Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека





Скачать 412.59 Kb.
НазваниеКультура души – культура личности, или Как воспитать Человека
страница1/5
Дата публикации24.02.2015
Размер412.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
Культура души – культура личности,

или Как воспитать Человека
Беседа о смысле жизни для подростков и юношества

по книге Д.С. Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”
От составителя

Подростковый возраст – время самоопределения и самоутверждения. Но деньги и власть, которые правят миром, а также безудержное стремление любыми способами подняться по карьерной лестнице привели к размыванию моральных норм и ценностей о добре и зле, о дружбе, любви и верности, о праве человека на достойную жизнь, о служении Отечеству... Современные подростки нуждаются в общении с умными и понимающими их собеседниками. Но встречи с интересными людьми являются не единственным источником обогащения личного опыта. Книги хранят в себе веками накопленный нравственный заряд, связанный с духовным миром человека.

Одной из таких книг, которая помогает вести разговор с подростками о духовных и нравственных ценностях, является книга Российского учёного и литературоведа Дмитрия Сергеевича Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.
Предлагаемая методика работы с книгой “Письма о добром и прекрасном” ориентирована не на детальное изучение текста и анализ, а на восприятие подростками текста в целом, на создание библиотекарем условий для погружения в чувства и мысли автора. Для этого целесообразно использовать такой приём, как чтение вслух, поскольку слово, произнесённое вслух, делает текст живым, приближает его к слушателям. Читать необходимо выразительно, акцентируя внимание на наиболее важных моментах, подчеркивающих авторскую позицию. Желательно, чтобы текст предлагаемых фрагментов из книги Д. Лихачёва читал библиотекарь. А для более лёгкого восприятия информации на слух необходимо, чтобы перед подростками были сами тексты писем (ксерокопии, над которыми будет идти работа, или книга “Письма о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёва).

В пособии предлагается работа над следующими письмами из книги Д.С. Лихачёва:

  1. “Молодость – вся жизнь”;

  2. “В чём смысл жизни”;

  3. “Быть весёлым, но не быть смешным”;

  4. “Когда следует обижаться”;

  5. “Человек должен быть интеллигентен”;

  6. “О воспитанности”;

  7. “По велению совести”;

  8. “Как говорить?”.

В зависимости от состава аудитории, их интереса и структуры предполагаемой беседы, содержание разговора может варьироваться, другими словами, вы вправе выбрать письма по своему усмотрению.

Прежде чем непосредственно приступить к чтению писем, необходимо познакомить подростков с биографией Д.С. Лихачёва. В пособии предлагается краткая биография академика, которую можно сопровождать электронной презентацией. (Диск с электронной презентацией прилагается).

Для более эффективной работы, необходимо помнить о рефлексии. После каждого Письма предлагаются вопросы для размышления, которые помогут подросткам осмыслить услышанное и вызвать их на диалог, дискуссию. Но не следует оценивать ответы подростков категорическими высказываниями, типа: “Неправильно!” или “Ты ничего не понял!”. Намного разумнее было бы сказать: “Как ты интересно мыслишь”. При этом важно дать понять присутствующим, что, “сколько людей, столько и мнений”, а потому каждое суждение следует принимать с уважением. Взрослый должен находиться как бы на одной плоскости с подростком. И уж никак не должен морализировать.

В процессе (или в конце) работы над письмами, предлагается обратиться к книжной выставке “Чтение – путь к житейской мудрости – не гнушайся им!”, названием и разделами которой являются заповеди
Д.С. Лихачёва. (Приложение № 1). Вокруг выставки можно развернуть целый комплекс мероприятий: обзоры, беседы, диспуты, творческие задания. (Приложение № 2).

Приступая к работе с книгой Дмитрия Сергеевича Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”, необходимо помнить, что:


  • современные подростки предпочитают удовлетворять свои духовные запросы с помощью популярной музыки и компьютерных игр, так как и то и другое даёт немедленный эмоциональный эффект. Но растущему, познающему человеку не может не понравится попытка просто, красиво и убедительно говорить о самом важном – о смысле жизни человека на земле, о доброте, достоинстве. И здесь очень многое будет зависеть от личности библиотекаря. Прежде всего, необходимо создать атмосферу доверительного и откровенного разговора;




  • необходимо высказать своё отношение к книге “Письма о добром и прекрасном”. Важно поделится с ребятами тем, что лично для вас стало открытием в письмах Д.С. Лихачёва, при этом желательно быть достаточно искренним. Подростки чувствуют, когда им доверяют, и им захочется оправдать это доверие;




  • с уважением отнестись к их мнению и вести диалог-размышление без нотаций и назиданий, а тем более упрёков. Сам Д. Лихачёв очень боялся, что любая беседа пожилого человека с молодёжью может, в конечном счёте, обернуться поучением, и поэтому избрал для своих бесед с читателями форму писем, в которых он просто и доверительно делится опытом прожитой жизни. Только слово, окрашенное искренним чувством и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат! Главное – пробудить интерес у подростков к обсуждаемым вопросам, ответы на которые станут для них нравственными ориентирами.


Краткая биография Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Ведущий: Сегодня я познакомлю вас с удивительным человеком. Имя его – Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Это один из тех людей, о которых говорят: “совесть нации”. Он многое сделал как для нас с вами, так и для будущих поколений: сберёг огромный пласт культурного и исторического наследия наших предков, который теперь по праву принадлежат вам. Это памятники как архитектуры и искусства, ставшие “лицом” России для всего мира, так и памятники родной истории и культуры, являющиеся ценнейшими сокровищами нашей страны, посмотреть на которые сегодня приезжают миллионы иностранных граждан.

Долгие годы жизни и большое количество сил потратил Дмитрий Сергеевич, защищая, спасая и сохраняя эти памятники для нас с вами. Учёный с мировым именем, он для многих являлся “лицом нации”, поскольку сам был живым свидетельством высокой отечественной культуры, её истинным носителем, одним из самых уважаемых и авторитетных представителей нашей страны во всём мире.

Он был человеком удивительной судьбы. Родился Дмитрий Сергеевич в столице Российской империи – Санкт-Петербурге. Отец его был инженером. Мать происходила из купеческой среды. Начало его учёбы в школе (осень 1914 года) практически совпало с началом Первой мировой войны. Сначала он поступил учиться в старший подготовительный класс Гимназии Императорского Человеколюбивого Общества. А в 1915 году перешёл учиться в знаменитую гимназию Карла Ивановича Мая на Васильевском острове.

Со школьных лет Дмитрий Лихачёв полюбил книгу. Причём его занимало не только чтение разных книг, но также интересовал сам процесс подготовки книги к изданию, книгопечатание. Семья Лихачёвых проживала в казённой квартире при типографии нынешнего Печатного Двора. “Запах свежеотпечатанной книги для меня и сейчас – лучший из ароматов, способный поднять настроение”, – вспоминал учёный в 1996 году, накануне своего 90-летия.

По окончании гимназии с 1923 по 1928 год Дмитрий Лихачёв обучался на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета. Здесь он получил первые навыки исследовательской работы с рукописями. Но, едва окончив университет, молодой учёный в 1928 году попадал в Соловецкий лагерь особого назначения
(сокращённо – СЛОН). Поводом для его ареста и заключения в лагерь стало участие в работе полушутливой студенческой “Космической Академии Наук” (сокращенно – КАН).

Студент Дмитрий Лихачёв написал для этой “Космической Академии” доклад о старой русской орфографии (заменённой на новую в 1918 году), искренне считая старую орфографию более совершенной, чем новая. Этого поступка оказалось достаточно, чтобы обвинить его (как и большинство его товарищей по КАН) в контрреволюционной деятельности! Дмитрия Лихачёва осудили на 5 лет: полгода он провёл в тюрьме, затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров, а закончил свой срок уже на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Писатель Даниил Александрович Гранин, близко знавший академика Д.С. Лихачёва, так говорил о соловецких впечатлениях учёного-узника: “В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми он сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее”.

Сам Дмитрий Сергеевич о Соловках вспоминал так: “Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни”.

Почему самое тяжкое время своей жизни он называет “самым значительным периодом жизни”? Да потому, что именно там, в самых суровых условиях и испытаниях, он научился дорожить каждым днём прожитой жизни, научился ценить жертвенную взаимную помощь. Высоконравственные люди даже в нечеловеческих условиях оставались самими собой и помогали другим. Злым людям и негодяям было намного труднее переносить жизненные испытания.

Из заключения на Соловках учёный вынес следующее убеждение: “Если человек ни о ком и ни о чём не заботится, его жизнь тоже “бездуховна”. Ему нужно страдать от чего-то, о чём-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворённости” (“не всё сделал, что мог”).

Сохранять душевное здоровье на Соловках Дмитрию Сергеевичу помогала, по его собственному признанию, соловецкая природа. Вот фрагмент его воспоминаний (до лагеря на острове был старинный православный монастырь):

“Несмотря на строжайшее запрещение появляться в прибрежной полосе, несколько раз я ходил к Митрополичьим садкам, где в солнечные дни лежал час или два на солнце, совершенно забывая об опасности. На Заячьей Губе у Митрополичьих садков я познакомился с замечательной заячьей семьёй. Я лежал в кустах и задремал. Когда я открыл глаза, я увидел прямо против себя на расстоянии чуть большем протянутой руки очаровательную зайчиху и несколько маленьких зайчат. Они смотрели на меня не отрываясь, как на чудо. Монахи приучили животных не бояться человека. Зайчиха явно привела своих детишек показать им меня. Я не шевелился и они тоже. Мы смотрели друг на друга, вероятно, с одинаковым чувством сердечной приязни. Такое бездумное созерцание не могло продолжаться вечно: я пошевелился, и они исчезли, но надолго осталось удивительно тёплое чувство любви ко всему живому”.

В августе 1931 года, по случаю успешного завершения строительства Беломорско-Балтийского канала, Дмитрий Лихачёв, как и большинство трудившихся на нём, получил досрочное освобождение. А в 1936 году по ходатайству президента Академии наук СССР А.П. Карпинского с Лихачёва была снята судимость.

В 1932–1935 годах Дмитрий Сергеевич работал в Ленинграде литературным редактором. А с 1938 года стал научным сотрудником Института русской литературы Академии наук СССР. Этот институт более известен под названием Пушкинский Дом. В 1941 году за диссертацию “Новгородские летописные своды XII века” он получил степень кандидата филологических наук.

С осени 1941 по весну 1942 года Дмитрий Сергеевич вместе с семьёй находился в блокадном Ленинграде. В блокаду умер его отец. А в 1942 году учёный выпустил книгу “Оборона древнерусских городов”.

В годы войны Д.С. Лихачёв занимался не только научной работой, но и всемерно помогал окружающим его людям. В 1942 году он получил медаль “За оборону Ленинграда”, а в 1946 году – медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”.

В 1947 году учёный защитил докторскую диссертацию на тему “Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI вв.”. К середине XX века он стал крупнейшим специалистом по древнерусской литературе. Его блестящие исследования текстов “Повести временных лет”, “Слова о полку Игореве”, “Поучения Владимира Мономаха”, “Слова о Законе и Благодати”, “Моления Даниила Заточника” и других памятников древнерусской литературы стали для России XX века настоящим открытием истории и культуры Древней Руси, открытием родных истоков и источников. За эти труды, посвящённые древнерусскому летописанию и в целом – литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Сергеевич получил и народное, и международное признание. В 60-е годы 20-го столетия Д.С. Лихачёв завоевал, наконец, и государственное признание: в 1969 году книга “Поэтика древнерусской литературы” (1967) была удостоена Государственной премии СССР.

Даже неполный указатель его трудов содержит более 1000 наименований. Список его наград составляет несколько страниц. Но главной наградой ему стала искренняя любовь его многочисленных читателей, десятки лет с неослабевающим вниманием читающих его книги и статьи.

Он имел великий дар любви – к родной земле и родному народу, к своим родным, к родной науке, родной литературе и всей родной культуре. Имея такое душевное богатство, он прекрасно знал и ценил мировую литературу и культуру.

22 сентября 1999 года, всего за восемь дней до кончины своей земной жизни, Дмитрий Сергеевич Лихачёв передал в книжное издательство рукопись книги “Раздумья о России”. Это был новый – исправленный и дополненный – вариант книги, и на первой странице рукописи было начертано: “Современникам и потомкам посвящаю”. Значит, и перед самой кончиной Дмитрий Сергеевич больше всего думал о России, о своём любимом Отечестве, и эту преданность Родине он завещал своим современникам и потомкам, то есть всем нам.
***
В 80-х годах XX века, будучи глубоко пожилым человеком, он собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвящённые образованию и воспитанию человека, родной культуре и тому, как вырасти культурным человеком, и на их основе составил своеобразное послание молодым поколениям. Он назвал их просто: “Письма о Добром и Прекрасном”, потому что Добро и Красота для Лихачёва – это и есть главное содержание культурной жизни человека. Ведь Добро и Красота, по мнению учёного, это именно то, что радует человека – в каких бы явлениях жизни человек их не замечал – а настоящая культура как раз и учит человека замечать и создавать это Доброе и Прекрасное во всех сферах его жизни.

“Письма о Добром и Прекрасном” Дмитрия Сергеевича Лихачёва, адресованные современному, молодому читателю – это не просто мысли большого учёного и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, – для нас это ещё и “письма” от десятков поколений наших предков, наших предшественников, жизнь и культуру которых учёный так хорошо знал. Заканчивая этот труд, в последнем Письме Лихачёв так отзывается о своей работе: “Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам”.

По своей сути эти “Письма” – голос нашей собственной культуры, её послание нам; это мудрость и опыт тысячелетней русской традиции, подмеченный и записанный великим исследователем. В книге всего 47 писем. Советы, которые можно получить, прочитав эти письма, касаются всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, который очень не хотел, чтобы его советы превратились для вас поучением, и поэтому он избрал форму обращения к вам в виде писем. “Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он не принадлежал, найдёт в моих письмах, хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться”.

Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята, сейчас мы с вами прочитаем несколько писем из книги “Письма о добром и прекрасном”. Прислушайтесь к размышлениям человека мудрого и достойного, и я уверена, что в его силе и мудрости вы найдёте опору себе. И, быть может, соизмеряя свой личный жизненный опыт с опытом старшего наставника, сравнивая свою жизнь с жизнью другого, достойно прожившего её, вы раздвинете границы своего мироощущения в поисках истинного смысла жизни. Давайте будем сегодня откровенны с собою и посмотрим на себя глазами Д.С. Лихачёва.

Итак, начнём!
Молодость – вся жизнь”

(письмо второе)
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому, берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: “береги честь смолоду”. В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
Вопросы для размышления




  • Почему Д.С. Лихачёв назвал это письмо “Молодость – вся жизнь”? Какова, на ваш взгляд, главная мысль автора?

  • Д.С. Лихачёв пишет: “В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!”. Какое чувство не будет давать спать? Объясните своими словами, что такое совесть?

  • Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести? Согласны ли вы с тем, что человек может

  • считаться счастливым только тогда, когда у него, при всём его благополучии, спокойная совесть?

  • Какую мысль вы считаете главной для себя?




  • Что нового вы узнали?

Ведущий: Следующее письмо, которое мы прочитаем, называется “В чём смысл жизни”.




В чём смысл жизни”

(письмо пятое)
Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был “настоящим”, его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Враньё всегда видно. У людей особое чувство подсказывает – врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще – не хочется связываться...

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т. д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а, следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём отсчёт высоты от уровня моря.

Точка отсчёта. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И своё личное счастье тоже не остаётся вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А, кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет”.
Вопросы для размышления




  • В настоящий период, какова ваша цель, главная задача?




  • Как вы понимаете мысль автора, что достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим? Вы можете привести примеры из вашей жизни или из книг, которые прочитали?

  • Согласны ли вы с тем, что жизнь – это, прежде всего, творчество? Что значит жить, созидая? Можно ли сравнить жизнь с большим искусством? Творчеством?

  • В чём, на ваш взгляд, заключается смысл человеческой жизни?




  • Должен ли человек оставить после себя след на земле?




  • Какую мысль вы считаете главной для себя?




  • Есть ли в содержании этого письма важное для вас лично?




  • Что нового вы узнали?




Быть весёлым,

но не быть смешным”

(письмо восьмое)
Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: “Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем”. Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.

Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать своё подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже весёлым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и весёлым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

Но каким весёлым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно “сыплющий” остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает, в конечном счёте, потерю юмора.

Не будьте смешными.

Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.

Смешным можно быть во всём, даже в манере одеваться. Если мужчина тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина – это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть “душой общества”. Во всём соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое своё слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В.О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота – движениям. Но если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь её преодолеть и стесняетесь её. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается “комплекс неполноценности”, а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нём самое хорошее, – доброту.

Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке”, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и “фонтан острот” и анекдотов, особенно если они повторяются.

В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.

Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном – о вашем поведении, о вашей внешности, но и о вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.

У меня есть знакомая девушка, чуть горбатая. Честное слово, я не устаю восхищаться её изяществом в тех редких случаях, когда встречаю её в музеях на вернисажах (там все встречаются – потому-то они и праздники культуры).

И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других, прежде всего, обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда “чувствуется”, и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.

Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаётесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.

Простота и “тишина” в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная “форма” в человеке, которая становится и его самым элегантным “содержанием”.
Ведущий: Мы прочитали письмо “Быть весёлым, но не быть смешным”, попробуем разобраться, над чем стоит, а над чем не стоит смеяться.
Вопросы для размышления




  • Согласны ли вы, что умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу?

  • Согласны ли вы, что “сыплющий” остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя? Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе.

  • Согласны ли вы, что не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума?

  • Когда смех является причиной пустоты и глупости? Приведите примеры. А в каких ситуациях – следствием ума и тонкого чувства юмора?

  • Какую мысль вы считаете главной для себя?




  • Есть ли в содержании этого письма важное для вас лично?




  • Как вы считаете, над чем никогда не стоит смеяться?




  • Что нового вы узнали?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconРабочая программа по дисциплине «история культур и цивилизаций»
Культура Византии как наследие античных традиций. Культура и образ жизни средневековой Европы. Возрождение и Реформация как культурные...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconЭкологическая культура личности и ее компоненты Экологическая культура...
Эти задачи нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 “О мерах по улучшению экологического образования...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconЭлективный курс «Культура речи культура поведения»
Жизнь устроена так, что мы постоянно исполняем роль передающего информацию (говорим или пишем) или роль того, кому нужно понять чужую...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconЭлективный курс «Культура устной и письменной речи» (11 класс) Всего занятий 34 часов
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она развивается, воспитывается и...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Индийская культура», «Китайская культура», «Культура Германии», «Культуры Запада», «Теория культуры», «Культура России»
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconПротокол № от 13 февраля 2012 г
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconСистемно(структурно)-функциональный подход
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconВопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял
Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconПрограмма кружка «Народная кукла»
Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать...
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconПроблема ценности (социально онтологический аспект)
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека iconРеферат по теме: Массовая и Элитарная культура
Элитарная культура'',(по-моему представлению) как новые ветки в культуре нашего времени, которые в большей или меньшой степени проявились...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск