Скачать 0.53 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Культура Античного Мира» Факультет: Исторический Направление: История - 050401 Кафедра зарубежной истории Составитель: Калмыков В.С. Москва - 2013 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой профессор Жиряков И.Г (ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «__30_» _августа 2013 г. Рабочая программа дисциплины « Культура античного мира». Составитель: Доцент кафедры зарубежной истории Калмыков В.С. Москва -2013 Пояснительная записка. Данная программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена культуре античного мира. В основу периодизации положен цивилизационный и хронологический принцип изложения материала. Античная культура изучается с первых цивилизаций в Древней Греции и заканчивается периодом домината в Римской империи. Когда античная цивилизация уступила свое место христианской культуре. Основные цели и задачи курса. Целью предмета является изучение студентами античной культуры, особенностей ее развития и влияния на мировую культуру в целом. В задачи предмета входит изучение студентами изобразительного искусства, литературы, философии и религии, а также быта, нравов и обычаев Древней Греции и Рима. Большое внимание уделено проблемам связанных с менталитетом греков и римлян, их восприятием мира и формирование гражданского самосознания. Содержание тем программы неравномерно: некоторые, по усмотрению преподавателя, могут быть объединены при изучении, на другие желательно отвести большее количество занятий. В содержание и организацию учебного материала положен хронологический и цивилизационный принцип. В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать: - понятие античная цивилизация и ее хронологические рамки; - особенности развития античной культуры и ее влияние на мировую культуру; - особенности изобразительного искусства, литературы и философии Древней Греции и Рима. Уметь: - применять свои знания по античной культуре в ходе докладов и выступлений; - использовать свои знания при подготовке рефератов и сдачи зачета; - применять свои знания при написании курсовых и дипломных работ. Владеть: - основными научно-практическими и научно-теоретическими подходами и методами профессиональной работы историка в области истории древнего мира; - навыками ведения тематического поиска литературы, ее аннотирования, конспектирования и исторического анализа; - основными приемами работы с научными каталогами и поисковой сетью Интернет. Принцип отбора содержания и организации учебного материала. В содержание и организацию материала положен хронологический и цивилизационный принцип развития древних обществ. Цивилизационный подход предполагает характеристику индивида и его эволюции с точки зрения двух основных типов культур- древневосточной и древнеевропейской /античной./ Объем дисциплины и виды учебной работы 1. По очной форме обучения
Содержание дисциплины 1. По очной форме обучения
Содержание разделов дисциплины. Тематический план лекций. Тема 1. Античность как тип культуры. Понятие «античная цивилизация» и особенности пути развития древних обществ. Гражданская община как основа античной цивилизации. Древняя Греция и Рим как ее очаги. Географические и хронологические рамки античной цивилизации. Исторические источники по изучения античной культуры. Характер источников. Продолжительность лекции 2 часа. Тема 2. Крито-Микенская эпоха и ее культура. Археологические открытия 19-20 вв. в Малой Азии, Балканской Греции и на Крите. Роль Генриха Шлимана и Артура Эванса в открытии Критской и Микенской цивилизаций. Древний Крит. Источники. Греческие мифы Критского цикла. Критская письменность: иероглифы и линейное письмо А. Проблема этнической принадлежности населения Крита. Дворцовые комплексы и их архитектура. Критское искусство и его художественные особенности. Реконструкция критских культов и особенности религии Крита. Природная катастрофа на острове Фера /Санторин/ и упадок критской цивилизации. Балканская Греция в 3 тыс. до н.э. Проникновение с севера ахейских и ионийских племен. Ахейские и ионийские города во 2 тыс. до н.э.: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины. Появление письменности: линейное письмо Б и его дешифровка. Изобразительное искусство микенской эпохи и его особенности. Архитектура дворцовых комплексов и уровень развития ремесла. Упадок ахейских государств, разрушение дворцов ,регресс в хозяйстве и потеря письменности. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 3. Культура Древней Греции «гомеровского» и «архаического» периодов. Проблема поэм Гомера как исторических источников. Археологические данные. Упадок хозяйства и роль микенского наследия. Героические мифы как форма компенсаторного творчества в условиях общего упадка Греции. Олимпийская религия и пантеон богов. Космогония греков. Человек и боги. Поэмы Гесиода. Появление новой греческой письменности: заимствование алфавита и его совершенствование, введение обозначения гласных звуков. Понятие эллинской общности. Соревновательный характер греческой культуры. Олимпийские, Пифийские, Истмийские игры и их общегреческое значение. Авторская литература / поэзия и басня /. Творчество Архилоха, Анакреонта и Алкея. Басни Эзопа. Зарождение философии и ионийская школа натурфилософов. Каменное строительство и греческая архитектура. Образ человека в изобразительном искусстве архаического периода. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 4. Культура Греции «классического» периода. Предпосылки развития греческой культуры «классического» периода. Афины-культурный центр Греции. Образование и воспитание в афинском полисе. Школы и гимнасии. Историки «классического» периода- Геродот, Фукидид. Театр в Афинах. Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида. Греческая трагедия. Комедии Аристофана, как отражение повседневной жизни. Религиозные празднества. Частные религиозные союзы и мистерии. Строительство Акрополя. Образ человека в изобразительном искусстве. Творчество Фидия, Мирона и Поликлета. Философские учения рубежа 5-4 вв. до н.э. Философия софистов. Сократ и судебный процесс над ним. Философское учение Демокрита. Платон и его идеалистическая теория. Политическая утопия. Философская школа Аристотеля. Эволюция образа человека в изобразительном искусстве. Творчество Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 5. Эллинистическая культура. Понятие «эллинизм» в современной исторической науке. Географические и хронологические рамки. Взаимодействие греков и восточных народов в создании культурных ценностей. Религиозные верования- распространение культов восточных божеств и религиозный синкретизм. Тенденция к универсализации образа божества. Частные религиозные союзы. Царский культ и его особенности. Повседневная жизнь в городах. Образование и его распространение. Особенности восприятия мира и человека: космополитизм, индивидуализм, идеи равенства людей независимо от этнической и социальной принадлежности. Философские системы- стоицизм, эпикурейство и кинизм. Успехи естествознания и точных наук. Систематизация научных знаний. Роль Александрийской и Пергамской библиотек. Изобретение пергамента. Военное дело в эллинистических государствах. Развитие кораблестроения и расширение географических знаний. Историческая мысль. Историки Полибий, Аппиан и Диодор. Социальная утопия. «Новая» комедия Менандра. Элитарная и народная художественная культура. Человек и природа в эллинистической поэзии. Образ человека в эллинистическом искусстве, утрата героических черт. Изображение женщин и детей, терракотовые статуэтки, как отражение вкусов массы городского населения. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 6. Римская культура «царского» периода и ранней республики. Исторические условия развития римской культуры, влияние культуры этрусков, греков и эллинистических стран. Основные черты идеологии римского гражданства. Особенности римской религии и мифологии. Гражданский характер религиозных празднеств и театральных представлений. Римский театр и его отличие от греческого. Латинская письменность и римские школы. Римское законодательство и развитие юриспруденции. Римская литература 3-2 вв. до н.