Скачать 3.21 Mb.
|
УДК 37 ББК 74.200 В 60
удк 37 ббк 74.200 isbn 978-5-903427-24-06 Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета конференции и авторов материалов не всегда совпадают.
1.УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «оСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КООРДИНАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИИ ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» С.Л. Тетерина, и.о. ректора ФГАОУ ДПО АПКиППРО, к.п.н I. Нормативно-правовые основы введения школьного курса ОРКСЭ Следует напомнить, что преподавание ОРКСЭ в школах 21 субъекта Российской Федерации началось в 2009-2010 учебном году в порядке апробации нового учебного курса и в соответствии с конституционными нормами нашей страны, а также законами РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 год), «Об образовании» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем поручении от 2 августа 2009 года поставил перед Правительством задачу - организовать в 19 субъектах Российской Федерации изучение нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей. Правительством был разработан и утвержден План мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" согласно которому:
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ. Апробация курса ОРКСЭ была начата в 4-й четверти 2009-2010 учебного года в 19 субъектах РФ в 9 729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010-2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в 9 980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей.
Слайд №4 Итоги апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ: В ходе апробации была подтверждена эффективность каскадной модели организации повышения квалификации педагогических кадров.
II. Подготовка к массовому введению и организация преподавания курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году Массовое введение курса ОРКСЭ во всех школах Российской Федерации началось с нового 2012-2013 учебного года. Основанием для перехода от апробационного режима к массовому преподаванию ОРКСЭ во всех школах страны стали документы, принятые Правительством Российской Федерации, определяющие общий порядок введения в 2012-2013 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного курса ОРКСЭ:
А также ведомственные приказы Минобрнауки России:
По данным, полученным из субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2012 года, курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в 44 183 дневных общеобразовательных учреждениях. Новый школьный предмет в 2012-2013 учебном году изучают 1 353 647 обучающихся 4-х классов. В 2012-2013 учебном году на территории Российской Федерации обучающимися 4-х классов востребованы все 6 модулей комплексного курса ОРКСЭ. В целом по Российской Федерации преобладает выбор 3-х модулей: «Основы светской этики» (44,2% от числа всех выборов по РФ), «Основы православной культуры» (30,7%), «Основы мировых религиозных культур» (20,8%), что в совокупности составляет 95,7% из числа всех выборов модулей по стране. К преподаванию курса ОРКСЭ с 1 сентября приступили 64 592 учителей. Все педагоги прошли повышение квалификации до начала учебного года. Повышение квалификации педагогических кадров при введении комплексного курса ОРКСЭ является основным стратегическим условием, обеспечивающем эффективность его внедрения, а также выступает и важнейшим внутрисистемным ресурсом, обеспечивающим научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение государственной политики в сфере образования в регионе. Подготовка специалистов в регионах проводится как по программам, разработанным на основе программ Федерального оператора (АПКиППРО, ФИРО), так и по региональным, в том числе и объемом свыше 72 часов. При повышении квалификации в форме очно-заочных курсов, применяется дистанционные формы повышения квалификации, вебинары и других средств IT. В августе и ноябре 2012 года дополнительно на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования обучено 532 тьютора из 66 субъектов Российской Федерации. На курсах обучались координаторы от регионов, сопровождающие введение курса, осуществляющие мониторинг, представители региональных и муниципальных управлений образования, 30 % слушателей - профессорско-преподавательский состав региональных институтов повышения квалификации, ВУЗов, реализующих дополнительное профессиональное образование. Особо следует отметить состав учителей, реализующих курс ОРКСЭ. 66 % преподавателей курса – учителя начальных классов, 18% - учителя истории и обществознания, 7% -учителя русского языка и литературы, 9% - учителя МХК и других предметов. 83 % преподавателей имеют законченное высшее образование, 17% - среднее специальное. В части регионов к преподаванию некоторых модулей привлекаются преподаватели других общеобразовательных учреждений муниципалитета, преподаватели учреждений высшего профессионального образования, преподаватели и специалисты дополнительного профессионального образования. Представители религиозных организаций помогают в проведении экскурсий и внеклассных мероприятиях. На основании данных мониторинга введения в образовательных учреждениях с 1 сентября 2012-2013 учебного года в 4-х классах комплексного учебного курса ОРКСЭ можно заключить, что в настоящее время обеспечено выполнение всех пунктов Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р:
III. Роль АПК и ППРО в обеспечении научно-методического сопровождения курса ОРКСЭ. Научно-методическую и организационно-педагогическую координацию деятельности всех участников введения курса ОРКСЭ в школах с 2009 года осуществляет АПК и ППРО. Эта работа проводится на основе поручений Минобрнауки России. Руководящую роль в организации, определении содержания и создании условий для введения курса выполняет Координационный Совет при Минобрнауки России под руководством Министра образования Ливанова Д.В. Весь комплекс мероприятий, осуществленных в 2009-2013 годах, Академия реализует в тесном рабочем контакте с региональными органами управления образованием, учреждениями повышения квалификации и методическими службами. С 2011 установлено взаимодействие со всеми региональными УДППО. К началу введения ОРКСЭ в штатном режиме – 1 сентября 2012 г. по программам АПКиППРО обучено уже более 22 тыс. учителей. Таким образом, создано единое образовательное пространство, обеспечены единые содержательные и организационно-методические подходы к введению курса ОРКСЭ. В настоящий период заканчивается очно-заочное обучение 1000 учителей из 32 субъектов Российской Федерации по 144 часовой программе, разработанной Академией. Реализуется новая интегрированная федерально-региональная модель организации повышения квалификации. 13 региональных институтов - стажировочных площадок координируют обучение слушателей из прикрепленных к ним регионов, происходит обмен педагогическим опытом. Сопровождение и поддержка внедрения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется на основе информационно-коммуникационных технологий через специализированный сайт http://orkce.org, на котором
В период с июня 2012 года Академией было реализовано более 17 мероприятий, направленных на успешное введение курса. В целях продвижения государственной политики, разъяснения актуальных задач, стоящих перед педагогическим сообществом при введении курса, формирования единых подходов к преподаванию основ религиозных культур и светской этики проводятся совещания, интернет-конференции, научно-практические конференции, на которых обсуждаются актуальные вопросы, анализируется накопленный опыт преподавания курса ОРКСЭ, презентуются лучшие педагогические практики. В конференциях принимают участие, как правило, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, представители региональных учреждений дополнительного профессионального образования, в том числе и руководители, представители конфессий. Самыми активными участниками конференций являются, конечно, представители образовательных учреждений: директора, заместители директоров и учителя ОРКСЭ. По материалам конференций изданы электронные сборники статей, размещенные на сайте.
• Пояснительную записку; • Методический комментарий к урокам; • Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся; • Рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся; • Систему межмодульных и межпредметных связей курса ОРКСЭ; • Описание системы оценки достижения планируемых результатов образования; • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков (приложения к урокам); • Тематическое планирование курса «Основы православной культуры»; • Поурочные методические разработки к учебнику; • Глоссарий; • Список литературы. Методические пособия разработаны в соответствие с программой и учебниками ОРКСЭ Издательства «Просвещение», утвержденными МКС и прошедшими апробацию в 2010/2011, 2011/2012 учебных годах в 21 субъекте РФ. Методические пособия адресованы учителям, преподающим ОРКСЭ, не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, которые, возможно, не знакомы с особенностями методики преподавания в начальной школе. Пособие облегчит учителям процесс подготовки и проведения уроков, обеспечит их дополнительными материалами и методическими идеями к урокам.
Для эффективного сбора информации о результатах и оценки мер по реализации государственной образовательной политики в области внедрения комплексного курса ОРКСЭ в образовательные учреждения субъектов Российской Федерации, включая качество подготовки учителей, была проведена оценка готовности образовательных учреждений и разработана программа мониторинга, которая позволит сравнивать результаты и строить прогнозы дальнейшего развития курса. Программа мониторинга рассчитана как минимум на 2 года и это связано с необходимостью получения результатов, измеряемых одними и теми же показателями в течение планируемого срока. Мониторинг позволит отразить изменение объектов во времени, а сформированная система информационно-аналитической деятельности, рассматриваемая как основной инструмент управления, позволит повысить качество и эффективность этого процесса. При разработке методологии мониторинга учитывались концептуальные основы введения курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации. Начиная с августа 2012 года информационное и техническое сопровождение мониторинга внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательные учреждения проводится посредством Информационно-аналитической системы (ИАС), разработанной специалистами Академии.
- дату последнего редактирования данных координатором; - ФИО, должность, контактные данные регионального координатора; - диаграмму заполнения, отражающую график динамики заполнения таблиц по регионам, - статистическую информацию по любому субъекту и сводный статистический анализ по РФ Информационно-аналитическа система обеспечивает максимальную полноту обработки массивов данных субъектов Российской Федерации.
- успешно ориентироваться в больших объёмах данных, - проводить эффективный анализ информации, - делать на основе всестороннего анализа объективные выводы, строить прогнозы, сводя риски принятия неверных решений к допустимому минимуму, - повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
В течение 2013 года планируется продолжение организационно-информационного сопровождения курса через работу специализированного портала в сети Интернет, создание и совершенствование учебно-методических материалов, проведение научно-практических и Интернет-конференций. Хотелось бы обратить Ваше внимание на возвращение нашему предмету первоначального названия «Основы религиозных культур и светской этики» (вместо ранее обозначенного «Основы духовно-нравственной культуры народов России»). И что тоже очень важно, тем же Приказом Минобрнауки России №1060 от 18.12.2012 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», предмет «Основы религиозных культур и светской этики» введен в федеральный государственный стандарт начального общего образования. Таким образом, изучение ОРКСЭ в 4-х классах становится обязательным во всех школах нашей страны. |
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России... Р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в образовательных учреждениях в 2012/13 учебном... | ||
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области | Методические рекомендации по внесению изменений в тематическое планирование... В связи с необходимостью завершения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в 2011-2012... | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чебоксары №649 от 23. 12. 2009 «Об участии в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... | «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных... Ульяновская область не вошла в состав тех регионов, где шла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики», но Министерство... | ||
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | Проект декабрь 2012 г. Концепция комплексного учебного курса «Основы... Пр-2009 вп-п44-4632) о введении преподавания новых учебных предметов по религиозным культурам и светской этике и Распоряжение Председателя... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы светской этики» Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации... | Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | ||
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ... | Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской... | ||
Методические рекомендации по преподаванию комплексного «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области | Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов... |