Пояснительная записка Статус документа





Скачать 206.12 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата публикации08.10.2014
Размер206.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Рабочая программа

«Мировая Художественная Культура»

9 класс

учителя МХК

Рыжковой Елены Валентиновны

Москва – 2013-2014

Пояснительная записка

Статус документа

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипреметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Цель программы:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·  развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

·  воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

·  освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

·  овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

·  использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

В 9 классе по 34 ч., из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Календарно-тематическое планирование

по МХК в 9 классе на 2012-2013 уч.г.

Рыжковой Елены Валентиновны


№ урока

№ урока темы

Наименование разделов темы

Кол-во часов

Тип урока

Культура средневековья 34 часа

Тема: «Культура Киевской Руси IX - XI веков» 4 часа

1

1.1

Деревянное строительство в Древней Руси (дом, храм, поселение)

1

Урок - лекция

2

1.2

Орнамент в художественной культуре

1

Урок -путешествие

3

1.3

Летописи, поучения и хожения в древнерусской литературе

1

Урок-лекция

4

1.4

Древнерусские обряды, игрища. Скоморохи

1

Урок-игра

Тема: «Русская культура XI - XV веков» 9 часов

5

2.1

Символика православного храма и система его росписей

2

Урок-диалог

6

2.2

Урок- путешествие

7

2.3

Символика православного храма и система его росписей




Урок - лекция

8

2.4

Урок-диалог

9

2.5

Древнерусское культовое пение

1

Урок «открытие»

10

2.6

Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны)

2

Урок - лекция

11

2.7

Урок - расширения темы

12

2.8

Житийная литература (Житие Сергия Радонежского)

1

Урок «открытие»

13

2.9

Основные формы русской одежды (рубаха, порты, зипун, охабень, шуба и т.д.)

1

Урок- «прогулка»

Тема: «Русская культура в XVI - XVII веках» 4 часа

14

3.1

Расцвет в русском каменном зодчестве (шатровые и столпные храмы, палаты, русское узорочье)

2

Урок введения в тему

15

3.2

Урок - расширения темы

16

3.3

Начало светского театра на Руси

1

Урок- «прогулка»

17

3.4

Русская силлабическая поэзия (вирши)

1

Урок –презентация

Тема: «Культура итальянского Возрождения» 10 часов

18

4.1

Развитие архитектуры итальянского Возрождения

1

Урок - лекция

19

4.2

Европейская картина, ее особенности и построение

1

Урок –Викторина

20

4.3

Треченто в живописи

1

Урок «открытие»

21

4.4

Поиски идеала в творчестве Рафаэля

1

Урок-презентация

22

4.5

Многогранность таланта Леонардо да Винчи

1

Урок - диалог

23

4.6

Скульптура итальянского Возрождения

1

Урок - диалог

24

4.7

Творчество Микеланджело

1

Урок –путешествие

25

4.8

Высокий ренессанс в Венеции

1

Урок-презентация

26

4.9

Комедия дель арте

1

Урок - диалог

27

4.10

Музыка Возрождения

1

Урок «открытие»

Тема: «Культура «Северного Возрождения» в Германии и Нидерландах» 3 часа

28

5.1

Искусство гравюры (техника и выразительные возможности)

1

Урок - лекция

29

5.2

Творчество А. Дюрера. Протестантский хорал и нидерландские полифонисты

1

Урок- путешествие

30

5.3

Протестантский настольный алтарь, его мастера. П. Брейгель Старший

1

Урок –презентация

Тема: «Возрождение в Испании» 2 часа

31

6.1

Мавританская культура

1

Урок - диалог

32

6.2

Плутовской роман и М. Сервантес. Испанский театр Возрождения

1

Урок - викторина

Тема: «Английское Возрождение» 4 часа

33

7.1

Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир)

1

Урок - лекция

34

7.2

Музыка английского возрождения (Г. Пёрселл)

1

Урок - панорама

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часов)

Культура Киевской Руси IX - XI веков.

Урок 1. Деревянное строительство в Древней Руси (дом, храм, поселение).

Понятия: бревно («русский модуль»), сруб, венец, ряж, соединение бревен (в режь, в лапу, в обло), четверик, восьмерик, клеть, подклет, части самцовой кровли (слега, курицы, поток, тес, конек, шелом), дранка, причелины и полотенца, верхи (клетский, шатровый, кубоватый, бочка, крещатая бочка), лемех, гонт, матицы, «небо», четырехстенка и пятистенка, переруб, сени, форма организации жилого комплекса (кошель, глаголь, брус), горница, поветь, курная изба, воронцы, волоковые и косящатые окна, изба, избяный углы (красный, печной, задний), светец и камелек, село, деревня, погост, церковь и часовня, било и клепало, колокольня и звонница.

Произведения:

Ансамбль погоста Кижи (Карелия), Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой (реконструкция)

Урок 2. Орнамент в художественной культуре.

Понятия: орнамент, укорененный орнамент, порядок, гармония, равновесие, мотив орнамента, симметрия, виды симметрии (зеркальная, осевая, перенос), бордюр, розетка и сеть, геометрический орнамент, растительный орнамент, звериный орнамент, оберег.

Произведения:

фрагменты орнаментов (по выбору учителя).
Русская культура XI - XV веков.

Урок 5-6 Каменное зодчество Древней Руси.

Понятия: дружина, здатель, закладка храма, освящение храма, строительный модуль в Древней Руси, вавилон, сажень, мерные инструменты (шнур, пруты, пояс), ленточный фундамент, плинфа, творение (замес глины), «двойной» шов, лестничная башня, дубовые связи, комары и закомары, паруса, сосуды-голосники.

Произведения:

Золотые ворота во Владимире,соборы св. Софии (Киев, Новгород), церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, Успенский собор на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве, Соборы Московского Кремля (Успенский, Архангельский), Грановитая палата Московского Кремля, Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

Урок 7-8. Символика православного храма и система его росписей.

Понятия: скиния, части скинии (двор, святилище, святое святых), ковчег завета, скрижали, части православного храма (паперть, притвор, храм, алтарь), оглашенные, колокола церковные, вечевые и набатные, звон и благовест, престол, антиминс, горнее место, потир, дискос, покров, иконостас, солея, хоругви, царские врата, чины иконостаса (деисус, пророки, апостолы, праздники, пядничный), кивот, аналой, степени православного священства (диакон, священник, епископ), митрополит, патриарх, круги православного богослужения (суточный, недельный, годовой), небесная иерархия (серафимы, херувимы, архангелы, ангелы), евангелисты, христианский тетраморф.

Произведения:

фрагменты интерьеров православных храмов (по выбору учителя).

Тема 9 Древнерусское культовое пение.

Понятия: игра и пение, музыка, профанное и сакральное, знаменный распев, знамя (крюк), певческая азбука, певческая строка (как единство мелодии, текста и сознания поющего), глас, попевка, певческий столп, «Типикон», мелодии силлабические, невменные и мелизматические, соборность, путевой распев, демественный распев.

Произведения:

царь Иван Грозный, фрагмент любой стихиры (по выбору учителя).

Урок 10-11 Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны).

Понятия: иконописный канон, каноны образа Христа («Добрый пастырь», Спас Нерукотворный, Пантократор), Троица, каноны Богоматери (Елеуса, Одигитрия, Оранта), иконописные сюжеты (Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Сошествие в ад), житийная икона.

Произведения:

мозаика «Дмитрий Солунский», «Богоматерь Владимирская», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Илья Пророк с житием и деисусом», «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»), Феофан Грек «Преображение», «Богоматерь Донская», Дионисий: «Алексий - митрополит Московский», «Распятие»; Андрей Рублев: «Троица», «Спас» (из «Звенигородского чина»);Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского».
Русская культура в XVI - XVII веках.

Урок 14-15 Расцвет в русском каменном зодчестве.

Понятия: шатровый храм, столпный храм, палата, анфилада, двусветный зал, узорочье, барокко, нарышкинское барокко, голицынское барокко.

Произведения:

церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного в Москве, Теремной дворец Московского Кремля, палаты князей Юсуповых в Б. Харитеньевском переулке (Москва), палаты бояр Романовых в Зарядье (Москва), церковь Троицы в Никитниках (Москва), церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва), церковь Покрова в Филях (Москва), Церковь Знамения в Дубровицах под Москвой, Л. Ковалев и О. Старцев «Надвратный теремок на Крутицком подворье в Москве».
Художественная культура Возрождения

Культура итальянского Возрождения.

Урок 18. Развитие архитектуры итальянского Возрождения.

Понятия: палаццо, руст, ротонда, галерея, площадь.

Произведения:

собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Ф. Брунеллески, Воспитательный дом во Флоренции,

комплекс собора св. Петра в Риме, Л. Альберти, Палаццо Питти, Строцци, Ручеллаи (любое по выбору учителя),Д. Браманте, Темпьето, А. Палладио, вилла Ротонда близ Виченцы.
Урок 19. Европейская картина, ее особенности и построение.

Понятия: картина, основа картины (дерево, холст, металл), грунт, левкас, отражение света от поверхности картины и от глубинных слоев, пастель, акварель, энкаустика, станковая картина, темпера, масляная живопись, вернисаж, формат картины, рама.

Произведения:

примеры произведений, написанных в техниках пастели, акварели, масляной живописи, темперы (по выбору учителя).

Урок 20. Треченто в живописи.

Понятия: фреска, техника al secco («по сухому»), техника Джотто «buon fresco», евангельский сюжет «Благовещение».

Произведения: Джотто «Поцелуй Иуды» (роспись капеллы Дель Арена в Падуе), Мазаччо «Троица» (роспись церкви Санта Мария Новелла во Флоренции), П. делла Франческа. Портрет Федерико да Монтефельтро, А. Мантенья «Св. Себастьян», Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры».

Урок 21. Поиски идеала в творчестве Рафаэля.

Понятия: светотень, моделирование объемов светотенью, сфумато, лессировка, формат «тондо», композиция картины, композиционные фигуры в картине.

Произведения: Мадонна Конестабиле, Сикстинская мадонна, Афинская школа, Дама под покрывалом, портрет кардинала.

Урок 22. Многогранность таланта Леонардо да Винчи.

Понятия: перспектива, линейная перспектива, тональная перспектива, воздушная перспектива, прямая перспектива, линия горизонта, низкий и высокий горизонт.

Произведения: Мадонна Бенуа, Мадонна в гроте, Тайная вечеря, Джоконда, Мадонна Литта

Урок 23. Скульптура Итальянского Возрождения.

Понятия: бронза, патина, способы литья (« в пустую форму», «по земляной форме», «с потерянным воском»), холодная ковка.

Произведения: Донателло «Св. Георгий», «Давид»; А. Верроккио «Давид», Л. Гиберти «Райские двери» баптистерия во Флоренции.

Урок 24. Живопись и скульптура Микеланджело.

Понятия: капелла, «метод ванны» в работе с каменной глыбой, анатомия и изобразительное искусство, маньеризм.

Произведения: «Давид», «Моисей», «Пьета», роспись Ситкстинской капеллы, Капелла Медичи во Флоренции.

Урок 25. Высокий Ренессанс в Венеции.

Понятия: «островной» город, статичная и динамичная композиция картины, прямая и косая перспективы.

Произведения: Площадь Св. Марка в Венеции, Джорджоне «Сельский концерт», «Спящая Венера», «Юдифь»; Тициан «Динарий кесаря», «Венера перед зеркалом», «Даная»; Тинторетто «Тайная вечеря».

Урок 27. Музыка Возрождения.

Понятия: эвфония, ars antiqua и ars nova, мензуральная нотация, мадригал, хор, хоровые голоса (бас, тенор, альт, сопрано, дискант).

Произведения:Г. де Машо, лэ - 0.56; Г. де Машо, виреле «De tout sui si confortee» - 1.38; Ф. Ландино «Piccolo primavera» - 2.09; К. Жанекен, «Битва» или «Пение птиц» (фрагменты по выбору учителя);

Мадригал К. Джезуальдо и Дж. Палестрины (по выбору учителя).
Культура «Северного Возрождения» в Германии и Нидерландах.

Урок 28. Искусство гравюры (техника и выразительные возможности).

Понятия: графика, гравюра, виды печатной графики: выпуклая (ксилография, линогравюра), углубленная (гравюра на металле), плоская (литография), торцовая гравюра, офорт, акватинта, жанры графики (карикатура, плакат, книжная иллюстрация, экслибрис).

Произведения: В. Фаворский, иллюстрации к «Слову о полку Игреве» (по выбору учителя),

Г Доре, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (по выбору учителя, Рембрандт «Фауст», Ф. Гойя. Офорты из серии «Капричос» (по выбору учителя), Литографии К. Кёльвиц (по выбору учителя).

Урок 29. Творчество А. Дюрера.

Понятия: светотень и моделирование объема, градации светотени (свет, полутень, тень, блик, рефлекс), линия и пятно в графике, графический цикл.

Произведения:

автопортрет (любой по выбору учителя), «Четыре всадника». Гравюра из цикла «Апокалипсис», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Меланхолия», «Св. Иероним в келье».

Протестантский хорал и нидерландские полифонисты.

Понятия: a cappella, строгий стиль в полифонии, имитация, канон, способы преобразования мелодии (обращение, возвратное движение, увеличение, уменьшение), cantus firmus, мотет.

Произведения: Ж. Депре «Облегчите мне...» - 1.08; И. Вальтер «Протестантский хорал» - 1.46; О. Лассо «Серенада» - 3.35.

Урок 30. Протестантский настольный алтарь и его мастера.

Понятия: настольный алтарь, створки алтаря (рай, земная жизнь, ад), лицевая и внутренняя стороны алтаря.

Произведения:

Я. ван Эйк «Гентский алтарь» или М. Грюневальд «Иезенгемский алтарь» (по выбору учителя), И. Босх «Сады земных наслаждений», П. Брейгель Старший: из цикла «Времена года» (любое полотно по выбору учителя), «Падение Икара», «Слепые».
Возрождение в Испании.

Урок 31. Мавританская культура.

Понятия: мавританский стиль.

Произведения:

Соборная мечеть в Кордове, Дворик львов (Альгамбра).
Английское Возрождение.

Урок 33. Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир).

Понятия: театр-гостиница, лондонский театр «Глобус», партер, ярус, «елизаветинская сцена», просцениум, авансцена, условная декорация.

Произведения:

фрагменты пьес В. Шекспира (по выбору учителя).

Урок 34. Музыка английского Возрождения.

Понятия: бард, пентатоника, менестрель, жига, вёрджинел, маска (жанр музыкального театра).

Произведения:

У. Бёрд «Волынка» - 1.22; У. Бёрд «Флейта и барабан» - 1.46; Г. Перселл. «Дидона и Эней», финальная ария Дидоны (3 д.) - 4.46


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск