Скачать 0.9 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Филиал СПб института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Кирове» Юридический факультет Утверждаю Зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Дряхлов В.Н. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) Профиль подготовки_____________________________________________________________ Киров 2011 СОДЕРЖАНИЕ Методические указания для студентов. 21 Примерный список тем контрольных работ 21 4. Учебно-методическое обеспечение 33 4.1. Основная литература 33 Учебные издания 33 Справочные издания 35 4.2.Дополнительная литература 36 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. ПРОГРАММНЫЙ БЛОК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативно-правовых актов; правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
История отечественного государства и права входит в базовую (обязатель-ную) часть профессионального цикла (Б.З.). Требования к уровню подготовки студента. В результате изучения курса ИОГиП студент должен знать:
УМК составлен с учетом современных научных и методических требований, а также межпредметных связей с историей государства и права зарубежных стран, отечественной историей, политологией, историей политических и правовых учений. Вместе с тем сама ИОГиП подготавливает студентов к изучению таких специальных дисциплин, как конституционное право РФ, теория государства и права, гражданское и уголовное право и т.д., освещая развитие отрасли права в историческом аспекте и подводя к характеристике их современного состояния.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.
УМК состоит из тематического плана курса, программы, составленной на основе модулей, планов, семинарских занятий, списка литературы, вопросов к экзамену и зачету. В разделе «контрольные работы» дается список тем исследований с краткими рекомендациями по их написанию. В конце приводится подробный библиографический список с выделением источников, справочной, специальной литературы, сборников и статей. Особенностью изучения дисциплины является значительный объем самостоятельной работы студентов заочного отделения, которые завершают изучение дисциплины выполнением контрольной работы по одной из тем курса. Представленный авторский курс составлен по «модульному принципу» в хронологической последовательности, каждая проблема представлена в цельном и завершенном виде. Подобное структурирование позволяет логически осуществлять переход от одного модуля к другому. Представленная тематика семинарских занятий позволяет рассмотреть наиболее важные темы курса. При составлении заданий использовался проблемно-хронологический подход. Семинарские занятия преследуют следующие цели: - организация самостоятельной работы с научной литературой - формирование представления об источниках исторического знания и проблемах работы с ними - усвоение важных (часто дискуссионных) проблем, совершенствование умения излагать и комментировать их суть Студенты получают знания об основных исторических фактах, событиях и наиболее выдающихся деятелях отечественной истории. Литература, рекомендуемая к темам семинара, включает наиболее важные монографии и научные статьи отечественных и зарубежных авторов. Кроме того студентам предлагается проанализировать содержание ряда правовых актов. При подготовке к семинарам необходимо внимательно ознакомиться с планом темы, списком литературы и источников, а также заданиями. Отличительной чертой курса является то, что он разделятся на две части: Первая часть – история государства и права до конца XIX в. завершается зачетом; вторая часть - история государства и права с начала XX в. по наши дни завершается экзаменом. 2. Содержание дисциплины. 2.1. Лекции. Модуль 1. Отечественное государство и право с древнейших времен до начала XIX в. Тема 1. Киевская Русь, как раннефеодальное государство. Становление древнерусского права – 1 час. Формирование древнерусского государства. Общественный строй. Системы органов государственной власти и управления. Правовая система. Тема 2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности – 1 час. Предпосылки политической раздробленности. Новгородская и Псковская феодальные республики. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Тема 3. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV- н. XVI вв.) – 1 час. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение московского княжества. Общественный строй. Государственный строй. Развитие права. Модуль 2. Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII вв.) Тема 4. Становление сословно-представительной монархии в России – 1 час. Значение термина «сословно-представительная монархия» Общественный строй. Государственный строй. Тема 5. Развитие права в XVII в. Соборное уложение 1649 г. – 1 час. Время формирования и источников Соборного Уложения. Его структура и общая характеристика. Классификация уголовных преступлений. Цель наказания и его виды. Процессуальное право. Право собственности на землю. Обязательственное, наследственное и семейное право. Модуль 3. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (к XVII - XVIII вв.) Тема 6. Становление абсолютизма в России. Государственные реформы Петра I и развитие права – 1 час. Внутренние и внешние условия и особенности становления абсолютизма в России. Реформы Петра I. Общественный строй. Государственный строй. Характеристика петровского законодательства. Артикул воинский 1715 г. Гражданское право. Уголовное право. Процессуальное право. Основные положения «краткого изображения процессов и судебных тяжб» 1715 г. Тема 7. Государство и право при Екатерине II – час. Политика «просвещенного абсолютизма». Развитие общественного строя. Сословное законодательство второй половины XVIII в. Изменения в государственном строе. Изменения в организации местных органов власти и управления. Модуль 4. Государство и право России (XIX – н. XX вв.) Тема 8. Государственные реформы в 1 половине XIX в. Исторические условия и предпосылки реформ. Изменения в государственном механизме. Развитие формы государственного единства 1 пол. XIX в. Конституционные проекты М.М. Сперанского и декабристов. Тема 9. Кодификация российского законодательства в 1 половине XIX в. – 1 час. Основные этапы кодификационной работы. ПСЗ и Свод законно Российской империи: принципы формирования, структура. Гражданское право. Семейное и наследственное право. Уголовное право и процессуальное право. Тема 10. Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в. – 1 час. Реформаторский выбор власти и общества. Крестьянская реформа 1861 г. Земская и городская реформы. Причины и предпосылки. Судебная реформа 1864 г. Общая характеристика судебных уставов. Итоги и оценки результатов реформ. Тема 11. Государственный строй и право в к. XIX – н. XX вв. – 1 час. Трансформация облика русского самодержавия и общественной жизни на рубеже XIX – XX вв. Революция 1905- 1907 гг. и изменения в государственном строе России. Третьиюньская политическая система. Аграрная реформа А.П. Столыпина. Первая мировая война и ее влияние на общественный и государственный строй. Падение самодержавия и установление двоевластия. Изменения в праве в к XIX – н. XX вв. Модуль 5. Советское государство и право в XX вв. Становление государственной власти и права в современной России. Тема 12. Становление советской системы государства и права. Конституция 1918 г. – 1 час. Создание новой системы высших органов власти и управления. Местные органы власти и управления. Закрепление основ нового общественного строя. Первая советская Конституция 1918 г. Создание основ советского права: финансового, земельного, трудового, семейно-брачного и уголовного права. Тема 13. Развитие советского права в 1920-х гг. Конституция 1924 г. Правоохранительные органы 20-30 ее гг. XX в. – 1 час. Конституция СССР 1924 г.: подготовка, содержание. Гражданский кодекс 1922 г. Семейное, трудовое, земельное право. Уголовное законодательство. УК РСФСР 1922, 1926 гг. ИТК 1924 г. Правоохранительные органы и репрессивный аппарат советского государства 1929 – 1941 гг. Конституция 1936 г. Тема 14. Изменения в системе государственных органов и право в годы Великой Отечественной войны – 1 час. Война и перестройка государственного механизма. Изменения в организации государственного единства. Развитие права. Гражданское законодательство, земельное, трудовое, семейное право. Уголовное право. Появление новых видов преступлений. Тема 15. Развитие государства и права во 2-ой пол. 80-х – н. 90-х гг. Политика перестройки. Распад СССР. – 1 час. Ломка форм государственного единства. Изменения в государственном строе. XIX всесоюзная конференция КПСС. Съезд народных депутатов СССР. Отмена 6-ой статьи Конституции. Введение института президентства. Создание Госсовета СССР. Август 1991. ГКЧП. Распад СССР. Создание СНГ. Кризис и распад правовой системы. Формирование новых отраслей права. Тема 16. Становление системы государственной власти, самоуправления и права в современной России. Конституция РФ 1993 г. – 1 час. Создание новых органов государственной власти и управления. Ломка политической системы и создание новых партий и движение. Основные направления в развитии права: уголовного, гражданского, административного, трудового, земельного, брачно-семейного и т.д. 2.2. Семинарские занятия. Модуль 1. Отечественное государство и право с древнейших времен до н. XVI в. Семинарские занятия 2 часа. Тема 1. Русская правда как кодекс раннефеодального права. План.
Литература и источники.
Модуль 3. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (к XVII – XVIII вв.) Семинарское занятие – 2 часа. Тема 6. Реформы государственной системы в 1 четв. XVIII в. План.
Литература и источники:
Модуль 4. Государство и право России (XIX – н. XX вв.) Семинарские занятия – 2 часа. Тема 11. Реформы А.П. Столыпина. План.
Литература и источники: Основные источники.
Задание для подготовки к семинару.
Модуль 5. Советское государство и право в XX в. Становление государственной власти и права в современной России. Семинарское занятие – 2 часа. Тема 15. Советская государственная система по Конституции 1977 г. План.
Литература и источники. Источники:
Задание для подготовки к семинару.
2. Перечислите признаки «Развитого социалистического общества». 3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение СРС 3.1.Контрольные работы. |
Вопросы к экзамену 5 Задания для контрольных работ 6 Методические... Дисциплина «Методы оптимальных решений» является обязательной частью цикла математических и естественнонаучных дисциплин подготовки... | Методические указания к выполнению курсовых работ по курсу «Общая... ... | ||
Методические указания и тематика контрольных работ для студентов... Культурология: Методические указания и тематика контрольных работ / Сост. Н. Д. Михайлова. Новосиб гос аграр ун-т. Новосибирск, 2007.... | Методические указания по написанию контрольных работ 26 Ким для аттестации остаточных знаний 28 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления: 080100, 080200, 100100, 100400, 230400, 072500 | ||
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических... | Методические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной... Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены... | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... | Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,... | ||
Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... | Методические указания по выполненю контрольных работ выполнение контрольных... Тематика контрольных работ и рефератов для студентов первого курса заочного отделения факультета мировой экономики и торговли | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–... | В россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских... Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ | ||
Методические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных... В данном пособии представлены методические материалы по курсу юридической психологии, предназначенные для выполнения контрольных... | Методические указания по подготовке контрольных работ с. 37 Тематика контрольных работ с. 39 Программа предназначена для студентов второго курса заочного отделения исторического факультета кгу и призвана познакомить их с особой... |