Скачать 94.24 Kb.
|
Программа развития интеллектуальных и творческих способностей школьников 5-11 классов Москва2011 год Что наша жизнь? Игра! «Пиковая дама» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАК реализации на городском уровне предлагается интеллектуальная игротека «АРХИМЕД»: проект, представляющий собой комплекс развивающих познавательных игр для школьников 5-11 классов. Суть проекта – своего рода чемпионат Москвы среди школ по интеллектуальным играм, проводимый на регулярной основе со всеми полагающимися атрибутами: делением на туры (школьный, районный, окружной, городской), ведением таблицы чемпионата, подсчётом баллов, набранных каждой командой, подведением итогов, награждением победителей. Основой для проекта служат: а) интеллектуальная игра «Ступеньки», проводившаяся в школах Западного округа Москвы, и б) спортивный вариант хорошо известной игры «Что? Где? Когда?» (далее – «ЧГК»), адаптированный к условиям школы энтузиастами Северного округа, г. Зеленограда и клуба «МАГИ на Воробьёвых горах» МГДД(Ю)Т. В Западном округе работа по проекту «Ступеньки» началась в сентябре 2006 года в школе № 1119 в рамках реализации «Программы развития интеллектуальных и творческих способностей школьников» (автор Хейфец Б. Л.). Были организованы регулярные игры по двум возрастным группам: 5-6 и 7-8 классы. Проводились регулярные занятия с группой наиболее заинтересованных детей. Проект был реализован на уровне округа, а на открытые мероприятия были приглашены команды и педагоги других округов. К настоящему времени «Ступеньки» доказали свою жизнеспособность. По результатам анкетирования можно сделать вывод: и детям и педагогам проект «Ступеньки» нравится. Поставленные цели достигаются, задачи решаются. Надо отметить значительную положительную динамику по количеству участников за прошедшие годы. Однако после 8 класса участники игры «Ступеньки» лишались возможности участия в привычном творческом процессе. В то же время, в МГДД(Ю)Т и некоторых школах разных округов Москвы десятки лет шла и успешно идёт активная работа по организации и проведению интеллектуальных игр (прежде всего «ЧГК»), серий игр и целых турниров, нацеленных прежде всего на учащихся старших классов. В этой обстановке самым логичным представляется объединение обоих вышеописанных процессов в одно целое, с общими целями и задачами, общим информационным полем, единой методикой и координацией из единого центра. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОЕКТА Использование игровых методов относится к одному из самых современных способов повышения эффективности обучения, стимулирования интереса детей и подростков к изучаемым предметам. И в системе дополнительного образования использование игровых форм находит широкое применение. Участие в интеллектуальных играх вовлекает школьников в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить логической цепочкой: ИНТЕРЕС К ИГРЕ И ИГРОВОМУ ОБЩЕНИЮ → ИНТЕРЕС К НОВОМУ → НЕОБХОДИМОСТЬ ПОИСКА НОВОГО → НЕОБХОДИМОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ. Для того, чтобы эта логическая цепочка реализовалась полностью, необходимо соответствующим образом организовать познавательно-игровую и творческую деятельность детей. И открывается прямой путь от простого увлечения к активному самообразованию в разных областях знаний, к собственному интеллектуально-игровому творчеству. Таким образом, не только раскрывается творческий потенциал детей, но и происходит формирование у них раскованного, независимого мышления. Они усваивают принципы эвристики и научной организации труда, что существенно облегчает им процесс дальнейшего – прежде всего школьного – образования, помогает достичь успехов в любом виде деятельности. Кроме того, в игровой команде дети и подростки находят свой круг общения, на практике усваивают и укрепляют навыки коллективной деятельности, они привыкают руководствоваться системой приоритетов, ориентированной на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения). Участие в совместных играх и мероприятиях, поездки и общение с представителями других стран, других народов и другой культурной среды способствуют развитию нравственных качеств, воспитывают гражданские качества: гордость за принадлежность к своей стране, уважение к иным национальным культурам, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей. ЦЕЛЬ ПРОЕКТАПредлагаемый проект ставит перед собой две главных цели: а) общеинтеллектуальный рост учащихся московских школ, формирование системного подхода к усвоению школьной программы и самостоятельно полученных знаний, и б) выявление и поддержку талантливой молодёжи – как сильнейших школьных коллективов, так и отдельных учащихся школ столицы. ЗАДАЧИ ПРОЕКТАОбучающие: - научить способам самостоятельного поиска и оценки информации; - научить приёмам, позволяющим рационально организовывать интеллектуальную деятельность. Развивающие: - повысить общекультурный уровень обучающихся; - сформировать навыки коллективной интеллектуальной деятельности; - развить чувство здоровой соревновательности, умение корректно вести игру с соблюдением правил этикета. Воспитательные: - сформировать устойчивую мотивацию на самообразование и интеллектуальное самосовершенствование; - укрепить личностную самодисциплину и самообладание, умение быстро реагировать на изменение ситуации и находить оптимальное решение; - содействовать стремлению к рациональному использованию свободного времени в интересах собственного личностного развития; - приобщить обучающихся к клубной атмосфере коллективизма, взаимопомощи, напряжённого интеллектуального сотворчества. КООРДИНАТОР ПРОЕКТАЦентр культурологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.ПАРТНЁРЫ
Проект открыт для сотрудничества всех лиц и организаций, разделяющих наши цели и задачи. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТАШколы, гимназии и лицеи Москвы; Окружные методические центры – лаборатории по работе с одарёнными детьми и близкие по профилю работы; Окружные управления образования – соответствующие подразделения; ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯОрганизация и проведение конкурсов Общее руководство конкурсами осуществляется Организационным комитетом, назначаемым Координатором. Оргкомитет определяет тематику и вопросную базу игр, сроки и места их проведения, формирует состав жюри и ведущих, определяет критерии оценок. Жюри проводит экспертизу творческих работ, подводит итоги конкурсов, определяет победителей и производит их награждение. Игры проводятся по трём возрастным группам: 1 группа – 5-6 классы 2 группа – 7-8 классы. 3 группа – 9-11 классы С первой и второй группами проводятся тематические викторины. С третьей группой проводятся игры формата «ЧГК», «Брейн-ринг», «Своя игра» и др. Игры делятся на четыре тура (школьный, районный, окружной, городской). Школьный тур проводится образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с определённой Оргкомитетом темой. По итогам школьного тура формируются 1-3 команды от школы в каждой возрастной группе для участия в районном туре. Победители районных туров принимают участие в окружном (полуфинальном) туре. Это, как правило, 1-2 команды от района. На окружном полуфинале подводится итог и награждение победителей конкурса творческих работ. По одной команде-победительнице от округа выходят в городской (финальный) тур, который проходит в помещениях МГДД(Ю)Т. Параллельно с играми проводится конкурс творческих работ. Перед проведением конкурса объявляется тема, по которой участникам рекомендуется собрать материал: посетить библиотеки (в том числе виртуальные), музеи, выставки, экскурсии. В Оргкомитет игры предоставляются творческие и исследовательские работы учащихся по объявленной тематике. Это могут быть стенды, самостоятельно составленные вопросы, конкурсы, рефераты, фотоподборки, сочинения и т. п. по данной теме – диапазон фантазии не ограничивается. По решению Оргкомитета лучшие работы предоставляются на районный и окружной туры. На окружном финале Оргкомитет производит награждение победителей конкурса творческих работ. При подведении итогов всех туров игры результаты конкурса творческих работ не влияют на количество баллов и определение победителей. Места и сроки проведения всех туров определяются Оргкомитетом по согласованию с администрацией школ-участниц и дирекцией МГДД(Ю)Т. Условия проведения игр и критерии оценки ответов участников районного, окружного и городского туров игры одинаковы. Во всех турах игры могут участвовать (вне конкурса) команды учителей и родителей. Городской финал – открытый: приглашаем школьные команды со всех концов России и других стран. Методическая работаПроект предполагает большое количество участников, а следовательно – большую методическую работу по подготовке педагогических кадров для реализации положений проекта непосредственно на местах. Планируется регулярное проведение семинаров и мастер-классов для педагогов и других заинтересованных лиц, подготовка и издание сборников конкурсных заданий. Анализируя опыт работы в Северном, Северо-Западном, Западном и Зеленоградском округах, а также в МГДД(Ю)Т, рекомендуем вставить комплекс интеллектуальных игр «АРХИМЕД» в официальные планы работы всех округов Москвы. Материально-техническая базаДля успешной реализации проекта «АРХИМЕД» в наступающем 2011-2012 учебном году необходимо в минимальные сроки обновить технику, имеющуюся на вооружении Центра культурологического образования, и дополнить наш мультимедийный арсенал современной проекционной аппаратурой, а также сопутствующей техникой и оборудованием. В случае положительного решения по данному проекту будет представлен полный список необходимой аппаратуры. Одновременно просим обратить особое внимание на аховое положение дел в области информационных технологий, сложившееся во многих школах города, и принять меры к модернизации парка в соответствии с рекомендациями Президента Российской Федерации. Ускоренное принятие на вооружение информационных технологий, своевременное обновление компьютерного парка и пакета программ позволит, во-первых, сэкономить значительные транспортные и прочие организационные расходы, а во-вторых, подключать к соревнованиям, проводимым в Москве, команды других городов России. Например, в 2009-2010 учебном году были осуществлены пробные сеансы одновременной игры с использованием Интернета и компьютерных программ, позволяющих проводить видеоконференции. Кроме всего прочего, обязательно следует предусмотреть расходы на награды для команд-победительниц каждого тура чемпионата. Стоимость невелика, а для детей эта грамота, медаль или кубок навсегда останутся символами радости победы. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПо итогам прохождения комплекса игровых программы у участников: - повышается общий культурный уровень, растёт эрудиция, информированность в различных областях знания; - формируется устойчивый интерес к интеллектуальным видам деятельности, к собственному интеллектуальному самосовершенствованию; - формируются и закрепляются навыки самостоятельного мышления, оперирующего не предположениями, а фактами и доказательствами; - закрепляются навыки коллективизма, взаимопомощи, совместной интеллектуальной, творческой деятельности; - формируются и закрепляются навыки применения информационных технологий в игре: работы с компьютерной техникой, пополнение собственной информационной базы, расширение контактов с командами других клубов, городов и даже государств; - появляются навыки подготовки и проведения интеллектуальных игр, создания и подготовки команды, тактикой её действий в ходе игры; - закрепляются приёмы логического мышления и умение находить нестандартные решения; - растёт умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию, критически оценивать её и использовать. ПЕРСПЕКТИВЫВ наших планах на будущее – распространение познавательно-развивающей игротеки «АРХИМЕД» на учеников начальных классов. Такую возможность даёт опыт работы педагога-методиста Нины Юрьевны Анашиной, организующей в Северо-Западном округе детский фестиваль «Ума палата». Подобный же фестиваль «Зелёный шумок» ежегодно организуется в Зеленограде. При должной поддержке талантливой молодёжи со стороны органов власти реальным становится выход не только на общероссийский уровень, но и на международный. Например, возможна организация ежегодного летнего молодёжного турнира в районе стыка трёх границ: России, Белоруссии и Украины (Брянская, Гомельская и Черниговская области соответственно) с участием команд-призёров из Москвы. Уже установлены подобные контакты с Болгарской Национальной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?» и проведены международные встречи школьников. Болгарская сторона выразила надежду на дальнейшее развитие сотрудничества в области интеллектуальных состязаний. |
Сочинение на тему «Молодёжь и выборы» Наркомания, алкоголизм, спид – неужели только это удел моего поколения? Хочется верить, что нет. Ведь именно от нас, молодёжи, зависит,... | Наша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г Трудно смириться с тем, что дети выбирают улицу, подвал, легкое добывание денег иногда потому, что кто-то из взрослых не объяснил,... | ||
Аннотация: Жизнь очень проста. Что мы даем, то мы и получаем Каждая наша мысль буквально творит наше будущее. Каждый создает события в жизни с помощью мыслей и чувств. Мысли, которые мы думаем,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Так сложилось, что человеку суждено прожить свою земную жизнь в грешном мире. Наша жизнь состоит не только из радостных, но и из... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах. И дома,... | Секция: «Жизнь и творчество М. А. Шолохова» Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Международный детско-юношеский центр „Друзья“ Китен с новой анимационной... Мы знаем, что каждый ребенок индивидуальный и имеет свой собственный путь. А жизнь большая тайна. Наша программа разработана таким... | Ада Баскина Повседневная жизнь американской семьи Настал торжественный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а может быть, и кому-нибудь... | ||
Эссе «Моя жизнь – школа, а школа – моя жизнь» А если в классе трудный ребёнок, а если их несколько. Найди, приведи, уговори, поговори с родителями, а ночью всё это запиши в дневник... | Наша жизнь это определённая череда диалогов, в которой мы познаём... Наша жизнь – это определённая череда диалогов, в которой мы познаём себя и мир через отражение других людей. Как писал Омар Хаям | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жизнь – это не то, что происходит с нами, а то, что мы можем сделать с ней. Можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно... | Пособие по тому, как работать в aiesec и хорошо учиться Вуз, жениться (выйти замуж), найти хорошую работу, сделать 2х детей и на этом успокоиться, считая, что жизнь прошла не зря. Aiesec’еры... | ||
Ландер Кени «О чем думает Стив»» Гений цифровой эры, придумавший компьютерную мышь, айфон и многое другое, без чего наша жизнь была бы совсем другой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почему 60 людей одновременно убеждены в том, что животное имеет право на жизнь, и в том, что человек имеет право это животное съесть?... | ||
Человек венец -природы или корень зла? Охватывает всю планету. Как бы много мы не думали о глобальных проблемах, прежде всего наша жизнь зависит от экологической обстановки... | Программы Как разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель: «Что есть жизнь «настоящая?», «Что скрепляет семью?» |