­ния души и сердца ребёнка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и ци­вилизации. Образовательный процесс пропитан этими образа­ми так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребёнке, как необходим воздух для жизни того же Ребёнка.

Для полного понимания той сути понятия Образование, которую вкладывает в него теория гуманно-личностной пе­дагогики, следует воспользоваться ещё одним штрихом — понятием Просвещение. Это понятие тоже всецело принадле­жит становлению духовной сферы человека. Просвещать — значит рассеивать тьму в сердце и душе человека, помогать человеку воспринимать (в-ос-принимать!) мир более широ­ким спектром, радоваться и восхищаться (в-ос-хищаться!) явлениями жизни. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просве­щения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть те­орию гуманно-личностной педагогики, определить принци­пиальную направленность образовательного процесса, прин­ципиальное содержание образования.

Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или мень­шей степени автономно друг от друга, тем не менее все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление.

С процессом образования может быть сопоставлен суще­ствующий в научной терминологии Педагогический процесс. Процесс образования и Педагогический процесс практически несут в себе одно и то же содержание. Однако абстрактность формулировки "Педагогический процесс" преодолевается формулировкой "Процесс образования" или же "Образова­тельный процесс".

Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, ко­торые придают ему гуманно-личностную направленность.

Первая особенность

Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безгранич­ность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрос­лыми, умными, образованными, ставшим учителями и вос­питателями и берущим на себя ответственность по заверше­нию сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимисти­ческая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образо­вательного процесса заключена во внутренней преемствен­ности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, на­правленной на сотворение Благородного Человека, достой­ного щедрости Творца.

Вторая особенность

Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается це­лостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утвер­ждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без лич­ной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружаю­щих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремле­ний. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и забо­тами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок мо­жет найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стреми­тельную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в много­образных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей.

Третья особенность

В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляюща­яся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жиз­ни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образова­тельный процесс — второй уровень жизни детей — принима­ет всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку перво­го уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного про­цесса, он есть не основная форма процесса обучения, как при­нято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается сво­его традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый кон­кретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования.

Четвёртая особенность

Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть доброволь­ным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничест­ва. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и зна­ний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. По­длинное сотрудничество появляется не в силу простого со­гласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготе­ние к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, со­вместного труда, совместной жизни. Стремление к сотрудни­честву с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно зало­жено как в его движущих силах, так и в индивидуальной на­правленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанно­го сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного про­цесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруд­нические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как каче­ство его личности. Сотрудничество имеет ценность нравст­венную и ценность познавательную. С помощью сотрудниче­ства в образовательном процессе Ребёнок ускоряет своё про­движение в познании, так как, по законам психологии, в со­трудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощью учителя Ребё­нок всегда может сделать больше и решить более трудные за­дачи, чем самостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такие же сложные задачи и за­дания при самостоятельной работе, ибо он переживает в се­бе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше са­мого себя в духовном, нравственном и познавательном пла­не, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспи­тание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устрем­лён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жиз­ни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаж­дает этот дух в многогранной жизни детей.

Пятая особенность

Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой гло­бальной способности, какой является оценочная деятель­ность. Оценочная деятельность осуществляется на базе ана­литического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личност­ные, общественные и т.д.) разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётся целенаправ­ленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оце­ночной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопо­ставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т.д.

Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оцен­ки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифро­вые, словесные или знаковые, материализованные или матери­альные. Из класса в класс дети переходят на основе характе­ристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих ро­дителей пакеты с образцами своей познавательной и творче­ской деятельности.

Шестая особенность

Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жиз­ни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его ос­новных идей и принципов и стремится к их творческому осу­ществлению. Если учитель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет пра­во, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни. Учитель Школы Жизни следует "заповедям":

* Верить в безграничность ребёнка — он есть Микрокосмос.

* Верить в свои Педагогические Способности — "Я от Бога учитель".

* Верить в силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия.

Вера есть предчувствие знания. Она, как двигатель, на­прягает энергию и тем усиливает работоспособность. Вера позволит учителю проникнуть в духовный мир детей, по­стичь безграничность каждого ребёнка, найти верные пути воздействия. Учителю нужно согласиться с целостной приро­дой Ребёнка, с его основными природными страстями и ис­кать пути провоцирования и удовлетворения этих страстей в образовательном процессе, в каждом моменте общения с Ре­бёнком. Учителю надо понять исключительную важность ду­ховного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого Ребёнка.

Вера учителя в безграничность Ребёнка находит своё воп­лощение через постижение им объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды. Это значит: о силе природы Ребёнка надо судить по тому, какой действительностью он ок­ружён, кто его воспитатели и учителя, которые организуют для него педагогический процесс и живут в окружающем его мире. Очеловечивание среды вокруг каждого Ребёнка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забо­та учителя.

Учитель творит педагогический процесс и переустраивает окружающий мир так, чтобы в них Ребёнок:

  • познавал и усваивал истинно человеческое;

  • познавал себя как Человека;

  • проявлял свою истинную индивидуальность;

  • находил общественный простор для развития своей истинной природы;

  • проникался общечеловеческими интересами;

  • был защищён от влияния, способного провоцировать его на асоциальные проявления.

Какой учитель наиболее ценен для Школы Жизни?

Надо предпочитать того учителя, который идёт новыми пу­тями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе пе­чать незабываемой новизны.

P.S. …физик по имени Вернер Гейзенберг открыл, что невозможно одновременно измерить и положение, и направление субатомных частиц, потому что измерительные приборы вмешиваются в эксперимент. Буддисты могли бы назвать этот факт проявлением взаимозависимости: взаимосвязью - «это возможно, потому что есть то». Электрон существует, потому что я есть рядом». Это утверждение стало известно как принцип неопределенности Гейзенберга, в более широком смысле он означает, что наблюдатель влияет на эксперимент.

Мораль: «мысли» материализуются и мы в ответе за собственные «мысли». Это и есть культура мышления. Зададим себе высокие моральные стандарты, не сойдем с пути истинного и получим – «светлое будущее», усомнимся – «придумаем» апокалипсис…

Калмыкова Елена, д.м.н., профессор и мама четырёх детей: 1,5-7-10-16 лет

Март 2011 года

(Статья написана для готовящейся Конференции «Культура мышления»,

г.Екатеринбург, август 2011 года)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconПедагогический университет
Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – с. 224 (Антологиягуманной педагогики)
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconШкола жизни уроки Шалвы амонашвили
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В издательстве «Дрофа» в серии Высшее педагогическое образование вышла книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconМеждународная ассоциация общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики»
Шалвы Александровича Амонашвили преподнести совместный дар духа учительского сотрудничества и любви учителю учителей – созвездие...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconК детям в образовательном процессе
Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconАмтаниус М. Психолого-педагогические основы конт­роля в учебном процессе./М. Алтаниус
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили М., 1984.,с. 427
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; природосообразные...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconОсновные проблемы и понятия философии досократиков
Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия,...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconРеферат по истории зарубежной философии. Тема: Основные проблемы...
Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия,...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconУмк «Перспектива» I полугод
Ведения понятия «культура», «мировая культура», «книга как предмет культуры», «книга в мировой культуре». Изучение мудрых высказываний...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconКультура души – культура личности, или Как воспитать Человека
Отечеству Современные подростки нуждаются в общении с умными и понимающими их собеседниками. Но встречи с интересными людьми являются...
«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили iconИстоки взаимоотношения полов или еще раз про любовь
Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за участие в подготовке книги


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск