Введение
Актуальность темы. Современный мир характеризуется трансформациями, кризисами, он нестабилен, резко изменяется. Поэтому общество нуждается в людях, которые, с одной стороны, могут соответствовать этим преобразованиям, а с другой стороны, умеют договариваться с другими, решать проблемы, добиваться поставленных целей, эффективно работать и в совместной деятельности добиваться значимых результатов. Немаловажную роль в осуществлении совместной деятельности играют способности влиять на других, организовывать командную работу, быть авторитетным. Эти способности обеспечивают лидерские проявления. Но от лидера сейчас требуется умение вести группу к чему-то новому, не повторять старое, привычное, а искать продуктивные решения в достаточно сложных обстоятельствах, находить возможности продвижения там, где раньше их не видели, быть конкурентноспособным.
Креативность - это способность к продуцированию нового, к постоянному изменению, проявлению собственной неповторимости. Креативность помогает человеку найти творческое решение в нестандартной ситуации, ярче выразить свою индивидуальность и не затеряться в толпе.
В современной психологии настал переломный момент в проблеме лидерства, раньше считалось, что эта черта человека является врожденной и проявляется в определенных условиях; теперь все больше учёных склоняются к тому что, лидерство не является врожденным, а вырабатывается у человека и проявляется в зависимости от обстоятельств и возможности применения навыков.
Практическое значение: В нашем мире все больше возникает потребность в лидерах и хороших руководителях, которые могут осуществлять в управлении креативные подходы и решения. Эти качества играют важную роль в успешности человека. Многие молодежные программы разрабатываются, учитывая эти факторы для более эффективной работы.
Работа будет иметь смысл и для психологической службы нашей гимназии.
Проблема: Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях проявления лидерских и креативных способностей, а также их соотношения, у подростков различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, "мозаичный" характер, представления о развитии лидерства и креативности в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Лидерство и креативность проявляется в условиях действия большого количества разнообразных факторов: психологических и социально-психологических особенностей группы, в которую включены подростки; деятельностных, поло-возрастных, культуральных, индивидуально-психологических и т.д. Взаимодействие этих факторов, возможно, определяет соотношение лидерских и креативных способностей подростка.
Речь идет не только о том, помогает или мешает креативность подростку в группе, но и можно ли выделить особую социальную креативность - умение творчески, нестандартно, быстро находить общий язык с другими людьми, добиваться авторитета, влияния, продвигать группу к принятию эффективных решений, организовывать для действий, оказывать поддержку и сплачивать.
Разработанность темы. О теориях происхождения лидерства писали Кричевский Р. Л. (1985) Рыжак М. М. (1985). О лидерстве в малых группах писали Журавлев А. Л. (2002), Парыгин Б. Д. (1971).
Проблемой природы отношений творчества и деятельности занимался Батищев, на отличие творчества и предметной деятельности указывал психолог Я. А. Пономарев (1976), Ян Вильчек является автором наиболее развернутой системы представлений о природе творчества, исследование причин практического творчества Альфред Адлер, Д.Б. Богоявленская изучала понятие креативной личности, Джордж Гилфорд (предложил модель «структуры интеллекта», которая часто используется при работе с одаренными детьми в США), Э. П. Торренс занимались проблемой независимости творчества от интеллекта .
Вопросы лидерства и креативности разрабатываются в психологии плодотворно, но обособлено друг от друга, поэтому существует сравнительно мало исследований, описывающих связи между лидерством и креативностью .
Цель исследования: выявить связь лидерских способностей и креативности у подростков 12-13 лет и описать ее характер.
Для достижения цели были поставлены следующие
задачи:
Теоретические:
Дать характеристику понятиям лидерства и креативности
Описать теории происхождения лидерства.
проанализировать специфику лидерства и творческих способностей в подростковом возрасте.
Практические:
разработка методики выявления лидерских и креативных способностей у подростков: подбор игровой процедуры, тестов креативности, критериев для экспертной оценки лидерских качеств у подростков.
Проведение эмпирического исследования лидерства и креативности у учеников 7 классов.
Обработка и анализ полученных данных с точки зрения связи лидерства и креативности у подростков.
Объект исследования: поведение и речевые высказывания учеников 7 класса.
Предмет исследования: проявления лидерских качеств и творческих
способностей учеников 7 класса.
Гипотеза исследования: существует связь между проявлением лидерских и творческих способностей у подростков:
ученики, имеющие высокие лидерские качества, обладают высоким уровнем креативности.
Методы исследования: игра, нацеленная на выявление лидерских качеств, тестовый метод (тест на выявления творческих качеств Вильямса), экспертная оценка.
Методики исследования:Для изучения лидерских качеств учеников 7 классов была проведена игра. Экспертная оценка лидерских проявлений у подростков в общении осуществлялась группой наблюдателей, состоящей из 5 студентов-психологов и преподавателей психологии.
Структура работы:Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в работе литературы и приложений. В первой главе определяется понятия лидерства и креативности. Во второй главе описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования лидерских и креативных качеств подростков.