Скачать 196.44 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.3.2 ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью Утверждено на заседании кафедры английского языка и английской филологии факультета филологии и журналистики протокол № от 200__г. Зав. кафедрой ______________________С.А.Виноградова РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Автор программы: Гарбар И.Л., ст. преподаватель каф. английского языка и английской филологии МГПУ 1.2 Рецензенты: Клонова О.Ю., к.ф.н., ст. преп. каф. германских языков МГИ Беличенко Е.А., к.ф.н., доцент каф. английского языка и английской филологии МГПУ 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Основы психолингвистики» входит в программу обучения студентов факультета филологии и журналистики педагогического университета как один из курсов по выбору. На него отводится 20 часов аудиторных занятий (лекций). Исходя из междисциплинарного характера психолингвистики как науки, спецкурс имеет преемственную связь с курсами введения в языкознание, а также курсами психолого-педагогического цикла. В свою очередь, психолингвистика дает возможность изучения речевой деятельности. Кроме того, очевидна взаимосвязь психолингвистики и общего языкознания, дающего общий обзор современных лингвистических течений, в том числе и тех, что имеют непосредственную связь с психолингвистикой: этнолингвистики, социолингвистики. Психолингвистика также имеет связь с теорией и практикой перевода, методикой преподавания английского языка. Целью спецкурса является введение студентов в проблематику психолингвистики как определенного ракурса, в котором изучаются язык, речь, познавательные процессы. В процессе изучения основ психолингвистики студентами решается ряд задач, таких как ознакомление с историей возникновения психолингвистики и основными психолингвистическими школами, рассмотрение основных понятий и методов современной психолингвистики, освоение терминологического аппарата, сложившегося в науке, изучение общих вопросов теории речевой деятельности, проблем языка и сознания и наблюдение за процессами речевой коммуникации в различных ситуациях, а также знакомство со сферами приложения данной науки и тенденциями её развития. Программа предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов с указанной в списке рекомендуемой литературой, в том числе при подготовке рефератов и заданий для самостоятельной работы. Оптимизации самостоятельной работы студентов способствует наличие электронного варианта учебно-методического комплекта по дисциплине. Рабочая программа составлена на основе соответствующего курса для аспирантов, читаемого на кафедре психолингвистики МГЛУ, а также на основе имеющихся учебных пособий по психолингвистике, рекомендованных Редакционно-издательским Советом РАО и Министерством образования РФ. В рабочую программу входит примерное содержание курса, список рекомендованной литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, примерные темы рефератов, а также вопросы к зачету по курсу. 1.4 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОС ВПО (прилагается в виде ксерокопии) 1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины «Основы психолингвистики» Введение. Теоретические и методологические вопросы психолингвистики. (4 часа) Психолингвистика как наука о речевой деятельности. Объект и предмет психолингвистики, эволюция предмета психолингвистики (по А.А.Леонтьеву). Место психолингвистики среди наук о человеке. Основные психолингвистические школы: психолингвистика Ч.Осгуда, Миллера-Хомского, московская психолингвистическая школа. Основы (постулаты) психолингвистической теории. Методы психолингвистики. Роль эксперимента в психолингвистике. Ассоциативный эксперимент. Метод семантического дифференциала. Методика дополнения. Методика заканчивания предложения. Производство речи. (2 часа) Психолингвистические модели и теории порождения речи. Стохастические теории порождения речи. Модели непосредственно составляющих. Трансформационно-генеративная грамматика Н.Хомского. Когнитивные модели. Теория деятельности как основа теории речевой деятельности. Теория порождения речи А.А.Леонтьева и Т.В.Рябовой-Ахутиной (Московская психолингвистическая школа). Внутренняя речь: её характеристика и роль в процессе порождения речи (по Л.С.Выготскому). Кодовые переходы во внутренней речи и универсальный предметный код Н.И.Жинкина. Речевые ошибки и оговорки. Восприятие речи. (2 часа) Уровневость восприятия речи. Ментальный лексикон человека. Глубинные структуры Н.Хомского. Психолингвистическая теория понимания текста. Механизм эквивалентных замен. Механизм вероятностного прогнозирования. Восприятие и понимание речи. Значение и личностный смысл. Модели восприятия речи. Онтогенез речи. Психолингвистика развития. (4 часа) Детская речь как предмет исследования в теории усвоения языка (онтогенеза речи). Этапы освоения речи ребенком. Теория врожденных знаний Н.Хомского, pivot-грамматика Д.Макнила. Жан Пиаже и французская школа. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе. Структура образа сознания. Интериоризация значений ребенком. Детская речь как ключ к пониманию познавательных процессов. Формирование символической функции в онтогенезе. Знаковые системы, замещающие естественный язык. Язык животных в природе. Говорящие животные. Дети-Маугли. Психолингвистика в обучении неродному языку. А.А.Леонтьев о трех аспектах овладения неродным языком. Обучение неродному языку как обучение речевой деятельности. Билингвизм и его типы. Проблемы двуязычия и культура. Текст как объект психолингвистики. (2 часа) Текст как высшая единица речемыслительной деятельности. Слово – высказывание – текст. Функции текста в человеческой деятельности. Контекст – затекст – текст – подтекст. Психолингвистические характеристики текста: цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. Производство текста. Восприятие текста. Читательская проекция текста. Психолингвистический анализ пересказа текста. Понимание иноязычного текста. Программы изучения разговорной речи как особой системы. Этнопсихолингвистика. (2 часа) Национально-культурная специфика речевого общения как предмет этнопсихолингвистики. Гипотеза лингвистической относительности Э.Сепира – Б. Уорфа. Этнопсихолингвистическая детерминация речевой деятельности, языкового сознания и общения. Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного общения. Роль фоновых знаний в межкультурном общении. Лакуны, их типы и способы элиминирования для преодоления межкультурного барьера в общении. Словесные ассоциации как феномен культуры и как средство описания социальных феноменов. Культурный шок, аккультурация Прикладные аспекты психолингвистики. (3 часа) Патопсихолингвистика. Норма и патология в речи. Физиологические центры речи. Формы речевой патологии, нарушения и дефекты речи. Язык глухонемых. Нейролингвистика и нейролингвистическое программирование. Способы речевого воздействия и манипуляции. Судебная психолингвистика. Речь как источник информации в следственном процессе. Идентификация личности по речи. Психолингвистика ложных высказываний (детектор лжи). Язык и гендер. Инженерная психолингвистика. Тенденции в современной психолингвистике. (1 час) Психолингвистика и образ мира. Психолингвистика и личность. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов (ПР, СМ, ЛБ не предусмотрены ). 1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.8.1 Рекомендуемая литература. Основная.
Дополнительная.
1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: Оборудование для демонстрации компьютерных презентаций.
Зачет проходит в форме собеседования с преподавателем по вопросам или в форме защиты реферата по одной из предложенных тем (см. п.1.13).
См. Приложение 2 – Методические рекомендации по написанию рефератов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (ИЛИ ЕЁ РАЗДЕЛОВ) И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. – заочная форма обучения не предусмотрена. РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. Приложение 2 – набор компьютерных слайдов к Разделу 1, лекция «Введение» Приложение 3 – раздаточный иллюстративный материал к Разделу 1, лекция «Методы психолингвистических исследований» Приложение 4 – набор компьютерных слайдов к Разделу 5 «Этнопсихолингвистика», лекция « О психолингвистических аспектах межкультурной коммуникации» РАЗДЕЛ 4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Ассоциативный эксперимент – базисный психолингвистический метод для исследования отдельного слова или группы слов, путем выявления ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. Важной особенностью психолингвистики является обращение к значению слова — к его семантике (от греч. semantikos — обозначающий). В лингвистике анализ семантики связан, прежде всего, с изучением лексического значения слов и выражений, изменения их значений, изучением оборотов речи или грамматических форм. Психолингвистика же различает объективную и субъективную семантику. Первая является семантической системой значений языка, вторая представляется как ассоциативная система, существующая в сознании индивидуума. В связи с этим семантические признаки подразделяются на относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане. Психолингвистическое понятие «семантическое поле» представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями. Одной из попыток экспериментально определить субъективные семантические поля и связи внутри них является метод ассоциативного эксперимента. Обычно различают три вида ассоциативных экспериментов:
О проблемах и методике проведения свободного ассоциативного эксперимента - http://www.textology.ru/goroshko/problem.html Билингвизм – способность владеть двумя или более языками. Типы билингвизма: естественный (бытовой) и искусственный (учебный); по возрасту усвоения второго языка – ранний и поздний; по количеству осуществляемых действий – рецептивный, репродуктивный и продуктивный. РАЗДЕЛ 5. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ) ПО ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ (ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЕЙ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ). – Итоговая государственная аттестация по дисциплине не предусмотрена. РАЗДЕЛ 6. ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ ПОСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВЕДУТ:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 1 «основы психолингвистики» Курс «Основы психолингвистики» входит в программу подготовки бакалавров по направлению 540300 «Филологическое образование», профиля... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |