Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология»





Скачать 268.95 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология»
страница1/3
Дата публикации07.01.2015
Размер268.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра общей и прикладной социологии


УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_____________ Т.С. Иванова

«____» _____________ 2013 г.

Программа вступительных испытаний в магистратуру

по направлению 040100.68 «Социология»

(программа «Социология управления»)

Москва 2013
Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии, определяемых действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Социология».

Поступающий в магистратуру по направлению 040100.68 «Социология» (программа «Социология управления») представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме комплексного междисциплинарного экзамена.
Требования к реферату

Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру.

Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике.

Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы.

Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала.

Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру.

Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет список публикаций вместе с рефератом.
Требования к экзамену

Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена по направлению 040100.68 «Социология» (программа «Социология управления») включает в себя три вопроса: один по социологии, второй – по социологии управления, третий – по теме реферата.

Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 50 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом.

На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:

- целостное социологическое знание, отражающее современный уровень развития социологии как науки;

- свободное владение основными понятиями социологии управления;

- умение устанавливать связь теоретических основ социологии с современной практикой;

- владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату).

Критерии оценки:

ECTS

Баллы %

Критерии выставления оценки

А

90-100

Прекрасное знание рассматриваемого вопроса, с совершенно незначительными неточностями

В

82-89

Хорошее знание рассматриваемого вопроса, но с некоторыми неточностями

С

75-81

В целом неплохое знание рассматриваемого вопроса, но с заметными ошибками

D

67-74

Слабое знание рассматриваемого вопроса, с весьма заметными ошибками

Е

51-66

Самое общее представление о рассматриваемом вопросе, отвечающее лишь минимальным требованиям. Серьезные ошибки

F

0-50

Полное незнание рассматриваемого вопроса. Грубейшие ошибки.


Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на апелляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата в течение часа после объявления.

Содержание программы
«СОЦИОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Тема 1. Предмет и объект социологии.

Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии. Социологическое мышление. Огюст Конт и зарождение социологии.

Социология в системе гуманитарных наук. Науки о культуре и науки о природе. Отличие социологии от других гуманитарных наук. Номотетические и идеографические науки.

Значение социологии. Основные категории, законы и функции социологии. Задачи социологии как науки. Классификация социологических наук.
Тема 2. Социология в системе гуманитарных наук.

Социологический анализ. Уровни познания. Обыденное, философское и социологическое познание. Социология как наука о человеке. Отличие социологии от истории, философии и психологии.

Социология как академическая дисциплина. Структура социологического знания.
Тема 3. Социологический метод.

Специфика социологического анализа. Логика социологического исследования. Эмпирический и теоретический уровни социологического знания. Характеристика социологического метода.

Классики о методе социологии. Понимающая социология М. Вебера. Постулаты метода Э. Дюркгейма. Родовое понятие в социологии.

РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 4. Социальное действие и социальное взаимодействие.

Деятельность как фундаментальная категория активности человека и человеческих сообществ. Элементы деятельности: цель, потребности, действия. Действие как единица деятельности. Поведение как совокупность действий, наблюдаемых другими людьми. Элементы социального поведения: потребности, мотивация, экспектации (ожидания), поступок как единица поведения. Свобода действий и свобода выбора – характеристики социального поведения. Свобода и ответственность. Иррациональные и рациональные социальные действия. Элементы иррациональных действий и защитные механизмы стереотипизации, массовые психозы, агрессивность, вымещение и перенос на других. Классификация социальных действий М. Вебера.

Социальное взаимодействие. Принципы социального взаимодействия.
Тема 5. Личность в социологии.

Социологический подход к определению личности. Разница между Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Ролевая теория личности. Личность как ансамбль социальных функций, заданных ее положением (статусом) в группе и обществе. Интернализация роли в качестве принятия как своего "Я" и отстранение от заданной роли (проигрывание социальных функций без слияния с нею). Человек как биологический и социальный индивид. Понятие о биологической и культурной эволюции. Биологическое и социальное начало личности.

Социализация личности. Агенты социализации. Первичная и вторичная социализация. Социальные роли и социальные статусы. Отличие класса от страты.


Тема 6. Социальная стратификация и социальная мобильность личности.

П.Сорокин и социальная стратификация. Неравенство в основе выделения страт.

Универсальность, социальность и традиционность стратификации. Различие между понятиями «социальная стратификация» и «социальная дифференциация».

Социальная мобильность. Критерии стратификации (физический, классовый, профессиональный, сословный, кастовый, этакратический, культурный и др.).
Тема 7. Социальные группы и общности.

Значение группы для жизнедеятельности общества. Общество как групповой феномен. Классификация социальных групп. Профессиональные и экономические группы: менеджеры, капиталисты, предприниматели, наемные работники, собственники и др. Понятие о социальной общности. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народность, народ, нация. Социологическое изучение публики. Феномен толпы. Определения и свойства малой группы: состав, численность, структура, взаимодействие, принадлежность. Представления о групповой динамике. Социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе.
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Тема 8. Социальный институт.

Понятие о социальном институте.

Социальные институты и институциональные отношения. Основные и не основные институты, социальные практики. Функционирование социальных институтов. Явные и латентные функции института. (Р.К. Мертон) Функции и дисфункции института. Типология институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Динамика социальных институтов. Жизненный цикл социальных институтов.

Многообразие социальных институтов. Последствия институционализации. Основные социальные институты и их характеристика: политическая власть, семья, религия, образование. Проблема изменения социальных институтов.
Тема 9. Социальный контроль и девиантное поведение.

Социальный контроль как регулятор стабильности социальной системы. Социальный порядок и способы его сохранения.

Девиация как отклонение от норм и правил, существующих в обществе. Примеры отрицательной и положительной девиации. Компоненты девиации.

Способы борьбы с отрицательной девиацией.

Институционализация социального контроля. Принципы регуляции личности.
РАЗДЕЛ 4. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 10. Культура как социальное явление.

Многообразие определений культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Функции культуры. Неправильное понимание культуры как сферы и уровня. Предпосылки культуры. Культурная статика и культурная динамика. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Понятие культурного комплекса. Базисные элементы культуры: обычаи, нравы, законы. Традиции как механизмы воспроизводства социальных институтов. Ценности и ценностные ориентации. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура. Доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Тема 11. Структура культуры.

Основные элементы культуры: ценности, нормы, язык, санкции.

Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Социокультурное пространство общества.

Ценности и нормы культуры. Культура как регуляция социального поведения. Традиционный и современный тип культурной регуляции. Механическая и органическая солидарность по Э. Дюркгейму.

Религия и ее роль в обществе. Современные религии и их особенности. Характеристики религиозного мировоззрения. Мифологическое, религиозное и светское сознание. Идеология.
Тема 12. Общество как система.

Социологические теории общества. Понятие социальной системы (Н. Луман). Сферы и институты общества. Взаимное влияние сфер общества. Отличие общества от социального института.

Специфика социальных изменений в обществе. Социальный прогресс и регресс. Формы прогресса: реформы и революции.

Типология и эволюция общества. Формационная концепция общества К. Маркса. Классификация обществ Д. Белла: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Основные черты и развитие доиндустриалаьного, индустриального и постиндустриального общества.

Глобализация общества. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Теория модернизации.

«СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Объект, предмет социологии управления. Понятие субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемой). Сущность и содержание понятия социальный «менеджмент». Менеджмент как а) наука управления; б) искусство управления; в) процесс; г) функции управления; д) люди, управляющие организацией; е) органы или аппарат управления. Взаимодополнение этих понятий. Функции менеджмента (планирование, организация, координирование, контроль, мотивирование и т. д.). Менеджмент как наука и как искусство. Менеджер как главная фигура управленческого процесса. Менеджер в системе управления. Менеджерский стиль. Типы менеджеров. Команда руководства. Самоменеджмент.

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУКИ
Этапы развития социологии управления как самостоятельной науки. Основные факторы, способствовавшие выделению социологии управления в отрасль науки.

История учений об управлении. Воззрения на формы управления Платона и Аристотеля. Типы государственного управления. Проекты идеального государственного управления.

Представления о власти и государственном управлении в раннем и средневековом христианстве. Аврелий Августин. Фома Аквинский.

Рационально-критическое понимание власти. Макиавелли Н. - родоначальник изучения власти как социальной реальности. Концепции государства и общества. Формы государственного устройства и управления.

Взгляды на управление обществом социалистов-утопистов. Т.Мор и Т.Кампанелла. Развитие идей управления в работах Сен-Симона, Р.Оуэна, Ш.Фурье.

Гоббс Т. о происхождении и сущности государства. Дж.Локк о разделении власти. Концептуальные положения государственного управления Ш.Л. Монтескье и Ж.Ж.Руссо.

Концепции государственного управления основателей США Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и А. Гамильтона. А. де Токвиль о демократических формах управления в Америке.

Социологизация концепции управления. Основные идеи О.Конта и Г.Спенсера.

Идеи социального управления в учение о базисе и надстройке общества К.Маркса и Ф.Энгельса.

Возникновение науки управления в Западной Европе. Социально-экономические причины развития теорий социального управления. Теория государственного аппарата (Винсену де Гурнай). Правовое оформление института администрирования. Научное обоснование принципа разграничения государственной деятельности на политическую и административную (Вудро Вильсон). Понятие бюрократии в государственном управлении. Модель «идеальной бюрократии» (рациональной организации управления) Макса Вебера. Теории функционального подхода к управлению школы «на­учного менеджмента» [Ф. Тейлора (научная организация труда), Г. Эмерсона (эффективность управления), А. Файоля (принципы администрирования)].

Отраслевое развитие социологи как теории и практики управления в 30-е годы XX века. [Концепции поведенческого подхода к управлению школы «человеческих отношений»: неформальных отношений (Э. Мейо); трудовой мотивации (А. Маслоу); стилей управления (Д. Мак-Грегора)].

Системный подход к управ­лению (П. Блау, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Саймон) как интеграция науки управления (школа «научного менеджмента») и социологии (школа «человеческих отношений»).

Рационалистические концепция управления обществом. Подходы к управлению в бихевиоризме, кибернетике и общей теории систем (Н.Винер, Ф.Берталанфи). Синергетика.

Интеграция научных школ и подходов к администрированию (функциональных, поведенческих, системных) в социокультурную теорию управления.

Социология управления в дореволюционной России. Отечественная теория государственного управления «закрепощения сословий государством» (В.Н. Чичерина, КД. Кавелина). Социологизация русской государственной школы управления в трудах А.Д. Градовского. Управленческая теория А.Л.Богданова - «всеобщая организационная наука» (тектология).

Особенности управления обществом во взглядах славянофилов и западников.

Революционная демократия как форма управления. Большевизм. Меньшевизм. Анархизм.

Развитие В.И. Лениным марксисткой теории государственного управления. Идеи социального управления в теории социалистической революции. Основные элементы социального управления в системе диктатуры пролетариата.

Специфика социологических исследований в советский период. Теория и практика государственного администрирования И.В.Сталина. Социологические исследования процессов управления А. Гастева, Н. Витке, Ф. Дунаевского, О. Ерманского, Е. Розмировича и др.

Становление и развитие социологии управления в современной Российской Федерации. Проблемы и перспективы отечественной социологии управления. Социологические исследования федерального и регионального государственного управления (М.Н. Афанасьева, В.Э. Бойкова, В.Г. Игнатова, В.Л. Романова, А.И. Турчинова и др.).

Разработка специальной отрасли научного знания - социологии государственной службы в трудах Т.П. Зинченко, К.О. Магомедова, ВЛ. Мальцева и других.

Основные школы современной социологии управления, их особенности. Теоретическая социология управления (изучение управления как специфической сферы общественной жизни). Прикладная социология управления (изучение систем и механизмов управления обществом).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология»
Программа вступительного экзамена и собеседования по направлению – 040100. 68 Социология
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология»
Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии,...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология»
Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии,...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология»
Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии,...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры педагогики...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру «менеджмент»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100....
Программа вступительного экзамена по рекламе и связям с общественностью для поступающих в магистратуру по направлению 031600. 68....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Психология профессионализации личности»)...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» («Менеджмент в образовании»)...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск