Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья»





Скачать 238.69 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья»
Дата публикации25.11.2014
Размер238.69 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет
Кафедра физической культуры


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

на тему

«Христианские каноны здоровья»
Выполнил:

студент группы ПГС-41

Трофимов И. П.
Проверил:

Йошкар-Ола

2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….3

Основная часть

    1. Культура  тела в православной традиции………………………..…..5

    2. Православие и спорт………………………………………………..…7

    3. Святы отцы о физкультуре…………………………………………..11

    4. Роль физкультуры в нашей жизни…………………………………..14

    5. О православной культуре и культуре здоровья…………………….15

Заключение……………………………………………………………….…..17

Анкетирование……………………………………………………………….18

Выводы по анкетированию……………………………………………….....21

Список литературы………………………………………………………......23

Введение

Сегодня отношение к здоровью я бы назвал потребительским или, говоря по-церковному, греховным. С точки зрения Церкви, основа здоровья -- здравие души, выражение которого в правильном образе жизни. Святой апостол Павел подчеркивает, что мы должны относиться к нашему телу как к великому дару Божию: ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф 5:29-30). При этом апостол языков проводит важную параллель между Богочеловеческим организмом Церкви -- Телом Христовым и нашим собственным телом: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно… Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или так же голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее нам, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член -- страдают с ним все члены; славится ли один член -- с ним радуются все члены. И вы -- тело Христово, а порознь -- члены (1Кор12:18,20-27). Таким образом, если мы не заботимся о своем здоровье, то совершаем грех, крайняя степень которого -- хула на Духа Святого, когда человек самовольно уходит из жизни. Презрение к здоровью ведет к тому, что человек сам укорачивает свою жизнь. Такие пороки, как пьянство, блуд, употребление наркотиков, курение, по сути, медленное самоубийство.
Если мы посмотрим на те процессы, которые происходят в нашем обществе, то увидим, что многие современные болезни, например, СПИД, -- в большинстве случаев следствие безнравственного образа жизни, грехов. Мы изобретаем различные медикаменты, тратим на это огромные средства, но при этом забываем, что важнее всего направить человека к обретению нравственной жизни. Относиться к здоровью по-христиански означает вести нормальный образ жизни. Православие с апостольских времен проповедует «царский путь», «золотую середину», когда человек всегда духовно сосредоточен, рассудителен и избегает крайностей. Что нам заповедано Господом для поддержания своего здоровья? Физический труд: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19). Если бы мы были заняты физическим трудом, поверьте, у нас было бы меньше проблем со здоровьем. Мы, к сожалению, зачастую избегаем труда физического, будучи безрассудно поглощенными трудом интеллектуальным или сознательно избегая по лености - прилагать усилия. Сохранение здоровья - это не только личная забота человека. Общество приобрело огромные познания во всех областях науки и призвано использовать эти знания во благо. Беречь физическое, нравственное и духовное здоровье нации - наше общее призвание, общая задача. Одна Церковь с этим не справится, потому что сейчас много людей, которые не охвачены церковной проповедью. Сегодня необходимо привить человеку здоровый образ жизни, дать ему возможность быть рачительным хозяином своей судьбы

Основная часть
1.1.Культура  тела в православной традиции
 Сегодня, обращаясь к корням православной традиции, возрождаются многие виды ее культуры. Строятся  и восстанавливаются поруганные храмы, но   вопрос о культуре тела, как о практическом восстановлении наших, так же поруганных грехом, телесных храмах даже не ставится. Культура тела  словно "отлучена"  из  ряда  других видов православной культуры. Православный подход к телу  поднимается и обсуждается только в отношении   медицины, физкультуры и спорта, которые служат лишь поддержанию здоровья и  развитию животных качеств: быстрее, сильнее, выше… .

Не расплачиваемся ли сейчас за то, что, ограничиваясь полнейшим учением о домостроительстве Божьего спасения ВСЕГО человека, о сотелесности Христу, на практике  молча одобряем практический  раскол культуры и личности на  - "высшее духовное и низшее телесное"? 

В свое время К.Д.Ушинский писал: "Для нас любая нехристианская педагогика - вещь  немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди" (Т.2.С.452). Но педагогика в области физкультуры именно такая - " безголовая".

Нужна ли  православному, церковному человеку культура  тела? Я пишу эти слова  именно телом, но это не то тело, с которым я родилась - это тело культурное, " возделанное". Тело всегда было объектом возделывания и культивирования, т.к. именно через телесное воспитание и ОБРАЗование  осуществляются все другие формы культурной деятельности. Культура тела - основа любой культуры, начиная от культуры быта и кончая духовной культурой той или иной традиции.  В свою очередь, сама культура тела определяется духом культурной традиции: " Дух творит себе формы".  Поэтому, хотя организм, человека не меняется  при посвящении в ту или иную религию, но подход к телу меняется, развивая достойные себя  аскетические формы практик и повседневную бытовую культуру тела.     

Я полностью согласна с мнением Ю.М. Николаева: "Необходимо интегрировать междисциплинарный и многоаспектный характер научных знаний о физической культуре человека и общества. Перейти от медико-биологических аспектов ее изучения (однако,  ни в коей мере не принижающих их) к педагогическим, психологическим, социологическим, культуроведческим, философским и другим, являющимся основными при изучении человека. Нужно разработать новые теоретические и методические основы формирования гармоничного развития физических и духовных сил, которые позволят в едином педагогическом процессе  решать задачи и физического и духовного развития. Объединяющую позицию можно определить как культурологическую, а ее предметно-содержательной основой должна быть не физкультурно-спортивная деятельность, а культура  двигательной деятельности". ( Ю.М. Николаев. "К проблеме развития теории физической культуры" ).

Я  бы только  добавил,  что,  понятие культуры тела объёмнее, чем понятие физкультуры, и содержанием ее должно быть  - единство развития духовного и телесного, тела и слова, как отражения онтологии единства  Божественного воплощения:  Тела и Слова.   

Прошу снисхождения  к   форме и содержанию у  тех, кто  дал себе время и труд вникнуть в  проблему и предложенный подход ее решения ( конечно - подход не полный, несовершенный, но может даже из критики его может быть извлечена польза...). Те, кто занимались  по разработанной пробной программе, настойчиво просят меня не останавливаться  и предлагать  ее к распространению для работы с прихожанами на приходах, как дополнение к основам православной культуры в школах и пр.     

Я  взялась за этот труд не для того,   что бы выделить себя, а ради помощи тем,  кто ищет ответы на вопросы    о личности и теле, волновавшие меня и до прихода в Православие, и в  жизни  воцерковлённого человека. Ваши вопросы и советы помогают   глубже  вникать   в возможность дальнейшего применения и развития этой темы, чтобы "выделялось" в нас и прославлялось   Господнее Тело:    

"  прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 20)«Чтобы жизнь Иисусова открылось в  теле нашем» (2 Кор. 4,11)
1.2. Православие и спорт
В настоящее время у Церкви меняется отношение к спорту. К примеру, в марте 2005 г. в Сергиевом Посаде по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил Первый международный форум Русского Боевого Искусства "Золотой Витязь". А в феврале того же года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия священнослужители епархии и прихожане многих храмов приняли участие в ставших уже традиционными ежегодных лыжных соревнованиях «Лыжня России». Не так давно в Ярославле прошел первый в России турнир по мини-футболу среди православных приходов. Играли настоятели ярославских церквей и их прихожане. Лучшей оказалась сборная храма Михаила Архангела. Как сообщает «Голос России», болельщиков было много, и они разительно отличались от обычных: не пили, не кричали, не ругались и не выпрыгивали на поле. («Голос России»/Седмица.Ru).Вот уже шесть лет воспитанники воскресных школ и духовных семинарий проводят в Северном Бутово футбольный турнир на кубок Дмитрия Донского. Хотелось бы отметить, что перед Олимпийскими играми в Афинах состоялся молебен в храме св. Георгия Победоносца на Поклонной горе. Более того, нашей олимпийской сборной Патриарх Алексий II выделил духовника – протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма святителя Николая в Толмачах… Есть свой духовник (отец Глеб Грозовский) и у футбольной команды «Зенит». В общем, Православная Церковь провозглашает, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом», как сказано в Основах социальной концепции РПЦ. Вместе с тем, священник Александр Шумский пишет: «Священнослужители, особенно из монашествующих, склонны рассматривать спорт как явление сатанинское, и призывают относиться к нему соответственно. Я с этим не могу согласиться. Ведь спорт - это часть жизни, часть человеческой истории и культуры, в которых нет однозначности и добро перемешено со злом. Здесь те же страсти, что и в литературе, музыке, живописи. Да, мир идет к концу… да, нельзя священнику становиться шутом или мишкой-талисманом, обслуживающим те или иные соревнования и делающим деньги на суевериях спортсменов. Но, с другой стороны, нельзя священнику сегодня уходить и в православную резервацию, бросая на съедение "львам рыкающим", то есть всяким сектантам и сатанистам, несчастных людей, в том числе и спортсменов. Ведь они на самом деле – очень благодатный материал для духовно-нравственной работы. Спортсмены по-своему аскетичны, дисциплинированны, у них сильная воля. Надо только все это направить в русло христианской веры». Вспоминается высказывание четырехкратного чемпиона мира по вольной борьбе Александра Иваницкого: «Помните древнюю поговорку: "В здоровом теле здоровый дух"? А ведь атеисты лукаво отбросили вторую ее часть. Древние римляне говорили: "В здоровом теле здоровый дух, если упорно молиться". Совсем другой смысл, не правда ли?» Зная, что некоторые православные, и даже священники, занимаются восточными боевыми искусствами, я как-то поинтересовался у протоиерея Максима Козлова: «Допустимо ли христианину заниматься восточными единоборствами?» Вот, что сказал батюшка: «На ваш вопрос можно ответить не некоторым формальным образом, какими видами единоборств возможно заниматься, а какими нельзя, а выработкой некоего критерия, которым вы далее постараетесь как-то руководствоваться. Мы знаем, что в основе многих современных видов деятельности, искусства, медицины, спорта в далеком историческом прошлом лежат те или иные нехристианские религиозные практики. Олимпийские игры произошли из праздника языческого бога Зевса Олимпийского. Современная не гомеопатическая медицина, которую мы называем теперь уже не традиционной, а «обычной» медициной, также произошла от греческой практики, связанной с почитанием языческих богов. И Гиппократ свою медицинскую практику сочетал со своими религиозными греческими убеждениями. Драма и комедия тоже, как мы хорошо знаем, связаны с определенного рода языческими праздниками. Масленица в ее светском преломлении тоже не без того. И так далее… Что нам нужно, так это проверить, проследить: в современном виде те или иные единоборства уже настолько далеко ушли от своей религиозной, мировоззренческо-философской основы, что являются спортом в чистом виде, как бокс, как бег, как футбол, так же нейтральны в смысле медицины, как проглатывание таблетки анальгина или рентген? Или же эта основа еще не так далека, чтобы считать себя христианину, практикующему эти единоборства, вовсе спокойным в отношении своей совести? Этот критерий и нужно прилагать. В той или иной группе, в той или иной секции, в том или ином виде единоборств нет ли живых, пусть и рудиментарных, но остатков чуждой нам религиозной практики? В тех или иных видах единоборств нет ли философско-мировоззренческих установок, принципиально противоположных тем, которые должны быть у православного христианина? Если мы не сможем ответить на этот вопрос отрицательно, то лучше от таких единоборств держаться подальше».Газета «Известия» писала о священнике Андрее Лазареве (г. Кимры), который объявил войну наркоторговле в своем городе и вышел из этой битвы победителем. Вот что говорит сам отец Андрей: «"С иглы" люди слезли, зато по-прежнему сидят "на стакане". Но среди наших постоянных прихожан уже не пьет ни один. Наше оружие теперь — это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров семь православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо, и еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу». Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос: «Совместимо ли Православие с разумным занятием физкультурой и спортом, ради укрепления здоровья?» - являются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен. Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога и поэтому за ней нужно следить. Если мы болеем, то не можем помогать другим, не только это, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами». К сожалению, часто именно этот «социальный» аспект физического здоровья забывается противниками телесного развития и оздоровления. А ведь нетрудно представить, каким потенциалом здоровья должны обладать будущие мама с папой, чтобы родить и воспитать здоровых детей.«Как многодетная мать, - пишет регент Алла ГАВЛЮКОВСКАЯ, - хочу особенно сказать про необходимую физическую культуру матери и детей. Дело в том, что реальное материнское служение начинается с беременности и родов — явлений бесспорно не только духовных, но и физических. Я считаю, что каждая женщина, имеющая намерение рожать здоровых детей (думаю, каждая без исключения хочет рожать только здоровых), должна иметь так называемый физический тонус. Известно, что сам процесс родов для женщины сравним с альпинистским восхождением. Причем беременность и роды — это не болезнь, как принято считать среди некоторых врачей, а самый настоящий труд, продуктивность которого напрямую зависит от подготовки самой женщины, в том числе и физической. Не наша задача сейчас обсуждать, какими знаниями, умениями и навыками должна обладать «профессиональная роженица» (я считаю, что таковой должна быть каждая), но для того, чтобы грамотно (не побоюсь этого слова) родить здоровенького человечка, общая физическая подготовка необходима, особенно женщинам умственного труда…До того, как я стала матерью, я с самого раннего детства всегда занималась каким-нибудь видом спорта. В самое последнее время увлеклась скалолазанием и походами. Длительные походы с альпинистским снаряжением меня поддерживали не только в плане здоровья, но и очень вдохновляли на жизнь, молитву, учёбу, работу… И роды (у меня пока трое детей) прошли грамотно и без осложнений. До сих пор, имея детей-погодков, сама находясь в ожидании четвёртого, улучаю хотя бы пять минут для того, чтобы подвигаться. В крайнем случае с малышнёй просто включаем весёлую музыку и пляшем, прыгаем. В общем, здоровье — бесценный дар Божий — нужно поддерживать и матерям, и отцам, и подрастающим деткам. Безусловно, правильное питание, свежий воздух (а для детей ещё желательно с минимальным количеством одежды), а также физические упражнения просто необходимы для того, чтобы жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что физически нездоровому человеку (не без исключений) бывает сложнее продуктивно мыслить, что-то делать, принимать решения. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных». Думаю в самый раз упомянуть об опасности гиподинамии и привести пару примеров врачевания движением.


    1. Святы отцы о физкультуре


В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.
На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».
И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела а страстей». К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношения к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.
Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.
Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.


1.4.Роль физкультуры в нашей жизни

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».
Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».
Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» - не значит «вредно». По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, - такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).
1.5. О православной культуре и культуре здоровья


Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь…Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.
Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.
Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде. Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа…» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути. И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних - женщин, стариков и детей, - наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

Анкетирование


№№

Вопрос

Количество ответов, человек

Количество ответов, %

«Да»

«Нет»

«Сомневаюсь в ответе»

«Да»

«Нет»

«Сомневаюсь в ответе»

1

Считаете ли вы, что религиозный человек должен уделять достаточное внимание заботе о теле( занятия спортом и др.)?

36

12

6

66,7

22,2

11,1

2

Считаете ли вы взаимно связанным духовное и физическое(телесное) здоровье?

42

9

3

77,8

16,7

5,5

3

Считаете ли вы пост методом оздоровления?

26

17

11

48,1

31,5

20,4

4

Считаете ли вы, что молитва и духовные разговоры благотворно влияют на физическое здоровье?

19

20

15

35,2

37

27,8

5

Пользуетесь ли вы духовными методами оздоровления: постом. Молитвой и другими?

18

36

0

33,3

66,7

0

6

Считаете ли вы допустимым сотрудничество Церкви и спортивных организации?

25

11

18

46,3

20,4

33,3

7

Считаете ли вы допустимым сотрудничество Церкви и медицинских учреждений?

43

7

4

79,6

13

7,4

8

Считаете ли Вы табакокурение грехом (т.е. вредным духовно и телесно)?

31

18

5

57,4

33,3

9,3

9

Считаете ли вы пьянство грехом?

40

10

4

74,1

18,5

7,4

10

Считаете ли вы объедение грехом?

17

27

10

31,5

50

18,5

11

Можете ли вы ради выздоровления, облегчения болезни отказаться от курения, употребления алкоголя, вредной пищи?

44

5

5

81,4

9,3

9,3

12

Способны ли, по-вашему мнению, религиозные организации оказать значительное действие в проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании?

31

12

11

57,4

22,2

20,4

13

Разделяете ли вы точку зрения, что люди соблюдающие заповеди и догмы более здоровы, чем ими пренебрегающие?

13

20

21

24,1

37

38,9

14

Могут ли быть, по-вашему мнению, религиозные люди среди профессиональных спортсменов?

42

5

7

77,8

9,3

12,9

15

Могут ли быть, по-вашему мнению, религиозные люди среди медицинских работников?

50

3

1

92,6

5,5

1,9





Выводы по анкетированию

Анкетирование проводилось преимущественно в среде учебной( среди студентов). Подведем итоги. ПО первому вопросу большинство(66,7%) ответило положительно, что и соответствует политике Христианской церкви в настоящее время. Второй вопрос, не требующий особых комментариев, тоже получил утвердительное мнение в большинстве – 77,8%. Третий вопрос показывает некоторую слабость в его области. Так как пост вводиться для ограничения приема вредной и тяжелоусваевомой пищи, что и является методом оздоровления. По христианским понятиям неотьемлимым лекарством помимо медикаментов является молитва за болящего и поддержка его добрым словом, что тоже будет полезно и внешне здоровому человеку, с чем не согласны были 37% опрошенных против 35,2% согласных. Такое мнение подтверждается и тем, что на 5 вопрос большинство ответило отрицательно – 66,7% и лишь 33,3% утвердительно, что показывает их незнание или отсутствие веры в положительный результат от данных методик. На 6 вопрос утвердительно ответили лишь 46,3% опрошенных и 20,4% не согласились с таким мнением, но как показывает жизнь церковь в настоящее время достаточно активно включается в поддержку физического здоровья паствы посредством взаимодействия со спортивными организациями и поддерживает проводимые ими мероприятия. Схожий ответ о отношении церкви с медицинскими учреждениями получил большинство утвердительных ответов – 79,6% и лишь 13% ответили отрицательно. Далее были поставлены три вопроса о грехах осуждаемых христианами: о табаклкурении, пьянстве и объедении. Первый и второй вопросы получили большинство утвердительных ответов 57,4 и 74,1 %% соответственно, но на третий вопрос ровно половина студентов ответила отрицательно, что противоположно мнению церкви. Также большинство опрошенных подтвердило готовность отказаться от вредных привычек ради выздоровления, что показывает приносимый ими вред и согласуется с предыдущими тремя вопросами. Следующии вопрос получил большенство сответов «сомневаюсь..» , хотя каноны православия включают как заботу о теле так и о душе, что описано подробно в реферативной работе. Последние два вопроса о возможности работы религиозных людей в профессиональном спорте и медицине получили утвердительное большинство – 77,8% и 92,6%. Примеров таких людей история сохранила достаточно.

Список литературы

  1. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, М., Библиотека Веб-Центра «Омега», 2000.

  2. http://www.orthedu.ru Образование и православие.

  3. http://www.ihtus.ru Сибирская Православная газета Здоровье

  4. Жак Мюссе, Новый завет. Популярная энциклопедия, изд. Махаон, 2005

  5. И. С. Свенцицкая Раннее Христианство Страницы Истории, Издательство политической литературы, 180 с., 1989



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconРеферат по дисциплине «Физическая культура» на тему: особенности занятий избранным видом спорта
Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб пособие для вузов [Гриф мо рф] / КноРус,...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» icon2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27
Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине базовые виды двигательной...
Специальность 034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconРеферат по дисциплине: «Физическая культура» на тему : Влияние регулярных...
Что такое аэробика
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний...
Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65...
Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические...
Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии»
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconРеферат На тему: «Лечебная физическая культура в школе»
Движения составляют главный источник здоровья, бездействие есть могила здоровья, движения могут заменить лекарства, между тем как...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" Специализация...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconТемы рефератов дисциплине «Физическая культура»: Физическая активность...
Здоровый образ жизни — основа долголетия. Направления в формировании здорового образа жизни. Современный взгляд на физические упражнения,...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» iconРеферат по дисциплине «Физическая культура»
Трудовая деятельность является тонизирующим фактором, способствующим улучшению самочувствия и состояния здоровья. Труд, пусть самый...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск