Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.»





Скачать 154.06 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.»
Дата публикации03.01.2015
Размер154.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 38» г Белгород

Реферат
по дисциплине «Этнография»
на тему: «Женский головной убор – важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.»

Выполнена ученицей

8 класса МАОУ «Лицей №38» г. Белгорода

Мантулиной Дарьей Олеговной
Научный руководитель-

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №38» г. Белгорода

Калмыкова Ольга Анатольевна

Белгород, 2013 год

Содержание


  1. Введение (3 стр.)

  2. Основная часть

Женский головной убор – важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.

Глава 1 стр. 4-5)

Из истории женского головного убора.

Глава 2 (стр. 6-8)

    1. Женский головной убор как фольклорный образ в народной культуре Белогорья.

    2. Символическое значение цвета и орнамента.

3. Заключение (стр. 9)
Список использованной литературы (стр. 10)

Приложения (стр. 11-12)

Россия начинается с малой родины, с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живёт память, откуда берут начало родовые корни. Посещая концерты народного музыкально-хореографического ансамбля «Белогорье», восхищённо смотришь на сцену и слушаешь местные фольклорные песни. Они дают ощущение особого лада внутреннего мира людей предшествующих поколений. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная художественная культура края, данная нам сегодня в многообразии народной одежды, песни, пластике танца, мудрости праздника и обряда.

Голова - главная часть организма, поэтому женщины всегда пытались украсить её, вкладывая в это особый смысл. Каждый головной убор несёт информацию о месте и времени проживания носителя, его этнической, социальной принадлежности, а иногда и о его профессии. Многофункциональность головных уборов позволяет изучать их с разной точки зрения, одна из которых - соответствие возрастному статусу. Детство, юность, зрелость, то есть переход из одной возрастной категории в другую, включение человека в систему родственных связей – всё это нашло отражение в головных уборах, которые удивляют разнообразием и качеством исполнения.

Актуальность работы связана с тем, что в наше время особенно важно возродить культурные традиции народа как важнейшие нравственные и социально-духовные ценности, как опора государства и общества.

Научная новизна данного реферата определяется тем, что в нем предпринята попытка рассмотрения истории женского головного убора в русле традиционной культуры Белгородчины.

Общая цель работы заключается в изучении истории головного убора и его роли в образной системе фольклора Белгородчины.

Чтобы её достичь, необходимо:

- изучить и систематизировать сведения о женском головном уборе Белгородчины;

- выбрать из всего многообразия белгородского фольклора тексты, где упоминается женский головной убор;

- на материале музейных фондов (Белгородский государственный музей народной культуры и музей народной культуры село Купино Шебекинского района) увидеть работу мастериц в действительности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы, музыки, во внеурочных занятиях по краеведению.

Женский головной убор – яркое, самобытное явление традиционной художественной культуры. Его судьба неразрывно связана с историей Белгородчины, постепенным складыванием местных традиций наших предков.

ГЛАВА 1

ИЗ ИСТОРИИ ГОЛОВНОГО УБОРА
Народная художественная культура Белгородчины обладает большим внутренним единством, но одновременно удивляет нас своим региональным многообразием. Поэтому стоит припомнить русскую пословицу: «Что город – то норов, что деревня – то обычай». Действительно, народная художественная культуры края имеет особое своеобразие народных песен, хореографической пластики, обычаев, говора, обрядов, одежды, в том числе и головных уборов.

Важной составной частью женского костюма был головной убор. Он полностью закрывал волосы, потому что именно они обладали магической силой. По мнению учёных, с древнейших времён эти представления у славянских народов связывались с растительной идеей плодородия. Магической силой, по древним поверьям, наделяла женщин земля, которая имеет нивы (волосы). Выходя замуж, женщина становилась членом чужого рода и, чтобы не принести несчастья мужу и его родне, должна была тщательно прятать свои волосы. Такую оберегательную функцию выполняли головные уборы. В ходе работы нами установлено, что этнографы выделяют главные региональные очаги: Белгородско-Курский, Белгородско-Воронежский, Белгородско-Оскольский, которые обусловлены этнографическими, природно-климатическими особенностями, социально-бытовым и хозяйственным укладом жизни населения. [1]

Время не стоит на месте, люди, их обычаи, культура, знания о ней неоднократно менялись. И вместе с ними менялся и головной убор женщины. Раньше было очень легко определить совершеннолетие девушки по костюму. А вот замужем она или нет, говорил её головной убор. В 17 веке замужние женщины носили подбрусник или повойник - мягкую лёгкую шапочку из цветной материи, под которую убирались заплетенные в две косы волосы. Поверх повойника надевался убрус, вышитый головной убор (полотенчатый), закалывающийся булавкой.[3] Кика (кичка) – главный головной убор - символ замужества. А вот незамужние девушки 17-ого века ходили с непокрытой головой. Но существовали коруны – обруч, обшитый бисером, золотым шитьем, иногда жемчугом, а также накосники – украшения на косу с лентами и шитьем.

К 18 веку головной убор меняется совсем немного. К нему добавляются чепчики, шляпки, косыночки. Так как женщины полностью закрывали волосы, они надевали кичку, сороку, кокошник. Платок был обязательной добавкой к головному убору вне дома. (Приложение 1)

У девушек головные уборы по-прежнему отличались от женских тем, что вершина головы оставалась открытой. Уборы были в виде повязки из материи, обшитой разноцветной тканью, обручами из луба, украшенными бисером, жемчугом, стекляшками, вышивкой.

Женский головной убор 19 века – это легкая и мягкая шапочка-повойник, платки, сороки, кички, шали, покрывало, обручи, волосники, чепчики. В Белгородско-Курском регионе кокошник похож на военный кивер, вверху был разделен на две части, он известен в России именно своей рогатостью. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые тесёмки, повзрослев, они получали красу. Краса - « краса и красота, воспевание девичьей красоты, род венца из лент и цветов, который ставился на девичнике перед невестой. Ленты эти она на память раздавала подругам, которые в песнях оплакивали девичью красоту».[3] В книге о народной художественной культуре « Живые родники Белогорья» мы нашли этносведения об этом головном уборе: « … Краса - девичий венец, по местному «перевязка», «обвязка».[4] Это невысокий обруч, обшитый позументом, иногда нарядно расшитый, с прикреплёнными сзади лентами…». Лентами украшался и стан, и подол сарафанов, юбок, понёв. В словаре В. Даля лента – «тесьма, русская девичья головная повязка из простой широкой ленты, она обратилась в убор, ушитый золотом, жемчугом », а в словаре М.Фасмера мы нашли корни этого слова: «впервые лента, диал. ленда, украинское «лента».[3]

Женский головной убор сильно отличался от девичьего. В Белгородско - Воронежском регионе бытовала сорока. Этот головной убор, по свидетельству этнографов, носили только однодворки (женщины из материально обеспеченных семей) по большим праздникам и чаще всего до рождения первого ребёнка. Сорока - « женский головной убор. Сорока от сходства с сорочьим хвостом и расцветкой. Карельское harakka «сорока, чепец», шведское «чепчик, ворона».[8]

В ходе работы мы выявили большое многообразие головных уборов в Белгородско-Курском регионе: бархатник, почепушник, повойник, чепец, кокошник. Платки носили как девушки, так и женщины, с той разницей, что девушки завязывали спереди или сзади под косой, сложив платок в полосу, а женщины, тщательно убрав волосы на затылке.

По свидетельству Поповой М. Н., жительницы посёлка Красная Яруга, невесте сначала голову укрывали красным платком, завязав его концы спереди, чтобы коса оказалась высоко на затылке. Затем сверху надевали поочерёдно ещё несколько ярких платков, наставляя уголки каждого с двух сторон. Причем обвязка и каждый платок должны были просматриваться друг из-под друга. Получалось нечто похожее на рогатую кичку.

Традиционный головной убор замужних женщин в регионе являлся бархатник, изготовленный из 3-5 кусков картона, обшитых бордовым бархатом. Спереди - орнамент позументом, с пушками (помпоны из шерстяных ниток красного и синего цвета) по бокам, длинными косичками с кисточками на концах, сплетенными из золотых, серебряных и красных нитей, и яркими лентами сзади. Бархатник придавал женскому облику особую торжественность.

Помимо платка, сороки и бархатника женщины часто носили кику. Кика - в древнерусском языке одним из значений было «волосы на голове», но потом оно обозначало «то, что волосы прикрывает». Отличительной приметой кики были рога, торчащие вверх надо лбом. Согласно верованиям славян, рога обладали огромной оберегающей силой, обозначали мужское начало – способность уберечь, защитить от опасностей как реальных, так и мифических. Другой идеей, «заложенной» в эти рога, была идея плодородия, продолжения рода. Церковь не могла победить вековую традицию ношения языческого головного убора до конца 19 века. И уже не понимая смысла «рогатости», женщины носили старинную форму: «Буду, есть одну мякину, но рога свои не скину». В словаре В.И.Даля кика - это «женский головной убор в виде кокошника, старославянское «кыка» - волосы, болгарское - «коса, чуб».[3]

Изучая этнографические исследования, мы определили, что на формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона повлияли переселенцы из Литвы, Украины, Польши. Это особенно прослеживается в орнаменте головных уборов.

Летом девушке разрешалось ходить с непокрытой головой или в домотканой холстинке. Одной из самых интересных деталей свадебного костюма был чепец – головной убор из свёрнутого платка в виде чалмы, концы которого завязывались над лбом и расправлялись в виде рожек. Узел украшали бисером, стеклярусом, блёстками и цветом, то есть крашеными перьями. Чепец обычно повязывали из шелкового чёрного с золотым цветочным рисунком платка, называемого «золотой с лапочки», на обеде в доме невесты. После венчания невесту повивали в кружок, укладывая две косы вокруг головы, а затем сооружали чепец. После свадьбы его надевали на праздники. Поверх него надевали кашемировый или рыпцевый платок (с блестящей шелковой нитью).[5]

Замужние женщины всегда ходили с покрытой головой. Сначала женщины надевали беленькую выбитую косынку, сверху платок, а в праздники - шаль (слово «шаль» английского происхождения, поэтому в фольклоре род слова либо мужской, либо женский).

С конца 19 века кокошники, сороки и кички постепенно вытесняются более удобным в пользовании платком, который становится основным головным убором и девушек, и женщин.

Итак, история женского головного убора показала постепенное складывание местных традиций под воздействием природных, социальных факторов и деятельности народа-труженика.

ГЛАВА 2
2.1 ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ОБРАЗ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛОГОРЬЯ

Знакомясь с местным фольклором, понимаешь справедливость сравнения его с зеркальной гладью озера, отображающей яркие краски человеческой жизни. Описание традиционного женского головного убора как детали в поэтике народного творчества имеет самостоятельную ценность, что придаёт ей особую художественность.

Лента служила украшением девичьей косы, как символ девственности. Обряд снимания этого убора на девичнике сопровождался плачем и песнями. В свадебном обряде особый акцент делается на расплетание косы, ведь алая ленточка - символ чистоты и невинности. В песне « Вот ходила, вот гуляла » Прохоровского района жених даёт понять девушке, что она будет его женой:
Выплётывая из косушки

Шелковую ленточку,

Он, вешая ленточку на крючок,

Он, вешая, приговаривал:

- вот тебе, Леночка, крепкий сон,

Вот тебе, Алексеевна, дремота.

Вставай-ка, Леночка, раненько,

Готовь дар поскорей.

- У меня дары давно готовы,

Всё подшито, всё покатанное,

В коробочку всё сложенное.[6]
Долгими зимними вечерами девушки сами себе ткали приданое, вышивками украшали головные уборы:
Я платочек вышью, Вышивала я платок

Повешу на вишню. Туда-сюда косяком.

А ты, вишня, отгадай, Пришёл милый меня сватать

Кого люблю, тому отдай. Без фуражки босиком.[2]

Очень часто в песнях платок олицетворял любовь. Было принято носить его, прикрывая волосы, подчёркивая тем самым верность заботливому мужу:
Ой, как куплю я молодой жене подарок.

Ой, шитый бисером цветной полушалок. (с. Доброе, Грайворонский район) [4]
В праздничные дни девушки надевали красный платок. Его завязывали либо под подбородком, либо сзади под косой, сложив в полосу. Пряди волос в косе девушки укладывали особым образом: одну поверх другой. Обратное плетение запрещалось. Девичья коса считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин. И девушка относилась к ней бережно, уважительно:
Наша девка не рублёвая,

Наша девка сторублёвая!

Наша коса не алтынная,

Наша коса стополтынная!

(с. Вышние Пены Ракитянского района)[4]
А у меня коса

До шелкового пояса.

До сукосничка,

До белого чулка.
Трогательный образ невесты в сороке видим мы в песне «А как у нас вечеринка» (девичник), он рисуется с большой художественностью:
Да принесла к нам голубушка, ах,

Да золотая в ней головушка, ох,

Села-пала на лавку, ох…

Да распустила крылушки под лавку, ох,

И вот тут мене ночь ночевать,

Да вот тут-то мне век вековать, ох… [5]
Невеста в своей песне-плаче описывает кику как злое, страшное существо, вставшее на дороге:

Больно страшно показалося,

Ужасно да приглянулося:

На мосту-то на калиновом

Сидит старая кика шитая…

Отгоните вы кику белую

Со пути, со дороженьки.[5]
А обыкновенный платок мог стать роковой вещью, из-за которой круто изменилась судьба героини в песне « Травка подкашенная »:
На базар ходила. Ох. Ох, на один шалёк, ой,

Калинку ш она носила, В ней денег не стало. Ох,

Ох, да и торги, ой, Да она ши один шаль украла,

Торги торговала. Ох, Ох, да и в острожек, ой,

Шали ши она закупала. В острожек попала, ох! [6]
Таким образом мы доказали, что женский головной убор являлся одним из любимых образов в народно-поэтическом творчестве Белогорья.
2.2 Символическое значение цвета и орнамента

Из исследований учёных-этнографов мы узнали, что наиболее любимым головным убором, как девушек, так и женщин был платок. В платках (фабричной или домашней работы) – «полотнушко», набивных, обшитых бахромой, кумачом, кисточками, бисером, девушки ходили чаще всего.

По свидетельству старооскольского историка-краеведа А.П.Никулова, платок появился в нашем крае с 16 века. Далёким прообразом его был кусок ткани «урбус», покрывавший голову замужней женщины поверх повоя (мягкая шапочка, которую надевали сразу после венчания).[7]

Платок в жизни женщины имел очень большое значение, с ним она не расставалась большую половину своей жизни. В сундуке хранилось много разных платков, шалей, которые надевались по определённым случаям: великий или годовой праздник, свадьба, сенокос, по печальным событиям. В будние дни крестьянки покрывали голову простыми белыми или клетчатыми холщовыми платками. В праздничные дни они надевали платки ярких расцветок, с нарядными кистями и бахромой. Народ мечтал о счастливой жизни, поэтому каждая мастерица пыталась украсить свой платок, сделать его более оригинальным, превращая головной убор в произведение искусства.

В свободное от полевых работ время женщины расшивали головные уборы и другие предметы быта и одежды. В узорах вышивки отразилось поэтическое представление местных жителей об окружающем их мире, природе, вера в добро и мечты о лучшей доле.

Цвет играл большую роль и был символом, которым наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. Исследуя внешний вид головных уборов, мы отметили, что больше всего использовался красный цвет и его оттенки. Случайно ли это?

Согласно выводам учёных, в древности этот цвет был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты, а в свадебной обрядности – невинности невесты. Чёрный цвет часто использовался в платках и сороках. Он олицетворял землю-матушку и вечный покой. Этот цвет в нашем крае был, особенно в почёте, ведь он символизирует чернозём, именно им богата Белгородчина. Белый цвет – не только символ чистоты, невинности, но и цвет печали. Зелёный обозначал растительный мир природы, изобилие, радость, надежду и спокойствие. Меньше использовался голубой, потому что считался символом холода, ненастья, страха, а фиолетовый и коричневый почти не употреблялись. ( Приложение 2)

Работая над исследованием, мы заметили, что очень часто в орнаментах платков использовались различные геометрические фигуры. Из работ учёных Б.А.Рыбакова, Г.С.Масловой, И.Я.Богуславской мы узнали, что это определённая система древних знаков-символов и оберегов. Например, круг, ромб – это знаки лучезарного солнца, квадрат, пересечённый диагоналями, с точками посередине – засеянное поле. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая или прерывистая – воду, крутой завиток – лебединую шею, знак птицы. А большой круг с малым внутри – свидетельство того, что добро не всегда бывает полным, рядом с ним всегда есть частица зла (малый круг). Следовательно, рассматривая в музеях народного творчества платки, мы можем не только любоваться их красотой, но и « прочитать» то, о чём мечтал мастер, узнать, с какой целью он создавал своё творение. (Приложение 3)[2]

Итак, нам стала понятна символика головного убора. Он был предназначен не только для защиты от солнца и холода, но и служил оберегом от тёмных сил.

ГЛАВА 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас уже на государственном уровне обозначено новое понимание народной культуры как важной нравственной и духовной ценности. В наше время стало очевидно каждому, как много мы потеряли, порвав те нити, которые связывали нас с культурой народа. Возродить наше государство мы сможем, если сохраним то, что осталось нам в наследство от великих предков. Знание устного народного творчества помогает ощутить себя частью великого народа, хранителем и продолжателем его культуры.

Работая над рефератом, я посетила музеи, прочитала много книг о народной художественной культуре нашего края и могу с уверенностью сказать: горжусь моей малой родиной, в которой живу.

В результате проделанной работы мы выявили:

1. Белгородский край - живой заповедник народной художественной культуры во всём многообразии её проявлений. Традиции имеют глубокие национальные корни, несмотря на самые трудные периоды развития этноса, они выжили, сохранив свои региональные особенности.

2. История женского головного убора показала постепенное складывание местных традиций под воздействием природных, бытовых, социальных факторов и хозяйственной деятельности наших предков.

3. Головной убор не только важная деталь быта, который использовался для защиты от зноя и холода, но и оберег, символ, дающий представление о человеке и обществе.

4. Женский головной убор Белгородчины является своеобразной разновидностью общерусского национального костюма.

Исследование данной темы помогло научиться работать с трудами учёных-этнографов, специалистов в области народной одежды, иллюстрированной энциклопедией «Русский традиционный костюм». Планирую продолжить свою работу, сопоставив традиции народного костюма Белогорья с культурой других народов, ведь это поможет моим сверстникам оглянуться на то, что мы оставляем, полюбить народную культуру, потому что она основа познания Родины и народного духа.

Список использованной литературы
1. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. – М., 1995

2. Богуславская И. Я. Добрых рук мастерство. Произведение народного искусства в собрании государственного Русского музея. – Лен., 1981

3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. – М., 1979

4. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгордчины. – Белгород, 2000

5. Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1978

6. Мерцалова М. Н.Поэзия народного костюма. – М., 1975

7. Никулов А. П. Оскольский край. – Старый Оскол, 1997

8. Фасмер М. Энциклопедический словарь русского языка. – М., 1986

Приложения.
Приложение 1
17 век
Подбрусник, убрус, накосник, корун, кичка.

