Скачать 175.45 Kb.
|
Селевко Герман Константинович. Учебный курс «Самосовершенствование личности» Познай себя (самопознание). V класс (10-11 лет) Задачи раздела: • педагогически побудить к самопознанию, формировать мотивы самопознания; • ознакомить с понятиями: личность, индивидуальность, развитие, самопознание, самосознание, самосовершенствование; • выявить интересы, склонности и способности подростка; • сформировать правильное, адекватное отношение к себе, самооценку; • подвести к осознанию необходимости и постановке целей самосовершенствования; • учащиеся должны составить индивидуальную карту самодиагностики. Содержание раздела «Познай себя» I. Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой, О. Шмидт и др.). II. Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя. III. Качества личности: школа «Кто Я?». а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека. б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание. в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента. г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием. д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное. е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные – непрочные, системные – отрывочные. Умение применять знания. ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы. з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей. и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство. к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер». IV. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека. V. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография. Примеры практических занятий • упражнение «Знаете ли вы свою внешность»; • тестирование качеств личности: темперамента, памяти, Мышления, способностей, направленности, характера; • самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки; • упражнение «Диалог субличностей»; • тренинг произвольного внимания, наблюдательности; • составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений; • составление карты самооценки; • анализ социальных ситуаций-проб. Сделай себя сам (самовоспитание). VI класс (11-12 лет) Задачи раздела: • побудить ученика к самовоспитанию; • ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, са-мовоздержание; • формировать мотивы самовоспитания; • раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше; • помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой; • формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения; • пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше; • создать у учащихся первый опыт самовоспитания; • составить индивидуальную программу самовоспитания. Развивающее повторение Самопознание. Адекватность самооценки. Умение видеть себя глазами окружающих. Требования окружающих к ребёнку и его требования к себе. Самокритичность, правила самокритики. Уровень притязаний. Самоуважение. Рефлексия событий истёкшего года (кем вы были и каким вы стали). Содержание раздела «Сделай себя сам» I. Понятие о процессах воспитания и самовоспитания. Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворённость собой, стремление развить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие. Деятельность и её роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание), результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое. Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция. II. Нравственное самовоспитание. Основные понятия нравственности: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода. Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой русской семьи (Домострой). Современная мораль. Баланс «могу – хочу – надо». III. Программа самовоспитания. Условия, средства и организация самовоспитания. Программа самовоспитания юноши Л.Н. Толстого. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни. Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения. IV. Организация (методы) самовоспитания. а) Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в организации самовоспитания. б) Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознаний себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения. в) Самоактивизация: самопоощрение, самонаказание, самостимуляция, самоободрение. г) Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самоприучение, самовнушение. Выработка хороших привычек. д) Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек. Примеры практических занятий: • диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми?»; • сочинения «Я в прошлом, настоящем и будущем»; • закрепление адекватной самооценки; • составление программы изживания (угасания) одной из вредных привычек для ежедневного тренинга; • составление программы формирования актуальной положительной привычки для постоянного тренинга; • составление индивидуальной программы самовоспитания; • разбор социальных ситуаций-проб. Научи себя учиться (самообразование). VII класс (12-13 лет) Задачи раздела: • побудить учеников к умственному самовоспитанию, самообразованию; • ознакомить с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда; • сформировать мотивы самообразования; • осмыслить учащимся эффективности своего учебного труда; • сформировать сознательное отношение к учению; • ознакомить учащихся с методами и приёмами самообразования; • ознакомить с творческими и исследовательскими методами работы; • составить индивидуальную программу самообразования. Развивающее повторение Самопознание. Сознание и его структура. Мышление. Наблюдение и мышление. Анализ свойств объекта: общее, отличительное, существенное и несущественное. Сравнение. Аналогия. Абстрагирование. Синтез объектов или их свойств. Обобщение, формирование суждения об общих существенных признаках объектов. Понятие. Определение, его виды. Принадлежность понятию. Отношения между понятиями. Классификация и систематизация понятий. Суждение, умозаключение, доказательство. Использование индуктивного умозаключения. Самовоспитание. Система этических знаний. Нравственные взгляды, чувства, опыт. Социальное поведение. Этика и этикет. Самоперевоспитание. Рефлексия выполнения индивидуальной программы самовоспитания. Содержание раздела «Научи себя учиться» I. Понятие о процессах обучения и учения. Человек – самообучающаяся система. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразования, «ученья самих себя». Умственная самостоятельность и её уровни. Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков. II. Умения планировать свою деятельность. Умение наметить цели, определить задачи, пути и сроки деятельности. III. Умения самоорганизации. Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться». IV. Умения учебно-познавательной деятельности (Общеучебные умения). Умение работать с книгой (читать, составлять план, конспектировать и т.д.). Работа на уроке: способы активизировать своё внимание, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях. Память и её развитие. Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память». Общелогические интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать. Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития. V. Умения самоконтроля. Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия. VI. Программа самообразования. Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи. Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения. Виды литературы: художественная, научная, популярная, справочная и др. Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог. Организация чтения. Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат, записей при чтении. Книги и записи – продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта. Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций и т.п. Компьютер в самостоятельном развитии. Заочное обучение как Вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители. Примеры практических занятий: • диспут «Мы все учились понемногу...»; • сочинения-анализы: «Моё учение», «Наше обучение», «Как нам ставят отметки» и др.; • тренинг мотивации самообразования; • составление индивидуального плана самообразования; • упражнения на овладение рациональными приёмами самообразования; • упражнения на выработку приёмов быстрого чтения; • обучение конспектированию, работе с книгой; • хронометрирование учеником своего учебного и внеучебного времени; • планирование работы на день, на неделю, на месяц; • упражнения на развитие логических умений; • разбор социальных ситуаций-проб. Утверждай себя (самоутверждение). VIII класс (13-14 лет) Задачи раздела: • формирование оптимальной мотивации самоутверждения; • ознакомление с понятиями: самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство; • формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства; • формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я нравлюсь, способен, значу; • составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения; • формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям; • дальнейшее развитие половой идентификации. Развивающее повторение Самопознание. Мотивы и их роль в деятельности и поведении. Потребности и мотивы. Познавательные и нравственные мотивы. Ценностные ориентации. Социальные установки. Рефлексия истёкшего года. Самовоспитание. Эмоции и духовность. Самовоспитание мужества. Стойкость и самостоятельность как путь сохранения и утверждения себя. Образцы стойкости: протопоп Аввакум, боярыня Морозова, Е.Я. Замятин, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, И.П. Павлов, Н.И. Вавилов и др. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания. Самообразование. Умение владеть словом, искусство красноречия. Корректировка индивидуальной программы-самообразования. Содержание раздела «Утверждай себя» I. Потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самозащищённости, возрастные и индивидуальные особенности. Я-концепция личности и механизм самоутверждения. Основные сферы самоутверждения личности: социальная, полоролевая, деловая, творческая, духовно-нравственная. II. Социальное самоутверждение личности. Потребность в общественном признании. Авторитет. Диалектика «Я» и «Мы». Способы самоутверждения в коллективе, активность, самостоятельность мнения, принципиальность, участие в самоуправлении, независимость. Потребность в общении и её проявления. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми. Структура общения, его средства. Законы общения по А.А. Ухтомскому: доминанта на лицо другого, принцип заслуженного собеседника, круг общения. Правила общения по Карнеги. Правила поведения в компании. Три способа достижения хорошего отношения к вам. III. Отношения мальчиков и девочек. Половая идентификация. Самоутверждение в отношениях с другим полом. Девичья честь, мужское достоинство. Любовь и сексуальность. IV. Самоутверждение и творчество. Творчество с точки зрения психологии, науки, религии, практики. Задатки, способности, талант, условия их развития. Способности – основной инструмент самовыражения и самоутверждения личности. Талант и труд. Правила жизни и творческой деятельности (из биографий великих людей). Честолюбие и тщеславие. V. Самоутверждение в нравственной сфере. Честность, порядочность, обязательность, ответственность, самостоятельность и независимость как черты личности, способствующие самоутверждению в обществе и своём собственном мнении. Самооценка своих нравственных качеств, самоутверждение в себе Человека. Гуманистическое самоутверждение: добро и доброта, правда и справедливость, любовь к ближнему, прощение, служение людям. Примеры практических занятий: • подготовка и самостоятельное проведение подростками беседы, занятия, урока в начальной школе; • тренинг мотивации самоутверждения; • тренинг коммуникативных умений; • тренинг творческих способностей; • социометрическое изучение группы; • самодиагностика и тренинг полоролевых отношений; • разбор социальных ситуаций-проб. Найди себя (самоопределение). IX класс (14-15 лет) Задачи раздела: • формировать мотивацию самоопределения; • ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор; • формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека; • помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении; • помочь индивидуальности личности самоопределиться в различных сферах жизнедеятельности; • обучить постановке целей своего развития; • составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности; • подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию. Развивающее повторение Самопознание. Диагностика и самодиагностика школьника в сфере способностей, увлечений, состояния здоровья, воспитанности, духовности. Самохарактеристика как самоисследование, преодоление поверхностного знания о себе. Генеалогическое древо. Рефлексы истекшего года. Самовоспитание. Этнокультурные нормы. Уважение к традициям разных народов. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания. Самообразование. Многогранность человеческого знания. Чтение — лучшее учение. Ваш эрудицией. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания. Самоутверждение. Развитие представлений об общении: понятие о трансактном анализе. Содержание раздела «Найди себя» I. Самоопределение: желание, мечты, выбор, борьба, труд. Миры, в которых мы самоопределяемся. Свобода и необходимость, выбор и обязанность. «Могу», «хочу» и «надо». II. Профессиональное самоопределение. Мир профессий: области деятельности, профессии, специальности. Требования профессии к человеку. Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности. Основания для выбора профессии. Профессиональные интересы и склонности. Роль самовоспитания в выборе профессии. Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессии. III. Личностное самоопределение. Полоролевое поведение. Любовь: от секса до платонических вершин. Психология любви и дружбы. Выбор партнёра: случайность и расчёт. Дружба. Выбор друзей. IV. Мир духовности. Отношение к ценностям быта: богатство и бедность, свобода и рабство, коллектив и одиночество. Идеологическое самоопределение: материализм и идеализм, наука и религия, партийность и непартийность; национальные и интернациональные ценности. V. Мир досуговых занятий. Использование свободного времени. Выбор досуговых занятий, хобби. VI. Жизненные планы. Человек и судьба. Ступени взросления. Примеры практических занятий: • тренинг внутренней мотивации самоопределения; • сочинение «Моя будущая профессия», «Я через 10 лет» и т.п. • обоснование выбранной профессии (реферат) и его защита; • знакомство с профессиограммами массовых профессий региона; • разбор социальных задач-проб; • диспут «Наука и религия». Управляй собой (саморегуляция). X класс (15-16 лет) Задачи раздела: • ознакомиться с понятиями: саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения; • ознакомиться с процессами саморегуляции; • сформировать мотивы саморегуляции; • убедить учеников в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками; • обучить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение; • обучать регулировать своё настроение; • сформировать доминанту на саморегуляцию и самосовершенствование; • дальнейшее профессиональное и личностное само определение и самоутверждение. Развивающее повторение Самопознание. Рефлексия – высший уровень самосознания. Осознание переломных, критических этапов в своей жизни. Рефлексия истёкшего года. Самовоспитание. Самовоспитание – педагогика для себя. Эстетическое самовоспитание: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания. Самообразование. Приёмы творческой мысли. Процесс решения задач. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания. Самоутверждение. Лидерство. Авторитет. Полоролевая привлекательность. Негативные проявления самоутверждения. Самоопределение. Конкретизация и углубление профессионального самоопределения. Взаимосвязь профессиональных и учебных интересов. Предчувствие и прозрение себя как осознание своей уникальной индивидуальности. Содержание раздела «Управляй собой» I. Внешняя саморегуляция: создание и управление своим внешним обликом и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета, овладение мимическими и пантомимическими умениями (управление телом). Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с окружающими. II. Внутренняя саморегуляция: управление физическим состоянием, эмоциями, сознанием. Классические формы управления физическим состоянием: профилактика здоровья, гигиена тела, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма, физический труд, режим труда и отдыха, полноценное питание. Контроль за своими потребностями. Эмоциональная саморегуляция. Самоконтроль, самообладание. Способы угашения отрицательных эмоций: страха, тревожности, ненависти, обиды, боли, стыда, зависти. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Достижение согласия с самим собой. Психологическая самозащита. Классические формы воздействия на работу своего сознания. Развитие памяти, воображения, логических и творческих интеллектуальных способностей. Взаимосвязь физической, эмоциональной и умственной саморегуляции. Релаксация. Доминантное поведение и деятельность. Законы доминанты по А.А. Ухтомскому. Доминанта на саморегуляцию и самосовершенствование. Вера в себя. III. Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах. Йога как система саморегуляции физического состояния и сознания, дисциплина тела и ума. Йоговское понимание смысла жизни и места человека во Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки. Медитация как методика формирования доминанты на психическое и умственное самосовершенствование и саморегуляцию. Космическая (био-) энергетика человека. Биополе. Энергетические центры – чакры. Энергетические доноры и вампиры. Саморегуляция энергетического состояния. Примеры практических занятий: • упражнение «Осознание собственной индивидуальности»; • упражнение «Развитие внимания и памяти»; • релаксация; • упражнения Йоги; • определение знака и интенсивности космической энергетики человека; • разбор социально-педагогических задач-проб; • сочинения на основе самонаблюдений и наблюдений за окружающими. Реализуй себя (самореализация). XI класс (16-17 лет) Задачи раздела: • ознакомить учеников с понятиями: самореализация, самоактуализация; • сформировать психологическую установку на самореализацию; • раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускника школы; • сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы; • подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию; • сформировать конкурентоспособность и выживаемость; • сориентировать на дальнейшее самосовершенствование; • преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь; • подготовить к встрече со стрессами, с опасностями, с трудностями; • предостеречь от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений; • дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном). Развивающее повторение Самопознание. Опасности и соблазны самомнения, самодовольства, самовлюблённости. Осмысливание себя в широком контексте жизни. Рефлексивный анализ истёкшего года Самовоспитание. Организация здорового образа жизни. Твой образ жизни и твоё здоровье. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания. Самообразование. Духовное богатство и интеллигентность. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания. Самоутверждение. Ролевые позиции, ролевое поведение. Быть или казаться? Самоопределение. Трудность цели. Ближние, средние и дальние перспективы. Выбор между ситуационным решением (сиюминутным наслаждением) и перспективным (будущим благополучием). Саморегуляция. Дианетика – наука о душевном здоровье. Содержание раздела «Реализуй себя» I. Жизненные пути и основные сферы самореализации личности. Проблема смысла жизни и счастья, составляющие счастья. Пять источников несчастий человеческого «Я»; как их избежать. II. Путь к счастью в личной жизни. Любовь и расчёт в личных отношениях. Проблема одиночества. Этика и психология семейной жизни. Права и обязанности супругов. Качества, необходимые для семейной жизни. Подготовка себя к роли родителей. Дети – плод любви. Семейное воспитание. Семья С.Т. Аксакова. Воспитание в семье Б.П. и Л.А. Никитиных. III. Подготовка себя к трудовой (деловой) карьере. От самоопределения к самореализации. Образование и специальность: выбор цели и пути её достижения. Карьера. Хотеть, уметь, мочь. Свобода и ответственность. Закон. Честолюбие и тщеславие. IV. Подготовка к рыночным социальным отношениям. Частная собственность как фундамент свободы и рынка. Деньги и товар. Предпринимательство и бизнес. Доходы и налоги. Конкуренция и банкротство. Работа и безработица. Воспитание в себе честности, умений делового общения, предприимчивости, практицизма. V. Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. Подготовка себя к психологической самозащите. Основы безопасности жизнедеятельности. Оружие самообороны и правовые основы его применения. Меры против обмана, шантажа, рэкета. Поведение при взаимодействии с органами правопорядка. Экологическая безопасность. VI. Дальнейшее жизненное самосовершенствование. Самосовершенствование — правильное использование опыта жизни и знание своих возможностей. Расширение своего самосознания. Восхождение к индивидуальности. VII. Заключение: выбор жизненной стратегии. Примеры практических занятий: • подготовка и самостоятельное проведение урока в среднем звене; • деловые игры; • разбор социально-педагогических задач-проб; • тренинг мотивации достижения; • сочинения и творческие работы по человековедческим проблемам. |
Учебный курс орксэ включает в себя 6 модулей Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | Калейдоскоп возможных форм работы с детьми клубы: «Познай себя» План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год | ||
Курсовая работа «Познай самого себя!». 1 В философии познание человека самим себя называется рефлексией (от позднелат reflexio – обращение назад).... | Учебное пособие по философской антропологии казанский государственный университет Этот вопрос фундаментален для его сути и для его бытия. «Человек есть тот, кому сказано: узнай себя Постоянно сопровождающий человеческую... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Стремление обнажить самого себя, понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой» вот основа «авторской» прозы, утверждает... | Отечественной истории Россия, СССР в мировых войнах” представляет собой оригинальный разработанный автором учебный курс по выбору. Курс включает в себя... | ||
Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» Данный курс является коррекционным, т к способствует развитию личности ребенка, дает возможность реализовать себя в самостоятельной... | Программа курса «история» Департамента образования Брянской области на 2014-2015 учебный год. Учебный курс «История» рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа... | ||
Информационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006 Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры... | Урока дата тема урока Домашнее Самопознание и самооценка как условие успешности функционирования личности в социальной среде | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа психологического кружка «Познай себя» направлена на сохранение психологического здоровья детей | Сергей Аношин самопознание по материалам интернет-газеты «Самопознание. Открытие неизвестного» При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного... | ||
Какие же особенности психологического и социального развития младших подростков? Окого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности... | Конспект урока по физической культуре для учащихся 11 класса (девушки)... Научить выбирать оптимальный уровень нагрузки для своего организма и контролировать его | ||
Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Франции» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Французского языка» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |