Б 16 Античная культура





Скачать 59.24 Kb.
НазваниеБ 16 Античная культура
Дата публикации15.01.2015
Размер59.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Б.3.16 Античная культура

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Античная культура являются

- изучение основных тенденций развития античной культуры,

- формирование эстетической и художественной культуры личности,

- изучение античной эпохи и ее культурных особенностей и отдельных разновидностей. Особенностью курса античной культуры выступает работа как с письменными, так и материальными историческими источниками.

Задачи изучения дисциплины:

1. культурно-исторический анализ основных жанров культуры греко-римского общества;

2. демонстрация своеобразия каждой из античных культур;

3. анализ становления и развития литературных жанров;

4. раскрытие морально-эстетических тенденций античной литературы и значения созданных ею ценностей;

5. изучение художественных особенностей произведений в пределах основных жанров и их крупнейших представителей;

6. знакомство с философской и научно-критической литературой;

7. освоение научной терминологии и системы мифологических образов.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) Античная культура относится к блоку «Дисциплины по выбору (вариативная часть)» раздела «Профессиональный цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП – общими курсами, вспомогательными историческими дисциплинами, культурой Нового времени и т.д. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по общим курсам дисциплин Гуманитарного, социально-экономического цикла. Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке или выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

В процессе изучения тем, предусмотренных программой курса «Античная культура», студентам необходимо самостоятельно ознакомиться с некоторыми разделами. Самостоятельная работа студента заключается в изучении материала, подготовке и презентации доклада и реферата по выбранной теме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- предмет истории античной культуры как науки и учебной дисциплины, ее основы, методы;

- представлять, как развивалась история античной культуры;

- знать, какова событийная сторона историко-культурного процесса.

Уметь:

- организовать свой интеллектуальный труд с учетом методической специфики гуманитарного знания;

- разбираться в различиях между ценностями античной цивилизации;

- самостоятельно разбираться в стилях и направлениях античного искусства,

- правильно соотносить их с конкретной историко-культурной эпохой;

- уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей собственной отечественной культуры.

Владеть:

- Методикой и техникой анализа произведений искусства различных жанров.

4. Основное содержание дисциплины (модуля) Античная культура

Межпредметные связи: спецкурс базируется на знаниях, полученных в ходе изучения предметов: История древней Греции и Рима, спецкурса Древнегреческая мифология и религия, Источниковедение , Историография.

Предмет и задачи курса. Постановка проблемы, хронологические и территориальные границы изучения материала. Научная и мировоззренческая актуальность изучения письменной культуры древних греков и римлян. Античное наследие и современные проблемы мировой культуры.

Античная мифология в сочинениях древних авторов. К вопросу об определении понятия «миф». Типология и классификация мифов. Мифологические образы в художественной литературе.

Древнегреческая литература. Основные жанры и представители: эпос, лирика, драма, комедия, роман. Гомер, Пиндар, Сафо. «Диалоги» Лукиана – образец античного вольнодумия. Апулей и его «Золотой Осел» – истоки европейского романа.

Система воспитания и образования в Греции по данным античных авторов. Основная специфика греческого полиса и ее влияние на проблемы воспитания и образования.

Философские и риторические школы как прообраз высшего образования. Академия Платона. Лицей Аристотеля – основные философские школы в Афинах 4 в. до н.э. Искусство риторики в понимании Исократа и его учеников.

Повседневная жизнь в античной Греции по данным античных авторов. Быт, семья и нравы древних греков. Положение женщины. Культура застолья. Формы досуга.

Греки и иррациональный мир (молитвы, жертвы, гадания, оракулы, сонники). Основные оракулы и их практика прорицания. Мистерии. Сонник Артемидора как исторический источник.

Древнегреческий театр и его роль. Основные жанры: трагедия (Софокл, Эсхил, Еврипид), комедия (Аристофан, Менандр). Устройство древнегреческого театра.

Римская литература: основные жанры и представители. Становление римской литературы в III – II вв. до н.э. Ливий Андроник. Римская комедия: Гней Невий, Плавт, Теренций. Сатиры Луцилия. Поэзия Квинта Эния. Философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей». Поэзия Катулла. Поэты эпохи Юлиев-Клавдиев: Овидий, Гораций, Петроний. Жанр письма. Плиний Младший. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала. Переписка как литературный жанр. Риторические произведения. Панегирики.

Римская система воспитания и образования. Начальная школа, школы грамматики и ритора. Просвещение. Организация школьного обучения. Педагог в древнем Риме. Характер римского образования.

Римский театр. Театральные жанры в Риме. Устройство римского театра. Театр Помпея, Бальба, Августа. Актеры в римском театре. Театральные образы. Роль театра в древнем Риме.

Ораторское искусство. Возникновение ораторского искусства: Аппий Клавдий, Катон Старший. Риторическая теория и ораторская практика в сочинениях Цицерона. Практическое красноречие и парадное красноречие. Сенека Старший. «Панегирик Траяну» Плиния Младшего. Тацит и вопрос о судьбах римского красноречия. Критика ораторского искусства в «Аттических ночах» Авла Геллия.

Положение различных категорий граждан и социальных слоев. Образ женщины в литературе и поэзии. Мужские добродетели в риторических произведениях. Рабы в трагедии и комедии.

Римская философия. Влияние греческой философии на становление римской философии. Стоицизм, эпикурейство. Философские взгляды Цицирона. Расцвет римской стоической философии: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Позднеантичная философия. Плотин и неоплатоники Порфирий и Ямвлих. Августин и его философская система.

Военное дело в античном мире. Геродот, Фукидид. Троянская война и поэмы Гомера. Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской Войне», «Записки о гражданской войне». Гай Саллюстий Крисп.

5. Образовательные технологии

В рамках изучения дисциплины «Античная культура» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм занятий, а именно: деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, мастер-классы экспертов и специалистов, посещение выставок и музеев.

5. Формы текущего контроля успеваемости студентов

Тестирование, презентации, сообщения, рефераты, творческие задания, деловая игра, посещение лекций и семинарских занятий, проведение экскурсий, написание эссе.

6. Форма итоговой аттестации – зачет (2 семестр)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б 16 Античная культура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине латинский язык и античная культура Пенза 2007
Программа по дисциплине " Латинский язык и античная культура" составлена в соответствии с требованиями Госстандарта впо по специальности...
Б 16 Античная культура icon«Культура Античного Мира»
Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена культуре античного мира. В...
Б 16 Античная культура icon1. История философии Античная философия
Античная философия выросла из мифологии и пропитана мифологией. Можно даже сказать, что она во многом – ветвь мифологии, не просто...
Б 16 Античная культура iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира....
Б 16 Античная культура iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира....
Б 16 Античная культура iconКонспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск...
Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с
Б 16 Античная культура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная...
Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык
Б 16 Античная культура iconУчебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «Мифологизация...
Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира....
Б 16 Античная культура iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв10 «Мифологизация истории...
Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира....
Б 16 Античная культура iconРабочая программа для студентов направления подготовки Педагогическое образование
Содержание: умк по дисциплине Античная философия и культура для студентов направления подготовки Педагогическое образование профиля...
Б 16 Античная культура iconУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Б 16 Античная культура iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Б 16 Античная культура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Индийская культура», «Китайская культура», «Культура Германии», «Культуры Запада», «Теория культуры», «Культура России»
Б 16 Античная культура iconПротокол № от 13 февраля 2012 г
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Б 16 Античная культура iconСистемно(структурно)-функциональный подход
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Б 16 Античная культура iconПроблема ценности (социально онтологический аспект)
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск