Скачать 53.2 Kb.
|
Анонс! В издательстве «Дрофа» в серии Высшее педагогическое образование вышла книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская Шалвы Амонашвили». Ш.А. Амонашвили – «Рыцарь детства» Далее представлены фрагменты из книги: Пособие является развитием трактата Ш.А. Амонашвили «Школа Жизни» (М, 2000) и рассматривает способы творческого решения основных идей его концепции. Оно построено на раскрытии постулатов гуманной педагогики в практике современной школы. На конкретных психолого-педагогических примерах раскрывается развивающий и воспитывающий потенциал гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе, изложены основы развития письменно-речевой деятельности, предложены инновационные подходы к моделированию уроков. Для преподавателей, молодых учителей, студентов педагогических вузов, родителей, для всех, кто интересуется вопросами педагогики. Книга открывается предисловием академика РАО А.Г. Асмолова «Введение в мир по имени Амонашвили»: Помните проникающие в душу строки Булата Окуджавы: Пока Земля ещё вертится, Пока ещё ярок свет, Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет… Я слушаю в себе эти строки и хочу сказать всем учителям: "Пока ещё вертится «земля образования», пока ещё мерцает, но не гаснет свет свободы, Господи, пошли всем нам мудрый, добрый, приглашающий к диалогу о сущности вечной педагогики жизни трактат "Школа Жизни" Шалвы Амонашвили…" Трактат "Школа Жизни" и по своему названию, и по жанру - нечто особое. Он не терпит суеты и представляет собой послание из пространства, которое, Михаил Бахтин, литературовед и теоретик искусства, назвал бы временем большой культуры. Из этого пространства с нами неспешно беседуют Уильям Шекспир и Александр Сергеевич Пушкин, Эразм Роттердамский и Ян Амос Коменский, Жан Пиаже и Лев Семёнович Выготский. В этом пространстве и обретает свою историческую родину трактат о труднейшем из ремёсел - ремесле гуманистики - Шалвы Александровича Амонашвили. Пересказывать это произведение - это всё равно, что пытаться вместить в равнодушную прозу поэзию, музыку и живопись. Поэтому я не буду принижать читателя этим неблагодарным занятием. Скажу лишь, что трактат "Школа Жизни", хотя и посвящён, прежде всего, начальной школе, являет собой долгожданную мировоззренческую педагогику, которая как воздух нужна всему нашему образованию. Вряд ли я сильно погрешу против истины, если замечу, что сам Ш. А. Амонашвили - большой ребёнок, который строит трактат по образу и подобию своему. Ведь им, как и описываемым им ребёнком, правят те же неиссякаемые страсти - страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Читая этот трактат, обретаешь надежду, что все наши мытарства не зря, а победой будут дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. И исполняешься верой, что все мы, учителя, как бы ни было тяжело, - представители самого вдохновенного искусства на свете - искусства гуманистической педагогики. Счастливых Вам открытий в мире по имени Амонашвили. Александр Асмолов,Заслуженный профессор Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова Содержание книги Ш.А. Амонашвили (академик Российской академии образования) Введение Цели и задачи трактата О базовых понятиях Как воспринимать Ребёнка О целях образования в Школе Жизни Вера. Надежда. Любовь О сущности образования в Школе Жизни Урок в Школе Жизни Урок: «Мудроречие». Педагогические зарисовка Принцип построения «Образовательных курсов» Школы жизни В.Г. Ниорадзе (доктор педагогических наук, профессор) Письменная речь – светильник души Урок письменно-речевой деятельности В.Г. Александрова (доктор педагогических наук, профессор) «Ребёнок мыслит образами…» Урок мужества «Память - это мы с вами…» М.И. Шишова (директор школы № 200, г. Москва) Реализация концепции Школа Жизни в образовательной практике школы Урок добромыслия С.И. Сабельникова (учитель, Центр образования № 1447 им. Н.А. Островского, г. Москва) Урок доброречия Т.Н. Жундрикова (учитель школы № 200, г. Москва) Урок математического воображения. Урок – подарок родителям: «Наши достижения» Н.В. Щукина (учитель школы № 200, г. Москва) Урок духовной жизни. Н.М. Гритчина (учитель школы № 200, г. Москва) Традиции школы А.А. Новичкова (учитель школы № 200, г. Москва) «Здравствуй, тысячный урок!» Слово детям… Размышления о школе Ш.А. Амонашвили Учитель Школы Жизни Школа Жизни и родители (родительские университеты) Оценка в Школе Жизни О традиционном и классическом в педагогике. Об источниках основных идей Школы Жизни. Кто есть учитель? Вместо послесловия (В.В. Рябов) Ректор ГОУ ВПО МГПУ В.В. Рябов Вместо Послесловия… Мне посчастливилось познакомиться с Шалвой Александровичем Амонашвили в начале 80-х годов, когда вся педагогическая общественность зачитывалась его книгой «Здравствуйте, дети!». Эта книга для многих учителей стала поворотным моментом в осознании жизни школы, миссии ребёнка и духовности учителя. Удивителен педагогический язык этой книги, он понятен и близок всем. Таким доступным и художественно ярким языком говорили с читателем педагоги-классики. Такой же стиль речи и умение чувствовать слово отличают все труды Шалвы Александровича. Кажущаяся простота его книг «Улыбка моя, где ты?» или «Без сердца что поймём?» заключает в себе великую мудрость, которую постигаешь не сразу. О Шалве Александровиче часто говорят, что он – человек планетарного учения, которому дано заглянуть в будущее. Шалва Александрович неустанно повторяет, что не он создатель гуманной педагогики, он только развивает это учение. Его педагогика всегда новаторская. Он и его коллеги стали подлинными педагогами-новаторами. В нашем университете (Московский городской педагогический университет), Ш.А. Амонашвили реализует свою давнишнюю мечту. Вместе с другом, академиком Д.Д. Зуевым, он издает «Антологию гуманной педагогики», уникальные по своей сути книги для учителя. Инновации не рождаются на пустом месте и классическое педагогическое наследие - важная основа любой инновации, каждого нового проекта. Это пробуждение мысли, это удивительное живое сотворчество, это духовная общность учителя и ученика в их общем восхождении к истине… Виктор Рябов ректор Московского городского педагогического университета |