Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики»





Скачать 355.44 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики»
страница1/3
Дата публикации18.11.2014
Размер355.44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный гуманитарный университет

(ГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).В7.1 «ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

по направлению 050300.62 «Филологическое образование»

профиль «Иностранный язык»


Утверждено на заседании кафедры

английского языка и английской

филологии факультета ФЖиМК

протокол № 1 от 13 сентября 2010 г.

Зав. кафедрой

______________________С.А.Виноградова
Раздел 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор: Гарбар И.Л., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГГУ
1.2 Рецензенты: Клонова О.Ю., к.ф.н., ст. преподаватель кафедры

германских языков НОУ МГИ

Беличенко Е.А., к.фил.н., доцент кафедры английского языка

и английской филологии МГГУ
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы психолингвистики» входит в программу подготовки бакалавров по направлению 540300 «Филологическое образование», профиля 540306 «Иностранный язык» в качестве дисциплины регионального компонента.

Исходя из междисциплинарного характера психолингвистики как науки, данный курс имеет преемственную связь с курсами введения в языкознание, а также курсами психолого-педагогического цикла. В свою очередь, психолингвистика дает возможность изучения речевой деятельности. Кроме того, очевидна взаимосвязь психолингвистики и общего языкознания, дающего общий обзор современных лингвистических течений, в том числе и тех, что имеют непосредственную связь с психолингвистикой: этнолингвистики, социолингвистики. Психолингвистика также имеет связь с теорией и практикой перевода, а также методикой преподавания языка – как родного, так и иностранного, поскольку обучение языку в широком смысле является главной прикладной областью психолингвистики.

Целью курса является введение студентов в проблематику психолингвистики как определенного ракурса, в котором изучаются язык, речь, познавательные процессы.

В процессе изучения основ психолингвистики студентами решается ряд задач, таких как ознакомление с историей возникновения психолингвистики и основными психолингвистическими школами, рассмотрение основных понятий и методов современной психолингвистики, освоение терминологического аппарата, сложившегося в науке, изучение общих вопросов теории речевой деятельности, проблем языка и сознания и наблюдение за процессами речевой коммуникации в различных ситуациях, а также знакомство со сферами приложения данной науки и тенденциями её развития.

Программа предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов с указанной в списке рекомендуемой литературой при подготовке к практическим занятиям, а также при написании рефератов и выполнении других заданий для самостоятельной работы.

Рабочая программа составлена на основе соответствующего курса для аспирантов, читаемого на кафедре психолингвистики МГЛУ, а также на основе имеющихся учебных пособий по психолингвистике, рекомендованных Редакционно-издательским Советом РАО и Министерством образования РФ. В рабочую программу входит примерное содержание курса, список рекомендованной литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, примерные темы рефератов и курсовых работ, а также вопросы к зачету по курсу.
1.4. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОС ВПО (прилагается в виде ксерокопии).
1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-ем-кость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

540300 «Филологическое образование»,

профиль 540306 «Иностранный язык»

3

7

80

36

20

16

-

44

зачет


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Введение. Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

6

4

2

-

6

2.

Производство речи.

6

4

2

-

6

3.

Восприятие речи.

4

2

2

-

6

4.

Онтогенез речи. Психолингвистика развития.

4

2

2

-

6

5.

Этнопсихолингвистика.

4

2

2

-

6

6.

Текст как объект психолингвистики.

4

2

2

-

6

7.

Прикладные аспекты психолингвистики.

4

2

2

-

4

8.

Тенденции в современной психолингвистике.

4

2

2

-

4




ИТОГО ПО КУРСУ:

36

20

16

-

44

1.6.2. Содержание разделов дисциплины «Основы психолингвистики»
Введение. Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

Психолингвистика как наука о речевой деятельности. Объект и предмет психолингвистики, эволюция предмета психолингвистики (по А.А.Леонтьеву). Место психолингвистики среди наук о человеке. Основные психолингвистические школы: психолингвистика Ч.Осгуда, Миллера-Хомского, московская психолингвистическая школа. Основы (постулаты) психолингвистической теории.

Методы психолингвистики. Роль эксперимента в психолингвистике. Ассоциативный эксперимент. Метод семантического дифференциала. Методика дополнения. Методика заканчивания предложения.

Производство речи.

Психолингвистические модели и теории порождения речи. Стохастические теории порождения речи. Модели непосредственно составляющих. Трансформационно-генеративная грамматика Н.Хомского. Когнитивные модели. Теория деятельности как основа теории речевой деятельности. Теория порождения речи А.А.Леонтьева и Т.В.Рябовой-Ахутиной (Московская психолингвистическая школа). Внутренняя речь: её характеристика и роль в процессе порождения речи (по Л.С.Выготскому). Кодовые переходы во внутренней речи и универсальный предметный код Н.И.Жинкина. Речевые ошибки и оговорки.
Восприятие речи.

Уровневость восприятия речи. Ментальный лексикон человека. Глубинные структуры Н.Хомского. Психолингвистическая теория понимания текста. Механизм эквивалентных замен. Механизм вероятностного прогнозирования. Восприятие и понимание речи. Значение и личностный смысл. Модели восприятия речи.
Онтогенез речи. Психолингвистика развития.

Детская речь как предмет исследования в теории усвоения языка (онтогенеза речи). Этапы освоения речи ребенком. Теория врожденных знаний Н.Хомского, pivot-грамматика Д.Макнила. Жан Пиаже и французская школа. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе. Структура образа сознания. Интериоризация значений ребенком. Детская речь как ключ к пониманию познавательных процессов. Формирование символической функции в онтогенезе. Знаковые системы, замещающие естественный язык.

Язык животных в природе. Говорящие животные. Дети-Маугли.

Психолингвистика в обучении неродному языку. А.А.Леонтьев о трех аспектах овладения неродным языком. Обучение неродному языку как обучение речевой деятельности. Билингвизм и его типы. Проблемы двуязычия и культура.
Текст как объект психолингвистики.

Текст как высшая единица речемыслительной деятельности. Слово – высказывание – текст. Функции текста в человеческой деятельности. Контекст – затекст – текст – подтекст. Психолингвистические характеристики текста: цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. Производство текста. Восприятие текста. Читательская проекция текста. Психолингвистический анализ пересказа текста. Понимание иноязычного текста. Программы изучения разговорной речи как особой системы.
Этнопсихолингвистика.

Национально-культурная специфика речевого общения как предмет этнопсихолингвистики. Гипотеза лингвистической относительности Э.Сепира – Б. Уорфа. Этнопсихолингвистическая детерминация речевой деятельности, языкового сознания и общения. Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного общения. Роль фоновых знаний в межкультурном общении. Лакуны, их типы и способы элиминирования для преодоления межкультурного барьера в общении. Словесные ассоциации как феномен культуры и как средство описания социальных феноменов. Культурный шок, аккультурация
Прикладные аспекты психолингвистики.

Патопсихолингвистика. Норма и патология в речи. Физиологические центры речи. Формы речевой патологии, нарушения и дефекты речи. Язык глухонемых. Нейролингвистика и нейролингвистическое программирование. Способы речевого воздействия и манипуляции. Судебная психолингвистика. Речь как источник информации в следственном процессе. Идентификация личности по речи. Психолингвистика ложных высказываний (детектор лжи). Язык и гендер. Инженерная психолингвистика.
Тенденции в современной психолингвистике.

Психолингвистика и образ мира. Психолингвистика и личность. Социальная психолингвистика.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Введение. Теоретические и методологические вопросы психолингвистики.

Психолингвистика как наука о речевой деятельности.

Основные психолингвистические школы.

Рефераты.

6

Защита рефератов.

Вопросы для самостоятельного изучения.


Сообщения-ответы на вопросы по работе Л.В.Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании»

(См. вопросы в Приложении 1)

2.

Производство речи.

Психолингвистические теории и модели порождения речи.

Речевые ошибки и оговорки.

Рефераты.

6

Защита рефератов.

Вопрос для самостоятельного изучения.

Сообщение-ответ на вопрос: Какие типы оговорок вы встречали в речи?

3.

Восприятие речи.

Методики обучения скорочтению, или как научиться читать быстрее.

Рефераты.


6

Защита рефератов.

4.

Онтогенез речи. Психолингвистика и овладение языком. Билингвизм и его типы.


Рефераты.

6

Защита рефератов.

Вопросы для самостоятельного изучения.


Сообщение-ответ на вопрос:

- Опишите свое языковое развитие (речь своего брата/сестры).

- Оцените свой билингвизм по времени усвоения и по сложности речевых действий.

5.

Текст как объект психолингвистики.

Свойства текста.

Рефераты. Вопрос для самостоятельного изучения.


6

Защита рефератов. Сообщение-ответ на вопрос:

- Проиллюстрируйте на примерах психолингвистические особенности текста.

6.

Этнопсихолингвистика. Лакуны, их типы и способы элиминирования для преодоления межкультурного барьера в общении.


Рефераты. Вопрос для самостоятельного изучения.


6

Защита рефератов. Сообщение-ответ на вопрос:

- Приведите примеры лакун разных типов в инокультурных текстах.

7.

Прикладные аспекты психолингвистики.


Рефераты.


2

Защита рефератов.

8.

Тенденции в современной психолингвистике.

Рефераты.


2

Защита рефератов.


1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов .
1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.8.1 Рекомендуемая литература.
Основная.

  1. Актуальные проблемы современной лингвистики : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540300 (050300) - Филологическое образование / сост. Л. Н. Чурилина. - 4-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 416 с. - Аспиранты. - ISBN 978-89349-892-9 [Гриф УМО]

  2. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540300 (050300) "Филологическое образование" / Н. Ф. Алефиренко. - М. : Флинта : Наука, 2005. - 416 с. - Аспиранты. - ISBN 5-89349-573-Х   [Гриф УМО]

  3. Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник / В. П. Белянин ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 5-е изд. - М. : Флинта : МПСИ,2007, 2008. - 232 с. : табл. - ISBN 978-5-89349-371-9 [Гриф]

  4. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология" / А. А. Леонтьев. - 5-е изд., стер. - М. : Смысл : Академия, 2005, 2008. - 288 с. - (Психология для студента). - ISBN 978-5-89357-239-1 (Смысл). - ISBN 978-5-7695-5146-8 (Академия) [Гриф]

Дополнительная.

  1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.

  2. Белянин, В.М. Психолингвистические аспекты художественного текста. – М., 1988.

  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2005. (см. также другие, более ранние издания, в т. ч. Собрание сочинений в 6 томах)

  4. Горелов, И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2004. – 320с.

  5. Жинкин, Н.И. Избранные труды. – М., 1998.

  6. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2000.

  7. Залевская, А.А. Слово в лексиконе человека. – М., 1990.

  8. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? – М., 2003.

  9. Лурия, А.Р. Язык и сознание. – М., 1998.

  10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2003.

  11. Общая психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К.Ф.Седов. – М.: Лабиринт, 2004.

  12. Прикладное языкознание: Учебник / Л.В.Бондарко, Л.А.Вербицкая, Г.Я.Мартыненко и др. – СПб., 1996.

  13. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. В.К.Радзиховская и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  14. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги. – М., 1977.

  15. Сахарный, Л.В. Введение в психолингвистику. – М., 1989

  16. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвитика. – М.: Прогресс, 1976.

  17. Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989.

  18. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика : учеб. пособие для студ., обуч. по направл. и спец. психологии / Р. М. Фрумкина. - М. : Академия, 2003. - 320 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0726-8[Гриф УМО]

  19. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. – М., 1990.

  20. Этнопсихолингвистика. – М., 1988

  21. Язык. Сознание. Культура [Электронный ресурс]: Сборник материалов семинара по проблемам языкового сознания. – М., 2006. – 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM).


1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

Оборудование для демонстрации компьютерных презентаций.


  1. Примерные зачетные тестовые задания.




  1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ.

Зачет проходит в форме собеседования с преподавателем по вопросам или в форме защиты реферата по одной из предложенных тем (см. п.1.13).


  1. Когда и почему появилась психолингвистика?

  2. Междисциплинарность психолингвистики.

  3. Объект и предмет психолингвистики.

  4. Психолингвистика первого поколения. Ч. Осгуд.

  5. Психолингвистика Н. Хомского и Дж. Миллера.

  6. Московская психолингвистическая школа и её постулаты.

  7. Теория речевой деятельности: общая характеристика, структура и компоненты речевой деятельности.

  8. Детская речь как объект психолингвистики. Онтогенез речи: этапы.

  9. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе.

  10. Модели порождения речи.

  11. Принцип вероятностного прогнозирования и его роль в процессах порождения и восприятия речи.

  12. Внутренняя речь (по Л.С. Выготскому).

  13. Схема речевого мышления (по Л.С.Выготскому).

  14. Текст как объект психолингвистики.

  15. Психолингвистика и межкультурная коммуникация.

  16. Основные экспериментальные методы исследования в современной психолингвистике.

  17. Прикладные области психолингвистики: общая характеристика.




  1. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) – не предусмотрен.




  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.



  1. Язык и мышление.

  2. Речевая деятельность: структура и компоненты.

  3. Объект и предмет психолингвистики.

  4. Идеи В. Гумбольдта и психолингвистика.

  5. Идеи И. Бодуэна де Куртенэ и психолингвистика.

  6. Идеи А. Потебни и психолингвистика.

  7. Л.С. Выготский и его вклад в психолингвистику.

  8. Основные этапы развития детской речи.

  9. Как ребенок овладевает произношением.

  10. Как ребенок осваивает грамматику.

  11. Гипотезы о происхождении речи в филогенезе.

  12. Стохастические модели производства речи.

  13. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского.

  14. Модели порождения речи на основе трансформационной грамматики.

  15. Когнитивные модели порождения речи.

  16. Внутренняя речь как инструмент мышления.

  17. Виды речевых ошибок и оговорок, их причины.

  18. Как человек понимает речь.

  19. Вероятностное программирование при восприятии речи.

  20. Как научиться читать быстро (методики обучения скорочтению).

  21. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

  22. Ассоциативные эксперименты и их основные результаты.

  23. Как звук связан со смыслом (фоносемантика).

  24. Понятие языковой картины мира.

  25. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

  26. Билингвизм и его типы.

  27. Теория лакун.

  28. Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного общения

  29. Физиологические центры речи. Нарушения и дефекты речи.

  30. Речь в состоянии эмоционального напряжения.

  31. Психиатрическая лингвистика.

  32. Язык глухонемых.

  33. Мужской и женский язык в разговорной речи/ в художественных текстах

  34. Когнитивные стили и речь человека.

  35. Способы речевого воздействия и манипуляции.

  36. Нейролингвистическое программирование.




  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ - нет.




  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ


1. Классификация и причины опечаток в тексте.

2. Психолингвистические особенности рекламных / политических / религиозных текстов.

3. Этнокультурная специфика языкового сознания (на примере какой-либо тематической группы).

4. Кроссворд как система ассоциаций.

5. Лингвистические анекдоты в русском языке, их толкование и перевод.

6. Ошибки в речи иностранцев.

7. Перевод как вид речевой деятельности.

8. Мужской и женский язык в разговорной речи / в художественных текстах.


  1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

См. Приложение 2 – Методические рекомендации по написанию рефератов



  1. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине – см. технологическую карту по дисциплине.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 основы психолингвистики...
Автор программы: Гарбар И. Л., ст преподаватель каф английского языка и английской филологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconОсновы психолингвистики
Основы психолингвистики: учеб пособие для студентов педвузов. — М.: Act: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа)
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела»
Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической...
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Стилистика и прагматика рекламных жанров. Основы рекламного дела [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. И....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск