Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков





Скачать 124.26 Kb.
НазваниеБоевой конь в системе ценностей кубанских казаков
Дата публикации17.12.2014
Размер124.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков



И. Ю. Васильев,

соискатель кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского

государственного университета.
В системе ценностей любой социальной или этнической группы есть виды материальных объектов, наделенных высоким статусом. Положение таких объектов основывается на их причастности к сакральному, роли в хозяйстве и социальной жизни. В культуре кубанских казаков дореволюционного периода одним из таких объектов был конь. Значимость его проистекала из хозяйственной важности, яркости мифологического образа и, прежде всего, из той особой роли, которую конь играл в воинской культуре кубанцев. Неудивительно, что он не раз привлекал внимание казаковедов. Необходимо отметить работы О. В. Матвеева, который рассматривает коня в контексте феномена "справы"- боевого снаряжения казака. Специфики положения коня в казачьей обрядности касалась Т. С. Рудиченко.1

Место коня в системе ценностей кубанского казачества во многом обусловлено мифологической насыщенностью народных представлений о нем. Казачья мифология коня – производное от общеславянской. Последняя является весьма сложной и разветвленной. В ней конь предстает как амбивалентное существо, причастное одновременно разным мирам (мир живых и мир мертвых, мир людей и сверхъестественных существ). Поэтому он считается посредником между разными сферами бытия, помощникам всех тех, кто путешествует между ними, непременным участником похоронных обрядов, носителем значительного магического потенциала. Как магическое создание, конь связан с колдовством и гаданием, выступает как спутник мифологических персонажей. Как амбивалентное существо, он способен приносить как добро, так и зло.2

Основой культуры и системы ценностей кубанских казаков была военная составляющая. И конь, отношение к нему были ее важным элементов. Поэтому влияние военизированного образа жизни на мифологические представления о коне было значительным. Конь считался атрибутом общественных сил, помогающим казаку в борьбе с врагами. Недаром святые, особенно сильно почитавшиеся казаками-Георгий Победоносец, Архангел Михаил, Никола Угодник, считались в славянской традиции тесно связанными с лошадьми.3

Во многих культурах Евразии конь почитался как сакральный защитник и помощник воина.4 Это было характерно и для казаков Кубани. В их среде бытовали представления о крылатых богатырских конях, с помощью которых можно было совершить необычайные подвиги.5 Одна из легенд повествует, как белый конь с золотой упряжью помог человеку добраться до райского сада.6 В текстах песен неоднократно говорилось, что конь способен помочь хозяину установить контакт со своими родными, если он находится далеко на войне. Например: "Заржи, заржи, мой конечек, /Подай голосочек, /Чтоб слыхала ридна маты, /сидючи у хаты". Или "И беги ты мой конь, /По дороженьке. /Да не слушай, мой конь, / Где Кубань-речка шумит. /Не давайся, мой конь, /Неприятелю, /Только дайся, мой конь, /Отцу, матери родной".7

Верный помощник казака, конь наделялся способностью предсказывать будущее. Считалось, что если конь спотыкается в начале похода, то он будет неудачным: "Ой, ихав козак та чэрэз байрак, /Та с коня похылывся. /А за ным отэць, матуся: /Нэ йидь, сын, вэрныся".8

Падение с коня главнокомандующего ВСЮР А. И. Деникина во время смотра в начале января 1920 г. пагубно отразилось на боевом духе Кубанской армии.9

Примечательно, что и в ритуале перехода в иной мир конь всегда принимал участие: "Що коня ведуть, козака везуть, /Кинь голову клане…"10-пели казаки.

Образ коня имеет значительную знаково-символическую нагрузку. Конь неразрывно ассоциируется с казачьим, воинским статусом его владельца. Конечно, значительная часть кубанских казаков была задействована в пехотных и артиллерийских частях. Что касается Запорожья, то, по сообщениям очевидцев, конница была далеко не самым развитым родом войск в Сечи.11 Тем не менее фольклорный образ казака неразрывно связан с образом коня. "Шашка, пика, верный конь, /Рой наездников любимый, /С нами ты, неотразимый, /Мчишься в воду и в огонь",12-пелось в известной кубанской песне.

Конь для казака-символ воинского ремесла и неразрывно связанных с ним силы, свободы, аристократизма. Конь-непременный символический атрибут принадлежности к казачеству. От старожилов кубанских станиц, вспоминающих былые времена, нередко можно слышать такие высказывания: "Шоб обязательно вин (казак) был на коняке". Или: "Раньше, если вин казак, – вин соби кохае, идэ в армию с конем".13 Конь-один из самых распространенных элементов фольклорного описания казака. Они-единый, нерасчлененный образ. Например: "Иванушка приезжал /…На вороном на коню… /Он Марьюшку выкликал". Или "В нас Григорьюшка на вороном коню, /Да Петрович на чиркесском на седлу…".14

Через действия, которые казак совершал по отношению к коню, народное сознание изображало его душевный настрой. Вот фрагмент старинной казачьей песни: "Отаман идэ /Ц й коня вэдэ, /Гэй, под билою то бэрэзою /Головку кладэ. /Отаманэ наш! /Та порадь же ты нас. /Гэй, уси кони посидланы, /А твий стоить так…".15 Атаман не в седле, т.е. он нерешителен и вял.

Конь символизировал для казака причастность к мужской субкультуре. Недаром во время обряда "постригов", одного из начальных этапов социализации, мальчика сажали на коня. Особая близость казаков мужчин к лошадям культивировалась с раннего детства. Кубанский публицист П. П. Орлов однажды был свидетелем следующей сцены: "Став против левого бока смирной лошадки, один мальчуган, подражая упражнению больших на учении на деревянной кобыле, с разбегу старается сделать прыжок сбоку в седло; манеры, ухватка – ну взрослый казак, да и только".16 Эту весьма типичную сцену автор считал проявлением истинно казачьего духа "После 1112 лет мы постоянно упражнялись в верховой езде…17-вспоминал казак С.Е.И.В. конвоя Т. Яцик.

Для взрослого искусство верховой езды-одним из самых престижных видов самовыражения. Поэтому важнейшие праздники в кубанских станицах редко обходились без скачек и джигитовки.

Как элемент мужской субкультуры боевой конь должен был в той или иной степени быть изолированным от женщин. Согласно тексту одной из песен езда девушки на коне представлялась нарушением установленного миропорядка: "Разбой сыдыть, коня дэржить, /А на тим кони дивка сыдыть. /Дивка сыдыть-косу чеше, / Косу чеше грэбенкою… /Примочуе горилкою".18

В. Иванис, описывая в мемуарах скачки казачьей детворы, отметил: "Возле них (казачат-всадников.-И. В.) суетились взрослые: отцы, братья, наймиты… Женская половина издалека посматривала на конную группу".19 Хотя на практике казачку можно было увидеть в седле не так уж редко. В. Иванис отмечает, что коня уходящего на службу неженатого казака чаще всего держала девушка.20 На первый взгляд, это противоречит утверждению о его сугубой принадлежности к мужской субкультуре. Однако проводы –особый ритуал, оформляющий жесткое разделение мужчин-воинов и остальной общины. Народное сознание стремилось смягчить этот болезненный разрыв, противопоставить ему единение всего казачьего населения станицы.

Конь бал знаком статуса своего владельца, воплощал его честь и достоинство. Поэтому он наделен неприкосновенностью. Брать чужого коня за повод могли, в основном, только близкие люди-например, родственники во время проводов казака на службу и возвращения с нее. Схватить чужого коня за повод-оскорбить хозяина.21

Во многом поэтому наказания для конокрадов были особенно жестокими. По обычаю, бытовавшему в станице Каневской, их убивали или оскопляли.22

Конь-для казака гораздо больше, чем просто домашнее животное или символ статуса. Он был подлинным товарищем, от которого зависели успех и сама жизнь казака.

Во время боевых действий казаки многократно преодолевали препятствия, двигаясь по пересеченной местности. Сочетание пешего и конного боя заставляло их часто спешиваться и снова садиться в седло. Иногда во время пристрелки кони служили для казаков живым щитом. Засады, обходы, рейды в тыл противника заставляли казачью кавалерию быть скрытной и терпеливой. Все это требовало особой выучки коня. Он должен был быть не только быстрым, но и послушным, умеющим выполнять команды хозяина в любых ситуациях.

Эффективная выучка коня была бы невозможна без особой товарищеской близости, которая вырабатывалась и крепла в течение всей жизни коня и всадника. Как пишет Н. И. Бондарь, "Дети привыкали к лошади с самых ранних лет. Это могла быть посильная работа по уходу за нею… Причем некоторые виды работы скорее воспринимались как забава, приятное времяпровождение, чем обременительная повинность: выпас, купание, перегон лошадей. Нередко мальчику дарили жеребенка. С двух лет его уже начинали обучать верховой езде. Ко времени службы между всадником (хозяином) и конем существовало полное взаимопонимание".23

В ходе обучения и службы конь становился особым, необычайно близким к воину существом. Лошадь и хозяин зависели друг от друга. Это не могло не отразиться в фольклоре: "Ой быйся, мiй конь, быйся, /Гей, быйся и выбивайся, /До батька, до неньки /Скоришь поспишайся /Ой, не кажи не ты, мiй коню /Гей що я утопывся, /А кажи ж ты, мiй коню, /Що я ожинився".24

Нередко в самых опасных ситуациях казаки спасали своих коней, рискуя жизнью. Во время обороны Баязета отряд отступавших казаков вынужден был бросить лошадей. Но казак станицы Кавказской Севостьянов не захотел расставаться со своим конем. "Полагаясь на милость Божию, я побежал к коню; градом пуль обдало меня, черкеска прострелена во многих местах, но ни одна пуля не коснулась тела. Я припал к земле, передохнул, и опять бросился к коню, отбатовал его, вскочил на него и снова к воротам. Опять пули, конь ранен, я упал с ним. Товарищи бросились ко мне, полагая, что я убит, пособили мне благополучно ввести коня в ворота".25

В общении с конем казак не был ограничен социальными условностями, проявлял подлинные чувства. Вот характерный эпизод из воспоминаний И. Приймы "Я зашел на конюшню, чтобы посмотреть, не опорожнил ли конь торбу с овсом и не пора ли его седлать (И. Прийма уходил на службу-И. В.). Возле моего коня стоял отец спиною ко мне. Он обнял моего коня за шею и судорожно плакал".26 Видимо, конь представлялся старому казаку своего рода "alter ego" сына, тем, от кого зависит его судьба.

Неудивительно, что в народном сознании боевой конь наделялся качествами, близкими казакам: удалью, бесстрашием, лихостью. "Ой, у меня есть коняка, та й гарний коняка. Ой, який вин волоцюга, який разбишака! /Ой того-то я коняку поважати буду, /За него не взяв би срибла хоч повную груду"27-пелось в старинной казачьей песне.

Для казачьего фольклора характерен образ коня – мудрого товарища-советчика. Например, "Ой, кинь мий нэ говорэ, вныз головку клонэ. /Ой, кинь мий воронэнький, чого зажурився? /Ой чия тоби важкий, чи важкая зброя, /Ой, чи важкая твоя зброя, чи далэка дорога? /Ой, нэ важка твоя зброя, нэ далэка дорога, /Ой, а важки твои вэчернэцу, молоди молодэци. /Ой, а добрэ тоби пыты – мини же землю быты, /Ой, шо повз барвинок мымо йидэм, та нэ попасеш".28

Мало кто был так близок казаку, как его четвероногий друг. Он провожал хозяина и в последний путь. Старожил станицы Сергиевской А. Ф. Вовк рассказывал о похоронах отца: "Людей пришло дуже богато. По обычаю, за гробом шел покрытый попоною его конь, опустив голову. Як казалы станичники, бачилы на его глазах слезы… З казаков так: шо конь, шо чиловик. Як расстаются – плачут…".29

При всем при этом конь оставался мерилом материального богатства. Во многом это было обусловлено ценностной значимостью животного. Описывая в своих мемуарах семью и хозяйство зажиточного пана – хуторянина, Ф. А. Щербина отмечает: "Сыновья, как и отец, больше любили лошадей, гордились ими".30

Материальная значимость коня отражается в свадебной песне, рассказывающей о ритуальных попытках откупиться от жениха, приехавшего за невестой: Нэ поможе и корова, нэ поможе и вил /Есть у мэнэ у стоянии воронэнький кинь".31

Первоначально стоимость боевого коня определяла его ценностная значимость, необходимость для несения воинской службы. Подходящие условия для экстенсивного скотоводства на Кубани в дореформенный период способствовали его относительной доступности для казака.32 В процессе распашки целины лошадь как тягловое животное вытесняет вола.

В пореформенный период вследствие развития зернового хозяйства и дорожания земли экстенсивное коневодство пришло в упадок. Цены на строевых коней выросли. Этому способствовало и ужесточению требований к их качеству, которые стали соотноситься с общеармейскими стандартами.33 В начале XX в. стоимость предметов обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу равнялась 166 рублям. В тот же период цена строевой лошади колебалась в пределах 125–140 руб., а стоимость коня для конвойца доходила до 400 рублей. Строевая лошадь была очень ценным имуществом. Ни что так не разоряло казака, как покупка строевого коня. Иногда это приходилось делать два-три раза за время службы.34 Сложность покупки строевого коня, огромная важность этого дела зафиксирована в исторической памяти кубанцев. "Отец вырастил коня, а его забраковали на призыве. Пришлось продавать. Покупать нового – докладывать надо еще пятьдесят рублей…".35 "Купыл коня – повил в конюшню, комысия признала, что-то у него нога, такэ надо лечить что",36 – рассказывают старожилы станиц Бикешевская и Воровсколесская.

В этих условиях многие казаки уже не хотели приобретать столь дорогое животное, бесполезное в земледельческом хозяйстве. "жители ст. Новонижестеблиевской Полтавского полкового округа (одна из самых зажиточных) выставлял штатную сотню второочередных казаков. Лошади данной сотни были низкого качества, однако казаки не вняли увещеваниям ни атамана отдела, ни командующего вторым Полтавским конным полком о замене лошадей. Помимо этого станичный сход 27 января 1891 года отказался от принудительной продажи части имущества зажиточных казаков для покупки строевых коней, выдачи ссуды неимущим для той же цели, отказался от общественной запашки…".37 Отношение к строевому коню – один из основных показателей сохранения или упадка казачьей системы ценностей. Желание иметь боевого коня свидетельствовало о приверженности воинским идеалам, которые традиционно первенствовали в казачьей ментальности. Взгляд на коня исключительно с хозяйственной точки зрения говорил о размывании специфического воинского мировоззрения казаков. Показательно, что на станичном сходе, оправдавшем нежелание казаков иметь строевых лошадей, была ликвидирована и общественная запашка. Ее уничтожение символизировала победу собственнического интереса над коллективизмом, который обеспечивал сохранение военизированной казачьей общины.

...Вплоть до середины XX в. лошадь оставалась незаменимым помощником казака в его земледельческом труде и важнейшим средством передвижения. Показателем заботы о ней, как о других сельскохозяйственных животных, может служить и престиж ветеринарного дела. В начале XX в. в станице Ладожской братья Д. и Р. Хохлины освоили профессии ветеринарного фельдшера на средства станичного общества. Впоследствии они стали весьма уважаемыми в станице людьми.38

Конь занимал в системе ценностей кубанских казаков место защитника, помощника и друга казака. Наряду с формой и оружием конь входил в число материальных объектов, несших наибольшую ценностную нагрузку в казачьей ментальности.
Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А.Щербины и современность», 2005 г., Краснодар


1Матвеев О. В. «Справа» в исторической картине мира кубанского казачества // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 2; Рудиченко Т. С. Конь в традиционной культуре казачества.

2 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 2002. – с. 245–247; Славянские древности. – М., 1999. – с. 590–594.

3 Там же. – с. 591; Коваленко А. И. Культура дальневосточного казачества. – Благовещенск, 2002. – с. 85.

4 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М., 1987. – с. 64.

5 ГАКК. – Ф. 764. – Оп. 1. – Д. 95. – Л. 500.

6 Кубанские народные сказки и легенды. – Краснодар, 2001. – С. 15.

7 Песни казаков Приурупья. – Отрадная, 2000. – С. 29; Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. – Краснодар, 1995. – Т. 2. – С. 108.

8 Там же. – Т. 1. – С. 62.

9 Дневник генерала М. А. Фостикова // Дневники казачьих офицеров. – М., 2004. – с. 75.

10 Концевич Г. М. Народные песни казаков. – Краснодар, 2001. – с. 380.

11 Боплан Г. О запорожцах // Запорожская Сечь. – М., 2004. – С. 534.

12 Бигдай А. Д. Указ. соч. – Т. 2. – с. 34.

13 Матвеев О. В. «Справа» в исторической картине мира кубанских казаков // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 2. – С. 62.

14 Бигдай А. Д. Указ. соч. – Т. 2. – С. 250, 285.

15 Бигдай А. Д. Указ. соч. – Т. 1. – С. 57.

16 Орлов П. П. Как теперь формируются кубанские казаки // Орлов П. П. Сборник рассказов и статей. – Екатеринодар, 1911. – с. 137.

17 Ящик Т. От царского двора до Вольбю // Родная Кубань. – 2000. – № 3. – С. 81.

18 Бигдай А. Д. Указ. соч. – Т. 1. – С. 45.

19 Иванис В. Дорогами жизни // Родная Кубань. – 2002. – № 2. – С. 98.

20 Там же. – С. 111.

21 Орлов П. П. Возвращение на Родину // Орлов П. П. сборник рассказов и статей. – Екатеринодар, 1911. – С. 116.; ГАКК. – Ф. 670. – Оп. 1. – Д. 5. – л. 181.

22 Сидоренко Ф. И. Земля каневская. Летопись станицы. – Каневская, 2001. – С. 130.

23 Бондарь Н. И. Воины и хлеборобы // Вопросы казачьей истории и культуры. – Майкоп, 2002. – С. 50.

24 Концевич Г. М. Указ. соч. – С. 407.

25 ТАКК. – Ф 670. – Оп 1. – Д. 5. – Л. 120.

26 Прийма И. Мои воспоминания // Родная Кубань. – 1999. – № 1. – С. 72.

27 Марковин Н. Исторический очерк запорожского казачества // Запорожская сечь. – М., 2004, – С. 97.

28 Бигдай А. Д. Указ. соч. – Т. 1. – С. 213.

29 Тимченко М. Из папки казачьего атамана // Родная Кубань. – 2004. – № 1. – С. 83.

30 ГАКК. – Ф. 764. – Оп. 1. – Д. 97

31 Бигдай А. Д. Указ. соч. – Т. 1. – С. 250.

32 Щербина Ф. А. История кубанского казачьего войска. – Краснодар, 1992. – Т. 2. – С. 669–670.

33 Малукало А. Н. Кубанское казачье войско в 1860–1914 гг. – Краснодар, 2003. – С. 103.

34 Там же. – С. 167.

35 ПМКФЭЭ – 2002. А/к 2712 Ставропольский кр; Андроповский р-н; ст. Воровсколесская; иссл. Матвеев О. В.; инф.-Жаворонков В. И. (1923 г.р.).

36 ПМКФЭЭ – 2002; А/к 2577; Ставропольский кр; Андроповский р-н; ст. Бикешевская; иссл. Матвеев О. В.; инф. Васильев Г. И.

37 Малукало А. Н. Указ. соч. – С. 155.

38 Дерунов Ф. С. История станицы Ладожской. – Краснодар, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconСколько кубанских казаков сражалось на фронтах Первой мировой войны?
На фронтах Первой мировой войны сражались 106 тыс кубанских казаков, около 2300 офицеров. Из других регионов было призвано 600 тыс...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconУчастие в войнах, конвойная, внутренняя служба и другие повинности кубанских казаков
Е землевладение и некоторые привилегии освобождение от рекрутской повинности и государственных податей. Поскольку землеобеспеченность...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconБиография Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец дворянин,...
В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconКраевая викторина «Ратная доблесть кубанских казаков и горских народов в Первой мировой войне»
Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков, 24 пластунских батальона, 1 отдельный конный дивизион, 1 отдельный пластунский...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кубани. Здесь выстроена настоящая казачья станица, в которой каждый дом представляет историю отдельной семьи с ее бытом и традициями....
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родился в 1925 году в станице Копанской Краснодарского края. Родом из потомственных кубанских казаков. Отец в 1937 году был арестован...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconКонспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconИсследование дидактических условий формирования системы ценностей...
Целью данного исследования является обобщение сведений, накопленных наукой в системе ценностей на основе пословиц и поговорок; необходимость...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconПодготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской...
Мастер- класс: «Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания»
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconРефератов и литература к ним Происхождение казаков Алмазов Б. А....
Савельев Е. П. Взгляд историков на происхождение казаков //Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., 2002
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков icon1. Краткая история создания музея боевой славы
В 1975 году администрация школы предложила идею создать школьный музей боевой славы, посвященный героическому подвигу героя Советского...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconПоложение о районном конкурсе детского творчества «Боевой и трудовой...
В соответствии с этим Областной детский экологический центр (одэц) объявляет областной конкурс «Боевой и трудовой подвиг учителя»...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconГлавное управление боевой подготовки сухопутных войск учебник сержанта...
Учебник предназначен для командиров отделений мотострелковых подраз-делений. В нем в объеме программы боевой подготовки изложено...
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconРеферат по мхк на тему “ Художественная
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconТемы рефератов и докладов к семинарским занятиям (14 группа)
Семинарское занятие №1. Место и роль философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей
Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск