Скачать 172.65 Kb.
|
Н.Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков ВИУ О СПЕЦИФИКЕ И АКТУАЛЬНОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Для понимания специфики гендерного воспитания чрезвычайно важно уяснить значение понимания нравственно-эстетического воспитания современной молодежи. Проблема гендерного воспитания сегодня особенно актуальна. Значимость этой проблемы определяется тем, что в современном российском обществе существенно изменились условия функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуаций и явлений. Управление гендерным воспитанием — понятие многозначное. Важность же гендерного воспитания — понятие многоступенчатое. Само воспитание мы будем рассматривать как управление процессом развития личности (определенных ее гендерных свойств) через воспитательную систему и воспитательное пространство. Но ведь и их надо проектировать, создавать, совершенствовать, что-то в них менять. Они трансформируются под влиянием и собственного опыта, и идей, пришедших извне. В практике общения педагогов с детьми традиционно сложились влияния на них: личный пример, беседа, совместная деятельность, включение в сферу межличностных отношений. Словесный, деятельностный и отношенческий — традиционные подходы, но и они весьма проблематичны. Появляются и “новые” подходы — гендерные, с достаточно развитым пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью. Гендерное воспитание в современной школе — достаточно сложный процесс, который усложняется еще и работой с родителями. Понятно, что школа и другие педагогические структуры по своей функции — трансляции и ретрансляции культуры — выполняют роль консерваторов общественного опыта. Поэтому попробуем хотя бы в общих чертах проанализировать, каковы же гендерные стереотипы в школьном образовании. Общепринято считать, что школа — это ученик, учитель, родитель. В школу поступают с 6-7 лет независимо от половой принадлежности. В это время процесс обучения никак не учитывает уже достаточно выраженный половой диморфизм. Девочки и мальчики одинаково работают на уроках и должны отвечать общим требованиям школы. Но и содержание, и формы учения и воспитания детей разного пола воспринимают и строят по-разному, принимая во внимание, что в семье и дошкольном учреждении учитывали их половую принадлежность. Достаточно убедительным примером могут служить игры младших школьников. Следующий шаг усложнения проблемы гендерного воспитания связан с пубертатным периодом. Здесь очевидное хронологическое опережение (примерно год-полтора) в развитии девочек сразу же заявляет о себе как в условиях содержательной учебно-воспитательной работы, так и в формах межличностных и межгрупповых отношений. Наблюдения и исследования показывают, что уже в 4-5 классах школы девочки доминируют физически, интеллектуально и социально, что позволяет им занимать ведущие организационные роли. Девочки по учебе начинают значительно опережать мальчиков. Этот период характерен и тем, что новое психоматическое состояние девочки вызывает не только повышенное внимание к себе, но и требования нового отношения со стороны окружающих, в том числе — а может быть и прежде всего — иного пола. У сверстников же эти проблемы не находят понимания и соответствующего ответа. С этим связано демонстративно акцентированное размежевание по половому признаку. При этом обособление девочек носит и явно дискриминационный характер по отношению к мальчикам. Вместе с тем игнорирование мальчиков в 10-12 лет сочетается с признанием и желательностью (по данным интервьюирования) совместного обучения и воспитания. В этом возрасте у мальчиков появляется тенденция не только к избеганию общения с противоположным полом, но и к полному размежеванию. Эти формы поведения и взаимодействия не только ежедневно и ежечасно воспроизводятся, закрепляясь, они еще и фиксируются с помощью учителей, поощряющих прилежание, учебную успешность, усидчивость и, что очень важно, требующих от мальчиков понимания сложившегося положения и социально-позитивного (адекватного) отношения к слабому полу. А представительницы этого пола в субъективной интерпретации мальчика вовсе не слабый образец, а часто даже наоборот, и требуемые женским полом привилегии совершенно ему непонятны.1 Чтобы говорить о важности гендерного воспитания и дальше, выясним, каковы же гендерные стереотипы в сознании молодых учителей, которые сегодня воспитывают мальчиков и девочек в учебных учреждениях. Вместе с опытными классными руководителями девятых классов гимназии №5 г.Владикавказа, учителем русского языка и литературы Цаллаевой Л.Г. и учителем математики Кобаидзе Н.И., мы провели тренинг на тему: “Понимание гендерных ролей в сознании молодых учителей”. Нами была предпринята попытка структурного изучения гендерной дифференциации школьного коллектива в учительском сознании. В тренинге приняли участие 15 учителей гимназии №5 (из них 5-мужчин, 10-женщин). В ходе исследования была выявлена корреляционная связь между гендерными стереотипами, установками и представлениями о разделении ролей в зависимости от сочетания различных факторов и от той социокультурной среды, в которую включен человек. В тренинге предлагается список из 14 утверждений, описывающих традиционное разделение ролей мужчины и женщины в семье, в воспитании детей, в обучении, в общественной и профессиональной деятельности. Утверждения были распределены по трем факторам: традиционные семейные роли, полоролевая дифференциация и ограничения во внесемейной реализации женщины. Проведенный анализ по следующим утверждениям, которые определяют жесткое закрепление традиционно мужских и женских ролей в семье, в обществе, в сферах труда и занятости, в общественной деятельности, позволил предположить выделение двух типов диспозиций или моделей: традиционно-патриархатной и эгалитарно-феминистской. Для анализа результатов был введен специальный (дополнительный) показатель — индекс традиционности гендерных стереотипов (ИТГС) для каждого респондента, измеряемый суммой баллов, полученных за каждое из 14 утверждений. Величина данного индекса в целом по выборке колебалась от минус 10 (это минимальное значение ИТГС, свидетельствующее о наибольшей приверженности молодых учителей эгалитарным позициям по вопросам распределения гендерных ролей) до плюс 7 (максимальное значение ИТГС, свидетельствующее о наибольшей трудности взглядов по поводу распределения гендерных стереотипов). Таким образом, чем больше значение ИТГС приближено к 8, тем более выражена степень приверженности к традиционным гендерным ролям по всем 14 утверждениям. В целом результаты, конечно, не могут претендовать на полную статистическую достоверность в силу малой репрезентативности выборки. Однако они позволяют проследить общие тенденции в отношении приверженности опрошенных учителей гендерным стереотипам: большая приверженность традиционализму наблюдается у респондентов мужского пола по сравнению с женским. Интересны ответы по утверждениям третьего фактора. Здесь преобладают рассуждения эгалитарного типа, в которых нет выраженной приверженности традиционным стереотипам в отношении реализации женщины вне семьи. Эти данные свидетельствуют о достаточной эмансипации взглядов современных учителей на вопросы женской внесемейной реализации. Возможно, здесь сказывается влияние специфики самой профессии учителей, предлагающей самоотдачу и достаточную свободу действий при ярко выраженной феминизации системы образования. Феминизация школы неизбежно привела и к феминизации требований к молодому поколению. Чтобы осуществлялось гендерное воспитание современной молодежи, необходимо рассмотреть позиции и отношения к вопросу о раздельном обучении тех, кто воспитывает. Это отношение оказалось достаточно единодушным независимо от пола, возраста и других факторов. Подавляющее большинство участников опроса (опрошено 105 учителей гимназии №5) высказалось против раздельного обучения. Однако жесткость этой позиции колеблется в зависимости от возрастных ступеней обучения. В начальной школе — против 95% учителей, в среднем звене — 86%, в старших классах — 82%. С чем это связано в старших классах? С одной стороны, с необходимостью специализированного, профильного обучения старшеклассников, с другой стороны, мы полагаем, что согласие учителей связано с вопросами гендерного воспитания. По вопросу дифференцированного подхода к нравственному и эстетическому воспитанию мнения учителей разошлись. На вопрос, нужно ли мальчиков и девочек воспитывать по-разному, более 60% из числа опрошенных ответили отрицательно. Некоторые учителя подчеркивают, что воспитанием ребенка должна исключительно заниматься семья и что дифференцирование гендерного воспитания должно исходить тоже от семьи. В целом, опрошенные воспитатели не поддерживают раздельного обучения, хотя и признают необходимость дифференцированного гендерного воспитания. Итак, сформулируем следующие выводы. 1.В сознании учителей доминируют гендерные стереотипы, которые являются достаточно стойкими и мало поддаются изменениям. 2.Доминирование традиционных гендерных стереотипов обуславливает согласие части учителей с необходимостью дифференцированного нравственного воспитания девочек и мальчиков и привития им “соответствующих полу” черт характера. 3.Учителя, хотя в большинстве своем и выступают против раздельного обучения все же склонны допустить возможность такого обучения в старших классах. 4.Учителя, осознав, что они в процессе обучения и воспитания транслируют не только знания, но и свои стереотипные суждения, установки, далеко не все готовы изменить свои мнения. В этой связи надо внедрять подход критической педагогики, который видит задачу в том, чтобы дать современной молодежи возможность развития аналитических способностей и самостоятельности (“самости”). Развитие самостоятельности и есть первая и важная цель гендерного воспитания. Для этого учитель-воспитатель должен быть свободен от различного рода рамочных суждений и установок. — Когда обыкновенные мальчики и девочки становятся трудными? — Когда ими никто не занимается. Они сами себе находят “занятия”. — Бывают ли дети идеальными? — Идеальный ребенок существует в папиной или маминой голове. Родители воспитывают детей не по своему образу и подобию (своего образа почти никто не знает), а по какому-то сочиненному. Первое разочарование ждет родителей, когда оказывается, что, несмотря на все их усилия, их мальчик ушел в дурную компанию и никак не хочет отвечать образу Идеального Ребенка. А настоящая паника охватывает родителей, когда такое случается с девочкой, которую вроде бы правильно воспитывали. Как это происходит? Почему очень мало пишут о хороших людях? Почему больше показывают жестоких и злых? Где положительные примеры? Образы? “Нужно создать такой образ Ребенка, чтобы из него непротиворечиво вырастал образ Человека – и сам человек…” Вот здесь и начинается работа с воспитания Идеального Мальчика – Идеальной Девочки, с выяснения того, каков тот образ Человека, который кажется нам привлекательным и манит нас. Так писал С.Л.Соловейчик в своей книге “Педагогика для всех”. Каким должно быть наше молодое поколение? Извечный вопрос. Историям разочарований в детях нет конца и сегодня. Изучают экспериментаторы-психологи причины неудач, разбираются в конфликтах и спорах воспитатели, составляют и рисуют таблицы профилактики и диагностики правонарушений школьные инспекторы, учителя-методисты приводят методы обучения и воспитания в соответствие с требованиями жизни, педагоги-исследователи учат самостоятельно пополнять свои знания и лучше ориентироваться в потоке информации. Но этого мало. Нужна еще другая основная ветвь воспитания — семейная педагогика, которая предлагает подготовку молодежи к семейной жизни, а также формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающих специфические потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения и формы поведения в общении с представителями другого пола. Пол у человека играет огромную роль в его жизни, являясь естественной основой его индивидуальности. Современные гендерологи утверждают, что нужно стремиться к гармонии межполового взаимодействия в рамках поведенческих моделей. Но о какой гармонии может идти речь, если не будут учитываться особенности мальчиков и девочек, юношей и девушек при их воспитании как представителей своего пола. Учет половых особенностей учащихся в образовательном процессе является базовым для гендерного подхода. На педагогических практикумах и родительских собраниях мы с классными руководителями девятых классов гимназии №5 попросили мужчин и женщин (пап и мам) принять участие в опросе поведенческой модели “Отношения учителей к школьникам”. Было опрошено 100 родителей. Таблица 1. Мнения женщин и мужчин об отношении учителей к мальчикам и девочкам (частота выбора в %)
Мы попытались выяснить, каково отношение педагогов к гимназистам по их поведению и прилежанию. Основная часть участников опроса считает, что различий особых нет. Мальчиков и девочек воспринимают одинаково. Мнения родителей, которые так не считают (а их от 20% до 30%), практически схожи: они считают, что девочек больше ставят в пример, чаще хвалят за прилежание и послушание, чем мальчиков. Таким образом, можно говорить об отмеченной респондентами гендерной асимметрии в отношениях: воспитатель — ученик (мальчик или девочка), выражающейся в большем внимании к девочкам. В процессе поиска точки отсчета гуманизации позиции педагогов, мы вышли к необходимости гендерного подхода в воспитании и ориентации его на специфику пола. Для этого нужен поворот к интересам и потребностям конкретного человека. Кто его выполнит? Учитель, который умеет видеть, слышать и понимать своеобразие личности, индивидуальные и возрастные особенности. И здесь, казалось бы, за всеми правильными словами, мы обнаружили, что конкретный человек в восприятии педагога — это ученик или ученица, но не ребенок, не мальчик или девочка. Многообразие жизни мальчиков и девочек сводится к общему знаменателю учебных успехов. Все, что касается полового воспитания безоговорочно описывается в адрес семьи. Пол ребенка в школе учитывается только на уроках труда и физической культуры. Вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме. Мы провели анкету для родителей состоящую из 10 вопросов, в которой просили выразить мнение о школьной жизни своего ребенка. Изучив ответы анкеты, следует отметить, что родители проявляют доброжелательность к педагогам, доверие к школе, умение не осуждать, терпимость к различиям, тактичность, уважение и гендерную толерантность (непредвзятое отношение к представителям другого пола). Родители хотят знать, с кем дружат их дети, на чем основана эта дружба. Стремление к дружбе, к сердечному общению — одна из особенностей характера ребят подросткового и юношеского возраста. Интерес к этой дружбе должен проявляться осторожно. Большинство родителей к этому относятся предельно чутко и внимательно. Следует учитывать, что подростковому возрасту свойственна жажда идеальных образов для подражания, возвышенной дружбы, романтических чувств. Поэтому нередки случаи, когда ребята идеализируют своих друзей, болезненно реагируют на всякую попытку взрослых, в том числе и родителей, помешать этой дружбе, развенчать в их глазах обожаемого друга или подругу. Неумелое, грубое вмешательство может не только нанести тяжелую душевную травму подросткам, но и оттолкнуть их от родителей. Поэтому папам и мамам важно во всех случаях суметь сохранить сердечные отношения с подрастающими детьми. Если же, по мнению родителей, возникшая дружба не так желательна, вряд ли следует становиться на путь категорических запретов. Это пользы не принесет. Если дружба ребенка с кем-то явно вредна, следует осторожно дать ему самому убедиться в отрицательных качествах того, к кому он привязался. Часто бывает наоборот: родители в своих воспитательных недочетах пытаются обвинить не себя и своих детей, а их друзей. Ослепление родительской любовью не только наносит вред воспитанию детей, но часто и отдаляет детей от родителей. Потому что ребята, какими бы разболтанными они ни были, в глубине души высоко ценят справедливость и честность взрослых. И как нигде, эта открытость необходима при оценке друзей подростка, их взаимоотношений, поступков. Каким бы ни был друг сына или дочери — недостойным или, по мнению родителей, просто плохим, — он за что-то был выбран, понравился, какие-то его хорошие качества нашли отклик в душе его ребенка. Необходимо, чтобы и родители постарались заметить эти качества, только тогда они получат возможность дать верную оценку другу подростка, его поступкам. Изучение жизнедеятельности мальчиков и девочек в воспитательном пространстве показало, что ни обучение, ни воспитание не строятся с учетом пола. Ребята в течение 10-11 лет находятся в одновозрастной группе совместного обучения, которой является современный класс. Устойчивый личностный статус в группе (классе) возникает уже в начальной школе, корректируется процессом полового созревания. Установка, с которой один ребенок воспринимает другого, вдруг начинает претерпевать изменения. Эти изменения резко меняют поведение и отношения девочек друг к другу и, конечно, принципиально по-новому они начинают смотреть на мальчиков–одноклассников. Девочки 9-11 классов ценят в себе творческий потенциал, ум, умение организовать и распланировать работу, но не придают большого значения такту, умению дружить, сострадать, выполнять обещания. В мальчиках одноклассниках ценят внешний вид, ум, находчивость, юмор, но не придают особого значения надежности, ответственности и честности. Проявление половой индетификации в образовательных учреждениях воспринимается как нарушение правил поведения, неписанных законов скромности, ответственного отношению к учению. Даже в современных условиях протест с позиции пола вызывает самые резкие реакции. В образовательной среде живет устойчивое мнение, даже привычка к тому, что мальчики в начальной школе учатся слабее, ведут себя хуже. Мальчики 5-7 классов являются головной болью и поддерживать дисциплину в этих классах считается достаточно высоким мастерством. Уже при поступлении в школу мальчики наталкиваются на такую организацию их учебно-воспитательной деятельности женщинами-учительницами, которая резко ограничивает их двигательную активность и включает в речевой поток, противоречащий мужской природе. Развитие речи мальчиков идет иными путями, чем у девочек. Мальчики дерутся, бегают, устраивают разные подвижные игры. Они вечно куда-то забираются, лезут, убегают. Их ловят, стыдят, наказывают, но их природа требует движения, и они упорно сопротивляются, прячутся, ловчат или подчиняются, теряют интерес к окружающему миру.2 Мы ведем гендерный кружок «Next» в девятых классах гимназии №5 уже 3 года. Когда девочки были в 7-8 классах, они утверждали, что мальчики в их классе глупые, неинтересные, не проявляют никакой инициативы, эгоистичны, инертные и т.д. Оценочные суждения о других и в рамках одного пола и межполовые более жесткие, категоричные, особенно у девочек в отношении мальчиков. На эту картину накладывается и специфика многолетнего взаимодействия мальчиков с женским полом, что отягощается неполной семьей (примерно 30-40% в разных классах).Начиная с девятого класса, картина меняется. Девочки из успешных, покладистых превращаются в проблемных, среднеуспевающих, иногда очень жестких девушек. Юноши либо дают резкий скачок в учебной деятельности, глубоко и осознанно работают, либо бросают ОУ, уходят в дурные компании, находят друзей из неблагополучных семей, сами становятся трудными. Исходя из достижений современной науки в различных областях знаний, а также современных гендерных исследований, мы вышли на необходимость раскрыть перед педагогами специфику и актуальность гендерной проблематики воспитания, в которой вещи, свойства и отношения осмысливаются с мужским и женским началом. 1.Педагогам предстоит переосмыслить профессиональную деятельность с учетом полюсов гендерной дифференциации, обновить содержание понятий женственности и мужественности и оказывать влияние на формирование идеального типа взаимоотношений мужского и женского начала, на состояние их гармонии и равновесия. 2.Необходимо строить практику работы, исходя из понимания воспитания как сложного диалектического процесса, в котором слито воедино развитие общечеловеческого и специфического, мужского и женского, социально- типичного и индивидуального. Воспитание современной молодежи с учетом гендерной составляющей способно быть эффективным, если оно обеспечит их овладением разным полоролевым репертуаром и сформирует культуру взаимоотношений полов, определяемую следующими характеристиками: 1) представления о культуре взаимоотношений с представителями другого пола, основанных на взаимоуважении, взаимодоверии, взаимной чуткости, сердечности и порядочности; 2) умение оценивать не только внешние достоинства человека, но и его внутренние качества; 3) умения и навыки различных форм коммуникации, отвечающих социальным ожиданиям общества; 4) уважительное отношение к лицам обоего пола; 5) толерантное отношение к поведению других, если оно не приносит вреда окружающим.3 В девятых классах с кружковцами мы провели тест коммуникативной толерантности, состоящий из 45 вопросов. Результаты теста показали, что коммуникативная толерантность у девочек выше, хотя их в этих классах по количеству меньше. В связи с этим крайне необходимо на основе гендерного подхода выработать критерии эффективности работы кружка с мальчиками и девочками с ориентацией на специфику пола. К ним относятся: 1) профессионально-деятельностная позиция учителей- предметников по отношению к мальчикам и девочкам как к потенциальным представителям разных полов; 2) представление коммуникативных и деятельностных возможностей для самореализации мальчиков и девочек, развития совместности как необходимого фактора становления мужественности и женственности в современном сообществе; 3) возможность применения гендерного подхода в воспитании при решении актуальных проблем; 4) самостоятельное применение гендерного анализа в педагогической деятельности, учитывая специфику и важность аспекта; 5) гуманизация взаимоотношений между воспитателями и школьниками мужского и женского полов различного возраста, основанная на высокой требовательности к ним, как представителям разных полов; 6) формирование гендерной культуры вне зависимости от пола, развивая чувствительность, активность, толерантность, работоспособность и результативность.4 На сегодняшний день гендерное воспитание зависит от работников-воспитателей. Их важная роль состоит в том, чтобы способствовать воспитанию у молодого поколения взглядов, ценностных установок, мировоззрения, исходя из понимания происходящих социальных процессов и современных идей, включая и гендерное равенство. Необходимым шагом в этой связи является интеграция в сферу образования достижений гендерной теории. Внедрение гендерного подхода в процесс воспитания создаст условия для формирования гендерной культуры, толерантности, чуткости и предоставит возможность для свободного раскрытия внутреннего потенциала личности не только юноши или девушки, но и самого воспитателя. ПРИМЕЧАНИЯ: 1Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагоге // Педагогика. 2001. №7. С.23. 2 Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986.С. 45- 47. 3.Штылева Л.В. Гендерный подход в школьной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУКРЦДО и РЖ, 2001.С.32. 4 Осетрова Н.В. Права человека и гендерные аспекты школьного образования. М.: Просвещение, 2002.С.51. |
Н. Б. Березова ассистент кафедры иностранных языков виу об особенностях... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400.... | Кафедра иностранных языков Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу... | ||
С. В. Агузарова ассистент кафедры иностранных языков виу некоторые... Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.... | Программа итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика... Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу... | ||
Английский язык в сфере профессиональной коммуникации Автор: ст преподаватель, кафедры иностранных языков естественнонаучных факультетов Туркина Л. Л | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы – Т. А. Соколовская, ст преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания мгпу | ||
Рассматриваемые вопросы дисциплины должны быть отражены при подготовке... «Этноконфессиональные особенности воспитания» является овладение обучающимися основами знаний о специфике этнических и (или) конфессиональных... | Пособие для системы профессионального педагогического образования,... ... | ||
Отчет кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации о... На основании приказа №131/1 от 27. 03. 2014 на кафедре иностранных языков профессиональной коммуникации был создан оргкомитет, а... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | Учебно-методический комплекс Практическая грамматика Третий год обучения... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | ||
Имидж института монархии великобритании Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного... | Учебно-методический комплекс Практика устной и письменной речи Третий... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | ||
16. 09. 13 (пн.), 17. 09. 13 с 12. 00 до 17. 00 Нечаев Дмитрий Юрьевич Студенты всех курсов по всем дисциплинам иностранных языков 17. 09. 2013(вторник), 15. 30, кафедра иностранных языков и межкультурной... | Учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков... Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Института иностранных языков (Санкт-Петербург) |