Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу





НазваниеУчебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу
страница1/7
Дата публикации15.10.2014
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5   6   7
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СГЭУ.

Составитель: Ю.А.Ургалкин

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса — рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета, особенности современного теоретического социологического знания, содержательное наполнение общей социологической теории и определить возможные перспективы научного поиска.

2. Задачи курса:

• объективно проанализировать основные этапы развития социоло­гической науки, показать принципиальные теоретические и методологи­ческие различия отдельных социологических школ и концепций;

• рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии от частных социологических концепций;

• структурировать основные разделы общей социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;

• показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Данный курс занимает важное место в профессиональной подготовке выпускника, получающего второе высшее образование, служит основой для профессионального роста современного специалиста, возможностей более глубокого изучения им необходимых в профессиональной деятельности социологических теорий и проведения не сложных научных исследований.

4. Требования к уровню освоения содержания курса. Глубокое освоение особенностей предмета социологии, ее роли и функций в современном обществе, структуры и понятийного аппарата общей социологической теории.

5. Содержание курса состоит из 6 разделов и 21 темы. Эти разделы раскрываются соответствующими им темами. К учебному курсу предлагается его учебно-методическое обеспечение, состоящее из представленных контрольных вопросов и заданий, тематики курсовых и контрольных работ, примерного перечня вопросов к зачету или экзамену. Приводится большой список рекомендуемой литературы.

II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ


Тема 1. Предмет социологии и уровни научного знания

Предметная матрица социологии. Междисциплинарная матрица социологии: родственные социологии науки. Внутри дисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии. Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета социологии. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области.

Структура социологического знания. Иерархия социологического знания: научные картины, общая теория, частная теория, эмпирические исследования, прикладные исследования. Научная теория, ее структура, функции и эмпирическое подтверждение. Виды и типы научной теории.

Элементы социологического знания. Научная гипотеза: роль и сущность гипотезы, разработка гипотез, сфера действия, свойства и виды гипотез, истинность и проверка гипотез, правила формулирования гипотез.

Эмпирическая социология. История эмпирической социологии. Теоретическая модель предмета исследования. Концептуализация, конкретизация и операционализация. Переменные и пропозиции. Эмпирическая схема объекта исследования. Эмпирические факты. Статистический вывод. Основы выборочного обследования. Идеальные и реальные совокупности. Виды эмпирического исследования.

Программа социологического исследования. Составные элементы программы исследования. Формулировка и обоснование проблемы. Определение цели, объекта и предмета исследования. Логический анализ основных понятий.

Методика и техника социологического исследования. Процедура усреднения. Первичные данные и операционализация понятий, разработка социологического инструментария. Зависимость, тенден­ция и закономерность.

Основные методы социологии: опрос (анкетирование и интервью), анализ документов, наблюдение, эксперимент. Анкетирование:

закрытые и открытые вопросы. Сплошной и выборочный опрос. Генеральная и выборочная совокупность. Представительность и репрезентативность опроса. Основные виды интервью. Разновидности наблюдения. Роль эксперимента в социологии.

Социальное и социологическое исследование. Социальная статис­тика. Задачи, методы и направления статистики. Земская статистика.

Прикладные исследования. История и развитие прикладной социологии. Прикладная и фундаментальная социология. Специфика прикладного исследования. Статус и роли социолога-прикладника. Прикладные социальные исследования. Прикладные отрасли.
Тема 2. История зарубежной и отечественной социологии
Периодизация и формы институционализации социологии как науки. Донаучный этап. Социологические учения Платона и Арис­тотеля. Классический этап. Французская социологическая школа: О.Конт и Э.Дюркгейм.

Марксистская школа социологии: учение К.Маркса. Немецкая школа социологии: М.Вебер, Ф.Теннис, Г.Зиммель. Взгляды Г.Спенсера и В.Парето.

Ранний этап американской социологии: Л.Уорд, У.Самнер, Ф.Гиддингс, А.Смолл. Современный этап социологии. Сциентистская и гуманистическая перспективы. Понимающая социология. Симво­лический интеракционизм. Феноменологическая социология. Драма­тургическая социология. Этнометодология.

Теоретико-методологические основы развития социологии в России. Учение П.Сорокина. Социологические взгляды М.М.Ковалевского. Социоинженерный подход: А.К.Гастев, Н.А.Витке. Современная социология в России, основные этапы и направления: социология труда и экономическая социология, социология семьи, социальная страти­фикация. Кризис и восстановление социологии в 90-е годы XX века.

РАЗДЕЛ II. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Тема 3. Сущность и строение общества.

Социологические теории общества. Сферы и институты общества. Взаимное влияние сфер общества. Признаки общества Э.Шилза. Гражданское общество как реальность и как идеал. Правовое и тоталитарное государство. Специфика социальных изменений в обществе. Социальный прогресс и регресс. Формы прогресса: реформы и революции.

Типология и эволюция общества. Социобиологическая эволюция общества. Зоологические объединения. Человеческое стадо. Письмен­ные и дописьменные, сложные и простые; охота и собирательство, огородничество, пастушество и земледелие. Неолити­ческая революция. Возникновение ранних государств. Аграрные общества.

Формационная концепция общества К.Маркса. Классификация обществ Д.Белла: доиндустриальное, индустриальное, постиндуст­риальное. Основные черты и развитие доиндустриального, индуст­риального и постиндустриального общества.

Глобализация общества. Представление о мировой системе: узкое и широкое значение. Ядро и периферия мирового общества. Теория глобального общества И.Валлерштайна. Агенты социального действия в глобальном обществе. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Особенности модернизации и развития капитализма в России.

Тема 4. Социальные институты современного общества

Понятие о социальном институте. Социальные институты и институциональные отношения. Основные и неосновные институты, социальные практики. Функционирование социальных институтов. Явные и латентные функции института. Функции и дисфункции института. Типология институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Динамика социальных институтов. Жизненный цикл социальных институтов.

Семья и брак. Развитие и функции семьи в обществе. Классификация семьи и брака. Жизненный цикл семьи. Родство и родственные системы. Формы и распределение ролей в семье. Одно- и двухкарьерные семьи. Распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье. Развод, последствия развода для взрослых и детей. Семья и социальный класс. Кризис института семьи и брака. Социология семьи.

Экономические институты. Экономические институты, их типология и функции. Экономические группы и экономическое поведение. Теневая и неформальная экономика. Производство, его исторические формы и функции. Общественное разделение труда и профессии.
Разделение труда и профессии. Содержание и характер труда. Профес­сиональные ориентации российской молодежи. Рынок труда, занятость и безработица. Особенности социально-экономического развития современного российского общества.

Государство. Государство и политическая система общества. Политические институты, агенты и группы. Политическая социология, исследование политического и электорального поведения. Противо­речия и специфика правового сознания в России.

Религия. Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии. Ее место в современном обществе и взаимоотношения с государством. Церковь и общество. Проблема религиозности и веры в современном российском обществе.

Образование. Образование как социальный институт общества. Его эволюция и формы. Среднее и высшее образование. Высшее образо­вание и наука: структура и научно-преподавательские кадры. Университеты в Европе и России. Кризис образования и выход из него. Социология образования. Эволюция и роль русской интеллигенции. Социология интеллигенции.

Тема 5. Общество как социокультурная система

Многообразие определений культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Неправильное понимание культуры как сферы и уровня. Предпосылки культуры. Культурная статика и культурная динамика. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Понятие культурного комплекса. Базисные элементы культуры: обычаи, нравы, законы. Традиции как механизмы воспроизводства социальных институтов. Ценности и ценностные ориентации. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Специфика молодежной культуры. Развитие культуры: культурная диффузия, аккультурация, культурный лаг и др.

Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Понятие о культурно-речевом статусе. Социокультурное пространство общества. Культурно-речевая среда. Элементы куль­турно-речевого поведения: привычки, манеры, этикет, кодекс чести. Стилизация поведения. Культурно-речевая стратификация. Иерархия форм языка: литературный и народно-разговорный язык, просторечие, территориальный и социальный диалекты, профессиональные «языки» и корпоративные жаргоны, жаргон деклассированных слоев.


РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Тема 6. Социальное пространство и время

Социальное пространство и его изображение. Понятие социальной структуры и социальных систем. Эвклидова и неэвклидова модели социального пространства. Теоретические подходы к социальной структуре. Социальная структура и статусный портрет общества. Динамика статусного портрета общества. Социальное пространство и время. Исследование бюджетов времени. Образ жизни и культура. Концептуальная структура образа жизни. Исследование образа жизни и досуга.

Тема 7. Социальные статусы и роли

Понятие о социальном статусе. Имя, содержание и ранг статуса. Множественность статусов и главный статус. Классификация статусов. Различие между социальными и личностными статусами. Приписываемый и достигаемый статусы. Прирожденный статус. Смешанный статус. Основные и неосновные (эпизодические) статусы. Статусный портрет человека: совокупность всех статусов. Динамика статусного портрета человека. Статусные группы, социальные категории. Несовпадение статусов. Иерархия статусов. Статусный набор. Параметры социальных отношений, интенсивность, продол­жительность, направленность, содержание. Социальные нормы и социальные роли. Роль как модель поведения. Экспектации и нормы. Ролевой набор. Социальная установка. Идентификация с ролью и статусом. Межстатусная дистанция.

Тема 8. Социальные группы

Значение группы для жизнедеятельности общества. Общество как групповой феномен. Классификация социальных групп. Профессио­нальные и экономические группы: менеджеры, капиталисты, пред­приниматели, наемные работники, собственники и др. Понятие о социальной общности. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Соци­альные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общнос­тями. Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народ­ность, народ, нация. Социологическое изучение публики. Феномен толпы. Определения и свойства малой группы: состав, численность, структура, взаимодействие, принадлежность. Представления о групповой динамике. Социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе.

Тема 9. Социальная организация

Общие понятия о социальной организации, ее структура и дина­мика. Власть как социетальная характеристика общества. Типология власти. Исторические типы власти и управления: сравнение админи­стративной системы как представительной формы управления в нерыночном обществе и менеджмента как представительной формы управления в рыночном обществе. Определение управления как социального института. Соотношение понятий власти, авторитета, влияния и контроля. Методы и стиль руководства. Руководство и лидерство. Формальная и неформальная структуры организации.

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО
Тема 10. Социальная стратификация

Теория стратификации П.Сорокина. Функциональная теория стратификации. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Стратификация и ранжирование. Профиль стратификации и стратификационный профиль. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе. Экономическая стратификация. Профессиональный престиж. Политическая страти­фикация. Исторические типы стратификации. Открытое и закрытое общество. Рабство, касты, сословия. Стратификация в СССР и России.

Тема 11. Бедность и неравенство

Теоретическое осмысление бедности: взаимосвязь бедности и неравенства. Признаки богатства: обладание ликвидными ценностями. Аккумуляция богатства из поколения в поколение. Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата, пособие. Доход в широком и узком значении. Среднедушевой совокупный доход. Отличие экономического неравенства от социального. Уровень жизни и удовлетворение базисных потребностей. Прожиточный минимум и потребительская корзина. История расчета прожиточного минимума в СССР и России. Порог и черта бедности. Стандарт жизни в XIX веке. Абсолютная бедность. Относительная бедность. Хроническая и временная бедность. «Новые богатые» и «Старые богатые». Методо­логия измерения бедности за рубежом. Измерение социальной дифференциации. Углубленные показатели бедности. Культура и субкультура бедности: качество и образ жизни. Психология бедности и феномен «догоняющей бедности». Зоны бедности в России. Бедность в развивающихся странах. Измерение неравенства. Депривация и обездоленность.

Тема12. Классы в современном обществе

Социологические теории классов. Этимология и значение термина «класс». Классический этап: Европа. Теория классов К.Маркса. Теория классов М.Вебера. Социология классов в России. Неомарксистские подходы к классовой структуре: ранний и поздний неомарксизм. Теория нового класса А.Гоулднера. Теория классов Э.Райта. Неовебе-,рианские подходы к классовой структуре. Класс как реальная иноминальная группа.

Средний класс. Общество среднего класса. Эволюция социологического представления о среднем классе. Состав среднего класса. Средний класс в СССР и России: теоретические подходы. Норма-; тивистский подход. Релятивистская модель. Старый и новый средний: класс. Исторические этапы становления среднего класса в России. Параметры среднего класса. Ценностные ориентации среднего класса. Сервисный класс на Западе. Источники пополнения и каналы мобильности среднего класса в России. «Челноки» как источник пополнения среднего класса. Методы исследования классов.

Высший класс и предприниматели. Элита общества. Российская олигархия и «новые средние». Правящий класс и номенклатура. Теория циркуляции элит. Класс капиталистов, его возникновение, роль и структура. Теория смены капиталистических династий. Предприниматели, социальный портрет и современные поколения российских предпринимателей. Бизнес-слой в российском обществе. Каналы обогащения и криминализации. Генезис русской буржуазии: крепостная и дворянская буржуазия. Класс капиталистов и класс управляющих: теория революции менеджеров. Вырождение управ­ленческих элит в СССР и России.

Рабочий и низший классы. Рабочий класс, состав, структура и генезис. Социальные группы бедных. «Новые бедные» в России. «Социальное дно» и маргиналы. Андеркласс. Социальный феномен нищенства, его история в России. Отношение к нищим. Изучение нищенства. Субкультура и основные характеристики нищенства. Современное нищенство. Бомжи и их социологическое изучение.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconМетодическое пособие «Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов»
«Машинист локомотива», 190629. 07 «Автокрановщик» (для второго курса) и 15. 01. 05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»,...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconОбщая социология учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов
Вьюшкова, А. Н. Общая социология : учебно методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А. Н. Вьюшкова. Рио пгиик. Пермь,...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит...
Философия, 030301 Психология, 031001 Филология, 030501 Юриспруденция, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107 Налоги и...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconУчебно-методический комплекс (умк) составлен на основании Государственно...
Учебно-методические комплексы для студентов дневного отделения специальности 040201. 65 Социология
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconУчебно-методическое пособие для иностранных студентов. Волгоград 2004
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов первого курса всех факультетов. В нем рассматриваются теоретические...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconМетодические указания для студентов. 21 Примерный список тем контрольных...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconЮридический факультет утверждаю
Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconФакультет экономики, менеджмента и международного туризма
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение курса «социология» для студентов второго высшего образования сгэу iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск