Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи





Скачать 172.65 Kb.
НазваниеН. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи
Дата публикации18.07.2013
Размер172.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Н.Б. Березова

преподаватель кафедры иностранных языков ВИУ
О СПЕЦИФИКЕ И АКТУАЛЬНОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Для понимания специфики гендерного воспитания чрезвычайно важно уяснить значение понимания нравственно-эстетического воспитания современной молодежи. Проблема гендерного воспитания сегодня особенно актуальна. Значимость этой проблемы определяется тем, что в современном российском обществе существенно изменились условия функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуаций и явлений.

Управление гендерным воспитанием — понятие многозначное. Важность же гендерного воспитания — понятие многоступенчатое. Само воспитание мы будем рассматривать как управление процессом развития личности (определенных ее гендерных свойств) через воспитательную систему и воспитательное пространство. Но ведь и их надо проектировать, создавать, совершенствовать, что-то в них менять. Они трансформируются под влиянием и собственного опыта, и идей, пришедших извне. В практике общения педагогов с детьми традиционно сложились влияния на них: личный пример, беседа, совместная деятельность, включение в сферу межличностных отношений. Словесный, деятельностный и отношенческий — традиционные подходы, но и они весьма проблематичны. Появляются и “новые” подходы — гендерные, с достаточно развитым пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью.

Гендерное воспитание в современной школе — достаточно сложный процесс, который усложняется еще и работой с родителями.

Понятно, что школа и другие педагогические структуры по своей функции — трансляции и ретрансляции культуры — выполняют роль консерваторов общественного опыта. Поэтому попробуем хотя бы в общих чертах проанализировать, каковы же гендерные стереотипы в школьном образовании.

Общепринято считать, что школа — это ученик, учитель, родитель. В школу поступают с 6-7 лет независимо от половой принадлежности. В это время процесс обучения никак не учитывает уже достаточно выраженный половой диморфизм.

Девочки и мальчики одинаково работают на уроках и должны отвечать общим требованиям школы. Но и содержание, и формы учения и воспитания детей разного пола воспринимают и строят по-разному, принимая во внимание, что в семье и дошкольном учреждении учитывали их половую принадлежность. Достаточно убедительным примером могут служить игры младших школьников.

Следующий шаг усложнения проблемы гендерного воспитания связан с пубертатным периодом. Здесь очевидное хронологическое опережение (примерно год-полтора) в развитии девочек сразу же заявляет о себе как в условиях содержательной учебно-воспитательной работы, так и в формах межличностных и межгрупповых отношений.

Наблюдения и исследования показывают, что уже в 4-5 классах школы девочки доминируют физически, интеллектуально и социально, что позволяет им занимать ведущие организационные роли. Девочки по учебе начинают значительно опережать мальчиков. Этот период характерен и тем, что новое психоматическое состояние девочки вызывает не только повышенное внимание к себе, но и требования нового отношения со стороны окружающих, в том числе — а может быть и прежде всего — иного пола.

У сверстников же эти проблемы не находят понимания и соответствующего ответа. С этим связано демонстративно акцентированное размежевание по половому признаку. При этом обособление девочек носит и явно дискриминационный характер по отношению к мальчикам. Вместе с тем игнорирование мальчиков в 10-12 лет сочетается с признанием и желательностью (по данным интервьюирования) совместного обучения и воспитания. В этом возрасте у мальчиков появляется тенденция не только к избеганию общения с противоположным полом, но и к полному размежеванию. Эти формы поведения и взаимодействия не только ежедневно и ежечасно воспроизводятся, закрепляясь, они еще и фиксируются с помощью учителей, поощряющих прилежание, учебную успешность, усидчивость и, что очень важно, требующих от мальчиков понимания сложившегося положения и социально-позитивного (адекватного) отношения к слабому полу.

А представительницы этого пола в субъективной интерпретации мальчика вовсе не слабый образец, а часто даже наоборот, и требуемые женским полом привилегии совершенно ему непонятны.1

Чтобы говорить о важности гендерного воспитания и дальше, выясним, каковы же гендерные стереотипы в сознании молодых учителей, которые сегодня воспитывают мальчиков и девочек в учебных учреждениях.

Вместе с опытными классными руководителями девятых классов гимназии №5 г.Владикавказа, учителем русского языка и литературы Цаллаевой Л.Г. и учителем математики Кобаидзе Н.И., мы провели тренинг на тему: “Понимание гендерных ролей в сознании молодых учителей”. Нами была предпринята попытка структурного изучения гендерной дифференциации школьного коллектива в учительском сознании. В тренинге приняли участие 15 учителей гимназии №5 (из них 5-мужчин, 10-женщин).

В ходе исследования была выявлена корреляционная связь между гендерными стереотипами, установками и представлениями о разделении ролей в зависимости от сочетания различных факторов и от той социокультурной среды, в которую включен человек.

В тренинге предлагается список из 14 утверждений, описывающих традиционное разделение ролей мужчины и женщины в семье, в воспитании детей, в обучении, в общественной и профессиональной деятельности. Утверждения были распределены по трем факторам: традиционные семейные роли, полоролевая дифференциация и ограничения во внесемейной реализации женщины.

Проведенный анализ по следующим утверждениям, которые определяют жесткое закрепление традиционно мужских и женских ролей в семье, в обществе, в сферах труда и занятости, в общественной деятельности, позволил предположить выделение двух типов диспозиций или моделей: традиционно-патриархатной и эгалитарно-феминистской.

Для анализа результатов был введен специальный (дополнительный) показатель — индекс традиционности гендерных стереотипов (ИТГС) для каждого респондента, измеряемый суммой баллов, полученных за каждое из 14 утверждений. Величина данного индекса в целом по выборке колебалась от минус 10 (это минимальное значение ИТГС, свидетельствующее о наибольшей приверженности молодых учителей эгалитарным позициям по вопросам распределения гендерных ролей) до плюс 7 (максимальное значение ИТГС, свидетельствующее о наибольшей трудности взглядов по поводу распределения гендерных стереотипов). Таким образом, чем больше значение ИТГС приближено к 8, тем более выражена степень приверженности к традиционным гендерным ролям по всем 14 утверждениям.

В целом результаты, конечно, не могут претендовать на полную статистическую достоверность в силу малой репрезентативности выборки. Однако они позволяют проследить общие тенденции в отношении приверженности опрошенных учителей гендерным стереотипам: большая приверженность традиционализму наблюдается у респондентов мужского пола по сравнению с женским. Интересны ответы по утверждениям третьего фактора. Здесь преобладают рассуждения эгалитарного типа, в которых нет выраженной приверженности традиционным стереотипам в отношении реализации женщины вне семьи. Эти данные свидетельствуют о достаточной эмансипации взглядов современных учителей на вопросы женской внесемейной реализации. Возможно, здесь сказывается влияние специфики самой профессии учителей, предлагающей самоотдачу и достаточную свободу действий при ярко выраженной феминизации системы образования. Феминизация школы неизбежно привела и к феминизации требований к молодому поколению.

Чтобы осуществлялось гендерное воспитание современной молодежи, необходимо рассмотреть позиции и отношения к вопросу о раздельном обучении тех, кто воспитывает. Это отношение оказалось достаточно единодушным независимо от пола, возраста и других факторов. Подавляющее большинство участников опроса (опрошено 105 учителей гимназии №5) высказалось против раздельного обучения. Однако жесткость этой позиции колеблется в зависимости от возрастных ступеней обучения. В начальной школе — против 95% учителей, в среднем звене — 86%, в старших классах — 82%.

С чем это связано в старших классах? С одной стороны, с необходимостью специализированного, профильного обучения старшеклассников, с другой стороны, мы полагаем, что согласие учителей связано с вопросами гендерного воспитания.

По вопросу дифференцированного подхода к нравственному и эстетическому воспитанию мнения учителей разошлись. На вопрос, нужно ли мальчиков и девочек воспитывать по-разному, более 60% из числа опрошенных ответили отрицательно. Некоторые учителя подчеркивают, что воспитанием ребенка должна исключительно заниматься семья и что дифференцирование гендерного воспитания должно исходить тоже от семьи.

В целом, опрошенные воспитатели не поддерживают раздельного обучения, хотя и признают необходимость дифференцированного гендерного воспитания.

Итак, сформулируем следующие выводы.

1.В сознании учителей доминируют гендерные стереотипы, которые являются достаточно стойкими и мало поддаются изменениям.

2.Доминирование традиционных гендерных стереотипов обуславливает согласие части учителей с необходимостью дифференцированного нравственного воспитания девочек и мальчиков и привития им “соответствующих полу” черт характера.

3.Учителя, хотя в большинстве своем и выступают против раздельного обучения все же склонны допустить возможность такого обучения в старших классах.

4.Учителя, осознав, что они в процессе обучения и воспитания транслируют не только знания, но и свои стереотипные суждения, установки, далеко не все готовы изменить свои мнения.

В этой связи надо внедрять подход критической педагогики, который видит задачу в том, чтобы дать современной молодежи возможность развития аналитических способностей и самостоятельности (“самости”). Развитие самостоятельности и есть первая и важная цель гендерного воспитания. Для этого учитель-воспитатель должен быть свободен от различного рода рамочных суждений и установок.

— Когда обыкновенные мальчики и девочки становятся трудными?

— Когда ими никто не занимается. Они сами себе находят “занятия”.

— Бывают ли дети идеальными?

— Идеальный ребенок существует в папиной или маминой голове.

Родители воспитывают детей не по своему образу и подобию (своего образа почти никто не знает), а по какому-то сочиненному. Первое разочарование ждет родителей, когда оказывается, что, несмотря на все их усилия, их мальчик ушел в дурную компанию и никак не хочет отвечать образу Идеального Ребенка. А настоящая паника охватывает родителей, когда такое случается с девочкой, которую вроде бы правильно воспитывали. Как это происходит? Почему очень мало пишут о хороших людях? Почему больше показывают жестоких и злых? Где положительные примеры? Образы?

“Нужно создать такой образ Ребенка, чтобы из него непротиворечиво вырастал образ Человека – и сам человек…” Вот здесь и начинается работа с воспитания Идеального Мальчика – Идеальной Девочки, с выяснения того, каков тот образ Человека, который кажется нам привлекательным и манит нас. Так писал С.Л.Соловейчик в своей книге “Педагогика для всех”.

Каким должно быть наше молодое поколение? Извечный вопрос. Историям разочарований в детях нет конца и сегодня. Изучают экспериментаторы-психологи причины неудач, разбираются в конфликтах и спорах воспитатели, составляют и рисуют таблицы профилактики и диагностики правонарушений школьные инспекторы, учителя-методисты приводят методы обучения и воспитания в соответствие с требованиями жизни, педагоги-исследователи учат самостоятельно пополнять свои знания и лучше ориентироваться в потоке информации. Но этого мало. Нужна еще другая основная ветвь воспитания — семейная педагогика, которая предлагает подготовку молодежи к семейной жизни, а также формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающих специфические потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения и формы поведения в общении с представителями другого пола.

Пол у человека играет огромную роль в его жизни, являясь естественной основой его индивидуальности. Современные гендерологи утверждают, что нужно стремиться к гармонии межполового взаимодействия в рамках поведенческих моделей. Но о какой гармонии может идти речь, если не будут учитываться особенности мальчиков и девочек, юношей и девушек при их воспитании как представителей своего пола. Учет половых особенностей учащихся в образовательном процессе является базовым для гендерного подхода.

На педагогических практикумах и родительских собраниях мы с классными руководителями девятых классов гимназии №5 попросили мужчин и женщин (пап и мам) принять участие в опросе поведенческой модели “Отношения учителей к школьникам”. Было опрошено 100 родителей.

Таблица 1.
Мнения женщин и мужчин об отношении учителей к мальчикам и девочкам

(частота выбора в %)


Учителя

Мнения женщин

Мнения мужчин


Девочки

Мальчики

Различий не делали

Всего

Девочки

Мальчики

Различий не делали

Всего

Поощряют

к активности

и успеху

6,1

7,8

86,1

100

7,0

6,8

86,2

100

Хвалят за

прилежание

и послушание

27,6

3,7

68,7

100

27,2

3,7

69,1

100

Больше любят и завышают

оценки

14,9

5,0

80,1

100

21,0

2,0

77,0

100

Ставят в пример

35,5

1,8

62,7

100

32,2

2,8

65,0

100


Мы попытались выяснить, каково отношение педагогов к гимназистам по их поведению и прилежанию. Основная часть участников опроса считает, что различий особых нет. Мальчиков и девочек воспринимают одинаково. Мнения родителей, которые так не считают (а их от 20% до 30%), практически схожи: они считают, что девочек больше ставят в пример, чаще хвалят за прилежание и послушание, чем мальчиков.

Таким образом, можно говорить об отмеченной респондентами гендерной асимметрии в отношениях: воспитатель — ученик (мальчик или девочка), выражающейся в большем внимании к девочкам.

В процессе поиска точки отсчета гуманизации позиции педагогов, мы вышли к необходимости гендерного подхода в воспитании и ориентации его на специфику пола. Для этого нужен поворот к интересам и потребностям конкретного человека. Кто его выполнит? Учитель, который умеет видеть, слышать и понимать своеобразие личности, индивидуальные и возрастные особенности. И здесь, казалось бы, за всеми правильными словами, мы обнаружили, что конкретный человек в восприятии педагога — это ученик или ученица, но не ребенок, не мальчик или девочка.

Многообразие жизни мальчиков и девочек сводится к общему знаменателю учебных успехов. Все, что касается полового воспитания безоговорочно описывается в адрес семьи. Пол ребенка в школе учитывается только на уроках труда и физической культуры. Вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме. Мы провели анкету для родителей состоящую из 10 вопросов, в которой просили выразить мнение о школьной жизни своего ребенка.

Изучив ответы анкеты, следует отметить, что родители проявляют доброжелательность к педагогам, доверие к школе, умение не осуждать, терпимость к различиям, тактичность, уважение и гендерную толерантность (непредвзятое отношение к представителям другого пола).

Родители хотят знать, с кем дружат их дети, на чем основана эта дружба. Стремление к дружбе, к сердечному общению — одна из особенностей характера ребят подросткового и юношеского возраста. Интерес к этой дружбе должен проявляться осторожно. Большинство родителей к этому относятся предельно чутко и внимательно. Следует учитывать, что подростковому возрасту свойственна жажда идеальных образов для подражания, возвышенной дружбы, романтических чувств. Поэтому нередки случаи, когда ребята идеализируют своих друзей, болезненно реагируют на всякую попытку взрослых, в том числе и родителей, помешать этой дружбе, развенчать в их глазах обожаемого друга или подругу.

Неумелое, грубое вмешательство может не только нанести тяжелую душевную травму подросткам, но и оттолкнуть их от родителей. Поэтому папам и мамам важно во всех случаях суметь сохранить сердечные отношения с подрастающими детьми.

Если же, по мнению родителей, возникшая дружба не так желательна, вряд ли следует становиться на путь категорических запретов. Это пользы не принесет. Если дружба ребенка с кем-то явно вредна, следует осторожно дать ему самому убедиться в отрицательных качествах того, к кому он привязался.

Часто бывает наоборот: родители в своих воспитательных недочетах пытаются обвинить не себя и своих детей, а их друзей. Ослепление родительской любовью не только наносит вред воспитанию детей, но часто и отдаляет детей от родителей. Потому что ребята, какими бы разболтанными они ни были, в глубине души высоко ценят справедливость и честность взрослых.

И как нигде, эта открытость необходима при оценке друзей подростка, их взаимоотношений, поступков. Каким бы ни был друг сына или дочери — недостойным или, по мнению родителей, просто плохим, — он за что-то был выбран, понравился, какие-то его хорошие качества нашли отклик в душе его ребенка. Необходимо, чтобы и родители постарались заметить эти качества, только тогда они получат возможность дать верную оценку другу подростка, его поступкам.

Изучение жизнедеятельности мальчиков и девочек в воспитательном пространстве показало, что ни обучение, ни воспитание не строятся с учетом пола. Ребята в течение 10-11 лет находятся в одновозрастной группе совместного обучения, которой является современный класс. Устойчивый личностный статус в группе (классе) возникает уже в начальной школе, корректируется процессом полового созревания. Установка, с которой один ребенок воспринимает другого, вдруг начинает претерпевать изменения. Эти изменения резко меняют поведение и отношения девочек друг к другу и, конечно, принципиально по-новому они начинают смотреть на мальчиков–одноклассников.

Девочки 9-11 классов ценят в себе творческий потенциал, ум, умение организовать и распланировать работу, но не придают большого значения такту, умению дружить, сострадать, выполнять обещания. В мальчиках одноклассниках ценят внешний вид, ум, находчивость, юмор, но не придают особого значения надежности, ответственности и честности.

Проявление половой индетификации в образовательных учреждениях воспринимается как нарушение правил поведения, неписанных законов скромности, ответственного отношению к учению. Даже в современных условиях протест с позиции пола вызывает самые резкие реакции.

В образовательной среде живет устойчивое мнение, даже привычка к тому, что мальчики в начальной школе учатся слабее, ведут себя хуже. Мальчики 5-7 классов являются головной болью и поддерживать дисциплину в этих классах считается достаточно высоким мастерством.

Уже при поступлении в школу мальчики наталкиваются на такую организацию их учебно-воспитательной деятельности женщинами-учительницами, которая резко ограничивает их двигательную активность и включает в речевой поток, противоречащий мужской природе. Развитие речи мальчиков идет иными путями, чем у девочек.

Мальчики дерутся, бегают, устраивают разные подвижные игры. Они вечно куда-то забираются, лезут, убегают. Их ловят, стыдят, наказывают, но их природа требует движения, и они упорно сопротивляются, прячутся, ловчат или подчиняются, теряют интерес к окружающему миру.2

Мы ведем гендерный кружок «Next» в девятых классах гимназии №5 уже 3 года. Когда девочки были в 7-8 классах, они утверждали, что мальчики в их классе глупые, неинтересные, не проявляют никакой инициативы, эгоистичны, инертные и т.д. Оценочные суждения о других и в рамках одного пола и межполовые более жесткие, категоричные, особенно у девочек в отношении мальчиков.

На эту картину накладывается и специфика многолетнего взаимодействия мальчиков с женским полом, что отягощается неполной семьей (примерно 30-40% в разных классах).Начиная с девятого класса, картина меняется. Девочки из успешных, покладистых превращаются в проблемных, среднеуспевающих, иногда очень жестких девушек. Юноши либо дают резкий скачок в учебной деятельности, глубоко и осознанно работают, либо бросают ОУ, уходят в дурные компании, находят друзей из неблагополучных семей, сами становятся трудными.

Исходя из достижений современной науки в различных областях знаний, а также современных гендерных исследований, мы вышли на необходимость раскрыть перед педагогами специфику и актуальность гендерной проблематики воспитания, в которой вещи, свойства и отношения осмысливаются с мужским и женским началом.

1.Педагогам предстоит переосмыслить профессиональную деятельность с учетом полюсов гендерной дифференциации, обновить содержание понятий женственности и мужественности и оказывать влияние на формирование идеального типа взаимоотношений мужского и женского начала, на состояние их гармонии и равновесия.

2.Необходимо строить практику работы, исходя из понимания воспитания как сложного диалектического процесса, в котором слито воедино развитие общечеловеческого и специфического, мужского и женского, социально- типичного и индивидуального.

Воспитание современной молодежи с учетом гендерной составляющей способно быть эффективным, если оно обеспечит их овладением разным полоролевым репертуаром и сформирует культуру взаимоотношений полов, определяемую следующими характеристиками: 1) представления о культуре взаимоотношений с представителями другого пола, основанных на взаимоуважении, взаимодоверии, взаимной чуткости, сердечности и порядочности; 2) умение оценивать не только внешние достоинства человека, но и его внутренние качества; 3) умения и навыки различных форм коммуникации, отвечающих социальным ожиданиям общества; 4) уважительное отношение к лицам обоего пола; 5) толерантное отношение к поведению других, если оно не приносит вреда окружающим.3

В девятых классах с кружковцами мы провели тест коммуникативной толерантности, состоящий из 45 вопросов.

Результаты теста показали, что коммуникативная толерантность у девочек выше, хотя их в этих классах по количеству меньше.

В связи с этим крайне необходимо на основе гендерного подхода выработать критерии эффективности работы кружка с мальчиками и девочками с ориентацией на специфику пола. К ним относятся: 1) профессионально-деятельностная позиция учителей- предметников по отношению к мальчикам и девочкам как к потенциальным представителям разных полов; 2) представление коммуникативных и деятельностных возможностей для самореализации мальчиков и девочек, развития совместности как необходимого фактора становления мужественности и женственности в современном сообществе; 3) возможность применения гендерного подхода в воспитании при решении актуальных проблем; 4) самостоятельное применение гендерного анализа в педагогической деятельности, учитывая специфику и важность аспекта; 5) гуманизация взаимоотношений между воспитателями и школьниками мужского и женского полов различного возраста, основанная на высокой требовательности к ним, как представителям разных полов; 6) формирование гендерной культуры вне зависимости от пола, развивая чувствительность, активность, толерантность, работоспособность и результативность.4

На сегодняшний день гендерное воспитание зависит от работников-воспитателей. Их важная роль состоит в том, чтобы способствовать воспитанию у молодого поколения взглядов, ценностных установок, мировоззрения, исходя из понимания происходящих социальных процессов и современных идей, включая и гендерное равенство.

Необходимым шагом в этой связи является интеграция в сферу образования достижений гендерной теории. Внедрение гендерного подхода в процесс воспитания создаст условия для формирования гендерной культуры, толерантности, чуткости и предоставит возможность для свободного раскрытия внутреннего потенциала личности не только юноши или девушки, но и самого воспитателя.
ПРИМЕЧАНИЯ:

1Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагоге // Педагогика. 2001. №7. С.23.

2 Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986.С. 45-

47.

3.Штылева Л.В. Гендерный подход в школьной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУКРЦДО и РЖ,

2001.С.32.

4 Осетрова Н.В. Права человека и гендерные аспекты школьного образования. М.: Просвещение, 2002.С.51.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconН. Б. Березова ассистент кафедры иностранных языков виу об особенностях...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400....
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconКафедра иностранных языков
Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу...
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconС. В. Агузарова ассистент кафедры иностранных языков виу некоторые...
Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский....
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconПрограмма итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика...
Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу...
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconАнглийский язык в сфере профессиональной коммуникации
Автор: ст преподаватель, кафедры иностранных языков естественнонаучных факультетов Туркина Л. Л
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы – Т. А. Соколовская, ст преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания мгпу
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconРассматриваемые вопросы дисциплины должны быть отражены при подготовке...
«Этноконфессиональные особенности воспитания» является овладение обучающимися основами знаний о специфике этнических и (или) конфессиональных...
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconПособие для системы профессионального педагогического образования,...
...
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconОтчет кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации о...
На основании приказа №131/1 от 27. 03. 2014 на кафедре иностранных языков профессиональной коммуникации был создан оргкомитет, а...
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconУчебно-методический комплекс Практическая грамматика Третий год обучения...
Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconИмидж института монархии великобритании
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного...
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconУчебно-методический комплекс Практика устной и письменной речи Третий...
Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи icon16. 09. 13 (пн.), 17. 09. 13 с 12. 00 до 17. 00 Нечаев Дмитрий Юрьевич
Студенты всех курсов по всем дисциплинам иностранных языков 17. 09. 2013(вторник), 15. 30, кафедра иностранных языков и межкультурной...
Н. Б. Березова преподаватель кафедры иностранных языков виу о специфике и актуальности гендерного воспитания современной молодежи iconУчебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков...
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Института иностранных языков (Санкт-Петербург)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск