Пояснительная записка Статус документа





Скачать 266.77 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата публикации01.10.2014
Размер266.77 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Рабочая программа

«Мировая Художественная Культура»

11 класс

учителя МХК

Рыжковой Елены Валентиновны

Москва – 2013-2014

Пояснительная записка

Статус документа

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипреметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Цель программы:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·  развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

·  воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

·  освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

·  овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

·  использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

В 9 классе по 34 ч., из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Календарно-тематическое планирование

по МХК в 11 классе на 2012-2013 уч.г.

Рыжковой Елены Валентиновны


№ урока

№ урока темы

Наименование разделов темы

Кол-во часов

Тип урока

Современное искусство 34 часа

Тема: «Культура Западной Европы II половины XIX века» 6 часов

1

1.1

Литература реализма

1

Урок-лекция

2

1.2

Эклектизм как стиль архитектуры

1

Урок - диалог

3

1.3

Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье)

1

Урок- презентация

4

1.4

Рождение оперетты (И. Кальман, И. Штраус, Ж. Оффенбах)

1

Урок - игра

5

1.5

Реалистическая опера (Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно)

1

Урок-лекция

6

1.6

Импрессионизм во французской поэзии, живописи и музыке

1

Урок - диалог

Тема: «Русская культура II половины XIX века» 9 часов

7

2.1

Развитие русской архитектуры (историзм, эклектика)

1

Урок-диалог

8

2.2

Жанр бытовой картины в живописи (П. Федотов)

1

Урок-путешествие

9

2.3

Академизм и антиакадемизм в русской живописи. «Передвижники».

2

Урок-лекция

10

2.4

Урок-диалог

11

2.5

Разнообразие жанров в русской живописи: маринизм, портрет, пейзаж, батальный жанр, исторический жанр

1

Урок- путешествие

12

2.6

Русский городской и профессиональный романс

1

Урок «открытие»

13

2.7

Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки» (сказочные и сатирические оперы Н. Римского-Корсакова, исторические драмы М. Мусоргского, симфонии А. Бородина)

1

Урок - диалог

14

2.8

П.И. Чайковский

2

Урок «открытие»

15

2.9

Тема: «Архитектура XX века» 3 часа

16

3.1

Стиль модерн (Ф. Шехтель)

1

Урок введения в тему

17

3.2

Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, Советская архитектура)

1

Урок - расширения темы

18

3.3

Градостроительные идеи XX века и Генеральные планы перестройки Москвы

1

Урок- «прогулка»

Тема: «Изобразительное искусство XX века» 9 часов

19

4.1

Разнообразие в русской живописи начала века: христианская живопись, реализм, жанровая живопись, мифологическая живопись

1

Урок - лекция

20

4.2

«Мир искусства»

1

Урок - презентация

21

4.3

Скульптура С.Т. Коненкова и А.С. Голубкиной

1

Урок - викторина

22

4.4

Постимпрессионизм (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек)

1

Урок - путешествие

23

4.5

Основные направления зарубежного модернизма в начале века (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм)

1

Урок - лекция

24

4.6

Абстракционизм как особый способ видения мира

1

Урок - презентация

25

4.7

Сюрреализм

1

Урок - презентация

26

4.8

Поп-арт, оп-арт и кинетическое искусство

1

Урок - диалог

27

4.9

Живописный реализм XX века

1

Урок «открытие»

Тема: «Театральная культура XX века» 2 часа

28

5.1

К.С. Станиславский и его «система». Режиссерский театр В.Мейерхольда, Е.Вахтангова и А. Таирова.

1

Урок- путешествие

29

5.2

«Русские сезоны» С. Дягилева и русский балет начала века. Театр Б. Брехта. Новые формы театрального действа (театр абсурда, мюзикл, хэппенинг и др.)

1

Урок - викторина

Тема: «Художественная культура и техника» 1 час

30

6.1

Искусство кинематографа. Телевидение

1

Урок - диалог

Тема: «Музыкальная культура XX века» 4 часа

31

7.1

Поиски в русской музыке рубежа веков: музыка религиозно-философская (С. Танеев), национально-романтическая (С. Рахманинов), национально-конструктивистская (И. Стравинский), символическая (А. Скрябин.) Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева. Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева

1

Урок - лекция

32

7.2

Массовая музыкальная культура XX века. Джаз, его стили и направления

1

Урок - викторина

33

7.3

Творчество композиторов «нововенской школы» и обновление классического музыкального языка. Национальные композиторские школы XX века

1

Урок - панорама

34

7.4

Современные системы профессионального музыкального языка (алеаторика, коллаж, сонористика, конкретная и электронная музыка)

1

Урок - диалог

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часов)

Культура Западной Европы II половины XIX века.

Урок.2. Эклектизм как стиль архитектуры.

Понятия: эклектика, новые материалы в архитектуре и их выразительные возможности, железо (чугун, сталь) как строительный материал, железобетон, основные элементы железобетонной конструкции (опора, балка, плита), ленточные окна, конструирование в архитектуре, функционализм в архитектуре, пуризм, дизайн.

Произведения:

Ч. Барри и О.-Ч. Пьюджин «Здание Парламента в Лондоне», Л. Саллинев «Здание универмага в Чикаго», Дж. Пакстон «Хрустальный дворец в Лондоне» (реконструкция), А. Эйфель «Эйфелева башня», Ш. Гарнье, театр «Гранд-Опера» (Париж).
Урок 3. Реализм в западноевропейской живописи.

Понятия: реализм, социальные проблемы в искусстве, «Крестьянский жанр», «Барбизонская школа».

Произведения:

Ж. Милле «Анжелюс», «Сборщицы колосьев», К. Коро «Воз сена», О. Домье: «Законодательное чрево», «Дон Кихот».
Урок 4Рождение оперетты.

Понятия: оперетта, водевиль, кабаре, бульварный театр, куплет.

Произведения:

И. Кальман «Принцесса цирка», выходная ария Мистера Икс - 3.50; «Сильва»: марш мужчин - 3.42, песенка Бони - 3.00, дуэт Сильвы и Эдвина (2 д.) - 5.48, дуэт Стаси и Бони - 2.21; И. Штраус «Летучая мышь»: увертюра - 8.25, Тост Князя Орловского (2 д.) - 2.16.

Урок 5. Реалистическая опера.

Понятия: либретто, оперная сцена, сквозное действие, лирическая опера.

Произведения:

Дж. Верди, «Аида»: вступление - 3.15; романс Радамеса (1 д.) - 4.38; ария Аиды (1.д.) - 6.22; марш (2 д.) - 10.48. Ш. Гуно, «Фауст»: куплеты Мефистофеля (2.д.) - 2.22. Ж. Бизе, «Кармен»: увертюра - 3.30, хор мальчиков - 2.30, хабанера - 4.25, куплеты Тореадора - 4.50, цыганская песня Кармен - 4.45, терцет («Сцена гадания», 3 д.) - 5.55.
Урок 6. Импрессионизм во французской поэзии, живописи, музыке.

Понятия: «Салон отверженных», импрессионизм, искусство впечатления, движение и изменение в импрессионизме, эскиз и эскизность, цветовой круг Гете, теория цвета импрессионистов, «новая» техника живописи, свободная композиция картины, тема города в искусстве, фортепьянная прелюдия.

Произведения:

Э. Мане: «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»; К Моне: «Впечатление. Восход солнца», «Лягушатник», «Бульвар Капуцинок», «Стог сена», «Руанский собор»; Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар: «Портрет актрисы Жанны Самари», «Мулен де ла Галетт», «Девушка с веером»; Ж. Сёра «Цирк», П. Синьяк «Сосна», О. Роден: «Иоанн Креститель», «Мыслитель», «Врата Ада», «Граждане Кале», «Портрет Оноре де Бальзака». К. Дебюсси «Бергамасская сюита», № 2 «Лунный свет» - 5.14; прелюдия для фортепиано (любая по выбору учителя); М. Равель «Болеро» - 15.46.
Русская культура II половины XIX века.

Урок 7 Развитие русской архитектуры.

Понятия: историзм, урбанизм, национальное в архитектуре, ампир, монумент, эклектика.

Произведения:

К. Тон: «Храм Христа Спасителя» (Москва), «Большой Кремлевский дворец» (Москва); В. Шервуд «Исторический музей» (Москва); А. Померанцев «Верхние торговые ряды» (Москва); Д. Чичагов «Здание Московской городской Думы»; А. Опекушин «Памятник А.С. Пушкину» (Москва).

Урок 8 Жанр бытовой картины в живописи.

Понятия: бытовая картина, быт в изобразительных и неизобразительных искусствах, «чтение» бытовой картины, «программная» картина.

Произведения:

П. Федотов: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»

Урок 9-10 Академизм и антиакадемизм в русской живописи. «Передвижники».

Понятия: общественно-типическое в живописи, «передвижники», художественная выставка, художественная галерея.

Произведения:

К. Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»; А. Иванов: «Явление Христа народу», «Аппиева дорога»; В. Перов: «Тройка»,«Сельский крестный ход на Пасхе», «Портрет Ф.М. Достоевского», «Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах»; И. Крамской: «Христос в пустыне», «Портрет Л.Н. Толстого», «Портрет П.М. Третьякова».

Урок 11 Разнообразие жанров в русской живописи.

Понятия: исторический факт и искусство, историческое полотно, «чтение» исторической картины, смысловая композиция исторической картины, «психологический» пейзаж, «философский» пейзаж, маринизм.

Произведения:

И. Репин: «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Портрет М.П. Мусоргского»; В Васнецов: «Богатыри», «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный»; В Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»; Н. Ге: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Голгофа»; В. Верещвгин: «Двери Тамерлана», «Апофеоз войны», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»; И. Левитан: «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем»; И. Шишкин: «Рожь», «В сосновом лесу»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; А. Куинджи: «Березовая роща», «Ночь на Днепре»; В. Поленов «Московский дворик»; И. Айвазовский: «Девятый вал», «Черное море».

Урок 12 Русский городской и профессиональный романс.

Понятия: песня и романс, бытовой романс, профессиональный романс, гитара.

Произведения:

М. Глинка: «Я помню чудное мгновенье» (сл. А. Пушкина) - 3.23; «Ночной смотр» (сл. В. Жуковского) - 4.56; «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника) - 2.12. А. Даргомыжский: «И скучно, и грустно» (сл. М. Лермонтова) - 2.30; «Титулярный советник» (сл. П. Вайнберга) - 1.30. Н. Римский-Корсаков, «Пророк» (сл. А. Пушкина) - 4.15; Песни: «Вечерний звон» - 3.45; «Вдоль по Питерской» - 2.06; «Эй, ухнем» - 3.24; «Степь да степь кругом» - 3.52. Городской романс: П. Булахов «Гори, гори моя звезда» (сл. В. Чуевского) - 5.00; Е. Шашина «Выхожу один я на дорогу» (сл. М. Лермонтова) - 4.47; В. Абаза «Утро туманное» (сл. И. Тургенева) - 2.07.
Урок 13 Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки».

Понятия: «Могучая кучка», музыкальная драма, домашнее музицирование, живопись и музыка (внешнее и внутреннее), саксофон.

Произведения:

А Бородин: Симфония № 2 (си-минор) «Богатырская», ч. 1- 8.55 (вся симфония - 31.34); «Князь Игорь», хор «Солнцу красному слава!» - 2.58; ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу» - 6.51; М. Мусоргский: «Картинки с выставки»: «Прогулка» - 1.45, «Старый замок» (инструментовка М. Равеля) - 4.07, «Балет невылупившихся птенцов» (инструментовка М. Равеля) - 1.10; «Борис Годунов»: рассказ Пимена (1 д.) - 4.49, песня Варлаама (1д.) - 2.08, монолог Бориса «Достиг я высшей власти» - 6.00; Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка»: вступление к опере - 3.14, каватина Берендея «Полна, полна чудес могучая природа» - 3.21; сцена таяния Снегурочки и заключительный хор - 9.22; «Сказка о царе Салтане», полет шмеля - 1.35; «Садко»: песня Варяжского гостя - 3.15, песня Индийского гостя 4.35, песня Веденецкого гостя - 4.30.

Урок 14-15 П.И. Чайковский.

Понятия: консерватория, музыкальный конкурс, оперная моносцена, струнный квартет, фортепианный цикл, программная музыка.

Произведения:

П. Чайковский. «Евгений Онегин»: вступление к опере - 2.00, ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» (1 д.) - 2.43, сцена письма Татьяны (1 д.) - 12.55, речитатив и ария Онегина «Вы мне писали, не отпирайтесь» (1 д.) - 5.49, ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились» (2 д.) - 6.39, ария Гремина «Любви все возрасты покорны» (3 д.) - 5.30; квартет № 2 (ре-мажор), соч. 11, ч. 2 (Andante cantabile) - 7.21; «Лебединое озеро»: вступление ко 2 д. (Adagio) - 2.31, «Неаполитанский танец» - 1.59; «Спящая красавица», вальс (1 д.) - 5.25; «Времена года»: «Март. Песнь жаворонка» - 2.48, «Апрель. Подснежник» - 2.25, «Июнь. Баркаролла» - 5.48, «Ноябрь. На тройке» - 3.05; Симфония № 1 (соль-минор) «Зимние грезы», ч. 1 - 12.06; концерт № 1 для фортепиано с оркестром (си бемоль-минор), ч. 1 - 21.37 (весь концерт - 37.37);романсы: «Средь шумного бала» (сл. А.К. Толстого) - 1.46, «Растворил я окно» (сл. К.Р.) - 2.29, «Снова как прежде один» (сл. Д. Ратгауза) - 2.53.
Художественная культура XX века

Архитектура XX века.

Урок 16 Стиль модерн.

Понятия: модерн, иррациональное в искусстве, художественная интуиция, противоречие конструкции и декора, «нордическая» история художественных стилей, прием проектирования «изнутри наружу», элитарность в искусстве.

Произведения:

Ф. Шехтель: «Особняк С.П. Рябушинского» (Москва),

«Здание Ярославского вокзала» (Москва);

В. Валькотт, гостиница «Метрополь» (Москва);

Р Клейн, универсальный магазин «Мюр и Мерелиз» (Москва),

«Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) (Москва);

А Гауди: «Дом Миля» (Барселона),

«Церковь Саграда Фамилия» (Барселона);

О. Бердсли и Г. Климт (любое произведение по выбору учителя).

Урок 17 Конструктивизм в архитектуре.

Понятия: конструктивизм, «бумажное проектирование», пять принципов Ле Корбюзье, небоскреб, оболочки, вантовые покрытия, «органическая архитектура» и неоконструктивизм.

Произведения:

Ф. Райт «Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»); Ле Корбюзье: «Здание Центросоюза» (Москва),

«Капелла Нотр-Дам-дю-О»; Й. Утцон «Оперный театр» (Сидней); А Щусев «Мавзолей В.И. Ленина» (Москва); К. Мельников: «Дом культуры им. И.В. Русакова» (Москва), «Собственный дом архитектора на Арбате»; В. Татлин «Проект памятника III Интернационала»; Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов «Здание МГУ на Ленинских горах» (Москва); М. Посохин «Ансамбль проспекта Калинина» (Москва).
Изобразительное искусство XX века.

Урок 19 Разнообразие жанров в русской живописи начала века.

Понятия: «психологический» портрет, «исторический» портрет, сказка и фантастика в живописи.

Произведения:

В. Серов: «Девочка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками», «Петр I», «Портрет княгини О.К. Орловой», «Портрет М.Н. Ермоловой»; М. Нестеров: «Видение отроку Варфаломею», «Философы», «Портрет И.П. Павлова»; К. Коровин «Париж. Бульвар Капуцинок»; В. Борисов-Мусатов «Водоем»; М. Врубель: «Демон» (любое произведение по выбору учителя), «Царевна-лебедь», «Пан», «Портрет С.И. Мамонтова»; К. Юон «Мартовское солнце»; И. Грабарь «Мартовский снег».

Урок 20 «Мир искусства».

Понятия: «Мир искусства», художественный журнал, художественная выставка, символизм в живописи.

Произведения:

К. Сомов «Осмеянный поцелуй»; А. Бенуа «Итальянская комедия. Нескромный Полишинель»; Е. Лансере «Петербург начала XVIII века»; А. Остроумова-Лебедева «Петербург. Нева сквозь колонны Биржи»; М. Добужинский «Омнибус в Вильно»; Л. Бакст «Ужин»; И. Билибин, иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»; Н. Рерих «Заморские гости»; Б. Кустодиев «Купчиха»; З. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет», «Карточный домик».

Урок 21 Скульптура А.С. Голубкиной и С.Т. Коненкова.

Понятия: глина как материал скульптора, движение в скульптуре, пропорции в скульптуре, конструкция в скульптуре, скульптурный эскиз, инструменты скульптора.

Произведения:

А. Голубкина: «Пловец» (рельеф на здании МХАТ в Москве), «Березка», скульптурные портреты (по выбору учителя); С. Коненков: «Сон», деревянная скульптура (по выбору учителя).

Урок 22 Постимпрессионизм.

Понятия: постимпрессионизм, геометрическая и живописная форма, локальный цвет, живописный плакат, примитивизм.

Произведения:

П. Сезанн: «Автопортрет», «Пьеро и Арлекин», «Курильщик»; В. Ван Гог: «Терраса кафе ночью», «Красные виноградники в Арле», «Прогулка заключенных»; А. де Тулуз-Лотрек: «В цирке Фернандо. Наездница», «Клоунесса Ша-Ю-Као в Мулен-Руж»; П. Гоген: «Пейзаж с павлинами», «Таитянка с плодом».

Урок 23 Основные направления зарубежного модернизма в начале века.

Понятия: авангард, манифест, фовизм, экспрессионизм, кубизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм, живописный коллаж, футуризм, футуристический вечер.

Произведения:

П. Филонов «Формула весны»; Э. Мунк «Крик»; А Матисс: «Танец», «Музыка»; П. Пикассо: «Авиньонские девицы», «Портрет А. Воллара», «Старый еврей с мальчиком», «Девочка на шаре», «Герника»; Ж. Брак «Натюрморт со скрипкой и кувшином»; К. Малевич: «Черный квадрат»,

любое из супрематических полотен (по выбору учителя).

Урок 24 Абстракционизм как особый способ видения мира.

Понятия: абстрактное и конкретное в искусстве, абстракционизм, геометрический абстракционизм, лирический абстракционизм, ташизм, компьютерная графика, дадаизм.

Произведения: произведения П. Мондриана, М. Дюшана, В. Кандинского, Дж. Поллока, Л. Поповой, В. Вазарелли (по выбору учителя).

Урок 25 Сюрреализм.

Понятия: сюрреализм, структура человеческого сознания по З. Фрейду (id - оно, подсознание; ego - я, сознание; super ego - сверх я, сверхсознание), эрос и танатос, сублимация, живописная техника «психического автоматизма».

Произведения:

С. Дали: «Постоянство памяти», «Распятие», «Христос Иоанна Крестителя», «Высшая скорость Мадонны Рафаэля», «Открытие Америки Христофором Колумбом», «Натюрморт розы».
Театральная культура XX века.
Урок 28 К.С. Станиславский и его «система».

Понятия: «искусство переживания» и «искусство представления», сценическое ремесло и искусство, актерская техника, актерское действие и его «двигатели» («если бы...», предлагаемые обстоятельства), сценическое внимание актера, куски и задачи роли, актерские приспособления, актерский ансамбль.

Произведения:

фрагменты видеозаписей спектаклей МХАТ (по выбору учителя).

Режиссерский театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова и А. Таирова.

Понятия: организация спектакля, спектакль как синтез искусств, пространство сцены, организация сценического пространства, мизансцена, тема и идея спектакля, актерские задачи и сверхзадача спектакля.

Произведения:

эскизы декораций к спектаклям В. Мейерхольда, Е Вахтангова и А. Таирова;

фрагменты видеозаписей режиссерских спектаклей А Гончарова, Б. Покровского, М. Захарова, и других современных режиссеров.

Урок 29«Русские сезоны» С. Дягилева и русский балет начала века.

Понятия: «русский классический балет» (М. Петипа), пластика бытовая, актерская и танцевальная, свободная пластика «Нового русского балета» (В. Нижинский), «Русские сезоны» в Париже, сценическая пластика и театральный костюм, сценическая пластика и организации сценического пространства.

Произведения:

эскизы декораций и костюмов художников «Русского балета» С. Дягилева (по выбору учителя).
Новые формы театрального действа.

Понятия: абсурд, театр абсурда, зритель и сцена, организация единого действенного пространства, организация действия зрителей, хэппенинг, синтетический театр.

Произведения:

фрагменты видеозаписей спектаклей театра абсурда, современного хэппенинга (по выбору учителя).
Художественная культура и техника.

Урок 30 Искусство кинематографа.

Понятия: кинематограф, основные особенности киноизображения (движение, звук), движение камеры, смена и типы планов, кинокадр, монтаж, типы монтажа, время в киноискусстве.

Произведения:

фрагменты видеозаписей (по выбору учителя).
Музыкальная культура XX века.

Урок 31 Поиски в русской музыке рубежа веков.

Понятия: русское «культурное Возрождение», «серебряный век», личное и общественное в музыке, музыкальный символизм, национальное в музыке.

Произведения:

С. Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин» (фрагменты по выбору учителя); С. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (до-минор), фрагменты 1 и 2 частей; прелюдии для фортепиано: до диез-минор (соч. 2) - 4.22, соль-минор (соч. 23) - 3.59; А. Скрябин. «Поэма экстаза» (фрагменты по выбору учителя); И. Стравинский. «Петрушка», фрагменты: «Народный гуляния на масленой», «Танец кормилиц», «Танец конюхов», «Смерь Петрушки» - 11.49; «Весна священная» (фрагмент начала балета).

Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева.

Понятия: музыкально-сценический образ (средства его создания), отражение исторического события в музыке, музыка в киноматографе.

Произведения:

С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»: «Монтекки и Капулетти» - 5.44, «Джульетта-девочка» - 1.58, «Ромео и Джульетта» - 6.32, «Патер Лоренцо» - 2.51, «Смерть Тибальда» - 4.15, «Ромео у могилы Джульетты» - 7.28; «Война и мир»: «Вальс» - 5.24, ария Кутузова - 3.15; симфония № 1 «Классическая», «Гавот» - 1.30 (вся симфония - 13.45); «Любовь к трем апельсинам», № 1 «Марш» - 1.56; «Александр Невский» («Ледовое побоище») - 12.02.

Творчество Д. Шостаковича.

Понятия: конфликт в музыке, героическое в музыке, «программная» симфония, музыкальный юмор.

Произведения:

Д. Шостакович. Симфония № 7 (до-мажор), ч.1 - 26.15; симфония № 5 (ре-минор), ч.1 (фрагмент начала); «Овод», сюита из музыки к кинофильму, № 8. Романс - 6.15; Балетная сюита № 1: № 4 «Полька» - 1.50, № 5 «Вальс-шутка» - 2.16, № 6 «Галоп» - 1.40.

Массовая музыкальная культура.

Понятия: массовая песня, рок-музыка, поп-музыка, шлягер, рок-опера, авторская песня, «барды».

Произведения:

И. Дунаевский, марш из к/фильма «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача) - 2.24; Н. Богословский: «Песня старого извозчика» (сл. Я. Родионова) - 3.04, «Любимый город» (сл. Е. Долматовского) - 3.16, «Темная ночь», из к/фильма «Два бойца» (сл. В. Агатова) - 2.50; В. Соловьев-Седой: «Услышь меня» (сл. М. Исаковского) - 2.21, «Подмосковные вечера» (сл. М. Матусовского) - 4.28; произведения из репертуара Э. Пиаф, Д. Дасена, Ш. Азнавура, М. Матье, В Высоцкого, Б. Окуджавы, современных рок-групп (по выбору учителя).

Урок 32 Джаз, его стили и направления.

Понятия: джаз, джаз-бэнд, биг-бэнд, аранжировка, свинг, экмелика, дёрти, тембры и музыкальные инструменты джаза.

Произведения:

регтайм (любой по выбору учителя),

произведения из репертуара Д. Эллингтона, Л. Армстронга, Э. Фитцжеральд (по выбору учителя).

Урок 33 Творчество композиторов «нововенской школы» и обновление классического музыкального языка.

Понятия: атональность, додекафония, серия, серийная техника, музыкальная декламация, музыкальный экспрессионизм.

Произведения:

А. Шёнберг «Лунный Пьеро», соч. 21, ч. 1 (фрагмент); А. Веберн «Пассакалия для симфонического оркестра», соч. 1 - 11.30; А. Берг «Воцек» (фрагмент по выбору учителя).

Национальные композиторские школы XX века.

Понятия: романтический академизм в музыке, фольклор, фольклористика, ретроспективизм в музыке.

Произведения:

Я. Сибелиус «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнфельда «Куолема» - 5.05; Б. Барток (произведение по выбору учителя); К. Орф «Кармина Бурана», ч. 1 - 5.34; Дж. Гершвин: «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром (фрагмент), «Порги и Бесс», колыбельная Клары - 2.40;

Б. Бриттен «Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла («путеводитель по оркестру») - 17.11; О. Респиги «Празднества Рима», ч. 1 «Цирковое зрелище» - 4.37; А. Онеггер «Пасифик - 231» (Симфоническое движение № 1) - 7.21; Г. Свиридов «Метель» (Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина): «Тройка», «Вальс», «Романс», «Военный марш» - 17.24.

Урок 34 Современные системы профессионального музыкального языка.

Понятия: электронная музыка, конкретная музыка, музыкальный пуантилизм, музыкальные звуки и шумы, музыкальный коллаж, сонорное звучание, кластер, алеаторика.

Произведения:

произведения А. Шнитке, Э. Денисова, Э. Артемьева, С. Губайдулиной, Л. Ноно, К. Штокхаузена Д. Лигетти и др. современных профессиональных композиторов (по выбору учителя).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск