Пояснительная записка МО «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
РАССМОТРЕНА
на заседании
ШМО гуманитарного
цикла
(протокол №1 от 27.08.13 г.)
Руководитель ШМО
_____________ А.И. Молоденкова
| СОГЛАСОВАНА
на методическом совете
(протокол №1 от 29.08.13 г.)
Председатель методического совета ____________ Н. А. Нетесова
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №3
( приказ № 258 / од от 29.08.13 г.)
___________ Л.В. Ракович
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 4А КЛАСС
(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, базовый уровень
2013-2014 учебный год)
г. Светлый
2013
Согласно приказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики № 1746 от 27.10.2009 «Об участии в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», приказу управления образования администрации города Чебоксары № 649 от 23.12.2009 «Об участии в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в IV четверти 2010-2011 учебного года вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4-го класса. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4- классе (всего 34 часов).
Цель курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.
Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
Познакомить с особенностями церковного искусства.
Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и содержанием Евангелия.
Изучить основы православной этики. Ожидаемый результат:
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры.
Тематическое планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- работа в паре
- индивидуальная
Содержание программы курса
« Основы религиозных культур и светской этики
(основы православной культуры)»
4класс
4 класс
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Урок №18. Как христианство пришло на Русь
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31-34. Итоговый урок
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Предмет
| Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)
| Классы
| 6
| Учитель
| Мотуз Юлия Александровна
| Количество часов в год
| 34
| Из них:
|
| | -
| | -
| | -
| Количество часов в неделю
| 1
| Программа
| Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики
| Учебный комплекс для учащихся:
|
| | А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики 4 класс
| Дополнительная литература
| «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
| Электронные источники информации
| Интернет ресурсы:
| Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
| www.openworld/school
| http://www.portalschool.ru
| Нормативные документы
| | приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
| письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
| Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
| Письмо Минобразования России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
| Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
|
| Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
|
Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры». Для учеников:
1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2010г
2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5. Для родителей:
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература
4 класс (34ч.)
| Тема уроков
| Формы и виды деятельности
| Основные термины и понятия
| Средства наглядности
| Домашнее задание
| дата
| 1
| Россия – наша Родина.
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государственные символы, духовные традиции.
| Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, герои России, презентации «РОССИЯ – НАША РОДИНА», «С чего начинается Родина», аудиопесня «С чего начинается Родина»
| Какие культурные традиции в вашей семье?
| 05.09
| 2
| Культура и религия
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Родина, Христианство, Православие, Культура, религия.
| Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви».
| Ст.7,вопрос 4
| 12.09
| 3
| Человек и Бог в православии
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге.
| Спасибо, Творец, Бог, Создатель, премудрость, Всемогущество, вездеприсутствие.
| Иллюстрации икон (Троица, Спас и т.д.) П.Чайковский Слава Богу за все. Чую правду. Ария Сусанина.М.Глинка.
| Ст. 11,вопрос 2
| 19.09
| 4
| Православная молитва
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,
Творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Православие, молитва, благодать, Святые, Священное предание.
| Молитва «Отче наш», « Отче наш. Кедров-отец», «Отче наш Д.Бортнянский»
| Ст.15, вопрос 5
| 26.09
| 5
| Библия и Евангелие
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы.
| Священное писание, Библия, Евангелие, Ветхий завет, Новый завет, Откровение
| Иллюстрированный материал – фотография книги Священного Писания, фотография Храма Хрисиа Спасителя
| Ст.19,вопрос 6.Кто такие христиане?
| 03.10
| 6
| Проповедь Христа
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Христианство ,Нагорная проповедь, вера, православие.
| Символ веры, фотографии святых мест, репродукции картин: 1.Исцеление расслабленного. Мирожский монастырь.12в. ,
2.Исцеление слепого. Мирожский монастырь 12в.
3.Исцеление сухорукого. Монастырь Хора.14 в.,аудио Во
Царствие Твоим Сезар Франк-Оратория Заповеди Блаженств. Пролог слово мама дорогое. А.Широченко.
| Знаете ли вы примеры из жизни, книги, когда богатсво не приносило счастья.
| 10.10
| 7
| Христос и Его Крест
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Богочеловек, Боговоплощение, Крест, жертва
| Изображение православного Креста, Аудио: Кресту Твоему на греческом. Хор Ватопедского монастыря Кресту твоему на грузинском Радуйся, Живоносный Кресте
| Ст.27, вопрос 2
| 17.10
| 8
| Пасха
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Спаситель, Пасха Христова, Великий пост, пасхальное яйцо, Воскресенье
| Видео: «Пасха. Пасхальные обычаи»
«Воскресение Иисуса Христа», Аудио: Пасхальный звон
Светлый праздник. С.Рахманинов
Тропарь Пасхи
Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине.19в.
| Мини сочинение на темы: «Пост» или «Пасха».
| 24.10
| 9
| Православное
Учение о человеке
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Тело, душа, внутренний мир человека.
| Аудио: Ария князя Игоря. Опера А.Бородина – Князь Игорь.
Когда душа поёт. М.Блантер
Литература: Круговая порука добра
Душа и тело храма
Книга жизни почти дочитана
| Ст.35,вопрос 2
| 31.10
| 10
| Совесть и раскаяние
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние, покаянные молитвы.
| Мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, cовесть, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Кантата Александр Невский.
Ледовое побоище. С.Прокофьев
| Ст.39, вопрос7
| 14.11
| 11
| Заповеди
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Заповедь, различение добра и зла, этика, блаженство, царство небесное, миротворец
| Презентация «10 заповедей», Аудио: Дорога добра, М.Минков, Ю.Энтин. Дорога добра.
| Ст.42,вопросы учебника
| 21.11
| 12
| Милосердие и сострадание
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня
| Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле.14в.
Библиотека: Слово о неком игумене, которого искусил Христос в образе нищего
видео
| Ст.5, вопрос5
| 28.11
| 13
| Золотое правило этики
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| «Золотое правило этики», неосуждение, нравственность
| Репродукция картины В.Д.Поленова «Христос и грешница»
| Мини сочинение «Как я понимаю золотое правило этики?»
| 05.12
| 14
| Храм
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Икона, иконостас, Царские врата, алтарь
| Видео: «Храм и его устройство. Часть 3», «Храм и его устройство. Часть 4», презентация «Храмы», иллюстрации соборов.
| Найти информацию о самых известных храмах России.
| 12.12
| 15
| Икона
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Икона, образ,гармония, нимб,
Пространство без тени.
| Видео «О Святых иконах»
Библиотека: Образ Богоматери, Символика иконы, Символика цвета на иконе.
| Ст.55, вопросы учебника.
| 19.12
| 16
|
| Творческие работы учащихся.
|
| Интернет – ресурсы для подготовки творческих работ
http: lib/pstgu.ru/icons/
http://pravolimp/\.ru
http://zakonbozhiy.ru
|
| 26.12
| 17
|
Подведение итогов
|
| Творческие работы детей
|
|
|
| 18
| Как христианство пришло на Русь.
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Православие, церковь, Крещение,Святая Русь.
| Географическая карта, мультимедиа проектор ,иллюстрации: ХРАМ Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина В.Васнецова «Крещение Руси»
| Подготовить рассказ о чьём-нибудь подвиге.
|
| 19
| Подвиг
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Подвиг, жертва, подвижник.
| Мультимедиа проектор, Эл. Пособие «Основы православной культуры»
| Узнать значение слов «миротворец», «миротворчетсво».
|
| 20
| Заповеди блаженства
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Нищие духом, Царство Небесное, миротворец,
Кротость, зависть, чистота сердца
| Мультимедиа проектор
Эл. Пособие , Евангелие, Библия.
| Подготовить пример из жизни, когда человека преследовали за правду.
|
| 21
| Зачем творить добро?
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Самоотверженность, духовная радость
| Иллюстрации: «Мучения апостола Петра», Микеланджело Караваджо,
«Мучения апостола Андрея»
Рибера Хусепе
| Попробуйте составить список добродетелей.
|
| 22
| Чудо в жизни христианина
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Чудо, добродетель, доброделание
| Эл. Пособие
Иллюстрации Владимирская Богоматерь
| Подготовить сообщение о докторе Пирогове.
|
| 23
| Православие о Божием суде
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Божий суд, бессмертие
| Эл. Пособие, иллюстрации «Страшный суд. Византийская икона 12в.»
«Торчелло»
| Для чего люди ходят в храм.
|
| 24
| Таинство Причастия
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Православные таинства, Причастие, миропомазание, исповедь
| Эл.пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495 – 1497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря».
| Ст.79, вопросы учебника.
|
| 25
| Монастырь
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Монах, монастырь, призвание, послушание
| Эл. Пособие, иллюстрации: «Успенский собор», «Колокольня», презентация « Монастыри»
| Ст.83, учебники
|
| 26
| Отношение христианина к природе
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Экология, ковчег
| Эл. Пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев.
Русская икона.17-18»
Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц.
Мозаика собора в Монреале 12в.
| Рассказ о том, как возникает, складывается семья. Что важнее всего в семье сохранить?
|
| 27
| Христианская семья
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| СЕМЬЯ, ценности, любовь, венчание, семейные традиции
| Эл. Пособие, иллюстрации: «Павел Фёдотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея»
| Подготовить сообщения о князе Невском.
|
| 28
| Защита Отечества
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.
| Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ.
| Эл. Пособие, иллюстрации: «Памятник Петру .Санкт Петербург», «Памятник А.Суворову. Санкт Петербург»., видео «Герои войны»,Битва за Москву»
| Собери коллекцию поговорок о труде.
|
| 29
| Христианин в труде.
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, устный рассказ на тему , самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.
| Иконопись, райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.
| Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня.16в.»
| Ст.93, вопросы учебника.
|
| 30
| Любовь и уважение к Отечеству.
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.
| Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ.
| Эл. Пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация.
| Сочинение «Возможен ли подвиг в мирное время?»
|
| 31-34
| Подготовка и итоговая презентация творческих проектов учащихся.
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие заседания.
|
| Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/
http://pravolimp.ru
htth://zakonbozhiy.ru
http://abyka.ru/tserrkov/
Творческие работы детей
|
|
| |