Что наша жизнь?





Скачать 94.24 Kb.
НазваниеЧто наша жизнь?
Дата публикации03.11.2014
Размер94.24 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос





Программа развития интеллектуальных

и творческих способностей

школьников 5-11 классов

Москва


2011 год

Что наша жизнь? Игра!

«Пиковая дама»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



К реализации на городском уровне предлагается интеллектуальная игротека «АРХИМЕД»: проект, представляющий собой комплекс развивающих познавательных игр для школьников 5-11 классов.
Суть проекта – своего рода чемпионат Москвы среди школ по интеллектуальным играм, проводимый на регулярной основе со всеми полагающимися атрибутами: делением на туры (школьный, районный, окружной, городской), ведением таблицы чемпионата, подсчётом баллов, набранных каждой командой, подведением итогов, награждением победителей.
Основой для проекта служат: а) интеллектуальная игра «Ступеньки», проводившаяся в школах Западного округа Москвы, и б) спортивный вариант хорошо известной игры «Что? Где? Когда?» (далее – «ЧГК»), адаптированный к условиям школы энтузиастами Северного округа, г. Зеленограда и клуба «МАГИ на Воробьёвых горах» МГДД(Ю)Т.
В Западном округе работа по проекту «Ступеньки» началась в сентябре 2006 года в школе № 1119 в рамках реализации «Программы развития интеллектуальных и творческих способностей школьников» (автор Хейфец Б. Л.). Были организованы регулярные игры по двум возрастным группам: 5-6 и 7-8 классы. Проводились регулярные занятия с группой наиболее заинтересованных детей.
Проект был реализован на уровне округа, а на открытые мероприятия были приглашены команды и педагоги других округов. К настоящему времени «Ступеньки» доказали свою жизнеспособность. По результатам анкетирования можно сделать вывод: и детям и педагогам проект «Ступеньки» нравится. Поставленные цели достигаются, задачи решаются. Надо отметить значительную положительную динамику по количеству участников за прошедшие годы.
Однако после 8 класса участники игры «Ступеньки» лишались возможности участия в привычном творческом процессе. В то же время, в МГДД(Ю)Т и некоторых школах разных округов Москвы десятки лет шла и успешно идёт активная работа по организации и проведению интеллектуальных игр (прежде всего «ЧГК»), серий игр и целых турниров, нацеленных прежде всего на учащихся старших классов.
В этой обстановке самым логичным представляется объединение обоих вышеописанных процессов в одно целое, с общими целями и задачами, общим информационным полем, единой методикой и координацией из единого центра.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОЕКТА
Использование игровых методов относится к одному из самых современных способов повышения эффективности обучения, стимулирования интереса детей и подростков к изучаемым предметам. И в системе дополнительного образования использование игровых форм находит широкое применение.
Участие в интеллектуальных играх вовлекает школьников в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить логической цепочкой: ИНТЕРЕС К ИГРЕ И ИГРОВОМУ ОБЩЕНИЮ → ИНТЕРЕС К НОВОМУ → НЕОБХОДИМОСТЬ ПОИСКА НОВОГО → НЕОБХОДИМОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.
Для того, чтобы эта логическая цепочка реализовалась полностью, необходимо соответствующим образом организовать познавательно-игровую и творческую деятельность детей. И открывается прямой путь от простого увлечения к активному самообразованию в разных областях знаний, к собственному интеллектуально-игровому творчеству.
Таким образом, не только раскрывается творческий потенциал детей, но и происходит формирование у них раскованного, независимого мышления. Они усваивают принципы эвристики и научной организации труда, что существенно облегчает им процесс дальнейшего – прежде всего школьного – образования, помогает достичь успехов в любом виде деятельности.
Кроме того, в игровой команде дети и подростки находят свой круг общения, на практике усваивают и укрепляют навыки коллективной деятельности, они привыкают руководствоваться системой приоритетов, ориентированной на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).
Участие в совместных играх и мероприятиях, поездки и общение с представителями других стран, других народов и другой культурной среды способствуют развитию нравственных качеств, воспитывают гражданские качества: гордость за принадлежность к своей стране, уважение к иным национальным культурам, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА



Предлагаемый проект ставит перед собой две главных цели: а) общеинтеллектуальный рост учащихся московских школ, формирование системного подхода к усвоению школьной программы и самостоятельно полученных знаний, и б) выявление и поддержку талантливой молодёжи – как сильнейших школьных коллективов, так и отдельных учащихся школ столицы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА



Обучающие:

- научить способам самостоятельного поиска и оценки информации;

- научить приёмам, позволяющим рационально организовывать интеллектуальную деятельность.
Развивающие:

- повысить общекультурный уровень обучающихся;

- сформировать навыки коллективной интеллектуальной деятельности;

- развить чувство здоровой соревновательности, умение корректно вести игру с соблюдением правил этикета.
Воспитательные:

- сформировать устойчивую мотивацию на самообразование и интеллектуальное самосовершенствование;

- укрепить личностную самодисциплину и самообладание, умение быстро реагировать на изменение ситуации и находить оптимальное решение;

- содействовать стремлению к рациональному использованию свободного времени в интересах собственного личностного развития;

- приобщить обучающихся к клубной атмосфере коллективизма, взаимопомощи, напряжённого интеллектуального сотворчества.


КООРДИНАТОР ПРОЕКТА

Центр культурологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.



ПАРТНЁРЫ





  • Международная ассоциация клубов (МАК) «Что? Где? Когда?»;

  • Российские клубы знатоков, участвующие в МАК;

  • Национальные ассоциации стран-членов МАК;

  • АНО «Территория интеллекта»;

  • Союз «Интеллект»;

Проект открыт для сотрудничества всех лиц и организаций, разделяющих наши цели и задачи.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА



Школы, гимназии и лицеи Москвы;

Окружные методические центры – лаборатории по работе с одарёнными детьми и близкие по профилю работы;

Окружные управления образования – соответствующие подразделения;

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ



Организация и проведение конкурсов
Общее руководство конкурсами осуществляется Организационным комитетом, назначаемым Координатором. Оргкомитет определяет тематику и вопросную базу игр, сроки и места их проведения, формирует состав жюри и ведущих, определяет критерии оценок. Жюри проводит экспертизу творческих работ, подводит итоги конкурсов, определяет победителей и производит их награждение.
Игры проводятся по трём возрастным группам:

1 группа – 5-6 классы

2 группа – 7-8 классы.

3 группа – 9-11 классы
С первой и второй группами проводятся тематические викторины. С третьей группой проводятся игры формата «ЧГК», «Брейн-ринг», «Своя игра» и др. Игры делятся на четыре тура (школьный, районный, окружной, городской).
Школьный тур проводится образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с определённой Оргкомитетом темой. По итогам школьного тура формируются 1-3 команды от школы в каждой возрастной группе для участия в районном туре.
Победители районных туров принимают участие в окружном (полуфинальном) туре. Это, как правило, 1-2 команды от района. На окружном полуфинале подводится итог и награждение победителей конкурса творческих работ.
По одной команде-победительнице от округа выходят в городской (финальный) тур, который проходит в помещениях МГДД(Ю)Т.
Параллельно с играми проводится конкурс творческих работ. Перед проведением конкурса объявляется тема, по которой участникам рекомендуется собрать материал: посетить библиотеки (в том числе виртуальные), музеи, выставки, экскурсии. В Оргкомитет игры предоставляются творческие и исследовательские работы учащихся по объявленной тематике. Это могут быть стенды, самостоятельно составленные вопросы, конкурсы, рефераты, фотоподборки, сочинения и т. п. по данной теме – диапазон фантазии не ограничивается. По решению Оргкомитета лучшие работы предоставляются на районный и окружной туры. На окружном финале Оргкомитет производит награждение победителей конкурса творческих работ.
При подведении итогов всех туров игры результаты конкурса творческих работ не влияют на количество баллов и определение победителей.
Места и сроки проведения всех туров определяются Оргкомитетом по согласованию с администрацией школ-участниц и дирекцией МГДД(Ю)Т. Условия проведения игр и критерии оценки ответов участников районного, окружного и городского туров игры одинаковы.
Во всех турах игры могут участвовать (вне конкурса) команды учителей и родителей. Городской финал – открытый: приглашаем школьные команды со всех концов России и других стран.

Методическая работа


Проект предполагает большое количество участников, а следовательно – большую методическую работу по подготовке педагогических кадров для реализации положений проекта непосредственно на местах.
Планируется регулярное проведение семинаров и мастер-классов для педагогов и других заинтересованных лиц, подготовка и издание сборников конкурсных заданий.
Анализируя опыт работы в Северном, Северо-Западном, Западном и Зеленоградском округах, а также в МГДД(Ю)Т, рекомендуем вставить комплекс интеллектуальных игр «АРХИМЕД» в официальные планы работы всех округов Москвы.

Материально-техническая база


Для успешной реализации проекта «АРХИМЕД» в наступающем 2011-2012 учебном году необходимо в минимальные сроки обновить технику, имеющуюся на вооружении Центра культурологического образования, и дополнить наш мультимедийный арсенал современной проекционной аппаратурой, а также сопутствующей техникой и оборудованием. В случае положительного решения по данному проекту будет представлен полный список необходимой аппаратуры.
Одновременно просим обратить особое внимание на аховое положение дел в области информационных технологий, сложившееся во многих школах города, и принять меры к модернизации парка в соответствии с рекомендациями Президента Российской Федерации.
Ускоренное принятие на вооружение информационных технологий, своевременное обновление компьютерного парка и пакета программ позволит, во-пер­вых, сэкономить значительные транспортные и прочие организационные расходы, а во-вторых, подключать к соревнованиям, проводимым в Москве, команды других городов России. Например, в 2009-2010 учебном году были осуществлены пробные сеансы одновременной игры с использованием Интернета и компьютерных программ, позволяющих проводить видеоконференции.
Кроме всего прочего, обязательно следует предусмотреть расходы на награды для команд-победительниц каждого тура чемпионата. Стоимость невелика, а для детей эта грамота, медаль или кубок навсегда останутся символами радости победы.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



По итогам прохождения комплекса игровых программы у участников:

- повышается общий культурный уровень, растёт эрудиция, информированность в различных областях знания;

- формируется устойчивый интерес к интеллектуальным видам деятельности, к собственному интеллектуальному самосовершенствованию;

- формируются и закрепляются навыки самостоятельного мышления, оперирующего не предположениями, а фактами и доказательствами;

- закрепляются навыки коллективизма, взаимопомощи, совместной интеллектуальной, творческой деятельности;

- формируются и закрепляются навыки применения информационных технологий в игре: работы с компьютерной техникой, пополнение собственной информационной базы, расширение контактов с командами других клубов, городов и даже государств;

- появляются навыки подготовки и проведения интеллектуальных игр, создания и подготовки команды, тактикой её действий в ходе игры;

- закрепляются приёмы логического мышления и умение находить нестандартные решения;

- растёт умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию, критически оценивать её и использовать.

ПЕРСПЕКТИВЫ



В наших планах на будущее – распространение познавательно-развиваю­щей игротеки «АРХИМЕД» на учеников начальных классов. Такую возможность даёт опыт работы педагога-методиста Нины Юрьевны Анашиной, организующей в Северо-Запад­ном округе детский фестиваль «Ума палата». Подобный же фестиваль «Зелёный шумок» ежегодно организуется в Зеленограде.
При должной поддержке талантливой молодёжи со стороны органов власти реальным становится выход не только на общероссийский уровень, но и на международный. Например, возможна организация ежегодного летнего молодёжного турнира в районе стыка трёх границ: России, Белоруссии и Украины (Брянская, Гомельская и Черниговская области соответственно) с участием команд-призёров из Москвы.
Уже установлены подобные контакты с Болгарской Национальной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?» и проведены международные встречи школьников. Болгарская сторона выразила надежду на дальнейшее развитие сотрудничества в области интеллектуальных состязаний.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что наша жизнь? iconСочинение на тему «Молодёжь и выборы»
Наркомания, алкоголизм, спид – неужели только это удел моего поколения? Хочется верить, что нет. Ведь именно от нас, молодёжи, зависит,...
Что наша жизнь? iconНаша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г
Трудно смириться с тем, что дети выбирают улицу, подвал, легкое добывание денег иногда потому, что кто-то из взрослых не объяснил,...
Что наша жизнь? iconАннотация: Жизнь очень проста. Что мы даем, то мы и получаем
Каждая наша мысль буквально творит наше будущее. Каждый создает события в жизни с помощью мыслей и чувств. Мысли, которые мы думаем,...
Что наша жизнь? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так сложилось, что человеку суждено прожить свою земную жизнь в грешном мире. Наша жизнь состоит не только из радостных, но и из...
Что наша жизнь? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах. И дома,...
Что наша жизнь? iconСекция: «Жизнь и творчество М. А. Шолохова»
Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек...
Что наша жизнь? iconМеждународный детско-юношеский центр „Друзья“ Китен с новой анимационной...
Мы знаем, что каждый ребенок индивидуальный и имеет свой собственный путь. А жизнь большая тайна. Наша программа разработана таким...
Что наша жизнь? iconАда Баскина Повседневная жизнь американской семьи
Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь...
Что наша жизнь? iconЭссе «Моя жизнь – школа, а школа – моя жизнь»
А если в классе трудный ребёнок, а если их несколько. Найди, приведи, уговори, поговори с родителями, а ночью всё это запиши в дневник...
Что наша жизнь? iconНаша жизнь это определённая череда диалогов, в которой мы познаём...
Наша жизнь – это определённая череда диалогов, в которой мы познаём себя и мир через отражение других людей. Как писал Омар Хаям
Что наша жизнь? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жизнь – это не то, что происходит с нами, а то, что мы можем сделать с ней. Можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно...
Что наша жизнь? iconПособие по тому, как работать в aiesec и хорошо учиться
Вуз, жениться (выйти замуж), найти хорошую работу, сделать 2х детей и на этом успокоиться, считая, что жизнь прошла не зря. Aiesec’еры...
Что наша жизнь? iconЛандер Кени «О чем думает Стив»»
Гений цифровой эры, придумавший компьютерную мышь, айфон и многое другое, без чего наша жизнь была бы совсем другой
Что наша жизнь? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Почему 60 людей одновременно убеждены в том, что животное имеет право на жизнь, и в том, что человек имеет право это животное съесть?...
Что наша жизнь? iconЧеловек венец -природы или корень зла?
Охватывает всю планету. Как бы много мы не думали о глобальных проблемах, прежде всего наша жизнь зависит от экологической обстановки...
Что наша жизнь? iconПрограммы
Как разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель: «Что есть жизнь «настоящая?», «Что скрепляет семью?»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск