Скачать 149.91 Kb.
|
Артамонова Нина Андреевна, учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Гимназии № 1 г. Ярославля Конспект урока коммуникативной компетенции в 5 классе. Урок речевой культуры «Секреты общения» Друзья мои! Внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру, Продляйте добрым словом жизнь людей. В.Боков Цель урока: совершенствование речемыслительной деятельности уч-ся, коммуникативных умений и навыков, освоение норм речевой культуры. Задачи: обогащение речи учащихся пословицами, формирование умений классифицировать языковые средства в сфере общения, умения строить диалог в соответствии с речевыми нормами. Оборудование: гр/запись радиопередачи «Радионяня» / «Лишние слова» книжная выставка/ по культуре поведения/ два телефонных аппарата реквизит для инсценирования басни. Запись на доске Д/з: подбор пословиц о языке; подготовка устного сообщения учащихся по индивидуальному заданию. Ход урока. Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжим разговор о культуре речи. Наш урок культуры будет посвящен разговорной речи, секретам общения. С древнейших времен люди задумывались о том, какую роль в нашей жизни играет сказанное слово. Народную мудрость хранят в себе пословицы о языке – как самом главном средстве общения. Какие из них вы знаете? «Язык и голову кормит» «Язык до Киева доведет» «Язык и хлебом кормит, и дело портит». «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь» и др. Язык – это орудие культуры. Язык мой – враг мой. Существует предание о том, как знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Тот купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил: «Почему ты подаешь только языки?». Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура, науки, при помощи языка люди объясняются друг с другом, он может вдохновить на подвиги, выразить горе и радость. Нет ничего лучше языка!» Такой ответ понравился Ксанфу и его гостям. В другой раз философ распорядился, чтоб Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять приготовил языки. Все удивились этому. Тогда он сказал Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лицемерят, лгут, ссорятся. Язык может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства, он вносит в нашу жизнь горе и зло, предает, оскорбляет, унижает. Может ли быть что-нибудь хуже языка?». Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать этот ответ Эзопа. Беседа: В чем убеждает это предание? /Язык может быть и страшным оружием уничтожения, и великим средством созидания/. Все зависит от того, в каких руках, в каких устах слово. Не зря поэт сказал: Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести… Умеем ли мы пользоваться словом? Всегда ли бережно, аккуратно обращаемся с языком? К сожалению, нет. Есть даже такие ребята, да иногда и взрослые, которые считают: «Как сказал, так и ладно. Все равно поймут!» Но правы ли они? Можно ли небрежную, неряшливую речь правильно понять? Вспоминается мне случай, который пришлось наблюдать на вокзале. В плотном потоке людей, хлынувшем из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками. - Давайте Вашу корзину, - тронул ее за руку мальчик лет 14. Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал: «Ох, и прыткий какой! Корзину ему подавай! Украсть решил, да не вышло!» А другой заметил: - Зачем Вы так? Мальчик просто хотел помочь. Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение о помощи. Почему? /Ответы детей: мальчик не проявил внимания, не употребил вежливых слов: пожалуйста и др. Его интонация насторожила бабушку/ Зачем в нашей речи необходимы «волшебные слова». В чем их секрет, их волшебство. /Рассказ ученицы по статье «Магия слова»/ Здравствуйте. Спасибо. Пожалуйста… Какая магия заключается в этих простых словах? Ведь, говоря, например, «здравствуйте», мы не вкладываем в это приветствие первоначального смысла: будьте здоровы! Мы произносим это слово почти автоматически, не задумываясь Пусть такие слова и стандартны, но за этими стандартами стоит многовековой опыт человеческих отношений. С незапамятных времен обычай здороваться за руку означал: смотри, моя ладонь раскрыта, в ней нет оружия, я не враг тебе. Так и сегодня стандартная формула вежливости – символ дружелюбия. И если мы сталкиваемся с невежливыми людьми, нам становится как-то не по себе. Действительно, «толкнул и не извинился» для нас неизмеримо хуже, чем просто толкнул, хотя слов как будто и ничего не может изменить. А ведь меняет! Если в толчее троллейбуса мы услышим ультимативное «подвиньтесь», то, неверное, испытаем внутреннее напряжение, а если это будет сопровождаться деликатным «пожалуйста», - постараемся потесниться, потому что простую эту формулу воспримем как знак того, что человеку неловко и не хотелось бы нас беспокоить. Речь не только отражает отношения – она их создает, окрашивает в теплые тона или, наоборот, делает их жестче, суше. Приветливое «доброе утро», например, может стать психологическим камертоном, настраивающим на доброжелательный тон общения. И негромкое, мягкое «спокойной ночи»действует умиротворяющее, успокаивает все тем же скрытым, подтекстовым звучанием. И «спасибо», вставая из-за стола, и «будь добр, будь добра», предваряющее просьбу, и «прости» при неловком движении – как важно, чтобы это всегда присутствовало при общении людей на работе, в транспорте, в магазине, никогда не уходило из семейного лексикона, звучало и в детской речи. Учитель. Давайте проведем такую игру: Скажем друг другу доброе слово, сделаем приятными наше общение. Нужно бросить мяч товарищу и сказать ему слова вроде: «Мне нравится твоя аккуратность», или «Я ценю твое трудолюбие», или «Мне приятно общаться с тобой!» и т.д. /все стоят в кругу: тот, кто затрудняется, встает в центр круга, ему бросают другие/. Чтение эпиграфа на доске. Запись в тетрадь на память. Учитель: Сколько недоразумений происходит из-за речевой небрежности! А как часто мы обижаем друг друга из-за неумения пользоваться словом, портим настроение, а иногда и отношения с людьми, оттого что не владеем речевой культурой, не умеем общаться. - Какие случаи из жизни нашего класса заставляют серьезно задуматься? Ученица /говорит о грубости, о прозвищах, о неумении некоторых ребят вести разговор/. У нас в классе многие девочки и мальчики привыкли объясняться с помощью грубых и уродливых словечек, обрывая друг друга. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто тебя считают глупым. К примеру, спрашиваешь: «Ты уже обедал?», а вместо простого «да» или «нет» услышишь: «А что, мне без обеда что ли сидеть?». И чувствуешь, что ты словно поглупел. А другие, часто девочки, вообще любят бросаться грубыми выражениями типа «Ишь, ты какая умная!», «Держи карман шире», «Здрасте, пожалуйста!», «Не на такую напала». Мне кажется, это плохие привычки. С такими ребятами не хочется общаться, чувствуешь себя униженным. А глупые клички, которые иногда слышишь? Ими ребята заменяют настоящие имена, стараются подражать хулиганам, ведь те обычно предпочитают на всякий случай скрывать свое имя и обходятся прозвищами. Жаль, что некоторые не понимают, что прозвища оскорбляют достоинство, унижают человека. Не хочется вступать в беседу с теми, кто не называет тебя по имени, или грубо кричит в ответ. Из-за этого и взаимоотношения могут испортиться. Учитель. А знаете, откуда возникла привычка унижать в разговоре собеседника? Когда-то богатые и знатные люди так подчеркивали свое превосходство над крепостными крестьянами. Своих детей они ласково называли: Мари, Люси, а крестьянских ребятишек кликали, как собачонок: Мишка, Ванька, Манька! Когда-то богачи и придворные находили особое удовольствие в том, чтоб резким словом оборвать бедняка, смутить его, поиздеваться над его беспомощностью и показать свое превосходство. Очень часто общаться нам приходится по телефону. А сейчас, ребята, мы послушаем один телефонный разговор. Подумаем, есть ли в нем нарушения речевой культуры, речевых норм. /Инсценирование первого диалога/ Обсуждения: В этом диалоге не употребляются вежливые формы обращения, не чувствуется уважения к собеседнику. - Подумайте, какой вариант начала телефонного разговора вы выберете, как правильный: /на доске/ 1/ Кто говорит? 2/ Это кто? 3/ Мне Лену Иванову 4/ Здравствуйте! Вас беспокоит Аня Петрова. Позовите, пожалуйста, Лену! 5/ Здравствуйте! Можно Лену? 6/ А Лена дома? Диалог (инсценировка) - Алло! Позовите Таню! - Таня, это ты? А что нам задали по литературе? - А кто это говорит? - Аня. - Нам нужно прочитать повесть Пушкина «Дубровский» - Ой, а у меня нет такой книги! У тебя есть? - Да. - Я к тебе сейчас зайду. Ты дашь мне? - Аня, я сама ее не прочитала! - Жаль! А у тебя есть новые записи Марины Журавлевой? - Есть. - Включи послушать! - Аня, я сейчас уроки делаю. Мне некогда. - Ну, ладно тогда! Пока! - До свидания. А теперь послушаем диалог воспитанных ребят Диалог № 2 (инсценировка) - Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Наташу. - Я слушаю. - Добрый день, Наташа! Это Андрей. Извини за беспокойство: я болел и не знаю, что нам задано по литературе. - Нужно прочитать повесть Пушкина «Дубровский». - Наташа! У меня нет такой книги. Ты не поможешь? Дай мне твою на один вечер. - Хорошо. - А можно я к тебе сейчас зайду? - Конечно, приходи. - Спасибо, Наташа. До свидания! Как приятно общаться с культурными людьми! Им трудно в чем-либо отказать! - Ребята, а всегда ли удобно пользоваться телефоном? Как вы считаете, когда неприлично звонить по телефону? /рано утром и поздно вечером, по пустякам, когда нужно выразить сочувствие человеку, навестить больного и т.д./ - Как видите, по речи, по языку мы судим не только об образованности, но и воспитанности, культуре человека. - А теперь послушаем инсценированную басню В.Кабановой «Дятел и сорока». Подумайте, что высмеивается в ней? /инсценировка: Дерево – на стуле, в зеленом одеянии. Дятел стучит, Сорока подлетает к Дятлу/ Басня «Дятел и сорока» В.Кабанова Весной на дереве трудился дятел. Тук-тук! Тук-тук! По лесу – стук. - Послушай-ка, приятель, - Окликнула Сорока Дятла вдруг. - Ну что ты все долбишь, Так хвост, пожалуй, отсидишь! Вот я, сорока: то ли дело, За полчаса леса, и луг, и поле Облетела! Полюбовалась дракой воробьев, Пострекотала в хоре соловьев, К реке слетала! Угадай-ка, зачем? Рыбешкой Угостила чайка! А ты! Вот голова! Долбит дыру в стволе, Когда червя нашел бы и в земле! - Эх, глупая! И глупые слова, - Тут Дерево в ответ листвой зашелестело. - Деревья точит короед, Без дятла я давно бы заболело! Мне с ним расти спокойней и вольней, А в стрекотне твоей ни смысла нет, Ни толка, лети-ка прочь скорей, Сорока – балаболка! Чтобы от басни было больше прока, Подумай, кто ты: Дятел иль Сорока? Учитель: Какой недостаток речевой культуры высмеивается в этой басне? /болтливость, многословие, а с ними – и пустословие/ Каждому из нас приходилось, поверьте, сталкиваться с людьми, которые много говорят, но забывают о делах, которых трудно выслушать и понять, так как речь их многословна, сбивчива, она трудно воспринимается. Многословие, болтливость возникают тогда, когда человек не умеет быстро найти точного слова, вот и возникают у него предложения: «Я очень скучал, потому что никого не было и я был один». Многие русские пословицы высмеивают болтливость. - Какие? «Звону много, да толку мало» «Язык без костей, что хочет, то и лопочет» «Не спеши языком, торопись делом». Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много. Через полторы тысячи лет до нас дошла история о том, как явились к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной помощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало». Языку посвятил свою басню еще один автор Б.Тимофеев /выразительное чтение ученика/ Чтение басни. Язык Степанов Сережа готовил урок. «По русскому» знаю я все назубок! Наутро Сережа является в класс, Учитель его вызывает как раз. - Степанов, скажи, что такое глагол? Сергей с важным видом бровями повел: - А это… - вообще, так сказать… Да вот… это значит… Ну в общем, … того… - И толком сказать не сумел ничего. Садится, и двойка вползает в журнал. Ни класс, ни учитель – никто не узнал, Учил ли Степанов урок про глагол, Но ясно: язык его крепко подвел. Не только Степанову это урок… Пускай и другим он запомнится впрок: Старайся урок у доски отвечать Без всяких «ну значит», да вот…так сказать»! Учитель: Подумайте, какой урок можно извлечь из нее? - Почему же язык крепко подвел мальчика? /Речь наша должна быть точной и ясной. Ее не должны засорять ненужные, лишние слова, которые мешают четко выражать свои мысли/. Авторы передачи «Радионяня» даже сочинили песенку о вреде лишних слов в речи. /Прослушивание гр/записи отрывка из «Радионяни» - «Лишние слова»/ - Итак, какой же должна быть речь культурного человека? /Вежливой, спокойной, выразительной, правильной с точки зрения грамматики, немногословной, точной и ясной/. В чем же секреты речевого общения? Учитель: Запомним памятку о том, как вести беседу, как расположить к себе собеседника. /Чтение «Памятки», она раздана каждому ученику/ Ученик: КАК ВЕСТИ БЕСЕДУ? Памятка
Учитель: А теперь попробуем разрешить некоторые проблемы, возникающие у нас во время общения. Задание 1. Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай в сопровождении офицера. Увидев ее, девочка поднимается: - Садитесь, пожалуйста! - Ну что ты. Спасибо! Не надо… - Садитесь, садитесь. Я всегда уступаю место пожилым людям. Оживление на лице женщины гаснет, и она, отвернувшись от девочки, проходит дальше. - Почему вежливый поступок девочки был не принят? /Необходимы в общении деликатность и такт, т.е. чувство меры, умение поставить себя на место другого человека, понять его чувство/. Задание 2. Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же? Задание 3. Я начну, а вы продолжите и запишите предложение Не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется ……………. (неуважение к нему и к тому, с кем он говорит). Во-вторых, он………….. (тебя просто не расслышит и не поймет). Задание 4 К моей старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: «Посмотрите, какая у меня в зубе огромная дырка!» и показал. Сестра меня потом чуть не съела, маме пожаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал? Худого слова никому не сказал! Задание 5. Правда ли, что если кто чихнет, нельзя говорить «будьте здоровы»? А многие говорят, что можно? В письмах на радио ребята спрашивают: «Каждый день мы встречаем соседей по дому, потом – почтальона, в магазине – продавца, работающего здесь давным-давно. В школе встречаемся с учителями, которые нас учат. Надо ли с каждым из этих людей здороваться? Ведь они нас не знают». /Пусть вы их не знаете лично, но они вас могут знать. Тех, кого вы часто встречаете, надо приветствовать/ В детской газете в рубрике «Зеркало» было помещено письмо, которое написала девочка из Нижнекамска. «В нашем классе некоторые мальчики и девочки ругаются матерными словами. Мне стыдно даже писать об этом. Сначала я пыталась что-то сделать, старалась пристыдить матерщинников, уговаривала девочек, а мне просто-напросто предложили уйти из класса, «раз у меня такие уши нежные». И я сдалась. Нет, я сама не ругаюсь, но чувствую, что уже не реагирую, как раньше, на грубость. Как мне поступить дальше? Боюсь, что со мной не будут дружить. /Обсуждение письма, высказывания ребят/ Вот что написали в ответ этой девочке мальчики из кружка «Гренада» Архангельской области, пос. Коряжма (см.газету). « В нашей секции были две девочки: Марийка и Лена. Стали мы замечать, что Лена ругается. Пытались ее остановить, но в конце концов осталась у нас одна Марийка. Но что за девочка! От нее никто не слышал грубого слова. И при ней ни у кого из нас не повернется язык, чтоб нагрубить, она так пропесочит! Подвижная, остроумная! Учится хорошо, занимается фехтованием, разбирается в музыке и технике – настоящая современная девчонка! А девочек, которые ведут себя развязно, ругаются, курят, обзываются, мы, мальчики, презираем». - Как видите, в нашей повседневной жизни из-за недостатка речевой культуры возникает много проблем. Помочь вам ответить на многие вопросы о том, как стать культурным человеком, как вести себя, смогут книги, которые вы найдете в библиотеке. /См. на стенд «Прочти эти книги»/ Книги помогут вам стать культурнее, сделают вас более воспитанными, чуткими, образованными. Глоссарий урока: Язык, средство общения, речевая культура, речевой этикет, диалог, речевая ситуация. Фольклор, пословица. Литература: 1. И.Исаакян. «Как себя вести»
|
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | «Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой... Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными... | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения.... Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо» | Храппо H Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
IV. Ответьте на вопросы Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Образец «утверждаю» Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Введение Музыкальное оформление Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Александр Мещеряков об особенностях японского Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Информационный бюллетень 11-13 марта 2013 года Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Неделя математики "В мире оригами". 5–6-е классы Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Г. Новосибирск 13-14 апреля 2012 г. Информационное письмо №1 Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Программа дисциплины «Религия и культура» для направления 030700. 62 Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Программа "Русский язык и культура речи" для учащихся 9 классов Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | План лекций по морфологии для студентов 1 курса медико-биологического факультета Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | ||
Тема биология наука о живой природе основные термины и понятия темы Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Этические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые... |