Скачать 111.57 Kb.
|
Ответы на вопросы для самоконтроля
Многочисленные исследования свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состояния здоровья детей. По данным Минздравсоцразвития России с 2004 по 2009 годы общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 %; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7 процентов). Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания». Современные подростки по уровню морфофункционального развития и в целом отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что сопровождается тем, что до 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья. Более 35 % юношей непригодны к службе в армии, имеющиеся заболевания и расстройства у 22-25 % девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции. Лишь 10 – 12% выпускников общеобразовательных школ России могут быть отнесены к категории здоровых.
Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями). Общепатогенные факторы (все остальные, потенциально оказывающие воздействие на здоровье человека). Перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью человека, в том числе и школьников, на которые указывают многие исследователи и практики: - Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. - Сужение понятия здоровья. - Воздействие неблагоприятных экологических факторов. - Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. - Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. - Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы регламентирующей деятельности по охране здоровья человека и ребенка. - Несформированность культуры здоровья у педагогов, неблагополучие их состояния здоровья. Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия и другие, неблагоприятное влияние на здоровье школьников оказывают внутришкольные факторы – имеющих непосредственное отношение к проблеме сохранения здоровья в образовательном учреждении и ЗОТ: - перегрузка учебных программ; - авторитарный стиль преподавания; - недостаток двигательной активности учащихся; - неправильное питание учащихся; - несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; - недостаточное финансирование школы; - недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; - неблагополучное состояние здоровья учителей; - низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья. 3. Дайте определение следующим понятиям: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ). Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый образ жизни это: - благоприятное социальное окружение духовно-нравственное благополучие; - оптимальный двигательный режим (культура движений); - закаливание организма; - рациональное питание; - личная гигиена; - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); - положительные эмоции. Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая педагогика - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Культура здоровья - сознательная система действий и отношений к своему здоровью и здоровью окружающих. Важнейшей установкой формирующей культуру здоровья является ценность здоровья как такового. Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) – совокупность условий, создаваемых администрацией школы, педагогическим коллективом при участии самих обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников и создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.
Цель ЗСП – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков для ведения ЗОЖ и воспитав у него культуру здоровья. Принципы здоровьесберегающей педагогики: - Принцип не нанесения вреда. - Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. - Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия. - Принцип непрерывности и преемственности. - Принцип приоритета развивающего обучения. - Принцип психофизиологической комфортности. - Принцип субъект субъектного взаимоотношения с учащимися. - Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям ученика. - Комплексный подход. - Принцип медико-психологической компетентности учителя. - Приоритет позитивных педагогических воздействий над негативными (запреты, порицания). - Приоритет активных методов обучения. - Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. - Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. - Принцип отсроченного результата.
Показателями рациональной организации учебного процесса являются: - объем учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; - нагрузка от дополнительных занятий в ОУ: факультативов, индивидуальных занятий и т.п.; - занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия и т.п.; - рациональная организация урока.
Приоритет: признание школой сохранение и укрепление здоровья учащихся, как одной из важнейших задач. Для решения этой задачи необходимо: - разработать школьную программу здоровья; - в каждом серьезном решении принимаемом администрацией школы (управлением образованием), отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье детей; - обеспечить проведение диагностики и мониторинга здоровья; - учет результатов мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития, финансирования и т.п. Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения, без чего невозможно утверждение приоритета здоровья. Для этого рекомендуется: - в должностные обязанности учителей включить пункты, касающиеся сохранения здоровья детей; - заключить со школьниками индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен или не должен учащийся, чтобы заботится о своем здоровье и помочь в школе в решение данных задач; - подобные соглашения заключить и с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности. Урок: обеспечение благоприятного психолого-педагогического воздействия учителя на своих учеников с максимальной индивидуализацией этого воздействия. Обучение: обеспечение необходимого уровня компетентности по вопросам сохранения здоровья педагогов, учащихся и родителей. Укрепление здоровья и физическое развитие учащихся: при появлении у школы достаточных финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для сохранения здоровья учащихся и педагогов: открытие фитобара, строительство и оборудование тренажерных залов, бассейна, комплекса медицинской диагностики, комнат психологической разгрузки, горного воздуха и др.
Последовательность формирования ЗПШ Шаг 1. Создание небольшой группы (5 – 10 человек), которая будет осуществлять проектную деятельность по формированию ЗПШ. В состав группы могут войти учителя, администрация образовательного учреждения, родители, специалисты ИРО, ученые и т.п. Социальные роли в группе могут быть такими: «генераторы идей», «критики», «организаторы», «коммуникаторы». Шаг 2. Подготовка и принятие обоснованного решения о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы, учитывая имеющиеся у школы или управления образованием ресурсы (кадровые, финансовые, организационные, информационные); разработка и принятие проекта «Здоровая школа»; поиск дополнительных источников финансирования. Если проект разработан самостоятельно, то необходимо провести его экспертизу. Шаг 3. Повышение квалификации педагогического коллектива в сфере здоровьесберегающей педагогики (обучение педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с центрами повышения квалификации). Шаг 4. Активизация возможностей родительского комитета, спонсоров, администрации школы, управления образованием для успешной реализации проекта. Шаг 5. Разработка программы диагностики и мониторинга здоровья учащихся. Введение на каждого ученика паспорта здоровья. Шаг 6. Анализ полученных результатов диагностики и мониторинга здоровья и учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на 2 этапе. Урок с позиций здоровьесбережения
|
Уроки здоровья соответствуют следующей структуре Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный... | Воспитание культуры здоровья младших школьников. "Путешествие на остров Неболеек" Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую... | ||
Общие сведения об образовательном учреждении Состояние здоровью школьников, деятельность по охране и укреплению здоровья | Моусош с. Ленино Результаты проведения мониторинга влияния утренней... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» | ||
Программа «Здоровое питание залог успешного обучения и крепкого здоровья... Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний | «Здоровье и его составляющие в современных условиях» Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный,... | ||
«Я учитель здоровья». Учитель математики мбоу оош №13 хутора Тверского В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья вводится, как способность... | Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных Республики Беларусь, признания государством и обществом здоровья граждан как высшей ценности, современных достижений медицинской... | ||
Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Сохранение здоровья школьников и молодежи, от которого зависит здоровье последующих... | ||
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она... Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Начальная общеобразовательная школа №15» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Состояние здоровья обучающихся, меры по охране и укреплению здоровья | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современное развитие общества выдвигает к системе образования школьников новые требования. Эти требования сформированы с учетом факторов,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий,... | ||
Цель формирование у учащихся устойчивой мотивации, направленной на... Комплексный подход к формированию навыков здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы | Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она... При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением... |