Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе





Скачать 78.79 Kb.
НазваниеИзучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе
Дата публикации26.09.2014
Размер78.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Инна Владимировна Боровых

МАОУ ДОД «Детская художественная школа №19» г.Кемерово

Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе

Произведения искусства и культурное наследие человечества являются одним из важных факторов внешней среды, способствующих формированию ценностей, интересов и увлечений человека. Постижение общей мировой культуры, духовного наследия человечества – одна из важнейших задач современности. Необходимой составляющей общей культуры любого человека является знание истории и культуры родного края, понимание взаимосвязи всех сфер человеческой деятельности, что даёт возможность целостного и интегрального восприятия человеческого бытия. Изучение в художественной школе темы «Культура древней Сибири» направлено на решение этой задачи.

Значимость темы обусловлена ещё и тем, что она ориентирована на целостное восприятие и понимание учениками мира древних людей, в их единстве с миром природы. Сегодня актуален вопрос: «Кто мы? Что есть Человек? В чём смысл нашего существования?». В процессе эволюции люди утратили своё доисторическое единство с природой и друг другом, в то же время, развив способность рационального мышления. Современный технократический образ жизни порождает чувство одиночества, изоляции. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится соединиться с природой и себе подобным.[11]. Мировосприятие древних людей даёт гармоничное представление о Вселенной, об одухотворении живого Космоса. Древние знания говорят нам о человеке как части природы, где природа является носителем изначального импульса. Изучение искусства древней Сибири направлено на развитие художественного восприятия культуры древних людей, их представлений о месте человека в мире.

Изучение темы «Культура древней Сибири» проводится в тесной связи двух дисциплин: истории искусств и керамики. Первое занятие – урок истории искусства, на котором учащиеся знакомятся с культурным наследием народов древней Сибири, их духовной культурой. Затем, изучение данной темы продолжается на уроках керамики, на которых полученные знания находят своё воплощение в материале. В основу урока истории искусств положен показ фильма «Древняя Сибирь», съёмки которого проводились преподавателем в музее-заповеднике «Томская писаница». На уроках керамики ученики используют глину, которая имеет богатые пластические и цветовые возможности, проста в обработке. В основу работы над керамическим изделием должно быть положено стремление воспитать у учеников способности выражать своё отношение к данной культуре, умение создавать художественный образ.

Обращение к теме Сибири не случайно. Уже в глубокой древности Сибирь являлась крупным и важным культурным центром, очагом богатого и самобытного искусства, всеми своими корнями уходящего в психологию и трудовую жизнь охотника. Это зона бесписьменной истории человечества, наряду с Австралией, значительной частью Америки и Африки. Древнейшая письменность у народов Сибири – древнетюркская – появилась только в VI веке нашей эры, а после монгольских завоеваний она была забыта народом. Ранние страницы истории помогают восстановить петроглифы – древние изображения. Они раскрывают перед нами удивительную историю народов Сибири.[5]. Одним из таких древних и загадочных народов, живших на берегу Томи были племена кетов. В переводе с кетского Тоом (в сегодняшнем звучании Томь) означает река. Это и понятие, и название одновременно. Кеты вкладывали в такое наименование особый смысл: главная река, большая река, центр жизни.

Недалеко от Кемерово находится уникальный и единственный в своём роде в Северной Азии памятник древней культуры и истории – Томская писаница. По исторической значимости, насыщенности рисунками, их особому смысловому значению и художественности таких памятников в мировой культуре совсем немного. Сюжеты связаны с развитием мировоззрения человека. Уникальность писаницы состоит в том, что на ней, как ни на одной другой писанице Сибири, представлена мифологическая логика развития образа лося-оленя во многих его проявлениях. Томская писаница выделяется ещё и тем, что здесь сохранилась обстановка древнего святилища. Эти места всегда были окружены атмосферой таинственности и религиозного почитания.[5].

В 8 веке до н.э. на территорию Западной Сибири пришли носители Андроновской культурной традиции. Керамика занимает особое место в культуре этих народов. Сосуд был частью культового обряда и заключал в себе сложный комплекс мировоззренческих представлений. Уже с момента создания он был включен в систему обрядовых действий. Процесс лепки сосуда из отдельных частей символизировал акт творения. Наносимый орнамент имел магическое значение. Сложные по композиции декоративные поля дублировали космогонию. Набор орнаментальных символов сопоставим с многозначительностью лексики древних текстов. По особой схеме посуда заполнялась набором декоративных мотивов и, таким образом, воплощала комплекс идей андроновской культуры. [7].

Одна из поздненеолитических культур Сибири, тазминская культура, представлена яркими памятниками языческого культа – древнейшими святилищами и каменными изваяниями. Это не идолы, не тотемные столбы, вырезавшиеся из дерева древними племенами. Это культовые памятники, символизирующие идею мировой горы, которая выступает в качестве космического образа мира, центральной мировой оси. На каменных скульптурах отчетливо отразилось представление древних людей о делении вертикальной оси Вселенной на три мира: верхний – небесный, средний – земной и нижний – подземный.[4].

С глубокой древности, к началу 3-го тысячелетия до н.э., восходит появление шаманского учения сибирских народов. Шаман – посредник между людьми и божественным миром, другими существами. В комплекс шаманских ритуалов входили сосуды, музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики, бубны, подвески, бусы, фигурки идолов. Бубен шамана был средством путешествия в какую-либо зону Вселенной. Рисунки на бубнах указывают на генетическую связь (по стилю и форме) с рисунками наскальных изображений, датируемых эпохой бронзы. Эти изображения глубоко архаичны. Важнейшие обряды энеолитического жречества дожили до нашего времени. Сибирь – единственный район мира, где традиции палеолитического искусства и мифологии могут быть прослежены у коренного населения вплоть до 20 века.[3]. Исследованные святилища, наскальные рисунки, каменные изваяния, менгиры отражают сложное мировоззрение древних людей о жизни и смерти, о смене дня и ночи, о бесконечном движении в природе. В этих древних сибирских памятниках прослеживается глубинная философская основа, характерная для всего человечества в древнем мире.

Целью изучения темы «Культура древней Сибири» является постижение учениками знаний мировой культуры через постижение знаний о культуре своего края, развитие художественно-творческих способностей учащихся, где творчество выступает как открытость миру.

В ДХШ №19 г. Кемерово эта тема изучается в 3-м классе. Это дети 13-14 лет. Ученики уже знают основы композиции, пространства, что такое ритм, равновесие пятен, статика, динамика. У учащихся должны быть навыки работы с глиной, понимание пластичности материала, формы, умение самостоятельно вести работу над замыслом. Ученикам предлагается четыре задания по лепке, различных по своим техническим приемам. Задания могут выполняться последовательно или, по усмотрению преподавателя, по одному заданию в четверть. Такой подход к работе развивает творческую активность, повышает интерес к творческому процессу, основной задачей которого является образное раскрытие сибирской культуры.

Задание «Украшение шамана»

Учениками выполняется украшение костюма шамана в духе эстетических представлений об языческих верованиях народов Сибири. В начале занятия вспоминается материал, данный на уроке истории искусств. Преподаватель направляет учащихся на создание композиционно-цельного изделия, рассказывает о назначении костюма шамана, символике оберегов. Костюм шамана украшался колокольчиками, кисточками, жгутиками, перьями птиц, бисером, подвесками в виде плоскостного профильного изображения с отверстием для прикрепления. Все они играли роль амулетов, оберегов и духов-помощников. Для украшения глиняного изделия используются различные способы декорирования, изученные на уроках лепки. Это может быть нанесение фактур, процарапка, роспись керамическими красками.

Задание «Мелкая пластика»

Учениками создается изделие мелкой пластики в свете представлений о самобытности культуры древней Сибири, учитывая знания, полученные на уроке истории искусств. Педагог направляет учеников к раскрытию характерных особенностей сибирской культуры через образ и форму изделия; дает представление о возможностях пластического решения задания; важности выразительности, цельности образа, передачи его характера. Учитывая индивидуальный подход к раскрытию темы каждым учеником, преподаватель помогает в отборе ассоциативного, аллегорического материала. Задание выполняется в форме мелкой пластики с использованием различных методов декора: роспись ангобами (цветными глинами), глазурью, процарапка, нанесение фактуры и др.

Задание «Настенная тарелка»

Учениками выполняется настенная тарелка в духе представлений о сибирской культуре, с учетом знаний материала урока истории искусств. От учащихся требуется умение интересно, ярко, через систему знаков, символов раскрыть образ древней Сибири. Ученики применяют свое умение компоновать на плоскости пласта, сообразуясь с понятиями линии, ритма, равновесия пятен. Учащиеся могут использовать различные методы лепки изделия (раскатывать пласт скалкой, отминка из формы), различные методы декора (процарапка, цветные глины, рельеф), ищут наиболее подходящие фактуры. Педагог в процессе исполнения задания советует и направляет ученика в поисках наибольшей выразительности пластического решения изделия.

Задание «Сосуды»

Учениками создаётся сосуд в духе представления о керамике древней Сибири. Урок целесообразно начать с беседы о древнем методе лепки сосудов – спиралевидном или кольцевом наращивании стенок изделия. Вспоминается материал об истории керамики на примере сосудов Андроновской эпохи на территории Кузбасса (3 тыс. до н.э.), об их культовом назначении, когда лепка сосуда представлялась как акт творения. С таким настроем дети приступают к исполнению задания. В ходе работы педагог следит за чистотой исполнения изделия, за композиционным решением сосуда в единстве формы и декора. По окончании выполнения каждого задания, работы анализируются и оцениваются вместе с учащимися.

В ходе выполнения этих заданий в свете полученных представлений о самобытности культуры древней Сибири, ученики по-новому осмысливают и закрепляют знания о культуре родного края, его исторических традициях, повышая тем самым свою общую культуру. Эти занятия во взаимосвязи двух предметов, истории искусств и керамики, направлены на расширение кругозора, на воспитание интереса к мировому культурному наследию.

Памятники древней сибирской культуры – это воплощение материальной и духовной деятельности человека, носители генетической информации родовых корней. Они позволяют понять ценности культурно-исторического наследия. Это способствует сохранению «исторической памяти», укрепляет привязанность человека к его корням и среде обитания, что, в свою очередь, способствует росту национального самосознания.

Список литературы

1.Богуславский, Густав. Памятники Сибири. – М.: Советская Россия, 1979. – 400 с.

2.Историко-этнографический атлас Сибири. – М. 1961. – 500 с.

3.Кимеева, Т.И. Шорцы. Духовная культура: каталог этнографических коллекций России. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 1999. – 47 с.

4.Кызласов Л.М. Древнейшая Хакассия. – М., 1995. – 165 с.

5.Мартынов, А.П. Писаница на Томи. – Кемерово, 1988. – 380 с.

6.Мелик-Пашаев, А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / Вопросы психологии. 1998. №1. С.76-83.

7.Михайлов, Ю.И. Орнамент андроновского керамического комплекса. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 1990. – 28 с.

8.Окладников, А.П. Утро искусства. – Л., 1967. – 256 с.

9.Рогинский, Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М., 1982. – 232 с.

10.Следзевский, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / Преподавание истории в школе. 2007. – № 7. С. 10-15.

11.Фромм, Эрих. Здоровое общество. – М., 1970. – 60с.

12.Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / под ред. М.С. Кагана. – С-Пб.: Славия, 1994. – 415 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconТемы рефератов и список литературы по разделам дисциплины «История...
Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. – Свердловск, 1988
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconУрока "Культура Древней Руси" Инструкция к уроку
Прочитать §7 «Культура Древней Руси», ответить устно на вопросы после параграфа
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconКурсовая работа Изучение темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии»
О значении изучения художественной культуры народов мира для формирования целостного понимания искусства у учащегося
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по...
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по...
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconИзучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconРабочая программа по курсу «История Сибири» для 8 класса 2013 2014 учебный год
России, имеет богатую историю. Но, к сожалению, в рамках школьного курса истории России в средней школе история Сибири практически...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconШкольный музей: «Сибирская изба» исследовательская работа секция...
Современные жители Сибири, называют себя сибиряками, при этом практически ничего не знают о своих корнях, о том, как жили их бабушки...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconПояснительная записка рабочая программа по мировой художественной...
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 классы
Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 классы
Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 классы пояснительная записка
Изучение мхк в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconКонспект урока «Культура Древней Индии» фио устинская Елена Викторовна...
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconКурс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconРабочая программа по Мировой художественной культуре разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре, соответствующей Федеральному компоненту...
Изучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с животным миром Сибири, приспособлением животных к жизни в Сибири; показать бедность видов животных в Сибири,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск