Скачать 89.41 Kb.
|
С целью реализации областной государственной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2007-2009 годы, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в марте 2009 года провело Областную научно-практическую конференцию среди педагогов ОУ по теме: «Патриотическое воспитание в Свердловской области : опыт, перспективы развития». На данной конференции был представлен опыт работы педагогов образовательных учреждений Артинского городского округа. Рябухина Марина Никитична МОУ АСОШ №1, заместитель директора по УВР. МО «Артинский городской округ». Из опыта развития системы патриотического воспитания ОУ. «Воспитать гражданина не просто. Всегда следует помнить, что патриотизм не заложен в гены, это не природное, а социальное качество, которое не наследуется, а формируется, развиваясь постепенно». Эти слова из Комплексной программы патриотического воспитания «Каменный пояс» стали ориентиром для развития системы патриотического воспитания нашей школы. Мы, педагоги МОУ АСОШ №1, представляем патриотическое воспитание как часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Поэтому система патриотического воспитания наших учащихся интегрирована с воспитательной системой школы в соответствии с Программой развития образовательного учреждения и направлена на «формирование патриотического сознания» учащихся школы «как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества», в частности – школьного коллектива. «Здесь за что-то очень любят нас, здесь для нас всегда открыты двери, здесь мы все единый школьный класс доброты, надежды и доверья», - это строки традиционной финальной песни выпускников школы и на празднике «Последнего звонка» и на ежегодном вечере встречи. Накопленный в ОУ №1 опыт по осуществлению патриотического воспитания предполагает участие детей и подростков в социально-значимых событиях жизни класса, школы, района, области и страны, которые ориентированы на такие ценности как «Семья», «Школа», «Малая Родина», «Отечество» и т.д. Подход к организации таких событий очень прост: они все должны быть взаимосвязаны! За последние три года, учитывая рекомендации Министерства науки и образования по единой тематике классных часов первого сентября и девятого мая, мы от двух общешкольных классных часов по формированию ценностного потенциала пришли к их годичному циклу: Уроки мира и знаний (сентябрь), Уроки профориентации и мастерства (октябрь), Уроки нравственности и здоровья (ноябрь), Уроки школьных правил (декабрь), Уроки школьной истории (январь), Уроки воинской славы (февраль), Уроки семейного счастья (март), Уроки защиты Земли (апрель), Уроки мужества и памяти (май). Параллельно с классными часами мы каждый месяц проводим вместе с Ученическим советом и Советом содействия семье и школе творческое дело общешкольного характера с привлечением детских объединений дополнительного образования. Накоплен положительный опыт подготовки и проведения конкурса риторов во всех возрастных группах. Темы выступлений юных ораторов различны: «Надо ли служить в армии?», «Если бы я был главой Артинского района», «Кто победил во Второй Мировой войне?». В ходе конкурса выпускники 2008 года предложили усложненную форму его проведения по типу передачи «К барьеру!». Большое значение мы придаем тематическим фотовыставкам. Первая из них, «Моя семья училась в нашей школе», проходит в канун вечера встречи выпускников и мотивирует учащихся на общение с родителями, бабушками и дедушками, на выяснение причин семейной гордости за родную школу. Другая тема – «Фото из семейного альбома» - положила начало созданию особых страниц в Портфолио классов и летописи школы. В ходе подготовки фотовыставок появляются экземпляры фотографий, имеющих краеведческую ценность. Так появилась идея проведения школьных краеведческих конференций под названием «История одного экспоната». В качестве экспонатов, пополняющих школьный музей, в последние три года были и фронтовая фотография, и стопка писем с войны одного адресата, и довоенный портфель, и бабушкина икона. В конференции принимают участие дети с третьего по одиннадцатый класс. Организуют подготовку и проведение конференции члены детского объединения «Школьный музей», они же включают новые экспонаты в музейные экспозиции и проводят экскурсии не только в музее, но и оформляют тематические выставки в вестибюле школы и в культурных и детских учреждениях («музей в чемодане») по договоренности. В рамках проведения месячника «Служу Росси» стало традицией проводить в школе Фестиваль солдатской и военной песни. В ходе фестиваля дети становятся участниками либо классного хора, либо вокальной группы, либо театрализованной музыкальной композиции. В последние годы в школе стало популярным исполнение песен под гитару, поэтому родилась идея создания клуба бардовской и авторской песни. Особую роль в подготовке таких фестивалей играет уровень подготовленности учащихся школы не только за счет уроков музыки, но и за счет дополнительного образования в детской школе искусств, где ежегодно обучается не менее 20% учеников школы. Практическим результатом Фестиваля стали традиционные концерты для ветеранов и жителей микрорайона школы, итоговый гала-концерт на сцене районного Дома культуры, имеющей патриотическую направленность. Итак, в школе постоянно происходят социально-значимые события, которые вместе с уроками создают картину «особой школьной жизни», воспитывают чувство сопричастности к большому школьному дому, своему родному краю. Участие в этих событиях формирует активную гражданскую позицию детей. Поэтому дети с гордостью поют гимн краеведческого отряда: «Я люблю свой район, я люблю и людей, и природу. Я люблю свой район каждый день и в любую погоду. Ты – родная земля, мой район – территория жизни. С этой малой любви начинается верность Отчизне!» Шалкиева Марина Викторовна, МОУ Куркинская ООШ, заместитель директора по УВР. МО «Артинский городской округ». «Система патриотического воспитания в условиях этнокультурного образования» В последние годы политическая ситуация в стране привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, снижению жизненного уровня, ценностнной переориентации в молодежной среде. В средствах массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. В детско-молодежной среде усилились негативизм, жестокость в крайних проявлениях. К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422). В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. В настоящее время необходимо повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско - патриотического воспитания становится одной из актуальнейших для нашего ОУ. В нашей школе создана программа гражданско-патриотического воспитания, которая призвана воспитывать в наших учащихся: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Программа преддусматривает работу в следующих направлениях: - урочная деятельность; - внеклассная работа; - взаимодействие с социумом. Учителя школы проводят интегрированные уроки, с введением элементов марийской и русской культур. На уроках изобразительного искусства, истории, физической культуры, литературы и других вводят элементы марийской культуры. С 2006 года в учебный план школы введен предмет «Этнокультурология», позволяющий разносторонне рассмотреть традиционную культуру населения Урала. На факультативе изучаются литературные и этнографические источники по традиционной народной культуре России и Урала, знакомство с техникой изобразительного, музыкального, словесного и обрядово-игрового творчества. С 2007 года в школе ведется кружок «Краеведение». Изучение культуры, языка, воспитание толерантности – основа краеведческой работы в школе. Учащиеся изучают историю, обычаи и традиции наших народов. Со своими работами учащиеся школы принимают активное участие в краеведческих чтениях на уровне района, 2004г. – 1, 2 место, 2005г. – 2,3 место, 2008г. – 1м. С 2005 года учащиеся нашей школы принимают участие в областном конкурсе «Каменный пояс». В 2007 году учащаяся нашей школы заняла первое место в областном этнографическом конкурсе «Моя малая Родина». В 2008 году ученица нашей школы Дмитриева Ксения заняла первое место в районном конкурсе «Активистов школьных музеев», принимала участие в областном туре. Большую помощь в краеведческой работе оказывает школьный музей, который ежегодно пополняется экспонатами, представляющими историю наших народов. С 2004 года школьный музей является призером районного смотра-конкурса школьных музеев. В 2006 году в районном конкурсе «Неделя музей и дети» учащиеся школы заняли 2 место. В 2006 году школьный музей за участие в Первом общественном конкурсе музеев Большого Урала и Западной Сибири «Музей года. Евразия – 2006» награжден Благодарственным письмом. В школе активно работает экологический кружок, возглавляемый учителем Каптиевым Н.И. Ребята занимаются по программе «Родники», «Родники Памяти». Общаясь со старожилами, собирают материалы о селе, забытых родниках. При помощи односельчан восстанавливают родники, описывают их историю, освещают свою работу в газете «Артинские вести». При школе функционирует подростковый клуб «Маяк». Ребята совершают пешие походы по родному краю, изучают флору и фауну, историю памятников природы. Со своими работами не раз становились призерами и победителями районных конкурсов: 2006г. – районный конкурс «Родники», 2 место; 2006г. - участие в областном туре конкурса «Марш парков»; 2007г. – районный конкурс «Родники» - 2 место, участие в областном туре; 2007г. – районный конкурс «Родники Памяти» - призеры конкурса. Сельская школа, с одной стороны, очень сильно ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, а с другой – сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением. Составлен план совместной работы с сельской библиотекой и сельским Домом культуры. При сельском Доме культуры организован фольклорный коллектив «Муро памаш», руководителем которого является Петрова С.С. Участниками коллектива в разное время были молодежь села, учителя школы, учащиеся. Репертуар коллектива разнообразен: звучат русские и марийские песни, исполняются танцы. Фольклорный коллектив выступает со своими номерами в ГО области, в г. Красноуфимск и Екатеринбург. В Доме культуры проходят фестивали, конкурсы, выставки, показывающие мастерство народов нашего района. Частыми гостями в нашем селе являются русские коллективы и марийские, представляющие ГО, область, Республику Марий Эл. Традиционно в селе проводятся дни села, марийские праздники. В сельской библиотеке организован кружок «Литературная гостиная», который посещают учащиеся нашей школы. Библиотекарем ведется работа по знакомству с творчеством марийских и русских писателей, проводятся литературные чтения. В 2006-2007гг. на учете в ПДН стояло 2 ученика, в настоящий момент ни один учащийся не состоит на учете в ПДН, на профилактическом учете в школе стоят 4 ученика. Знание своей культуры, традиции, приобщение к культуре русского народа позволяют нашим выпускникам успешно адаптироваться в социуме. 90% наших учащихся поступают в средние учебные заведения области, 50% продолжают обучение в высших учебных заведениях, успешно трудоустраиваются. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сведения об авторе: Шалкиева Марина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Куркинская основная общеобразовательная школа», первая кв. категория, тел. 6-26-36 (раб.), e-mail: kurkis@yandex.ru |
«Патриотическое воспитание школьников» Из опыта работы педагогов участников районной заочной педагогической конференции «Патриотическое воспитание: опыт и перспектива» | Программа научно-практической конференции «Система непрерывного технологического... Научно-образовательный центр «Инновационная деятельность в непрерывном технологическом образовании» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование конкурс проектов по внедрению информационных технологий в практику работы образовательных учреждений, муниципальных образований,... | Программа конференции «Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспективы» Предлагаем вашему вниманию программу VI межрегиональной конференции «Модернизация дорожного хозяйства. Опыт и перспективы», которая... | ||
Доклад о выполнении в 2013 году органами исполнительной власти Свердловской... «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», областной целевой программы «Патриотическое воспитание... | План мероприятий по реализации муниципальной целевой программы «Военно-патриотическое... «Военно-патриотическое воспитание молодежи Чебаркульского городского округа» на 2012-2014г | ||
Управление образования Артинского городского округа Образовательные ресурсы. Справочник полезных Интернет-ссылок для педагогов и учащихся | Пригласительное письмо уважаемые коллеги! Приглашаем принять участие... В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003 года n 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской... | ||
Доклад Муниципального автономного общеобразовательного учреждения... Охватывает все большее количество педагогов. В 2012-2013 учебном году 9 педагогов опубликовали опыт своей работы в различных источниках... | Доклад Александра Суринова, руководителя Федеральной службы государственной... «20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы», посвященной 150 – летию Центрального статического Управления в России... | ||
Заседание. Работа предметных секций и творческих объединений. (10. 50 – 13. 25) Роль икт в формировании информационной среды округа. Опыт и перспективы. Коновалов Александр Валентинович – начальник отдела развития... | Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур... Всероссийской научно-практической конференции. 26 марта 2013 г. / государственное автономное образовательное учреждение дополнительного... | ||
Программа научно-практической конференции «Здоровье в образовании:... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой... Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными... | ||
Тезисы доклада на конференции «Сертификация руководителей: опыт и перспективы развития в рф» Мкоу «Булуктинская средняя общеобразовательная школа» расположена в п. Бурата Приютненского района рк. Поселок расположен южнее г.... | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... ... |