Исследование текста и дискурса





НазваниеИсследование текста и дискурса
Дата публикации16.07.2013
Размер88 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Культура > Исследование
РАЗДЕЛ III
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ТЕКСТА И ДИСКУРСА

Н. А. Белоус (Ульяновск)



СИТУАЦИОННАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

КОНФЛИКТНОГО ДИСКУРСА
Любой человеческий дискурс может существовать только при наличии определенных условий: всегда есть адресант и адресат, которые в процессе интеракции могут меняться ролями и формировать различное наполнение прагматической пресуппозиции, кроме того, всегда возможно зафиксировать вербальные и невербальные средства репрезентации текста реплик, которыми обмениваются коммуниканты в определенное время, в некотором месте при определенной ситуации.

Ситуация так или иначе является референтом, если дискурс рассматривать как явление знаковое. Например, конфликтный дискурс может происходить в ситуации деловых переговоров, при объяснении в любви, при купле-продаже имущества или при различных других обстоятельствах. Ситуационная пресуппозиция конфликтного дискурса подразумевает так называемые элементы не/уместности речевого взаимодействия коммуникантов, в результате которого участники испытывают отрицательные эмоции в следствие вербального воздействия друг на друга, в связи с тем, что иллокутивная доминанта речевого взаимодействия характеризуется наличием столкновения вербально выраженных целей в процессе коммуникации. Последнее определение предложено нами и рассматривается как рабочее определение конфликтного дискурса (далее КД) при анализе особенностей ситуативной пресуппозиции. Семантика ситуации, согласно А. А. Романову, состоит не в точной характеристике предметов, а в их отношении, следовательно, их значения будут находить отражение в этом отношении. Главный аспект контекста ситуации – это реальный словесный контекст, в который входят все возможные словосочетания описываемого языка, рассматриваемые как члены данного контекста ситуации. Само значение следует рассматривать прежде всего как ситуационные отношения в данном контексте ситуации.

Следует учитывать и тот факт, что каждый человек всегда привносит с собой частицу своей культуры и частицу социальной действительности. В область исследования контекста ситуации должны входить также вопросы так называемой «личной биографии» участников речевого акта с учетом всей системы воспитания и образования.

Динамический характер конфликтного дискурса определяется и особенностями коммуникантов. Психотип человека (современная наука выделяет 10 основных типов), также как и темперамент, состоит из набора определенных психических черт характера акцентуированной личности, одна из которых является доминантной. Доминантная черта характера языковой личности выступает в качестве определителя, который указывает на степень эмоциональности, агрессивности личности. Агрессивность, высокая степень энергичности личности – черты характера, которые способствуют вербальной и невербальной реализации слов в КД – конфликтных маркеров.

Сложность интерпретации речевого поведения психотипа заключается в том, что «в обмене интерактивными шагами с разными партнерами одна и та же черта характера личности может оказывать разное влияние: как положительное, так и отрицательное» [3, с. 34]. Необходимо также отметить, что многие языковые личности являются неакцентуированными, то есть у них нет выраженных черт характера, которые позволили бы отнести их к тому или иному психотипу.

Можно выделить два условия, относящиеся к общему контексту дискурса, при которых влияние психологического фактора на коммуникантов проявляется наиболее отчетливо.

Первым таким условием, на наш взгляд, является полностью сформировавшаяся коммуникативная цель (интенция) участников дискурса, например, убеждение. Характер интенции коммуникантов сам по себе формируется под воздействием нескольких факторов и в некоторой степени представляет собой результат внутреннего когнитивного и эмотивного процесса восприятия и программирования. Вторым условием является эмоциональная насыщенность коммуникативной ситуации, так как именно эмоциональная ситуация способствует проявлению психических характеристик человека [5, с. 100].

Ситуационные отношения могут устанавливаться: а) положительно, т.е. употреблением слов в связи с остальным ситуационным контекстом, или б) отрицательно, т. е. методом так называемого контекстуального исключения. Техническим приемом для подобного анализа является определение контекста формы или контекстуализация. На лексическом уровне контекстуализация той или другой формы производится путем установления ее типичного и постоянного окружения.

В настоящих условиях возрастает роль и значимость лингвистической оценки и анализа конфликтного дискурса. Функциональный и антропоцентрический подходы к языку мы используем как ключевые при исследовании контекста конфликтной ситуации.

При изучении контекста конфликтной ситуации мы считаем возможным анализировать как образцы текстов конфликтного дискурса, созданных авторами художественных произведений, так и элементы устной коммуникации, записанные в результате наблюдения за общественной деятельностью говорящих личностей. Мы полагаем, что проявляя интерес к слову в рамках текста, особенно художественного, к изменениям в языке под воздействием речевого общения, возможно выявить релевантные функциональные лингвистические характеристики личности в контексте конфликтной ситуации.

Благодаря существованию «другого», говорящая личность способна объективировать саму себя. В речевых шагах, которые материально производит один говорящий, ряд явных языковых средств указывает (на уровне предложения или дискурса) на присутствие «другого». Сам процесс коммуникации, по мнению Ю. М. Лотмана, представляет собой перевод текста с языка моего «Я» на язык твоего «Ты». И здесь, с одной стороны, требуется неэквивалентность говорящего и слушающего, т. е. различия их кодов, а с другой стороны, такой переход возможен, поскольку коды обоих участников коммуникации хотя и не тождественны, но образуют пересекающиеся множества 2, с. 58. Значительная степень отсутствия тождественности является залогом коммуникативных провалов, которые в свою очередь создают определенную основу существования конфликтного дискурса. В рамках социологических исследований выделяют два рода защитных механизмов личностей, участвующих в конфликтах (которые эксплицируются прежде всего в процессе коммуникации): специфические – направленные на преодоление конкретной угрозы извне; и неспецифические, к которым можно отнести языковую картину мира. В первом случае внешняя угроза маркируется (посредством предикатов, указывающих на развитие столкновения) и вписывается в синтаксическую структуру высказываний, являющихся содержанием речевых шагов конфликтующих коммуникантов. Точно так же вписывается в иерархию бытия и получает свое название и способ защиты – ритуальное или реальное речевое действие. Центральная зона картины мира, которую Лурье обозначает как «константы картины мира», создает первичную схему всякой деятельности и включает следующие бессознательные образы: локализацию источника зла; локализацию источника добра; представление о способе действия, при котором добро побеждает зло. «Источник зла» указывает на то, что мешает действию, и то, против чего направлено действие. Важно то, что константами является не наполнение этих образов, а общие приписываемые им языковые характеристики и их диспозиция – расположение по отношению друг к другу и характер их взаимодействия. Иначе говоря, речь идет не менее, чем о синтаксисе и семантике средств, обеспечивающих коммуникацию. Позитивные и негативные вербально выраженные эмоциональные реакции на те или иные речевые воздействия «другого» в конфликтном дискурсе и формируют адаптивное речевое поведение любого коммуниканта, его стратегию выживания. В процессе конфликтной коммуникации говорящий и слушающий, защищая свои цели, либо строго придерживаются своей роли, либо не/намеренно осуществляют обмен ролями «нападающий» – «обороняющийся», и многообразие форм их проявления обеспечивает им максимальную неуязвимость. Прагматический уровень языковой личности, как показал Ю. Н. Караулов, «включает цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире» 1, с. 125. Одним из важнейших факторов, которые обусловливают адекватность коммуникации, является наличие общего фонда знаний коммуникантов, общность знаковых средств и определенная общность социального опыта. Отметим, что для нашего анализа не релевантна национальная принадлежность коммуникантов, мы наблюдаем только общечеловеческое в коммуникации, в центре внимания – межличностное общение как таковое.

При этом любая не/конфликтная языковая личность представляет собой контаминацию нескольких речевых личностей в парадигме реального общения. Основной канал социализации личности, присвоения социальных средств, достижений развития предшествующих поколений, культурной информации – это общение, в которое человек оказывается включенным с самого детства.

Язык – часть более широкой человеческой деятельности, и классифицировать его следует относительно этой деятельности. В этом смысле контекст ситуации, как считал Фёрс, есть основа всей организации лингвистической техники, но он не является ни одним из приемов этой техники, ни одним из уровней анализа 4, с. 103.

Понятие контекста ситуации было выдвинуто Б. Малиновским еще в 1920-е годы в рамках его концепции культуры. Б. Малиновский понимал под контекстом ситуации процесс, протекающий в культурном пространстве, в культурной среде, процесс, в котором центральное место занимает речевая деятельность.

Контекст конфликтной коммуникативной ситуации приводит во взаимодействие следующие категории:

1) релевантные ролевые характеристики участников-коммуникантов: говорящего-слушающего или «я» и «другого», или «наступающего» и «обороняющегося»;

2) вербальные действия участников-коммуникантов;

3) невербальные действия участников-коммуникантов;

4) релевантные предметы;

5) результаты вербальных и невербальных действий.

Мы выявляли внутренние отношения составных частей или факторов контекста конфликтных дискурсов в целом, в рамках этой статьи представляем результаты оценки категорий 1 и 2. Социальный контекст представляет собой более широкую сферу действия социальных процессов, событий, явившихся фоном или прямо стимулировавших создание языкового текста и оказавших влияние на его историю. В понятие социального контекста входит и то влияние, которое данный языковой текст, в свою очередь, оказал на социальную среду, последующие процессы и события. Выделяя внутри каждого из социальных институтов типичные коммуникативные пары, мы учли, что каждый из членов пары выполняет определенную социальную роль, которая «отражает интеракциональные условия между субъектом коммуникативного действия и его объектом» 3, с. 29. Существует три типа коммуникативно-социальных отношений в рамках любых из упомянутых институтов: равноположенность субъектов (Р1=Р2), подчинение (Р1Р2), доминанта (Р1Р2), которые определяют статус каждого из реципиентов. Статус внутри коммуникативной пары предполагает право или отсутствие права на определенные речевые поступки в ситуации общения. Например, в институте семьи статусы социальных ролей отца и ребенка не позволяют ребенку своими речевыми действиями диктовать свои условия ведения диалога, поскольку его статус определяется как всецелая зависимость:

Пример 1. Р2 (ребенок) Р1 (отец):

P1: Пап, мне хотелось бы тебя спросить…(1)

P2: А мне хотелось бы отдохнуть! Не сейчас, уйди…(1а)

В институте государства статусы офицера и солдата соотносятся как офицер  солдат, поэтому офицер ощущает свое право открыто конфликтовать, в то время как солдат чувствует себя зависимым.

Пример 2.

P1: Now, you listen to me. We all have a destiny. Nothing just happens, it's all part of a plan. I should have died out there with my men! But now, I'm nothing but a goddamned cripple! A legless freak. Look! Look! Look at me! Do you see that? Do you know what it's like not to be able to use your legs? (1)

P2: Well... Yes, sir, I do. (1а)

P1: Did you hear what I said? You cheated me. I had a destiny. I was supposed to die in the field! With honor! That was my destiny! And you cheated me out of it! You understand what I'm saying, Gump? (2)

В зависимости от социально-ролевого статуса партнеров находятся и параметры контроля (права контроля, предписанного коммуникативной ролью) за всем ходом речевого взаимодействия – «кто осуществляет такой контроль, чьи действия всегда рассматриваются как инициирующие, кто задает направленность действия-шага и в чью пользу совершается такое действие, т.е. кому из партнеров выгоден данный репликовый шаг и связанный с ним в конечном итоге результирующий эффект» 3, с. 30.

Как показывает анализ примеров, параметры контроля в большинстве случаев находятся в руках «нападающего» коммуниканта, чей статус выше статуса адресата, об этом свидетельствует финальная часть речевого эпизода «Нападающий», контролирующий взаимодействие, инициирует его закрытие:

Пример 3. Здесь Р2 – преподаватель  Р1 – студент.

P1: Извините, а N [фамилия преподавателя] сегодня будет?

Р2: Во-первых, не N, а Н.М. [имя и отчество]. Вы что, не знаете, что к преподавателю нужно обращаться по имени и отчеству? Во-вторых, вышли за дверь, быстро!

Оценка личности говорящей в контексте конфликтной ситуации показала, что институциональная специфика конфликтного дискурса может проявляться как соблюдение/нарушение коммуникантами правил речевого общения, предписанных социальными правилами поведения, которые закреплены за каждой коммуникативной и социальной ролью и социальным статусом коммуникантов в пределах данного социального института.
Список литературы

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

  2. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории / Ученые записки Тартуского гос.университета. Вып.422. – Тарту, 1977. – С.55-61.

  3. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения. – М.: Институт языкознания АН СССР, 1988.

  4. Firth J.R. A Synopsis of Linguistic Theory, 1930 – 1955// SLA. – 1957.

  5. Malinowski B. The Problem of Meaning in Primitive Languages// Ogden C.K. and Richards I.A. The Meaning of Meaning. – N.Y., 1966.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование текста и дискурса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока исследование поэтического текста (стихотворения Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»); становление навыка анализа...
Исследование текста и дискурса icon2. Место дисциплины в структуре ооп впо
Цель освоения дисциплины – обучить студентов навыкам восприятия и порождения дискурса, понимания иноязычной речи, аудирования, чтения...
Исследование текста и дискурса iconСовременные теории дискурса мультидисциплинарный анализ
Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»)– Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006,...
Исследование текста и дискурса iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование текста и дискурса iconИсследование художественного текста через призму рабочей версии
Для решения этих проблем в рамках компетентностно-ориентированного обучения можно использовать технологию учебного исследования
Исследование текста и дискурса iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование текста и дискурса iconИзучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов
Якушкина, З. Н. Изучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов : учеб пособие для студентов факультетов...
Исследование текста и дискурса iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
Целью моего реферата является исследование многоплановости текста и создаваемых образов особенности поэмы, которая придаёт ей вневременную...
Исследование текста и дискурса iconУроку II. Актуализация знаний учащихся
Рассказать учащимся о преимуществах компьютерного текста перед рукописными и машинописными текстами; познакомить детей с понятием...
Исследование текста и дискурса iconРабота с фрагментами текста
...
Исследование текста и дискурса iconИсследование 8 класс Тема- «Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история...
Продолжить обучать школьников лингвистическому, содержательному анализу текста и средств языка
Исследование текста и дискурса iconПрограмма разработана в соответствии
Цель: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной...
Исследование текста и дискурса iconМетоды организации познавательной деятельности
Методами организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом являются лингвосмысловой анализ текста, перекодирование...
Исследование текста и дискурса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, творческие работы детей; совершенствовать навык...
Исследование текста и дискурса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснение. Эпиграф к уроку: "Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно" (М. В. Ломоносов). Часть урока – исследование....
Исследование текста и дискурса iconИнформационные технологии и анализ художественного текста Выпускная...
Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск