Урок речевой культуры «Секреты общения»





Скачать 149.91 Kb.
НазваниеУрок речевой культуры «Секреты общения»
Дата публикации07.10.2014
Размер149.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Артамонова Нина Андреевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального образовательного

учреждения Гимназии № 1 г. Ярославля
Конспект урока коммуникативной компетенции в 5 классе.

Урок речевой культуры «Секреты общения»
Друзья мои!

Внушайте людям веру

И чаще говорите:

«Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом

жизнь людей.

В.Боков

Цель урока: совершенствование речемыслительной деятельности уч-ся, коммуникативных умений и навыков, освоение норм речевой культуры.

Задачи: обогащение речи учащихся пословицами, формирование умений классифицировать языковые средства в сфере общения, умения строить диалог в соответствии с речевыми нормами.

Оборудование: гр/запись радиопередачи «Радионяня» / «Лишние слова»

книжная выставка/ по культуре поведения/

два телефонных аппарата

реквизит для инсценирования басни.

Запись на доске

Д/з: подбор пословиц о языке; подготовка устного сообщения учащихся по индивидуальному заданию.
Ход урока.

Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжим разговор о культуре речи. Наш урок культуры будет посвящен разговорной речи, секретам общения.

С древнейших времен люди задумывались о том, какую роль в нашей жизни играет сказанное слово. Народную мудрость хранят в себе пословицы о языке – как самом главном средстве общения.

Какие из них вы знаете?

«Язык и голову кормит»

«Язык до Киева доведет»

«Язык и хлебом кормит, и дело портит».

«Слово не воробей: вылетит - не поймаешь» и др.

Язык – это орудие культуры.

Язык мой – враг мой.
Существует предание о том, как знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Тот купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил: «Почему ты подаешь только языки?». Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура, науки, при помощи языка люди объясняются друг с другом, он может вдохновить на подвиги, выразить горе и радость. Нет ничего лучше языка!»

Такой ответ понравился Ксанфу и его гостям.

В другой раз философ распорядился, чтоб Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять приготовил языки.

Все удивились этому. Тогда он сказал Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лицемерят, лгут, ссорятся. Язык может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства, он вносит в нашу жизнь горе и зло, предает, оскорбляет, унижает. Может ли быть что-нибудь хуже языка?».

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать этот ответ Эзопа.

Беседа: В чем убеждает это предание?

/Язык может быть и страшным оружием уничтожения, и великим средством созидания/. Все зависит от того, в каких руках, в каких устах слово. Не зря поэт сказал:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Умеем ли мы пользоваться словом? Всегда ли бережно, аккуратно обращаемся с языком? К сожалению, нет.

Есть даже такие ребята, да иногда и взрослые, которые считают: «Как сказал, так и ладно. Все равно поймут!» Но правы ли они? Можно ли небрежную, неряшливую речь правильно понять?

Вспоминается мне случай, который пришлось наблюдать на вокзале. В плотном потоке людей, хлынувшем из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками.

- Давайте Вашу корзину, - тронул ее за руку мальчик лет 14.

Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе.

Один из идущих сзади сказал: «Ох, и прыткий какой! Корзину ему подавай! Украсть решил, да не вышло!»

А другой заметил:

- Зачем Вы так? Мальчик просто хотел помочь.

Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение о помощи. Почему?

/Ответы детей: мальчик не проявил внимания, не употребил вежливых слов: пожалуйста и др. Его интонация насторожила бабушку/

Зачем в нашей речи необходимы «волшебные слова». В чем их секрет, их волшебство. /Рассказ ученицы по статье «Магия слова»/

Здравствуйте. Спасибо. Пожалуйста… Какая магия заключается в этих простых словах? Ведь, говоря, например, «здравствуйте», мы не вкладываем в это приветствие первоначального смысла: будьте здоровы! Мы произносим это слово почти автоматически, не задумываясь

Пусть такие слова и стандартны, но за этими стандартами стоит многовековой опыт человеческих отношений. С незапамятных времен обычай здороваться за руку означал: смотри, моя ладонь раскрыта, в ней нет оружия, я не враг тебе. Так и сегодня стандартная формула вежливости – символ дружелюбия. И если мы сталкиваемся с невежливыми людьми, нам становится как-то не по себе.

Действительно, «толкнул и не извинился» для нас неизмеримо хуже, чем просто толкнул, хотя слов как будто и ничего не может изменить. А ведь меняет! Если в толчее троллейбуса мы услышим ультимативное «подвиньтесь», то, неверное, испытаем внутреннее напряжение, а если это будет сопровождаться деликатным «пожалуйста», - постараемся потесниться, потому что простую эту формулу воспримем как знак того, что человеку неловко и не хотелось бы нас беспокоить.

Речь не только отражает отношения – она их создает, окрашивает в теплые тона или, наоборот, делает их жестче, суше.

Приветливое «доброе утро», например, может стать психологическим камертоном, настраивающим на доброжелательный тон общения.

И негромкое, мягкое «спокойной ночи»действует умиротворяющее, успокаивает все тем же скрытым, подтекстовым звучанием.

И «спасибо», вставая из-за стола, и «будь добр, будь добра», предваряющее просьбу, и «прости» при неловком движении – как важно, чтобы это всегда присутствовало при общении людей на работе, в транспорте, в магазине, никогда не уходило из семейного лексикона, звучало и в детской речи.

Учитель. Давайте проведем такую игру:

Скажем друг другу доброе слово, сделаем приятными наше общение. Нужно бросить мяч товарищу и сказать ему слова вроде:

«Мне нравится твоя аккуратность», или «Я ценю твое трудолюбие», или «Мне приятно общаться с тобой!» и т.д.

/все стоят в кругу: тот, кто затрудняется, встает в центр круга, ему бросают другие/.

Чтение эпиграфа на доске. Запись в тетрадь на память.

Учитель: Сколько недоразумений происходит из-за речевой небрежности! А как часто мы обижаем друг друга из-за неумения пользоваться словом, портим настроение, а иногда и отношения с людьми, оттого что не владеем речевой культурой, не умеем общаться.

- Какие случаи из жизни нашего класса заставляют серьезно задуматься?

Ученица /говорит о грубости, о прозвищах, о неумении некоторых ребят вести разговор/.

У нас в классе многие девочки и мальчики привыкли объясняться с помощью грубых и уродливых словечек, обрывая друг друга. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто тебя считают глупым.

К примеру, спрашиваешь: «Ты уже обедал?», а вместо простого «да» или «нет» услышишь: «А что, мне без обеда что ли сидеть?». И чувствуешь, что ты словно поглупел.

А другие, часто девочки, вообще любят бросаться грубыми выражениями типа «Ишь, ты какая умная!», «Держи карман шире», «Здрасте, пожалуйста!», «Не на такую напала».

Мне кажется, это плохие привычки. С такими ребятами не хочется общаться, чувствуешь себя униженным.

А глупые клички, которые иногда слышишь? Ими ребята заменяют настоящие имена, стараются подражать хулиганам, ведь те обычно предпочитают на всякий случай скрывать свое имя и обходятся прозвищами. Жаль, что некоторые не понимают, что прозвища оскорбляют достоинство, унижают человека. Не хочется вступать в беседу с теми, кто не называет тебя по имени, или грубо кричит в ответ. Из-за этого и взаимоотношения могут испортиться.

Учитель. А знаете, откуда возникла привычка унижать в разговоре собеседника?

Когда-то богатые и знатные люди так подчеркивали свое превосходство над крепостными крестьянами. Своих детей они ласково называли: Мари, Люси, а крестьянских ребятишек кликали, как собачонок: Мишка, Ванька, Манька!

Когда-то богачи и придворные находили особое удовольствие в том, чтоб резким словом оборвать бедняка, смутить его, поиздеваться над его беспомощностью и показать свое превосходство.

Очень часто общаться нам приходится по телефону. А сейчас, ребята, мы послушаем один телефонный разговор. Подумаем, есть ли в нем нарушения речевой культуры, речевых норм.

/Инсценирование первого диалога/
Обсуждения: В этом диалоге не употребляются вежливые формы обращения, не чувствуется уважения к собеседнику.

- Подумайте, какой вариант начала телефонного разговора вы выберете, как правильный:

/на доске/ 1/ Кто говорит?

2/ Это кто?

3/ Мне Лену Иванову

4/ Здравствуйте! Вас беспокоит Аня Петрова. Позовите, пожалуйста, Лену!

5/ Здравствуйте! Можно Лену?

6/ А Лена дома?
Диалог (инсценировка)

- Алло! Позовите Таню!

- Таня, это ты? А что нам задали по литературе?

- А кто это говорит?

- Аня.

- Нам нужно прочитать повесть Пушкина «Дубровский»

- Ой, а у меня нет такой книги! У тебя есть?

- Да.

- Я к тебе сейчас зайду. Ты дашь мне?

- Аня, я сама ее не прочитала!

- Жаль! А у тебя есть новые записи Марины Журавлевой?

- Есть.

- Включи послушать!

- Аня, я сейчас уроки делаю. Мне некогда.

- Ну, ладно тогда! Пока!

- До свидания.
А теперь послушаем диалог воспитанных ребят

Диалог № 2 (инсценировка)

- Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Наташу.

- Я слушаю.

- Добрый день, Наташа! Это Андрей. Извини за беспокойство: я болел и не знаю, что нам задано по литературе.

- Нужно прочитать повесть Пушкина «Дубровский».

- Наташа! У меня нет такой книги. Ты не поможешь? Дай мне твою на один вечер.

- Хорошо.

- А можно я к тебе сейчас зайду?

- Конечно, приходи.

- Спасибо, Наташа. До свидания!
Как приятно общаться с культурными людьми! Им трудно в чем-либо отказать!

- Ребята, а всегда ли удобно пользоваться телефоном? Как вы считаете, когда неприлично звонить по телефону?

/рано утром и поздно вечером, по пустякам, когда нужно выразить сочувствие человеку, навестить больного и т.д./

- Как видите, по речи, по языку мы судим не только об образованности, но и воспитанности, культуре человека.

- А теперь послушаем инсценированную басню В.Кабановой «Дятел и сорока».

Подумайте, что высмеивается в ней?

/инсценировка: Дерево – на стуле, в зеленом одеянии. Дятел стучит, Сорока подлетает к Дятлу/
Басня «Дятел и сорока» В.Кабанова
Весной на дереве трудился дятел.

Тук-тук! Тук-тук!

По лесу – стук.

- Послушай-ка, приятель, -

Окликнула Сорока Дятла вдруг.

- Ну что ты все долбишь,

Так хвост, пожалуй, отсидишь!

Вот я, сорока: то ли дело,

За полчаса леса, и луг, и поле

Облетела!

Полюбовалась дракой воробьев,

Пострекотала в хоре соловьев,

К реке слетала!

Угадай-ка, зачем? Рыбешкой

Угостила чайка!

А ты! Вот голова!

Долбит дыру в стволе,

Когда червя нашел бы и в земле!

- Эх, глупая! И глупые слова, -

Тут Дерево в ответ листвой зашелестело.

- Деревья точит короед,

Без дятла я давно бы заболело!

Мне с ним расти спокойней и вольней,

А в стрекотне твоей ни смысла нет,

Ни толка, лети-ка прочь скорей,

Сорока – балаболка!

Чтобы от басни было больше прока,

Подумай, кто ты: Дятел иль Сорока?
Учитель: Какой недостаток речевой культуры высмеивается в этой басне? /болтливость, многословие, а с ними – и пустословие/
Каждому из нас приходилось, поверьте, сталкиваться с людьми, которые много говорят, но забывают о делах, которых трудно выслушать и понять, так как речь их многословна, сбивчива, она трудно воспринимается.

Многословие, болтливость возникают тогда, когда человек не умеет быстро найти точного слова, вот и возникают у него предложения: «Я очень скучал, потому что никого не было и я был один».

Многие русские пословицы высмеивают болтливость.

- Какие?

«Звону много, да толку мало»

«Язык без костей, что хочет, то и лопочет»

«Не спеши языком, торопись делом».
Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много.

Через полторы тысячи лет до нас дошла история о том, как явились к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной помощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало».

Языку посвятил свою басню еще один автор Б.Тимофеев

/выразительное чтение ученика/

Чтение басни.

Язык
Степанов Сережа готовил урок.

«По русскому» знаю я все назубок!

Наутро Сережа является в класс,

Учитель его вызывает как раз.

- Степанов, скажи, что такое глагол?

Сергей с важным видом бровями повел:

- А это… - вообще, так сказать…

Да вот… это значит…

Ну в общем, … того…

- И толком сказать не сумел ничего.

Садится, и двойка вползает в журнал.

Ни класс, ни учитель – никто не узнал,

Учил ли Степанов урок про глагол,

Но ясно: язык его крепко подвел.

Не только Степанову это урок…

Пускай и другим он запомнится впрок:

Старайся урок у доски отвечать

Без всяких «ну значит», да вот…так сказать»!
Учитель: Подумайте, какой урок можно извлечь из нее?

- Почему же язык крепко подвел мальчика?

/Речь наша должна быть точной и ясной. Ее не должны засорять ненужные, лишние слова, которые мешают четко выражать свои мысли/.

Авторы передачи «Радионяня» даже сочинили песенку о вреде лишних слов в речи.

/Прослушивание гр/записи отрывка из «Радионяни» - «Лишние слова»/

- Итак, какой же должна быть речь культурного человека?

/Вежливой, спокойной, выразительной, правильной с точки зрения грамматики, немногословной, точной и ясной/.

В чем же секреты речевого общения?

Учитель: Запомним памятку о том, как вести беседу, как расположить к себе собеседника.

/Чтение «Памятки», она раздана каждому ученику/
Ученик: КАК ВЕСТИ БЕСЕДУ?

Памятка

  1. В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.

  2. Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюбленным болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…, а вот у меня…». Расскажи лучше о книге, которую ты сейчас читаешь, о фильме, который видел, о выставке или спортивных соревнованиях, которые посетил.

  3. Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательней ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.

  4. не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе тоже: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.

  5. если в разговоре тебя перебивают, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его.

  6. разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать словами, а не руками.

  7. Не засоряй язык бессмысленными выражениями, вроде: «железно», «лады», изобретенными стилягами, не украшай свой язык ругательствами. Этим ты вызовешь брезгливое презрение окружающих.

  8. Уважай собеседника. Не обижай его пренебрежительным или насмешливым тоном. Речь культурного человека спокойная, доброжелательная, выразительная.


Учитель: А теперь попробуем разрешить некоторые проблемы, возникающие у нас во время общения.
Задание 1.

Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай в сопровождении офицера. Увидев ее, девочка поднимается:

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты. Спасибо! Не надо…

- Садитесь, садитесь. Я всегда уступаю место пожилым людям.

Оживление на лице женщины гаснет, и она, отвернувшись от девочки, проходит дальше.

- Почему вежливый поступок девочки был не принят?

/Необходимы в общении деликатность и такт, т.е. чувство меры, умение поставить себя на место другого человека, понять его чувство/.
Задание 2.

Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же?
Задание 3.

Я начну, а вы продолжите и запишите предложение

Не перебивайте говорящего товарища или взрослого.

Во-первых, в этом проявляется …………….

(неуважение к нему и к тому, с кем он говорит). Во-вторых, он…………..

(тебя просто не расслышит и не поймет).
Задание 4

К моей старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: «Посмотрите, какая у меня в зубе огромная дырка!» и показал.

Сестра меня потом чуть не съела, маме пожаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал? Худого слова никому не сказал!
Задание 5.

Правда ли, что если кто чихнет, нельзя говорить «будьте здоровы»? А многие говорят, что можно?

В письмах на радио ребята спрашивают: «Каждый день мы встречаем соседей по дому, потом – почтальона, в магазине – продавца, работающего здесь давным-давно.

В школе встречаемся с учителями, которые нас учат.

Надо ли с каждым из этих людей здороваться? Ведь они нас не знают».

/Пусть вы их не знаете лично, но они вас могут знать. Тех, кого вы часто встречаете, надо приветствовать/

В детской газете в рубрике «Зеркало» было помещено письмо, которое написала девочка из Нижнекамска.

«В нашем классе некоторые мальчики и девочки ругаются матерными словами. Мне стыдно даже писать об этом. Сначала я пыталась что-то сделать, старалась пристыдить матерщинников, уговаривала девочек, а мне просто-напросто предложили уйти из класса, «раз у меня такие уши нежные». И я сдалась. Нет, я сама не ругаюсь, но чувствую, что уже не реагирую, как раньше, на грубость. Как мне поступить дальше? Боюсь, что со мной не будут дружить.

/Обсуждение письма, высказывания ребят/
Вот что написали в ответ этой девочке мальчики из кружка «Гренада» Архангельской области, пос. Коряжма (см.газету).

« В нашей секции были две девочки: Марийка и Лена. Стали мы замечать, что Лена ругается. Пытались ее остановить, но в конце концов осталась у нас одна Марийка. Но что за девочка! От нее никто не слышал грубого слова. И при ней ни у кого из нас не повернется язык, чтоб нагрубить, она так пропесочит! Подвижная, остроумная! Учится хорошо, занимается фехтованием, разбирается в музыке и технике – настоящая современная девчонка! А девочек, которые ведут себя развязно, ругаются, курят, обзываются, мы, мальчики, презираем».
- Как видите, в нашей повседневной жизни из-за недостатка речевой культуры возникает много проблем.

Помочь вам ответить на многие вопросы о том, как стать культурным человеком, как вести себя, смогут книги, которые вы найдете в библиотеке. /См. на стенд «Прочти эти книги»/

Книги помогут вам стать культурнее, сделают вас более воспитанными, чуткими, образованными.
Глоссарий урока:

Язык, средство общения, речевая культура, речевой этикет, диалог, речевая ситуация. Фольклор, пословица.
Литература:

1. И.Исаакян. «Как себя вести»

  1. А.Дорохов «Это стоит запомнить»

  2. Л.Григорян «Язык мой – друг мой»

  3. Л.Бушмелева «Поговорим о вежливости»

  4. Азбука нравственности

  5. Л.Алешина «О вежливости, такте, о деликатности»

  6. И.Горелов, В.Жатников и др. «Умеете ли вы общаться?»

  7. Азбука вежливости




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок речевой культуры «Секреты общения» iconУрок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения....
Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо»
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconХраппо H
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconIV. Ответьте на вопросы
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconОбразец «утверждаю»
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconВведение Музыкальное оформление
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconАлександр Мещеряков об особенностях японского
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconИнформационный бюллетень 11-13 марта 2013 года
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconНеделя математики "В мире оригами". 5–6-е классы
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconГ. Новосибирск 13-14 апреля 2012 г. Информационное письмо №1
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconПрограмма дисциплины «Религия и культура» для направления 030700. 62
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconПрограмма "Русский язык и культура речи" для учащихся 9 классов
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconПлан лекций по морфологии для студентов 1 курса медико-биологического факультета
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconТема биология наука о живой природе основные термины и понятия темы
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок речевой культуры «Секреты общения» iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск