Скачать 135.21 Kb.
|
Б.1.9 Культурология Цели освоения дисциплины: Получить представление об истории и современном состоянии гуманитарных знаний в области теории и истории культуры, сформировать целостный взгляд на социо-культурные процессы прошлого и современности, овладеть навыками интерпретации явлений духовной культуры в культурологическом аспекте. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Б.1.9. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору студента. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также общепрофессионального цикла («Введение в литературоведение», история литературы и др.). Учебная дисциплина носит обобщающий характер, ее изучение предполагает систематизацию ранее полученных знаний. Она входит в число теоретических курсов, завершающих процесс формирования системы фундаментальных гуманитарных знаний: общее языкознание, теория литературы, история лингвистических учений, история литературоведческих учений. Краткое содержание. Культурология как наука. Многообразие подходов к определению термина «культура». Методы культурологии. Морфология культуры. Традиции, ценности, нормы. Адаптивные функции культуры. Многообразие культур: этнокультуры, национальные культуры, субкультуры. Теории культурной эволюции и макрокультурной динамики. Культура и психология личности: основные концепции, актуальные направления. Принципы типологизации культуры: эволюционный и цивилизационный подходы, культурный релятивизм. Древнейшие формы культуры и мифологическое сознание. Особенности развития западноевропейской и американской культуры. Цивилизации Востока. Специфика русской культуры, место России в мировом культурном процессе. Религия и культура: культурное наследие мировых религий, религиозные культы в системе культуры. Культурная модернизация и глобализация, тенденции развития мирового культурного процесса. Современные парадигмы культурологического знания. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, практические работы с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий и др. При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: проведение интерактивных лекций с использованием современных интерактивных технологий, использование компьютерных тестовых тренажеров. Формы текущего контроля успеваемости студентов: тестирование, защита лабораторных работ Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 часа) Б.1.9 Этика 1. Цели освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Этика» является формирование у студентов общекультурных компетенции на основе овладения этическими знаниями, знаниями об основных моральных ценностях, содействие повышению духовности и культуры студентов. 2. Место дисциплины (модуля) «Этика» в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Этика» входит в дисциплины по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла. Для освоения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, освоенные обучающимися в средней общеобразовательной школе, в результате изучения истории, философии в вузе. Компетенции, приобретенные в ходе изучения этики, готовят студента к освоению профессиональных компетенций. 3. Краткое содержание дисциплины «Этика». Предмет этики, ее структура. Этос и этика в контексте истории. Происхождение морали. История этических учений основные проблемы теории морали. Своеобразие морального сознания, структура и функции морали. Нравственный поступок. Нравственная жизнь человека. Свобода и необходимость морального выбора, ответственность. Нравственная культура общества и личности. Внутренняя и внешняя культура. Мораль и нравственность в сфере профессиональных отношений. Специфика нравственных приоритетов в сфере личной жизни людей. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (проведение деловых и ролевых игр, коммуникативных тренингов) При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: моделирование конкретных ситуаций, реализация процесса социологического исследования. Формы текущего контроля успеваемости студентов: тестирование, защита лабораторных работ Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 часа) Б.1.10 Политология Цель дисциплины – дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования политологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов политологического знания; Задачи дисциплины – помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных политологических направлений, школ, концепций, в том числе и русской политологической школы; – способствовать политической социализации студентов через всестороннее и систематическое изучение основных политологических проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы общества в контексте кардинальных преобразований всех сфер общественной жизни; Место курса среди других дисциплин учебного плана В информационном и логическом плане курс по выбору тесно связан с дисциплинами блока гуманитарных и социально-экономических наук: политологией, геополитикой, социологией, правоведением, психологией и др. Политология использует исследовательские достижения этих наук при осмыслении родственных понятий и ряд методологических подходов, но в то же время оказывает и обратное влияние на них своими теоретическими и практическими разработками. Вместе с этими дисциплинами политологию следует рассматривать как составную часть процесса формирования мировоззренческой культуры будущих специалистов. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Политология» входит в дисциплины по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
Образовательные технологии
Формы текущего контроля успеваемости студентов: тестирование, защита лабораторных работ Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 часа) Б.1.10 Социология 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Социология» являются знания о социологии как науке, её истории, основных социологических теориях и понятиях, методологии и методах социологического исследования, что в целом дает основу для понимания студентами сущности социальных процессов, проходящих сегодня в России и в мире. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Социология» входит в дисциплины по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: философия, история. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). ОК-2 способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий Знать: основные направления исторического формирования культурно базы российского общества Уметь: анализировать и оценивать совокупность культурного наследия, соотнесение его со стратификацией российского общества Владеть: навыками формирования и развития толерантности в восприятии социальных и культурных различий ОК-14 способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями Знать: основы сбора и анализа социальной информации Уметь: применять соответствующие программные продукты при оценке и анализе результатов социологических исследований Владеть: навыками работы с пакетом данных SPSS Содержание дисциплины: Теоретические основы и история социологии: Социология как наука, структура и уровни социологического знания. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Классическая западная социология. Современная западная социология. История развития социологической мысли в России. Основные составляющие социальной жизни: Общество как система. Мировая система и процессы глобализации. Культура и общество. Личность и общество. Социальные структуры, взаимодействия и процессы: Социальные общности и группы. Социальные институты и организации. Социальная стратификация и мобильность. Социальные действия, социальный контроль и массовое сознание. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений. Эмпирическая и прикладная социология: Социологическое исследование: понятие, виды, программа и выборка. Методы социологического исследования. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (проведение деловых и ролевых игр, коммуникативных тренингов) При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: моделирование конкретных ситуаций, реализация процесса социологического исследования. Формы текущего контроля успеваемости студентов: тестирование, защита лабораторных работ Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 часа) Б.1.11 Мировая художественная культура Цели освоения учебной дисциплины: Целью программы является ознакомление студентов с основными вехами в развитии мировой художественной культуры, основными закономерностями ее функционирования в общей системе человеческой культуры. Дисциплина ориентирует на культурно-образовательные виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: – познакомить студентов с разнообразием видом культурной деятельности людей на протяжении всего развития человечества, с историей развития искусства как части культуры, классификацией видов культуры и ее местом в современной жизни; – освоение знаний о мировой художественной культуре, особенностей ее становления; – овладение умением анализировать произведения мировой художественной культуры; – использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Мировая художественная культура» входит в дисциплины по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла. Требования к результатам освоения дисциплины (указать компетенции): ОК-1,2; ПК-1,3,5,6,22 Студент, изучивший дисциплину, должен: – знать особенности развития художественной культуры на всех этапах развития всемирной истории; основные этапы эволюции художественной культуры; сходства и отличия развития художественной культуры за рубежом, в России; сходства и различия развития художественной культуры прошлого, настоящего и перспективы развития будущего; основные понятия курса; факторы, позитивно или негативно сказывавшиеся на результатах развития мировой художественной культуры; современное понимание художественной культуры, этимологию данного понятия; основные виды и формы художественной культуры в настоящее время. – уметь самостоятельно анализировать произведения разных видов искусства; организовать беседы о культуре стран мира прошлого и настоящего; отличать произведения разных художественных направлений (барокко, романтизм, реализм, классицизм, готика, сентиментализм, импрессионизм и др.); ориентироваться в жанрах и типах художественной культуры; ориентироваться в исторических предпосылках развития данной науки, определять содержание понятий «культура», «искусство», «мировоззрение», «образ жизни», «виды искусств», «жанры искусств»; пользоваться справочной и специальной литературой; анализировать работу представителей культуры во всех областях деятельности; профессионально свободно владеть и уметь пользоваться понятийным аппаратом курса «Мировая художественная культура» (стиль, направление, канон, жанр, генезис, догма, культ, пантеон, репродукция, синкретизм, цивилизация и др.). – владеть навыками построения плана эволюции мировой художественной культуры от истоков до настоящего времени; самостоятельного поиска материалов о художественной культуре прошлого и настоящего; проведения разбора произведений искусства с точки зрения сюжета, оформления, стиля, направления, времени создания. Содержание дисциплины (коротко - в дидактических единицах): Содержание понятия «мировая художественная культура», стили и направления в мировой художественной культуре. Основные этапы истории мировой художественной культуры, дифференциация древнейшего художественного синкретизма и становление современной системы искусств. Историческая морфология мировой художественной культуры, синтез искусств в художественной культуре ХХ века. История отечественной художественной культуры и ее выдающиеся достижения, их связь с мировым художественным процессом. Разграничение понятий «всемирная», «национальная» и «мировая» литература. Мировая литература как диалог вершинных достижений национальных литератур в аспекте их мирового значения. Методы выявления диагностических связей национальных литератур. Основные этапы истории мировой литературы, проблемы современного литературного процесса и перспективы мировой литературы. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (проведение деловых и ролевых игр, коммуникативных тренингов) При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: моделирование конкретных ситуаций, реализация процесса социологического исследования. Формы текущего контроля успеваемости студентов: тестирование, защита лабораторных работ Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 часа) Б.1.11 Этнология 1. Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «Этнология» – формирование у студентов научного и целостного представления о современном этническом составе населения мира и основных этапах его становления, об особенностях традиционной культуры народов, о разнообразиях и универсалиях социальной жизни людей, а также знакомство с понятийным аппаратом науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями. Изучение дисциплины способствует пониманию сущности этнических, расовых, конфессиональных различий между народами, формированию способности к межкультурным коммуникациям. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Этнология» входит в дисциплины по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла Освоение данной дисциплины необходимо для того, чтобы студент овладели знаниями о самобытности и многосложности культур народов мира, понимали роль этнического фактора в современном мире, умели осмысливать и анализировать этнические процессы в прошлом и настоящем, а также для воспитания у них этнической толерантности, уважительного отношения к культуре и обычаям народов страны и мира. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен быть знаком с теориями этноса и этничности, культурным и религиозным многообразием населения мира; овладеть понятийным аппаратом науки; уметь анализировать этнические процессы, включая вопросы происхождения народов и этнических взаимодействий; понимать причины этнических конфликтов в современном мире и механизмами их урегулирования. При выставлении оценок учитывается знания фактического материала, логика построения ответа, умение делать обобщения и выводы, понимание закономерностей развития исторического процесса, умение выстраивать причинно-следственные связи. Обязательным условием является соблюдение норм литературной речи и свободное владение терминологией. Оценка знаний учитывает индивидуальные особенности студента, его участие в научной работе, работа по написанию эссе, активность на практических занятиях. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – способностью к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2); – готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом и окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5); – готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской деятельности (ОК-7). В результате изучения дисциплины студент должен знать: – этнонациональные, культурные, и религиозные особенности народов страны и мира; – распространенные обычаи и нормы поведения у разных народов и в разных странах; – сущность разделения народов по этническому, расовому и религиозному признакам; – этнические особенности социальных явлений в прошлом и настоящем. уметь: – понимать сущность социально-этнических процессов в мире и стране, включая вопросы происхождения народов и этнических взаимодействий; – понимать специфику во взаимоотношениях с обществом и окружающих средой в разных странах и у разных народов; – критически переосмысливать опыт межэтнических коммуникаций; – понимать специфику правовых норм в разных этнокультурных традициях современных и сообществ; – уважительно и бережно относиться к культурным традициям народов и социальных групп; владеть: – терпимым восприятием культуры и обычаев других стран и народов; – основными методами использования полученных знаний по этнологии в достижении поставленных целей. Содержание дисциплины Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением теорий и концепций в области наук, изучающих процессы этногенеза и антропогенеза, формированием системы знаний об этнических и этнокультурных процессах, происходящих в мире и России. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (проведение деловых и ролевых игр, коммуникативных тренингов) При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: моделирование конкретных ситуаций, реализация процесса социологического исследования. Формы текущего контроля успеваемости студентов: тестирование, защита лабораторных работ Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 часа) |
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Цель изучения дисциплины... «Деловые коммуникации» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла ( Б. 8). Для освоения дисциплины «Деловые коммуникации»... | Аннотация рабочей программы дисциплины «Культурология» Целью освоения дисциплины «Культурология» является получение обучающимися навыков анализа современных культурологических концепций... | ||
Методические рекомендации преподавателям по организации обучения... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 23 | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели | Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3 | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Менеджмент» ... | Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Международные стандарты аудита» (мса) Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Немецкий язык: вводный курс» являются формирование систематизированных знаний в области второго... | 1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний о современной системе правовых отношений в... | ||
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»... | Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»... | ||
Пояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3 | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Международные финансы» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... |