Скачать 71.82 Kb.
|
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ НА ТЕХНИКЕ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯФедотова Любовь Евгеньевна Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №12 г. ЧелябинскСовременный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями в окружающей среде в общественном производстве, в жизнедеятельности людей и в их сознании, в их отношении к трудовой деятельности. Все это свидетельствует о появлении нового слоя культуры, порожденного технологической цивилизацией, технологической культуры. Необходимость овладения технологической культурой в современном мире вызвана революционным переустройством всего мирового сообщества, его целенаправленностью на решение глобальных проблем. Решение этих проблем зависит от готовности молодежи к новым формам жизни, к тем требованиям, которые современное технологическое общество предъявляет к подрастающим поколениям:
Основным звеном технологической подготовки выступает формирование у школьников технологической культуры. Она характеризует уровень организации, содержания методов и средств преобразовательной деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Высокий уровень культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви человека к труду. Технология – фундаментальная область культуры. Она не имеет целью подготовить к какой–либо конкретной профессии, ее задача в том, чтобы в рамках общеобразовательной подготовки дать определенные знания и развивать умения помогающие понять окружающий технологический мир. Интеллектуальное значение технологии состоит в том, что она позволяет развивать такие качества как:
Декоративно прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Важную роль в приобщении школьников к искусству народных промыслов играет кружковая работа, В условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности ребят. Практические работы, связанные с различными видами рукоделия требуют кропотливого труда, чем значительно совершенствуют общую трудовую подготовку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, развивают культуру труда: точность, экономное расходование материалов, трудовых усилий, развивают мелкую моторику, координацию движений. При выполнении коллективных работ стимулируется взаимная отзывчивость, бережное отношение к результатам труда товарищей (подражательность положительному примеру). Лоскутным шитьем начинаем заниматься с 5-го класса, эту работу с детьми, имеющими физические и умственные отклонения, начинаю с анализа диагностики каждого класса и учащегося. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, провожу подготовительную работу, посещаем выставки, музеи и обязательно просматриваем литературу по лоскутному шитью. У слабослышащих детей преобладает наглядно - действенное мышление, им нужно показать рисунок или натуральный образец. В помощь учащимся выдаю инструкционные карты, составленные для каждого блока. В инструкционную карту ввожу схему сборки, технические условия на выполнение швов сборки. Чтобы наглядность способствовала усвоению знаний, ее использование комбинирую с объяснением и беседой. Очень важно снабдить учащихся натуральными образцами - эталонами, чтобы учащиеся смогли сравнить качество образцов и качество своей работы. Для определения ошибок (дефектов) в своей работе применяю карточки контроля. Карточка контроля помогает учащимся: - определить качество выполненной работы, - найти дефекты (брак), - учит их элементам самоконтроля, - логически мыслить. Лучшие работы учащихся вывешиваем на стенд «Лучшие работы» или выставляем на выставку детского творчества детей с ограниченными возможностями. На каждый блок делаю инструкционную карту, используя техническую документацию (инструкционные карты, карточки контроля, критерий оценки знаний), которые помогают приучить учащихся к чтению технических условий и пользованию ими, т. к. в швейном деле каждый стежок, каждый шов имеет свои технические условия выполнения. При работе в классах со слабослышащими учащимся особое внимание отводится образованию речевой базы, без которой не может быть работы на уроке, в быту, в будущей трудовой деятельности. Овладение знаниями и умениями находится в прямой зависимости от уровня развития речи. 1. Специальная словарная работа, она должна обеспечить четкое понимание того или иного значения слова, все новые по значению слова записываем в конце тетради, этим словарем учащиеся пользуются и на других уроках. Иногда записываем словосочетания или целые предложения, если необходимо делаем подробную расшифровку слова. В нашем словаре преобладает швейная терминология, например: - фурнитура - пуговицы, пряжки, кнопки, крючки, петли и т.д. - дефект - брак в ткани, изделии - декотировка - проутюжить ткань через влажный проутюжильник Новые слова записываем каждый урок на доске, отведенной под «словарь новых слов», обязательно с ударением. Закрепляем произношение в течение урока несколько раз, если необходимо, то хором. 2. Замены слова другим, словом или словосочетанием На юбку: пошло идет ушло 1,5 м ткани Израсходовали нужно 3. Возможна и другая форма работы – переформулирование, изменение текста - расход ткани на юбку – 1,5 метра. 4. Объяснение – оно заключается в том, что содержание неизвестного или словосочетания с помощью знакомых учащимся лексических средств. Подобное словесное пояснение раскрывает значение не отдельного слова, а ситуацию. Так объясняя значение словосочетания «перевыполнили план». Часто встречающегося на уроках трудового обучения можно рассмотреть пример из школьной и бытовой жизни учащихся (план урока, норма выполнения какой – то работы и т.д.), поясняя при этом, что все выполненное и сделанное больше плана входит в понятие «сверх плана». Перевыполнить - сделать больше Весь план (задание) - 100% План перевыполнили на 10% - план выполнили на 10% больше, чем надо. 5. Большую роль в развитии речи учащегося на уроках трудового обучения играют упражнения по составлению рассказа. Даю задание: пользуясь журналом мод, составить описание фартука, ночной сорочки. Предлагаю перечень вопросов:
Такая работа активизирует деятельность учащихся, они стараются выбрать интересную модель, учатся логически мыслить, правильно строить предложения. 6. При изучении швейной терминологии использую карточки «доскажи текст», чередуя близкие по значению термины, например: 1) Сметать - _ 2)___________ - соединение 2-х одинаковых деталей машинной строчкой 3) Наметать 4)___________ - наложить и настрочить одну деталь на другую (настрочить карман) 5) Заметать - 6)___________ - закрепить машинной строчкой припуск на шов или подогнутый край детали 7) Разутюжить - 8)____________.- отогнуть припуски шва в одну сторону и закрепить при помощи утюга. 7. Использование диалога – является особенно важным в работе по развитию речи слабослышащих учащихся. Именно в диалоге эффективнее можно организовать словесное общение учащихся. Слабослышащие учащиеся не владеют большим запасом слов, не могут длительное время быть внимательными (особенно те которые читают с губ). Кроме того, их восприятие требует постоянной проверки на каждом этапе беседы. Учитель имеет возможность сосредотачивать внимание учащегося на простых, доступных пониманию учащегося вопросах. «Вопросно–ответная» форма дает возможность учителю направлять познавательную деятельность учащегося. При этом он может быть уверен (по ответам учащегося), что учащиеся правильно воспринимают смысл и условия вопроса, верно отвечают. Положительные стороны в «вопросно–ответной» форме могут проявиться только при соблюдении учителем определенных требований:
8. Работа над окончанием слов. Говорят так: Одна полоска 3 полоски 6 полосок 9. Развитие речи происходи при работе в бригадах. Учащиеся делятся на бригады – выполняют определенное задание, по окончании работы учащиеся меняются выполненными работами, учатся оценить работу, комментируют найденные ошибки, делают анализ выполненной работы. |
Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | ||
Урок (7класс) "Швейная машина с электрическим приводом", 2010 г. Открытый урок (6 класс) Реферат Максимовой В. Б. "Развитие творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения как путь к их личностному... | Урок-театр: «Суд над кривыми II порядка» Цели занятия Сформулировать развитие творческих способностей учащихся, потребности в поисковой и исследовательской деятельности | ||
Урока Предмет : математика Личная значимость материала для учащихся: развитие творческих способностей учащихся | Системное использование икт и развитие познавательных, творческих... В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на... | ||
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской... Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования... | Развитие творческих способностей учащихся в условиях внеклассной... | ||
Программа объединения «Творческие идеи» Развитие творческих способностей, креативного мышления, воображения учащихся. Использование занятий для профориентационного направления... | Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | ||
Уроки нравственности Василия Белова «деревенской» русской литературой; развитие умения анализировать художественный текст; воспитание в учащихся вечных нравственных... | Урок обобщающего повторения Цели Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения;... | ||
Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой... | Урок провела в 7 классе. Тема урока «Тихий океан» Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию познавательных интересов... | ||
Конкурсный материал «Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся» | Образовательного учреждения «Развитие творческих способностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочных занятиях» |