18 век

Сорока, кокошник, чепчик, шляпка, косыночка.


19 век

Шапочка-повойник, сорока, шаль, покрывало, обручи, волосник.


Приложение 2
Белый – белое полотно, сам цвет отражает сияние пламени.
Черный – Мать-сыра-земля, цвет земли черноземной полосы, вечный покой, отдых, ночь.
Красный – цвет солнца, огня, плодородия, животного начала, крови, любви, красоты, победы, а на одежде символизировал вечный союз с черной землей.
Оранжевый – цвет солнечного света и тепла.
Желтый – означал кратко временную разлуку.
Зеленый – олицетворял растительный мир.
Приложение 3

Древнерусский орнамент – это часть нашей истории, яркое и самобытное выражение духовной и материальной жизни русского народа.

Семантика орнамента.
- огонь, схождение добра, света, благополучия;
- земная, небесная твердь, холмы;




- вода;
- земля, пропитанная водой, пашня;




- знак растительности;




- знак плодородия;




- семена, зерна;




- растения;
- знак лучезарного солнца, главная, наиболее устойчивая фигура орнамента;




- солнце с лучами, «репей»;
- земля, твердь;
- символ мужского начала;




- разработанная земля;




- наряду с добром существует зло.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconРеферат по дисциплине: Психология менеджмента на тему: Организационное...
...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconНаглядным и дидактическим материалом
Подготовить и принести на занятие передник и головной убор, индивидуальное полотенце
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» icon Вопросы
У каждого соответствующий головной убор: белый колпак, фуражка, академическая шапочка; у банкира в руках мобильный телефон
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconФакультет социальных наук Департамент политической науки
Они не были вписаны в историческое полотно. Все "женское" женский опыт, женские практики, женский вклад в становление человеческой...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconРеферат по учебной дисциплине «Анатомия цнс» на тему: «Стволовые отделы головного мозга»
Человечество издавна стремилось проникнуть в «тайну из тайн» жизни – головной мозг. Это самый трудный для познания орган
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconРеферат на тему: «Многоликая мандолина»
Актуальность темы. В настоящее время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся, которые не готовы по какой-либо причине к уроку, обязаны иметь теплую одежду для улицы, головной убор, перчатки, теплую...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconРеферат по дисциплине: «Английский язык» на тему: «Компонент «цвет»
Сравнительная характеристика фразеологических единиц с компонентом цветообозначения в английском и русском языках
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconРеферат слушателя курсов повышения квалификации доп-4 «развитие игровой...
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconДоклад на тему: Современные технологии сохранения и развития традиционной...
Современные технологии сохранения и развития традиционной культуры народа коми на примере народных гуляний «Василей» и «Луд»
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconПрограмма учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа
Сибири, об их традиционной культуре и ее трансформациях в ХХ – XXI вв., а также научить применять полученные знания в процессе теоретической...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconОткрытый урок по предмету «Музыка»
Дать понятие о календарной обрядовой культуре Белгородчины, как о части художественной культуры России
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconРеферат Николая Шевченко на тему: «Поэты нашего края»
«Вектор», постоянно посещаю занятия кружка журналистики, печатаюсь на страницах газеты. Часто на занятия нашего кружка приходят Сергей...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconВикторина проводится гоу дод «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры»
«Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры» с целью организации деятельности обучающихся младших классов по изучению...
Реферат по дисциплине «Этнография» на тему: «Женский головной убор важнейший компонент традиционной культуры Белгородчины.» iconРеферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального общения старшеклассников»
Исследование на тему «Отношение учащихся нашей школы к представителям других национальностей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск