Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Имянликулево
Администрации муниципального района Чекмагушевский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано:
на заседании ШМО зам.директора по УВР
протокол №____ от _______________ / Ахмадуллина Д.Г./
«__»_________20__г.
| Утверждаю:
Директор
МБОУ СОШ с. Имянликулево
_____/ Галиаскарова М.Л. /
Приказ №_________
«__»__________20__г.
| Рабочая программа
по истории и культуре Башкортостана
в 7 классе
на 2013-2014 учебный год общее количество часов – 34
количество часов в неделю – 1 Составила: Габдрахманова Ирина Фигатовна.
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов.
Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова
Учебник: «Культура Башкортостана» 7 класс– Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.,Уфа : Китап,2002
«История Башкортостана» 8 класс: С древнейших времен до конца XIX в./ Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005 2013 год
|
|
Пояснительная записка Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»
При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 7 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Темы по истории Башкортостана изучаются из учебника 8 класса «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./
Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005; темы по культуре Башкортостана: «Культура Башкортостана»– Галин С.А.,Галина Г.С.,
Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.,Уфа : Китап,2002
Цели и задачи курса:
Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
Способствовать возрождению и развитию национальных культур
Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
Формировать творческое мышление у школьников
Учащиеся 7 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:
по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы (Н.Асанбаев, Г.Ибрагимов)
Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)
по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;
по музыкальному искусству : знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества(песни, вокальные , хоровые , инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.),знать ведущих исполнителей как народного ,так и профессионального искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);
по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы.
Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:
представления о просвещении и печати в Башкортостане;
о традициях и обычаях башкир.
УМК:
Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова,Уфа,2010г. Учебник «Культура Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2002г.
Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005 Межпредметные связи:
Башкирский язык и литература, география, история Требования к уровню усвоения предмета
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. Литература для ученика Учебник «Культура Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2002г.
Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005 Дополнительная литература
Башкирские богатырские сказки.Уфа: Китап,1988г
Башкирские музыкальные инструменты.Уфа: Китап,1989г.
Шарапов И. Ә. Йырау6ар, сәсәндәр, мәғрифәтселәр. Өфө: Китап, 2007 й.
Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце .Книга о С.Юлаеве. Уфа: Китап,1990
С.Юлаев. Стихотворения/ составитель Г.Галимова,Уфа: Китап,2004
Каримова А.Р. Салават Юлаев –гордость народа( жизнь и творчество С.Юлаева) Уфа: Китап,2009
Галлямова Л.Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана- Уфа: Китап,2002
8. Журналы « Ватандаш», «А4и6ел» , «Панорама Башкортостана», «Аманат»,газеты «Республика Башкортостан», «Баш7ортостан», «Киске )ф0», «Й2шлек», «Й2ншишм2», «Йыйын».
Календарно-тематическое планирование
1 ч в неделю
34 ч в год
№
| Содержание темы
| Коли
чество часов
| Сроки проведения уроков в начале учебного года
| Корректировка
| Практическая работа
| Оснащение урока
| Примечание
| 1
| Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства
| 1
| 06.09
|
| Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение»
| Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.57-64
| Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»
| 2
| Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания. Религии народов Башкортостана.
| 1
| 13.09
|
| Тест
| Учебник «История Башкортостана» 8кл,стр.65-68
| Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»
| 3
| Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.
| 1
| 20.09
|
| Работа по карте
| Учебник «История Башкортостана» стр.145-163
| Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»
| 4
| Биография С.Юлаева. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие.
| 1
| 27.09
|
| Просмотр стр.
электронной книги о С. Юлаеве
| Учебник, песни и легенды о С.Юлаеве,
электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №27)
| Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана»
| 5
| Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах.
| 1
| 04.10
|
| Слушание лирических стихотворений С.Юлаева на башк,на русском языке, беседа на тему: «Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым»
| Учебник, стихи С. Юлаева
| «С.Юлаев»,
«Салауат батыр-ил к1рке»
| 6
| Образ Салавата Юлаева в литературе
| 1
| 12.10
|
| Чтение из электронной книги «Палдиски6а Салауат музейы, Салауат 32йк2ле», беседа на тему: « Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом»
| Учебник, «Салауат батыр- ил к1рке», «Салауат Юлаев»
| Журнал «А4и6ел»
| 7
| Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре
| 1
| 18.10
|
| Беседа на тему: «Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе)
| Учебник, журнал «Аманат», «А4и6ел», «А7бу6ат»
| Картины
| 8
| С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем.
| 1
| 25.10
|
| Беседа на тему : «Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.»
| Учебник, книги С. Аксакова
| Произведения Аксакова
| 9
| С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев»
| 1
| 01.11
|
| Сообщение на тему уч-ся:«Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов.
| Учебник, отрывки из романа
« Салават Юлаев»
| Инсценировкаотрывка
| 10
| Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».
| 1
| 08.11
|
| Просмотр видеопособия
| Учебник, драма «Красный паша»
| Материалы о творчестве Н.Асанбаева
| 11
| Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».
| 1
| 15.11
|
| Тест
| Учебник, отрывки из романа «Кинзя».
| Инсценировкаотрывка
| 12
| Галимжан Ибрагимов «Дети природы».
| 1
| 22.11
|
| Кроссворд
| Учебник
| Инсценировкаотрывка
| 13
| Мектебе и медресе – основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века
| 1
| 29.11
|
| Беседа на тему : «Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское»
| Учебник, медресе: Стерлибашевское, Каргалинское
| Материалы из журналов и газет
| 14
| Школьное образование в Башкортостане
| 1
| 06.12
|
| Сообщение учителя на тему : «Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы»
| Учебник, фотоматериалы из интернета
| Материалы из журналов и газет
| 15
| Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане
| 1
| 13.12
|
| Беседа на тему : «Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова»
| Учебник, фотоматериалы из интернета
| Материалы из журналов и газет
| 16
| Первые буквари на башкирском языке
| 1
| 20.12
|
| Сообщение уч-ся на тему : «Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919)
| Учебник
| Материалы из журналов и газет
| 17
| Национальный костюм башкир
| 1
| 27.12
|
| Беседа на тему : «Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма»
| Учебник, книга С.Н.Шитовой
« Башкирская народная одежда»
| Материалы из школьного музея
| 18
| Ювелирные украшения
| 1
| 17.01
|
| Сообщение уч-ся на тему : «Декоративное оформление и орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик»
| Учебник, журнал «Панорама Башкортостана»
| Материалы из школьного музея
| 19
| Башкирское кузнечное ремесло
| 1
| 24.01
|
| Реферат на тему : «Художественная обработка металла – один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом»
| Учебник
| Материалы из школьного музея
| 20
| Вооружение башкир
| 1
| 31.01
|
| Беседа на тему : «Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее – различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи»
| Учебник, журнал «Панорама Башкортостана»,
« Аманат», «А7бу6ат»
| Рисунки вооружений башкир
| 21
| Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов
| 1
| 07.02
|
| Сообщение на тему :
«И. Тасимов – основатель первого горного учебного заведения в России»,просмотр видеопособия «Истоки горнорудного дела башкирского края»
| Учебник, рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил», видеопособие «Истоки горнорудного дела башкирского края»
| Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы.
| 22
| Театральная жизнь дореволюционной Уфы.
| 1
| 14.02
|
| Беседа на тему: «Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Сообщение на тему : «Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891)»
| Учебник, Ф. Туйкин «Ватан ҡаһармандары» («Герои Отечества»), «Тормош ҡорбандары» («Жертвы жизни»)
| Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева. История строительства Аксаковского народного дома.
Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в репертуаре этих театров
| 23
| Формирование башкирского драматического театра.
| 1
| 21.02
|
| Беседа на тему : « Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой»
| Учебник, электронный учебник
| Сбор материала на альбом
| 24
| Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике
| 1
| 28.02
|
| Сообщение на тему : «Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова. Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева»
| Учебник, электронный учебник
| Сбор материала на альбом
| 25
| Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев
| 1
| 06.03
|
| Беседа на тему : «Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки»
| Учебник,диск «Композиторы Башкортостана»
| Сбор материала на альбом
| 26
| Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога
| 1
| 13.03
|
| Слушание народных песень в исполненииГ.Альмухаметова. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым).
| Учебник, диск «Композиторы Башкортостана» («Я песней возвращусь»)
| Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за создание башкирской советской музыки
| 27
| Жизнь и творчество З. Исмагилова.
| 1
| 20.03
|
| Слушание песень «Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал», Оперы «Шаура», «Послы Урала» (прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»).
| Учебник, книга о
З. Исмагилове
| Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. Прослушивание увертюры к опере, арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават»
| 28
| Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).
| 1
| 03.04
|
| Просмотр видеопособия
| Учебник
| Организация Союза композиторов Башкортостана (1940)
| 29
| Современное состояние башкирской оперы
| 1
| 10.04
|
| Сообщение на тему : «Известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков»
| Учебник, презентация « Р.Гареев»
|
| 30
| Художники старшего поколения
| 1
| 17.04
|
| Просмотр картин,тест
| Учебник, М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо», ), Д. Бурлюк («Портрет юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин («Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»), И. Урядов Репродукция картин («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине»
| Репродукция картин
| 31
| Художники среднего поколения
| 1
| 24.04
|
| Просмотр и беседа по картинам
| Учебник,
| Репродукция картин
| 32
| Образ башкира в картинах А. Кузнецова
| 1
| 08.05
|
| Тест
| Учебник, работы «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник»
| Репродукция картин
| 33
| Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева
| 1
| 15.05
|
| Просмотр и беседа по картинам :«Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время».
| Учебник, «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время»
| Репродукция картин
| 34
| Творчество Домашникова, Бурзянцева, Ситдиковой
| 1
| 22.05
|
| Просмотр и беседа по картинам : серии «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму», «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа», «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер»
| Учебник, серии Домашникова «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму», А. Д. Бурзянцева: «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа». Образ России в его картинах: «О Русь, заветный уголок», «Покровская церковь», А. Х. Ситдиковой: «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер»
| Репродукция картин
|
|