Скачать 84.32 Kb.
|
Класс 9 Урок № 10 Дата: Тема: «Художник в работе над художественным образом спектакля» Вид занятия: декоративное рисование Цель: Познакомит учащихся с процессом создания театральной декорации, основными характеристиками театральной живописи. Задачи: Образовательная: Научить работать над эскизом декораций. Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. Развивающая: развивать воображение, творческое мышление. Тип урока: Изучение нового материала. Оборудование: Для учителя: Презентация «Художник в работе над художественным образом спектакля», образец педагогического рисунка. Для учащихся: альбом, гуашь, кисть, баночки, палитры. План урока 1.Организационный момент - 1м 2.Изложение нового материала – 15м 2.1Как создается театральная декорация(презентация) 2.2 Выполнение эскиза 3.Организация практической работы -5м - анализ задания -показ последовательности изображения - физкультминутка 4. Практическая работа – 19м 5.Итог- 5м Ход урока 1.Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Тема урока «Художник в работе над художественным образом спектакля». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием театральная декорация. Разберемся с тем как создается театральная декорация и конечно же попробуем создать свой вариант декорации. 2.Изложение нового материала 2.1Как создается театральная декорация(презентация) - Вы когда-либо посещали театр? Возможно видели театральны постановки по телевизору? - Обращали внимание на оформление сцены? Ни одна театральная постановка не обходится без декораций. Декорация (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра. Главная функция декораций производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации — завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Работа над декорацией начинается с составления эскиза. Вначале готовятся общие эскизы основных сцен, где художник-сценограф определяет внешний облик спектакля. Затем прорабатывается последовательность отдельных картин. Наконец, на основании общего эскиза художник строит объемный макет оформления сцены, а также разрабатывает эскизы отдельных частей оформления — задника, объемной части, кулисных декораций. На макете отрабатывается расстановка отдельных элементов и их будущие размеры и объемные соотношения. Обычно над макетом художник работает вместе с режиссером спектакля. Только после того, как определится режиссерский образ постановки, начинается проработка отдельных частей декорации. Одновременно с макетом идет проработка эскиза задника и кулисных полотен. Изготовляются масштабные копии с точным соблюдением всех соотношений. На их основе в декорационном цехе изготовляют реальные декорации. Вначале строятся объемные конструкции и задник. Как правило, художник устраивает несколько просмотров, части декораций монтируются на сцене, чтобы проверить объемные соотношения и выбор размеров. В результате предварительных монтировок вносятся изменения. Иногда приходится укрупнять рисунок задника или вводить на нем определенные цветовые детали. Когда завершается процесс создания основных объемных деталей, начинается оформление сцены. По эскизам художника-декоратора изготавливаются ковры, гардины, люстры, предметы мебели. На данном этапе сценограф работает с художником по костюмам. Во время предварительных монтировок проверяется соотношение цветового решения всех элементов оформления, на заключительном этапе подготовки в работе начинает участвовать и художник по свету. Он расставляет стационарный и передвижной свет, высвечивая одни элементы декорации и притеняя другие. 2.2 Выполнение эскиза Искусство театра обращено к многомиллионным массам, именно поэтому образ спектакля должен обладать могучей силой эмоционального воздействия, воспитывать в людях высокие нравственные и эстетические представления. В напряженной работе театрального коллектива, в волнующем процессе рождения спектакля роль художника отнюдь не второстепенна. В его задачу входит не только убедительное воссоздание места действия, но и глубокое раскрытие идейного смысла спектакля с позиций современного человека. А. Головин. 'Гроза'. В доме Кабанихи. Эскиз декорации. Александрийский театр. 1916. Целью работы современного театрального художника является не просто создание красивого фона спектакля, а тех "типических обстоятельств", в которых действуют "типические герои", то есть той органической атмосферы, где явления и характеры раскрываются с большей тонкостью и глубиной, когда актерская игра и оформление оправдывают друг друга, взаимно обогащая образ спектакля в едином идейном и стилистическом направлении. Поскольку декоратор постоянно сталкивается с различными жанрами театрального искусства на материале соответствующих эпох - ему необходимо обладать особой культурой и обширными знаниями в области драматургии, музыки, изобразительных искусств, философии и т. д. Такие познания не должны быть поверхностны, ибо основная цель театрального художника в наши дни - нести высокую культуру и большой эстетический вкус в широкие народные массы. При изучении эпох художнику следует обращаться не столько к популярной литературе по истории стилей и костюма, сколько к тем непосредственным источникам, в которых запечатлены не только свойственный веку художественный стиль и внешний облик человека, но также характер мироощущения эпохи и внутренний мир людей Если художнику-станковисту нужен прежде всего большой талант, то для декоратора этого мало. Он должен упорно учиться и учиться не только на высоких образцах графики, живописи, музыки, но и у жизни, природы; наблюдать, накапливать знания и уметь применить их тогда, когда наметилась соответствующая тема. Но настоящее творчество декоратора начинается тогда, когда подходит к концу сбор фактических сведений, уступая место обобщению. Индивидуальное лицо художника определяется тем, насколько он, внимательно изучив первоисточники со всем богатством деталей эпохи, сумеет отобрать главное, характерное, выразительное и поднять его до типического звучания, создав на основе конкретного исторического материала подлинно современный образ спектакля. Момент обобщения необходим во всяком искусстве, однако в театре он имеет особый оттенок в связи со спецификой этого жанра. Все театральное представление, а следовательно, и оформление спектакля несет в себе определенную долю условности. Одна из самых сложных задач художника состоит в определении меры данной условности, ее оправданности с точки зрения режиссерского замысла и существа драматургии или музыки, если так можно выразиться, - в сохранении реалистического содержания этой условности, чтобы она не превратилась в стилизацию. 3.Организация практической работы - анализ задания Ваша задача разработать эскиз театральной декорации Эскиз — это предварительный поисковый набросок задуманного изделия. Ознакомившись с аналогами и уяснив себе свой вариант изделия, можно делать первые приближенные эскизы внешнего вида изделия с целью добиться в дальнейшем наиболее совершенной внешней формы и художественного облика. Работа над эскизами — это творческий процесс. Сначала эскизы можно выполнять, учитывая только силуэт изделия, общие габариты, характер, образ, не вдаваясь в подробности деталей. Когда же форма более-менее прояснилась, эскизы следует прорабатывать более подробно и в масштабе, если изделие крупногабаритное (холодильник, сверлильный станок). Если же изделие небольшого размера (настольная лампа, кофеварка), то эскиз можно выполнять в натуральную величину, чтобы почувствовать соотношение отдельных узлов и частей и целого, их пластическую, конструктивную и эстетическую взаимосвязь. -показ последовательности изображения. 1. Выбрать произведение. Предлагаю на выбор.(Горе от ума, Герой нашего времени, сказка золотой петушок.) 2. Выполняем карандашный рисунок. Намечаем основные моменты(сцена, занавес, кулисы.). Прорабатываем основные формы. (завеса и кулисы, пратикабли).Прорабатываем основные детали(крупные) 3.Приступаем к живописи. Работаем основными цветовыми сочетаниями. В первую очередь работаем над крупными формами, затем прорабатываем детали. - физкультминутка
4. Практическая работа Во время практической работы делаю целевые обходы:
5.Итог Выставка работ учащихся. Анализ работ учащихся. Посмотрит какие интересные работы у вас получились. Рассказы учащихся о своих рисунках. Задаю вопросы. - Что мы научились делать сегодня на уроке? - С какими понятиями познакомились? - Назовите основные части декорации. - Какие из рассмотренных декораций вам запомнились больше? Д\з. Принести цветную бумагу, клеи, ножницы. |
Оксана Александровна Марышева Тема урока: «Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях» | Российской Федерации «утверждаю» «Технология художественного оформления спектакля» – квалификация «Художник технолог театра кукол» | ||
Урок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор» ... | Конспект учебного занятия творческого объединения Кукольный театр.... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок №10 Тема: «Образ художественной культуры Средней Азии. Работа над образом города» | Соловещук Ирина Александровна Класс: 4 Дата: 17. 02. 12г. Предмет: окружающий мир Тема урок Дать первоначальное представление о пищеварительной системе, работе органов пищеварения | ||
Конспект литературного чтения во 2 классе. Тема: В. Осеева «Волшебное слово» «Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным... | Мауринова Татьяна Валентиновна учитель мбоу «Вожегодская средняя... Данный урок является вторым по работе над литературным произведением | ||
Разработка урока по немецкому языку на тему „ Meine kleine Heimat ist von großer Bedeutung“ При работе над проектом мне особенно понравилось При работе над проектом мне было тяжело при работе над проектом в следующий раз... | Х. Андерсен «Снежная королева» (заключительный 8 урок) Цель: Раскрытие понятия любви и верности при работе с художественным текстом. Формирование духовного мира учащихся, их нравственных... | ||
Урок русского языка в 3 классе «Состав слова» Данный урок является вторым по работе над литературным произведением | Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Второй урок в теме. Задачи: Закрепить табличное и внетабличное умножение и деление многозначных чисел, применить пооперационный и парный контроль в работе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На доске слева красочная надпись “Здравствуй, школа”, справа – дата: 1 сентября 2008 г доска украшена фотографиями ребят, сделанными... | ||
Конспект литературного чтения во 2 классе. Учитель начальных классов... «Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным... | Подводный мир. (Заключительный урок) Цель: 1 закрепить у учащихся знание последовательности работы над тематическим рисунком, вспомнить основные понятия, необходимые... |