э. Творчество Ливия Андроника, Невия и Энния. Римская комедия и творчество Тита Макция Плавта. Римская архитектура и строительство. Римское изобразительное искусство. Скульптура и римский портрет. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 7. Римская культура поздней республики и периода принципата. Исторические условия развития культуры. Восточные и эллинистические влияния. Распространение греко-римской культуры в провинциях. Римская литература: Лукреций, Катулл и Вергилий. Творчество и ораторское искусство Цицерона. Поэзия «золотого века». Творчество Овидия, Лукана, Марциала и Ювенала. Римская историческая проза: Тит Ливий и Корнелий Тацит. Расцвет стоической философии. Творчество Сенеки и императора Марка Аврелия. Римская архитектура. Город Рим как центр культуры. Городская материальная культура. Помпеи и Геркуланум. Римское искусство. Роспись, мозаика и скульптурный портрет. Система воспитания и образования. Просвещение и наука. Развитие естественных наук и географии. Римская императорская армия. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 8. Римская культура поздней империи /период домината. Исторические условия развития культуры. Литература и исторические сочинения. Творчество поэтов Авсония и Клавдиана. Аммиан Марцеллин, как последний римский историк. Развитие жанра литературного романа. Систематизация права. Позднеантичная философия. Распространение стоицизма среди элиты римского общества. Философская школа скептиков Секста Эмпирика. Философия гностицизма и герметизма. Учение Плотина и неоплатоники. Культ Митры и религия митраизма, как соперник христианства. Изобразительное искусство и архитектура. Упадок художественного вкуса. Упадок просвещения и науки. Разложение и варваризация римской армии. Продолжительность лекции 6 часов. Тема 9. Быт и нравы Древней Греции. Географическая и экономическая структура Греции. Природа и человек. Стихийные бедствия и катастрофы. Скотоводство и охота в Греции. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система. Заработная плата в Афинах при Перикле и цены на товары. Календарь и часы. В греческой семье: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь афинского гражданина. Греки среди книг. Греки за столом. Мода и одежда. Отдых и развлечения, свободное время у греков. Последнее прощание. Продолжительность лекции 4 часа. Тема 10. Быт и нравы Древнего Рима. Экономическая структура Римской империи. Природа и человек. Скотоводство и охота в Риме. Стихийные бедствия и катастрофы. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система. Заработная плата и цены на товары. Календарь и часы. Римская семья: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь легионеров и горожан. Римляне среди книг. Римляне за столом. Отдых и развлечения в Риме. Гладиаторские бои и быт гладиаторов. Мода и одежда в Риме. Последнее прощание. Продолжительность лекции 4 часа. Тема 11. Христианство и античная культура. Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Раннехристианские общины, районы их распространения и социальный состав. Апостол Павел. Эволюция христианской идеологии и организации. Позднеантичная философия и христианская литература. Христианское искусство. Борьба течений внутри христианства и гностицизм. Влияние античной культуры на христианских писателей. Смена античной культуры христианской, значение античной культуры. Продолжительность лекции 4 часа. Тематический план лекций. Тема 1. Античность как тип культуры.
Тема 2. Крито-Микенская эпоха и ее культура.
Тема 3. Культура Древней Греции «гомеровского» и «архаического» периодов.
Тема 4. Культура Древней Греции «классического» периода.
Тема 5. Эллинистическая культура.
Тема 6. Римская культура «царского» периода и ранней республики.
Тема 7. Римская культура поздней республики и периода принципата.
Тема 8. Римская культура поздней империи./доминат/. 1.Литература и наука. 2. Философские учения. 3. Искусство и скульптура. 4. Историческая школа. Последние историки Рима. Тема 9. Быт и нравы Древней Греции.
Тема 10. Быт и нравы Древнего Рима.
Тема 11. Христианство и античная культура.
Основные понятия. Агора- рыночная площадь в городах Греции. Акрополь -укрепленная, возвышенная часть древнегреческого города. Амфитеатр- в Древнем Риме круглое или овальное сооружение для гладиаторских боев и других зрелищ. Амфора- сосуд для хранения масла и вина. Архонт- правитель в Древних Афинах. Базилика- торговый или судебный зал в Древнем Риме. Гладиаторы- бойцы, сражавшиеся на потеху зрителям в Древнем Риме. Глиптика- искусство художественной резьбы на твердых и ценных породах камня. Империй- высшая военная и гражданская власть в Древнем Риме. Инсула- в Древнем Риме многоэтажный жилой дом. Киники- сократическая школа философии. Комедия- театральное зрелище, возникла из различных форм народных увеселений. Кора- современное обозначение архаических скульптурных изображений девических фигур. Ксоан- деревянные изображения божества в древнейший период греческого искусства. Курос- статуя юноши-атлета в искусстве архаики. Наос- основное помещение греческого храма. Полис- город-государство и совокупность граждан в Греции. Портик- галерея с колоннами или столбами, завершенная фронтоном. Пропилеи- в греческой архитектуре обозначение монументальных ворот. Стоя- греко-римская философская школа. Стратег- должность в Афинах. Термы- общественные бани в античности. Трагедия- театральное зрелище, получило развитие в Аттике в виде драматического представления. Терракота- глиняные и обожженные в печах изделия. Форум- рыночная площадь в Риме и других городах. Эфебы- афинские юноши, проходящие военную подготовку. Тематический план практических занятий. Тематика практических занятий. Тема 1. Архаические черты в культуре Древней Спарты. План занятия. 1/Характеристика источников. 2/ Идеология спартанского общества. 3/Спарта и окружающий мир. Основная литература. История Древней Греции/Под ред.В.И. Кузищина.-М; 2009 Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. М., 2007. Дополнительная литература. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса./ Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т.1- М; 1983. Тема 2. Культура афинского государства периода расцвета. План занятия. 1/Социальная структура афинского общества. 2/Идеология афинского полиса. 3/Культура Афин./философские учения и театр/ Основная литература. История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2009. Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. М., 2007. Дополнительная литература. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Суриков И.Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. Спб., 2008. Колобова К.М., Озерецкая Е.А. Как жили древние греки. Л., 1959. Тема 2. Аристотель о различных формах государственного правления. План занятия. 1/Характеристика источника. 2/Афинская демократия в работах Аристотеля. 3/Спартанская олигархия в работах Аристотеля. Основная литература. История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Дополнительная литература. Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. М., 1976. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.. 1979. Тема 3. Учение Платона о наилучшем государственном строе. 1/Характеристика источника. 2/Философские концепции Платона. 3/Критика Аристотелем идей Платона о идеальном государстве. Основная литература. История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Дополнительная литература. Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. М., 1976. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.. 1979. Тема 4. Философские учения эллинизма. 1/Философия стоиков и ее постулаты. 2/Философская школа киников. 3/Учение Эпикура. Основная литература. История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Дополнительная литература. Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. М., 1976. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.. 1979. Тема 5. Рим как античная гражданская община. План занятия. 1/Система моральных ценностей и идеология «цивитас». 2/Идеал римского гражданина и реальность. Основная литература. История Древнего Рима./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005. Немировский А.И. История Древнего Мира. Античность. М., 2007. Дополнительная литература. Кнабе Г.С. Древний Рим- история и повседневность. М., 1986. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. М., 1986. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. Тема 6. Культура и идеология принципата. План занятия. 1/Социальная политика принципата. 2/Императорский культ и личности принцепсов. 3/Идеология принципата. Основная литература. История Древнего Рима./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005. Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. М., 2007. Дополнительная литература. Егоров А.Б. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985. Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. Калуга., 1994. Темы рефератов. 1/Комедии Аристофана как отражение повседневной жизни в Афинах. 2/Философия и личность Сократа. 3/Культура эллинистического Египта. 4/Греческий театр в классический период. 5/Зрелища и развлечения в Древнем Риме. 6/Образование и воспитание в Афинах. 7/Комедия в Древнем Риме. 8/Римский скульптурный портрет. 9/Архитектура в Древней Греции. 10/Религия в Древней Греции. 11/Религиозные праздники в Древнем Риме. 12/Философия стоицизма в период принципата. 13/Семейные отношения в Древней Греции. 14/Образование и воспитание в Древнем Риме. Темы дипломных работ. 1/Социальная проблематика в комедиях Плавта. 2/Марк Аврелий как император и философ. 2/Идеи пантеизма в греческой религии. 3/Император Юлиан Отступник и его религиозная реформа. 4/Раннехристианские писатели и античная литература. 5/Эллинистическая комедия как отражение повседневной жизни. 6/Гладиаторские бои и римское общество. 7/Идеальное государство Платона и кризис греческих полисов. 8/Философия стоицизма как образец гражданской позиции. 9/Сенека и его нравственная философия. 10/Скульптура и живопись эллинизма, как отражение реальной жизни. 11/Позднеантичная литература, как отражение взглядов римской элиты. 12/Греческие трагедии и проблема свободы человеческой личности. Вопросы к зачету. 1/Открытие критской цивилизации и ее культура. 2/Открытие микенской цивилизации и ее культура. 3/Религия и эпос Древней Греции в архаическую эпоху. 4/Греческая поэзия в архаический период. 5/Философские школы архаического периода. 6/Архитектурные стили в Древней Греции. 7/Религиозные праздники и игры в Древней Греции. 8/Греческий театр и литература в классический период. 9/Изобразительное искусство Греции классического периода. 10/Философские школы Греции классического периода. 11/Изобразительное искусство эллинистического периода. 12/Философия в эпоху эллинизма. Основные философские школы. 13/Театр и литература в эллинистический период. 14/Наука и научные знания в Древней Греции. 15/Семья и быт в Древней Греции. 16/Религия Древнего Рима в период Республики. 17/Римская литература и поэзия в республиканский период. 18/Римская архитектура и ее развитие. 19/Римское изобразительное искусство в республиканский период. 20/Материальная культура Римской империи 1-3 веков. 21/Римское законодательство. 22/Изобразительное искусство Римской империи 1-4 веков. 23/Просвещение и наука в Римской империи. 24/Литература и театр в Римской империи 1-4 веков. 25/Семья и быт в Древнем Риме. 26/Философские учения в Римской империи 1-4 веков. 27/Военное дело в Римской империи 1-3 веков. 28/Праздники и зрелища в Древнем Риме. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература. 1/ История Древней Греции./ Под ред. В.И. Кузищина.М., 2009. 2/ История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2007. 3/История Древнего Мира: Ч.2 Греция и Рим/Под ред. А.Г. Бокщанина. М., 2007. 4/ Немировский А.И. История Древнего Мира. Античность. М., 2007. Дополнительная литература. 1/ Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. 2/ Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. Спб., 1998. 3/ Античная культура./ Под ред. В.Н. Ярхо. М., 1995. 4/ Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. 5/ Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 2006. 6/ Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб., 1995. 7/ Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1996. 8/ Грант М. Цивилизация Древнего Рима. М., 2003. 9/Залюбовина Г.Т. Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. М., 1993. 10/ История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. М.,2009. 11/ Каллистов Д.П. Античный театр. М., 1970. 12/ Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992. 13/ Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. 14/ Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.,1995. 15/ Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996. 16/ Полевой В.М. Искусство Греции. Древний Мир. М.,1970. 17/ Романовский И.Д. Античная наука. М.,1980. 18/ Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. Спб.,2000. 19/Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.,1957. 20/Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М.,2001. 21/ Ярхо В.Н. Менандр: у истоков европейской комедии. М.,2004. На факультативной форме научного обучения практические занятия не предусмотрены. Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы. Календарно- тематическое планирование.
|
Дпп. Ф. 04. «Культура Античного мира» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет... | Учебно-методический комплекс по модулю кв 10 050401, «Культура античного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю 050401, «Культура античного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Тема Экономическая мысль Древнего мира Социально-экономические отношения древневосточного и античного обществ (сравнительный анализ) | ||
И90 редакция литературы по общим проблемам философии Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира | Программа курса «древние языки и культуры» Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории античного общества, истории античной культуры, создание... | ||
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии Кроме этого, клейма представляют значительный интерес для разработки типологии, хронологии, динамики керамического производства и... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... | ||
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... | ||
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира» Рабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62... | Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира.... |