Рабочая программа дисциплины психология физической культуры





Скачать 137.66 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины психология физической культуры
Дата публикации26.10.2014
Размер137.66 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»







Утверждаю
Руководитель программы ДПО

___________________ Н.В. Чертов

«___»__________________ 2014 г.



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Психология физической культуры

(72 часа)

 

 
Разработчик __________________________к.п.н., доцент кафедры ТОФВ Кривсун С.Н.


1. Пояснительная записка
Цель изучения дисциплины: овладение профессионально значимыми компетенциями правовых отношений в сфере физической культуры и спорта.

Дисциплина предусматривает следующие задачи изучения-:

— овладение обще профессиональными компетенциями;

— овладение специальными профессиональными компетенциями.

Дисциплина «Психология физической культуры» относится к базовой части программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» - учебный раздел Р.2 «Психолого-педагогический».

Освоение дисциплины предполагает наличие высшего/среднего профессионального образования, а также определенный опыт работы по профилю специальности.

Общие требования к уровню подготовки слушателя для освоения программы:

— владеет достаточными теоретическими знаниями в общекультурной и профессиональной деятельности;

— владеет навыками воспитывающего обучения-;

  • умеет самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями;

  • способен самостоятельно анализировать, критически оценивать и использовать получаемую научную информацию.

Перечень компетенций, формирующихся в результате освоения программы дисциплины:

- способен организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

- проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

- планировать результаты образовательно-тренировочной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

- проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления;

- организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т.ч. самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей;

- осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности;

- обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;

- ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов;

- ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использованием электронных форм;

- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим;

- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
2. Учебно-тематический план изучения дисциплины

«Психология физической культуры»



Наименование разделов/модулей

Дисциплины

Всего,

час.

В том числе, часов

Форма контроля

лекции

практические занятия

Самостоят.работа

1.

Психология личности спортсмена, тренера

24

1

10

6

Реферат/ тестирование

2.

Спорт и стресс, психологические основы управления в спорте

24

1

20

6

Реферат/ тестирование

3.

Спортивная психодиагностика

24

2

20

6

Реферат/ тестирование




Итого

72

4

50

18

зачет

3. Темы лекционных и практических занятий
3.1. Психология личности спортсмена, тренера

Введение в психологию физической культуры (ФК) и спорта. Здоровье и его сохранение с позиции психологии: понятие психологического здоровья, здорового образа жизни, модели и стадии его формирования, схема тела, образ тела, Я концепция тела.

Понятие деятельности, её общая структура, структура педагогической деятельности специалиста ФК и спорта.

Личность специалиста ФК и спорта, стили его деятельности, условия работы и критерии её эффективности, повышение квалификации, профпригодность.

Психология личности учащегося и спортсмена, способности и физические качества. Современная теория обучения двигательным действиям на основе формирования их ориентировочной основы (ООД). Общение в условиях занятий ФК и спортом.

Психология коллектива в ФК и спорте.

3.2. Спорт и стресс, психологические основы управления в спорте

Спортивная психодиагностика (актуальная, прогностическая, отбор).

Спорт и стресс, психологические вопросы управления и индивидуализации спортивной подготовки и соревновательной деятельности.

Биоритмы и психическая, физическая активность (работоспособ­ность).
3.3. Спортивная психодиагностика

Психолого-педагогическая характеристика школьника, самооценка качеств личности педагога ФК, измерение ПД (потребности достижений) и синдрома дифицита внимания (и гиперактивности).

Методика измерения мотивации занятий ФК и спортом, творческого потенционала,

Инструментальная методика измерения общего уровня мотивации.

Характерологические методики измерения черт личности (методики Айзенка,

.Кетелла, Фаренберга – FРЕ, Малковой – ШАС –астенического состояния)

Измерение профессиональной направленности к деятельности учителя ФК (Бабушкина), измерение свойств темперамента (Русалова), методика выявления профессиональных ориентаций (Климова)

Измерение коммуникативных и организаторских качеств учителя (КОС - 1) и социально-коммуникативной компетенции. Измерение нравственных качеств учащихся.

Измерение личностной и ситуативной тревожности, школьной тревожности (Филлипса) и самооценка психического состояния (САН)

Шкала ТС – 1Ю. Ханана – измерения отношений между тренером и учеником. Измерение межличностной приемлемости с помощью методики Бехаревой. Измерение социально – психологического климата коллектива класса и спортивного коллектива

Измерение психической надежности и типов эмоциональной регуляции (Мильман).

Измерение черт характера (Леонгарда)

Измерение интегральных свойств нейродинамии (А.Г. Дрижика) Измерение региональных свойств нейродинамии (силы, подвижности, лабильности, динамичности) инструментальным путём и опросниками.

Практическое занятие по освоению приемов ментального тренинга (Л. Унисталя).

4. Темы индивидуальных (самостоятельных) занятий

  1. Профессиональная пригодность к деятельности специалиста ФК и спорта.

  2. Критерии и тесты отбора к спортивной деятельности.

  3. Индивидуализация совершенствования спортивного мастерст­ва на основе нейродинамики.

  4. Особенности психологической подготовки к соревнованиям на основе измерения состояний по различнымпоказателям, энергетики и двигательного навыка.

  5. Психорегуляция в спорте, программы ментального тренинга, медитация.

  6. Разновидности биоритмов, имеющих связь с двигательной активностью и планирование физической нагрузки.

  7. Управление психофизической подготовкой на основе измерения, перманентных, текущих и оперативных состояний.


5. Перечень зачетных вопросов

  1. Предмет изучения психологии ФК и спорта. Понятие физическая культура и спорт с позиции психологии, их

социаль­ное значение.

2. Психическое и психологическое здоровье и их критерии. Здоровье и его сохранение с точки зрения психологии.

3. Понятие здорового образа жизни, его компоненты и социально-психологические детерминанты их формирования.

4. Модели и стадии формирования здорового образа жизни.

5. Двигательная активность и ее связь с умственным развитием и умственной работоспособностью.

6. Схема тела, образ тела, концепция Я - тела.

7. Детерминанты агрессивности в спорте и их нивелирование.

8. Понятие деятельность, ее общая структура и структура педаго­гической деятельности учителя ФК. Психологическая характеристика спортивной и педагогической деятельности.

9.Уровни развития педагогической деятельности, ее этапы, функ­ции учителя ФК. Психологические особенности специалиста ФК и спорта.

10. Педагогические способности ( рефлексивные и проективные ) и их психофизиологические предпосылки ( по Н.В. Кузъминой ).

11. Структура спортивной деятельности с позиции психологи.

12. Педагогическая эмпатия, идентификация, рефлексия, конгруэнтность понимания себя и ученика в обеспечении учителем процесса ФК.

13. Условия деятельности учителя ФК и критерии ее эффективнос­ти, способы повышения квалификации.

14. Стили руководства и деятельности учителя ФК, их основания.

15. Личностные, профессиональные, волевые, умственные и психо-моторные качества специалиста ФК и спорта.

16. Профессиональная направленность специалиста ФК и спорта и особенности ее формирования.

17. Фрустрационная толерантность специалиста ФК и спорта. Синдром эмоционального выгорания и способы его купирования.

18. Современная структура личности (Ковалев, Рудик, Платонов, Щербаков) и особенности ее формирования в спортивной деятельности.

19. Разделение личности (анализ поведения) на основе представлений З.Фрейда и неофрейдизма и его использование в воспитательном процессе физкультурников и спортсменов.

20. Структура интегральной индивидуальности (Б. Вяткин, Белоус,

В. Русалов) и ее пользование в практике спорта.

21. Готовность к педагогической деятельности (ее структура и характеристика компонентов ) с позиции Сластенина.

22. Личностно-деятелыностный ( М. Теплов, 1961 ) и функциональ­но-генетический подходы к определению способностей, одаренность, задатки ( Русалов, Шадриков ).

23. Ловкость как психомоторная способность, ее структура, особен ности развитии в ФК и спорте (Филиппович, Лях, Туревский, Дрижика).

24. Интеллект, креативность, психомоторные и физические качества и их развитие в спортивной деятельности.

25. Понятия движение операции, двигательное действие, двига­тельная деятельность. Переход знания о движении в образы, представле­ния и умения.

26. Современная теория обучения двигательным действиям на ос­нове формирования их ориентировочной основы (ООД ).

27. Компонентный состав мотивации к знаниям ФК и спортом, их характеристика, стадии формирования мотивации,

28. Основные мотивы учебной деятельности учащихся на знаниях ФК и особенности формирования субъекта учебной деятельности.

29. Нравственные убеждения и стадии их формирования в процессе занятия ФК и спортом.

30. Воля, ее статическая и динамическая модели, волевые качества и особенности их формирования на занятиях ФК и спортом.

31. Характер и виды его акцентуации у школьников и способы их

корркции с помощью средств ФК и спорта.

32. Понятие о коллективе ФК и спорта, критерии его зрелости, осо­бенности формирования.

33.Ненормативное и сверхнормативное психическое развитие учащихся и особенности занятий с ними ФК и спортом.

34. Стресс как адаптационный синдром, его виды, стадии как механизмы развития психических состояний в спорте.

35. Неспецифические реакции "физиологическою" стресса, активации, тренировки, "ареактивности" и особенности построения физичес­ких нагрузок в связи с их развитием.

36. Развитие невротических реакций в спорте и их купирование.

37. Общение в спорте с позиции трансактного анализа Э. Берна.

38. Психические состояния в актуальных отрезках спортивной деятельности.
6. Список рекомендуемой литературы по дисциплине

а) основная литература:

1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 432 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
2. Акмеология: Учебное пособие / А.Деркач, В.Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Батапшев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
4. Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х кн. – 1998.
5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М, 1998. – 168 с.
6. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с. – (Серия «Педагогическая школа. ХХI век»).
7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. – М.: РАГС, 2000.
8. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие / Е.А.Климов. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
9. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
10. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психол. содерж., диагностика, коррекция: Учеб. пособие / Л.М.Митина, Н.С.Ефимова. – М.: Флинта, 2003. – 142 с. – (Б-ка психолога).
11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 – Педагогика и психология / Л.М.Митина. – М.: Academia, 2004. – 318 с. – (Высш. проф. образование).
12. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. Пособие. – СПб., 1999.
14. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
15. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение.- СПб.: «прайм- ЕВРОЗНАК», 2004.- 416 с.
16. Симонов П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

б) Дополнительная литература:
17. Акмеология / Под ред. А.А.Деркача. – М.: РАГС, 2002.
18. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.
19. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособ. для студ. высших учебн. завед.- М.: Издательский центр «Акадения», 2001.- 240 с.
20. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 544 с.
21. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996.
22. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. Учимся воспитанию / Б.З.Вульфов. – М. – Пед. о-во России, 2001. – 191 с.
23. Деркач А.А., Москаленко О.В. и др. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. – Астрахань, 2000.
24. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 249 с.
25. Климов Е.А. Становление профессионала. – М.: Воронеж: МПСИ, 1996.
26. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999.
27. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр», 1998. – 224 с., 3.: рис., схем.
28. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998.
29. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.
30. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта, 1998. – 200 с. – (Б-ка шк. психолога).
31. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. / Р.С.Немов. – М.: Владос-Пресс. Ч. 1, 2. – 2003. – 351.
32. Педагогический энциклопедический словарь: Энцикл. / Под ред. Б.М.Бид-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 527 с.
33. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М.Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
34. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов – н – Д, 1999. – 448 с.
35. Психология. Словарь. / Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
36. Рабочий словарь психолога-консультанта / Под ред. В.Б.Шапаря. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2005. – 490.
37. Рахматшаева В.А. Грамматика общения: Шаг за шагом к доверию и взаимопониманию. – М., 1995.
38. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – 416 с.
39. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.
40. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин В.Д. Педагогика: Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура» - М, 2000. – 272 с.
41. Словарь Л.С.Выготского / Под ред. А.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004.- 119 с.
42. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Учебное пособие. СПб., 1999.
43. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М, 1998. – 368 с.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на–Д, 1996. – 736 с.
45. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. Изд. 2-е, доп. и перер. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»).
46.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.: ил.
47. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А.Якунин. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 348 с. – (Высш. проф. образование).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconРабочая программа дисциплины педагогика физической культуры
...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconРабочая программа дисциплины правовые основы физической культуры
...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconСреднее специальное учебное заведение «Минусинский педагогический...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconПсихология физической культуры и спорта
Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconРабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры мпвц «01» сентября...
Название кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Нетрадиционные формы физической культуры»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconМетодика уроков физической культуры в первом классе
Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням загородные...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconРабочая программа по физической культуры Уровень образования
Рабочая программа учебного курса физической культуры для 5 9 классов (далее рабочая программа) разработана на основе авторской программы...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconРабочая программа по физической культуре в 11 классе разработана...
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconПрограмма дисциплины Физическое воспитание для направления 030300....
Роль физической культуры в профессиональной и общекультурной подготовке студентов
Рабочая программа дисциплины психология физической культуры iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы и тенденции...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск