Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках





Скачать 451.88 Kb.
НазваниеИзучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках
страница1/4
Дата публикации11.07.2013
Размер451.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сосногорска

Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках

Выполнила: Т.М.Щеглова

учитель начальных классов

2011-2013 г.

Содержание

  1. Введение.

  2. Понятие «мифы Древней Греции».

  3. Классификация мифов Древней Греции.

  4. Типология героев мифов Древней Греции.

  5. Стратегия отбора мифов для детей 6-10 лет.

  6. Методические подходы к реализации интегрированных уроков в начальной школе.

  7. Знакомство с мифами Древней Греции на интегрированных уроках.


Введение

Историческое прошлое является частью мировой культуры. Ценности мировой культуры выражают представления о добре, мире, труде, прекрасном, истинном. Мировая культура способствует преобразованию личности. Увидеть свои истоки, приобщиться к силе своих предков – немаловажно для современных детей. И нужно как можно раньше развивать интерес к прошлому – событиям, историческим личностям. Исторический материал оказывает нравственное воздействие на личность ребёнка, прививает уважение к истории и культуре, как своего народа, так и мировой истории и культуре.

Какое влияние может оказать античная мифология на развитие младшего школьника? Детям свойственно фантазировать, а фантазия – это и есть универсальный способ познания мира и контакта с ним. Игра воображения помогает ребенку войти в мир человеческих отношений, понять свою роль в этом сложном мире. Мифология на доступном ребенку языке и уровне дает систему миропонимания. Ребенок генетически обладает громадной интуицией, он любознателен, и в этот момент очень важно помочь ему осмыслить природно-космическое происхождение жизни, взаимосвязь человека и Вселенной, микро- и макрокосмоса, целостности картины мира: Космос – Земля – Родина – Я. Мифоинтуитивная сказочная картина мира дает ощущение гармонии и порядка, побуждает вселенское сознание, воспитывает сакральное отношение к жизни.

Во все времена мифы являются примером и нравственным уроком для людей. Они помогают осознать свое предназначение и место на Земле. Изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования.

Мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, т.к. многие сюжеты и персонажи мифов нашли свое отражение в произведениях живописи, скульптуры, художественной литературы, музыки.

В наше время утратилось уважение к мифу как к основе нравственности, каковым он был всегда. В дореволюционной России знание древнегреческой и древнеримской мифологии, древних языков и литературы были обязательным компонентом классического образования. В советское время этому тоже уделялось внимание, но усвоение древней истории, мифологии, античной культуры не являлось основополагающим, базовым, обязательным. Сейчас мифология постепенно возвращается в школу. В круг детского чтения учащихся начальной школы входят древние сказания, мифы и легенды. Они, наряду с другими шедеврами мировой литературы, помогают ребенку осмыслить законы жизни на Земле, понять особенности истории, познакомиться с системой взглядов разных народов на жизнь, и таким образом оказывают влияние на духовное развитие ребенка

Понятие «мифы Древней Греции»

Слово «миф» греческого происхождения. Его переводят как «слово» или «предание», «сказание». Но слово это особенное – о богах и героях. Под мифом подразумевают сказания или предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. На основе преданий и сказаний в древности возникли песни, в которых повествовалось о подвигах богов и героев.

Человек с древнейших времён пытался понять, как возник мир, в котором он живёт, и какие силы управляют им. На первоначальных этапах истории человечества он, естественно, обратился к помощи фантазии, воображения. Древний человек вплотную сталкивался со стихийно сложившимися отношениями между ним и другими людьми. Власть стихии господствовала в его сознании. Не случайно, что и весь мир он представлял себе творением могучих и превышающих его собственные силы стихийных начал. Стихия могла быть и благосклонной, и губительной, и равнодушной, и таинственной.

Подобно родовой общине, космическая семья богов имеет иерархическое устройство. Верховный бог у древних греков – Зевс, могучий и полновластный хозяин, царствующий на Олимпе. Ему подчиняются все остальные боги, которые управляют какими-либо природными стихиями. Огонь находится во власти Гефеста, морем и водной стихией ведает Посейдон, в подземном царстве властвует Аид. Соответственно общей космической семье богов, у каждого отдельного бога есть своя семья, свои предки, родители, дети, братья и сёстры.

Мифология для человека первобытного общества была основным способом понимания мира. Древний человек верил в свои фантастические образы. Для него миф – такая же реальность, как он сам и та родовая община, к которой он принадлежал.

Миф представил всё бытиё первобытного человека целостным, живым организмом, включил человека в космическую жизнь, одушевил. Он перенес на всю природу человеческие свойства, и наоборот, людям, в особенности предкам, придал природные качества, чаще всего, сообщая им черты животных. Так рождалась причудливая мифологическая фантастика.

Миф, не будучи жанром литературы, не сводим ни к сказке, ни к легенде. В мифе, в отличие от сказки, тоже изобилующей фантастикой, ничего заранее не придумывается. Сказка – продукт коллективного народного творчества, она вымышляется сознательно, и все понимают условность сказочной фантастики и как бы соглашаются принимать её чудеса и верить в них. Сказитель и слушатель заключают неписаный договор о соблюдении правил литературной игры. Мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер и сохраняет непреложную веру в чудесное и фантастическое. Сказка же лишена безусловной веры в происходящее, и в ней уже достаточно силен элемент сознательного вымысла. Миф предшествует сказке.

Едва ли не все известные нам древние народы прошли этап мифотворчества. Многие мифологические представления людей уходят в покрытую тьмой и невосстановимую историю, от которой не осталось никаких следов. По мере изучения мифологии выделилось несколько главных, центральных регионов, где мифология имела особый и вместе с тем общий характер. Особенности проистекают из исторического своеобразия жизни разных народов и племен. Мифология, следовательно, различается по областям бытования народов – египетская, китайская, японская, древнегреческая, древнеиндийская, исландская, германо-скандинавская и пр.

Все дошедшие до нас мифы древних греков в разных вариантах изложены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», в поэме Гесиода «Теогония» (к тому времени, когда Гомер и Гесиод начали сочинять свои поэмы в VIII в. до н.э., мифы, на которые они ссылались, насчитывали уже несколько столетий), а так же у греческих драматургов: Софокла, Эсхила, Еврипида, живших в V в. до н.э.


Классификация мифов Древней Греции.

Причинные

Миф «объясняет» происхождение животных, природного мира, вплоть до отдельных видов хозяйственной и иной деятельности людей. Частную разновидность подобных мифов составляют культовые мифы, которые объясняют происхождение обрядов и культовых действ.

Космогонические

В них повествуется о происхождении солнца, луны, земли, планет, космоса в целом и отдельных его частей. Мифы передают древние представления о строении Вселенной, о рождении из хаотической, бесформенной стихии земли, неба, о возникновении огня, воздуха, воды.

Антропогонические,.

В них повествуется о происхождении человека, который созидается самым чудесным образом – из животных, земли, глины, дерева.

Астральные, солярные и лунарные (о солнце и луне).

Астральные мифы повествуют о звездах и планетах, которые рисуются в мифах животными и людьми и легко могут перемещаться с неба на землю, принимая облик человека или животного, и, наоборот, с земли на небо, превращаясь из людей в животных и звезды. Солярные и лунарные мифы рассказывают о происхождении и жизни Солнца и Луны, которые предстают в мифах родственной парой – то мужа и жены, то брата и сестры, причем Солнце обычно изображается главным, царствующим, всевидящим божеством. Обычно Солнце связывается с мужским началом, а Луна – с женским.

Близнечные

Категория мифов повествует о чудесных существах – близнецах, которые выступают родоначальниками племени или культурных героев. Близнецы оказывались либо соперниками, либо союзниками. Примером может служить миф о Касторе и Полидевке. Судьбе было угодно, чтобы только один из братьев умер, поскольку отцом Кастора был смертный Тиндарей, а Полидевк как сын Зевса был вознесен на небеса. Но Полидевк согласился на бессмертие лишь вместе с Кастором, поэтому Зевсу пришлось разрешить им попеременно проводить свои дни на небесах и в преисподней близ Терапны. В награду за братскую любовь их образы были помещены среди звезд как созвездие Близнецов.

Тотемические

Мифы указывают на представления, согласно которым между людьми и тотемами (животными и растениями) существует чудесное, сверхъестественное и фантастическое родство. В таких мифах животные, растения и люди наделяются общими свойствами, т.е. люди имеют черты животных и растений, а животные и растения – черты людей. Признаки тотемизма сохранились и в греческой мифологии. Так, знаменитый миф о Нарциссе, прекрасном юноше, который влюбился в свое отражение и умер от этой любви и которого боги превратили в цветок, несет явные следы тотемизма. В тотемических мифах взаимные превращения людей и животных весьма часты.

Календарные

Эти мифы сопряжены с хозяйственной деятельностью древних людей, с их занятиями земледелием и с обрядами, освящающими эти занятия. Регулярная смена времен года породила мифические представления о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной. Например, миф о Деметре и Персефоне – это предание о смене времен года. Персефону, дочь Деметры, похитил Аид, забрав ее в свое царство. Убитая горем Деметра скиталась по земле в поисках дочери и забыла о своих обязанностях: в результате перестало давать всходы зерно и наступил голод. Сжалившись над голодающими людьми, Зевс решил вмешаться. Он повелел Персефоне проводить две трети года на земле с матерью, а оставшуюся треть года – в подземном царстве Аида. Когда Персефона оставалась в подземном царстве, Деметра ее оплакивала, земля становилась холодной и голой – наступала зима.

Героические

В них рассказывается о судьбе героя, о важнейших событиях в его жизни, начиная от чудесного рождения, включая всевозможные испытания, подвиги, и кончая смертью. В центре героического мифа – фантастическая биография героя, т.е. существа, рожденного от бога и земной женщины или от бессмертной богини и смертного мужчины. Например, отцом Геракла был Зевс, а матерью – Алкмена. Гера, жена Зевса, из ревности послала в колыбель младенца двух огромных змей, но Геракл задушил их. Впоследствии Гера продолжала вредить Гераклу, однако, несмотря на это, он совершал подвиги, за которые после его смерти Зевс взял его на Олимп и сделал бессмертным.

Мифологический герой всегда уходит или изгоняется из своей семьи и странствует в других краях. Там он приобретает друзей или духов-помощников, переживает временную смерть и затем воскресает. Его изгнание мотивируется либо гонением божества, либо собственными проступками, либо угрозой для власти отца. Биография героя призвана как бы распространить порядок, космос на формирование человека, который способен в дальнейшем уже своими силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противодействовать угрожающему хаосу. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии – сказки.

Эсхатологические

Такие мифы повествуют не только о рождении мира, но и о конце его (хаос поглощает, разрушает порядок, космос, суша исчезают вследствие всемирного потопа и т.д.) Эсхатологические мифы повествуют о всемирных катастрофах, о гибели великанов, о смерти богов, живших до появления людей, о каких-либо катаклизмах, связанных с обновлением мира.

Этими основными категориями мифов не исчерпывается мифология. Многие известные нам повествования, обработанные в легендах, появляются на стыке, на пересечении исторических преданий и мифа.
Типология героев мифов Древней Греции

1)Первопредки. Они создают родовую общину, устанавливают в ней порядок и отделяют свою общину от других семей, а также от сил природы. Очень часто первопредки имеют тотемное происхождение, т.е. в них совмещаются черты человека и животного. После смерти они могут превращаться в животных, природные предметы или духов.

2)Культурные герои. Они добывают для людей огонь, создают орудия труда, культурные растения, учат охотиться, обрабатывать почву, знакомят с ремеслами, искусствами, устанавливают правила поведения, ритуалы, праздники, регулируют брачные отношения. Они принимают также участие в общем мироустройстве, вплоть до влияния на смену времен года, на положение небесных светил, на прилив и отлив океана.

3)Различные духи – относились к низшим мифологическим существам. Они, по представлениям древних людей, находились с ними в тесном общении. К таким духам причислялись духи рода, духи – покровители человека, духи болезней, духи жилищ, духи, представляющие силы природы. Такие духи выступали как души людей, являя собой их духовных двойников. Во многих мифах рассказывалось о встречах с духами.

4)Боги – могущественные сверхъестественные существа, которые располагаются на вершине мифологической иерархии. Боги имели человеческий облик, нередко и поступали как люди, но питались только амброзией и нектаром, а в жилах их текла не кровь, а бесплотный эфирный сок. В греческой мифологии между богами и людьми устанавливается определенная дистанция. Человечество – не предмет заботы богов. Боги не вмешиваются в битвы людей, но могут помогать своим любимцам или, напротив, противодействовать тем, кого они отвергают. При этом поступки богов чрезвычайно противоречивы, у них бывают и свои капризы. Поэтому греки старались угодить богам и задобрить их, строя им прекрасные храмы, совершая частое приношение жертв и вознося им молитвы.

Двенадцать главных богов греческого пантеона во главе с Зевсом жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции.

Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».

Гера – богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.

Аполлон – бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.

Афина – рожденная из головы Зевса, богиня мудрости – воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.

Гермес – посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель богов и торговли, защитник путешественников.

Посейдон – властелин океанов.

Артемида – сестра-близнец Аполлона, покровительствующая охоте.

Арес – бог войны, сын Зевса и Геры.

Афродита – богиня любви, вышедшая из морской пены.

Гефест – хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.

Деметра – богиня плодородия и сельского хозяйства.

Гестия – богиня домашнего очага.

Аид – бог подземного царства.

Воспитательное значение мифов велико. Во все времена мифы были примером и нравственным уроком для людей. Они помогали осознать свое предназначение и место на Земле».

Изучив теоретические материалы по мифам Древней Греции, можно выделить те параметры, которые следует учитывать учителю при изучении произведений данного вида в начальной школе:

а) особенности мифа как жанра;

б) классификацию мифов Древней Греции;

в) типологию героев мифов Древней Греции;

г) воспитательное значение мифов Древней Греции.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconСписок обязательной литературы на лето для 6-го класса на 2013-2014 учебный год
Древнегреческие мифы. (Лучше читать сборники мифов Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», А. А. Нейхард «Легенды и сказания Древней...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconИсследовательская работа Сравнительный анализ мифов древнего Египта и древней Греции
Не исключением является и наш город, Санкт Петербург. Из Египта к нам были привезены сфинксы, которые теперь располагаются у Академии...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Плакат –схема «Боги Древней Греции» Презентация «Религия Древней Греции»
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Плакат –схема «Боги Древней Греции» Презентация «Религия Древней Греции»
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconКлассный час Классный руководитель 6 в класса Дроженко Л. Н
Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconУрок-игра «Мифы и легенды Древней Греции»
Цель урока: обобщить, закрепить и расширить знания учащихся по теме, побудить их к дальнейшему чтению мифов и поэм «Илиада» и «Одиссея»...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconСодержание программы по литературе. 5 класс 105 часов в год, 3 часа в неделю
Мифы Древней Греции. Миф об Олимпе. Причины создания этого мифа. Имена богов Древней Греции. Зевс
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconРеферат на тему «орнаменты древней греции»
Древнего Мира, дети знакомятся с видами орнамента, учатся создавать орнаментальные композиции, изучают символику орнамента, мифы...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Легенды и мифы древней Греции», знакомство с отдельными видами спорта, рассматривание альбомов с иллюстрациями Древней Греции, проведением...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconОлимпийские игры древней греции
От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Изучение мифов Древней Греции в начальной школе на интегрированных уроках iconИзучение темы «Культура древней Сибири» в художественной школе
Изучение в художественной школе темы «Культура древней Сибири» направлено на решение этой задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск