Скачать 0.49 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств УТВЕРЖДАЮ Декан факультета культуры и искусств _______________ /____________/ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина Б.3.3 История музеев мира Направление подготовки 072300.62 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра социально-культурных технологий Курс 2 семестр 3, 4 Форма обучения:очная
Рецензент(ы) _____________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола 2012
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой социально-культурных технологий протокол заседания №____ от «__»___________20___г_____________________________________________________ (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись) Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Пояснительная записка 1. Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины (модуля) История музеев мира – дать представление об основных этапах становления музея как социокультурного института, процессе развития музейного дела с древнейших времен до современности. Задачами курса является ознакомление студентов с историей крупнейших музеев мира, международным и отечественным опытом работы по формированию музейных собраний в системе музейного дела, наиболее оптимальными способами использования музейных предметов. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) «История музеев мира» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (Б.3), входящей вместе с дисциплиной «Основы музеологии2 в «Музейный модуль». Содержание курса связано с проблематикой курсов «Историяя искусства», «История культуры». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История музеев мира Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-5). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): - способность применять теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК-1); - способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований (ПК-2); - готовность к применению современных методов исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия (ПК-3); - быть готовым к использованию современного знания о культуре в музейной деятельности и организационно-управленческой работе (ПК-5); - готовность к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-17). В результате освоения дисциплины История музеев мира обучающийся должен: Знать: - этапы и особенности развития музеев мира; - основные предпосылки, необходимые условия и составляющие процесса становления музеев; - историю и особенности функционирования музеев, созданных на основе памятников древности; - изменение статуса музея в зависимости от эпохи; - типологию музеев в их исторической динамике; - коллекции и шедевры наиболее значимых музеев Европы и Америки. Уметь: - на конкретном историческом и современном материале проследить становление и развитие музеев мира; - ориентироваться в деятельности ведущих музеев мира, их специфике, разнообразии форм культурных контактов; - использовать проектный метод для актуализации материала; - творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Владеть: - теоретическими знаниями по истории музейного дела; - навыками создания проекта «История крупнейшего мирового музея» (в виде электронной презентации и печатного издания). 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) История музеев мира Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов
Содержание учебной дисциплины Введение. Предмет, задачи и структура курса. Этапы становления музея как социокультурного института. Музеи и античный мир. Понятие «мусейон». Академия Платона в Афинах. Ликей Аристотеля. Вотивные дары как первые опыты коллекционирования. Пинакотеки. Александрийский мусейон и Александрийская библиотека. Мусейон и библиотека в Пергаме. Птолемеи и Атталиды – первые коллекционеры античного мира. Военные трофеи как основа коллекционирования в Древнем Риме. Частное коллекционирование. Складывание художественного рынка. Загородные виллы как места размещения частных коллекций. Появление специальных архитектурных сооружений для демонстрации публичных коллекций. Появление консервации. Рассеяние художественных собраний античного мира в эпоху Средневековья. Перемещение искусства в храм. Раннехристианские церкви. Богослужебная утварь. Появление церковных сокровищниц. Крестовые походы и реликвии. Коллекции церкви. Сокровищницы светских средневековых правителей. Сокровищница Карла Великого в Ахенской капелле. Коллекции Николо Кресченти (XIв.), Генри Винчестерского (XII в.), Джордано Орсини (XII в.). Жан Беррийский как представитель нового типа европейского частного коллекционера. Эпоха возрождения - период становления музея как социокультурного института. Бурный расцвет коллекционирования. Формирование первичных музейных форм: галерея, кунсткамера, мюнцкабинет, студиоло, антикварий. Галерея Уффици. Великие географические открытия – новый виток коллекционирования. Формирование музейной потребности. Возникновения феномена публичного музея. Строительство специальных музейных зданий. Старейший публичный музей в Европе – Базельский художественный музей в Швейцарии. Первый публичный учебный музей – музей Ашмола. Британский музей – публичный музей национального масштаба. XVIII век – переломная веха в истории музеев. Появление новых профильных групп музеев. Зарождение музеографии. Выработка принципов описания коллекций. Этикетажа, построения экспозиций. Зарождение движения за открытие музеев для широкой публики. Организация национальных музеев в XIX в. венгерский национальный музей в Будапеште. Национальный музей в Праге. Музей Прадо в Испании. Лондонская Национальная галерея. Протомузейный этап отечественной культуры. Великокняжеские сокровищницы, культурные сады, «аптекарские огороды», арсеналы, зверинцы. Петербургская кунсткамера. Становление Эрмитажа. Развитие частного коллекционирования. Формирование музеев военно-исторического профиля. Появление первых учебных музеев. Музеи «местного края». Начало XIX в. – новый этап в развитии отечественного музейного дела. Становление общероссийских центральных музеев. Государственный исторический музей (ГИМ). Деятельность Русского географического общества. Формирование государственной музейной сети. Музеи советской эпохи. Решение проблемы охраны памятников. Создание подотделов по музейному строительству. Национализация музейных ценностей. Формирование законодательной базы по вопросам охраны памятников истории и культуры. Просветительская функция музеев. Первый музейный съезд и его итоги. Потери отечественных музеев в годы Великой Отечественной войны. Выдвижение на первый план фондовой и учетно-хранительской функции музеев. Проблемы комплектации фондов современными материалами. Вопросы унификации музейных форм учета и учетной документации. «Инструкция по обработке и хранению художественных фондов. Новое направление в оформительском искусстве музеев. Новые формы работы с населением. Новые тенденции в музейной деятельности начала XXI в. Процесс формирования отечественной законодательной базы в 90-е гг. ХХ в. Принятие федерального закона «О Музейном фонде и музеях в РФ» (1996). Работа с нематериальным культурным наследием. Появление экомузеев. Классификация и типология музеев. Системы классификации музеев: типы музеев по общественному назначению, типы музеев по характеру хранимого наследия. Группы музеев по принадлежности к определенному собственнику, группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку), группы музеев по статусу, группы музеев по профилю. Школьные музеи. Тематический план лекций:
|
Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с | Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Уголовное право. [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. – 72 с | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... ... | Рабочая учебная программа по общей гигиене с экологией III курс Рабочая учебная программа составлена согласно госу направления 5710200 – «Лечебное дело», учебному плану и программе дисциплины Общественного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании... Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка | Рабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным... Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов |