«Культура Античного Мира»





Название«Культура Античного Мира»
страница1/4
Дата публикации27.01.2015
Размер0.53 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежной истории

Ярыгин Д.В.

Профессор Жиряков И.Г.

______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 30.08.2013 г.

Учебно-методический комплекс
По дисциплине «Культура Античного Мира»

Факультет: Исторический

Направление: История - 050401

Кафедра зарубежной истории

Составитель: Калмыков В.С.

Москва - 2013



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

профессор Жиряков И.Г

(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«__30_» _августа 2013 г.

Рабочая программа дисциплины

« Культура античного мира».

Составитель:

Доцент кафедры зарубежной истории

Калмыков В.С.


Москва -2013

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена культуре античного мира. В основу периодизации положен цивилизационный и хронологический принцип изложения материала. Античная культура изучается с первых цивилизаций в Древней Греции и заканчивается периодом домината в Римской империи. Когда античная цивилизация уступила свое место христианской культуре.

Основные цели и задачи курса.

Целью предмета является изучение студентами античной культуры, особенностей ее развития и влияния на мировую культуру в целом.

В задачи предмета входит изучение студентами изобразительного искусства, литературы, философии и религии, а также быта, нравов и обычаев Древней Греции и Рима.

Большое внимание уделено проблемам связанных с менталитетом греков и римлян, их восприятием мира и формирование гражданского самосознания.

Содержание тем программы неравномерно: некоторые, по усмотрению преподавателя, могут быть объединены при изучении, на другие желательно отвести большее количество занятий. В содержание и организацию учебного материала положен хронологический и цивилизационный принцип.

В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать:

- понятие античная цивилизация и ее хронологические рамки;

- особенности развития античной культуры и ее влияние на мировую культуру;

- особенности изобразительного искусства, литературы и философии Древней Греции и Рима.

Уметь:

- применять свои знания по античной культуре в ходе докладов и выступлений;

- использовать свои знания при подготовке рефератов и сдачи зачета;

- применять свои знания при написании курсовых и дипломных работ.

Владеть:

- основными научно-практическими и научно-теоретическими подходами и методами профессиональной работы историка в области истории древнего мира;

- навыками ведения тематического поиска литературы, ее аннотирования, конспектирования и исторического анализа;

- основными приемами работы с научными каталогами и поисковой сетью Интернет.
Принцип отбора содержания и организации учебного материала.

В содержание и организацию материала положен хронологический и цивилизационный принцип развития древних обществ. Цивилизационный подход предполагает характеристику индивида и его эволюции с точки зрения двух основных типов культур- древневосточной и древнеевропейской /античной./
Объем дисциплины и виды учебной работы
1. По очной форме обучения


Факультет/Направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудиторные

Самост. работа

История

Культура античного мира

Лекции

56




1




Практические












Лабораторные













Консультации













Курсовые/рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль

Зачет

Экзамен









1






Общий объем часов по дисциплине




56




Содержание дисциплины

1. По очной форме обучения

  1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

№п/п

Тематический план

Лекции

Практические




1

Введение в предмет

2







2

Культура Древней Греции

24







3

Культура Древнего Рима

18







4

Быт и нравы античности. Появление христианства

12








Содержание разделов дисциплины.

Тематический план лекций.
Тема 1.

Античность как тип культуры.

Понятие «античная цивилизация» и особенности пути развития древних обществ. Гражданская община как основа античной цивилизации. Древняя Греция и Рим как ее очаги. Географические и хронологические рамки античной цивилизации. Исторические источники по изучения античной культуры. Характер источников. Продолжительность лекции 2 часа.
Тема 2.

Крито-Микенская эпоха и ее культура.

Археологические открытия 19-20 вв. в Малой Азии, Балканской Греции и на Крите. Роль Генриха Шлимана и Артура Эванса в открытии Критской и Микенской цивилизаций. Древний Крит. Источники. Греческие мифы Критского цикла. Критская письменность: иероглифы и линейное письмо А. Проблема этнической принадлежности населения Крита. Дворцовые комплексы и их архитектура. Критское искусство и его художественные особенности. Реконструкция критских культов и особенности религии Крита. Природная катастрофа на острове Фера /Санторин/ и упадок критской цивилизации.

Балканская Греция в 3 тыс. до н.э. Проникновение с севера ахейских и ионийских племен. Ахейские и ионийские города во 2 тыс. до н.э.: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины. Появление письменности: линейное письмо Б и его дешифровка. Изобразительное искусство микенской эпохи и его особенности. Архитектура дворцовых комплексов и уровень развития ремесла. Упадок ахейских государств, разрушение дворцов ,регресс в хозяйстве и потеря письменности. Продолжительность лекции 6 часов.


Тема 3.

Культура Древней Греции «гомеровского» и «архаического» периодов.

Проблема поэм Гомера как исторических источников. Археологические данные. Упадок хозяйства и роль микенского наследия. Героические мифы как форма компенсаторного творчества в условиях общего упадка Греции. Олимпийская религия и пантеон богов. Космогония греков. Человек и боги. Поэмы Гесиода. Появление новой греческой письменности: заимствование алфавита и его совершенствование, введение обозначения гласных звуков.

Понятие эллинской общности. Соревновательный характер греческой культуры. Олимпийские, Пифийские, Истмийские игры и их общегреческое значение. Авторская литература / поэзия и басня /. Творчество Архилоха, Анакреонта и Алкея. Басни Эзопа. Зарождение философии и ионийская школа натурфилософов. Каменное строительство и греческая архитектура. Образ человека в изобразительном искусстве архаического периода.

Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 4.

Культура Греции «классического» периода.

Предпосылки развития греческой культуры «классического» периода. Афины-культурный центр Греции. Образование и воспитание в афинском полисе. Школы и гимнасии. Историки «классического» периода- Геродот, Фукидид. Театр в Афинах. Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида. Греческая трагедия.

Комедии Аристофана, как отражение повседневной жизни. Религиозные празднества. Частные религиозные союзы и мистерии. Строительство Акрополя. Образ человека в изобразительном искусстве. Творчество Фидия, Мирона и Поликлета.

Философские учения рубежа 5-4 вв. до н.э. Философия софистов. Сократ и судебный процесс над ним. Философское учение Демокрита. Платон и его идеалистическая теория. Политическая утопия. Философская школа Аристотеля. Эволюция образа человека в изобразительном искусстве. Творчество Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 5.

Эллинистическая культура.

Понятие «эллинизм» в современной исторической науке. Географические и хронологические рамки. Взаимодействие греков и восточных народов в создании культурных ценностей. Религиозные верования- распространение культов восточных божеств и религиозный синкретизм. Тенденция к универсализации образа божества. Частные религиозные союзы. Царский культ и его особенности.

Повседневная жизнь в городах. Образование и его распространение. Особенности восприятия мира и человека: космополитизм, индивидуализм, идеи равенства людей независимо от этнической и социальной принадлежности. Философские системы- стоицизм, эпикурейство и кинизм.

Успехи естествознания и точных наук. Систематизация научных знаний. Роль Александрийской и Пергамской библиотек. Изобретение пергамента. Военное дело в эллинистических государствах. Развитие кораблестроения и расширение географических знаний. Историческая мысль. Историки Полибий, Аппиан и Диодор. Социальная утопия. «Новая» комедия Менандра. Элитарная и народная художественная культура. Человек и природа в эллинистической поэзии. Образ человека в эллинистическом искусстве, утрата героических черт.

Изображение женщин и детей, терракотовые статуэтки, как отражение вкусов массы городского населения. Продолжительность лекции 6 часов.

Тема 6.

Римская культура «царского» периода и ранней республики.

Исторические условия развития римской культуры, влияние культуры этрусков, греков и эллинистических стран. Основные черты идеологии римского гражданства. Особенности римской религии и мифологии. Гражданский характер религиозных празднеств и театральных представлений. Римский театр и его отличие от греческого. Латинская письменность и римские школы. Римское законодательство и развитие юриспруденции. Римская литература 3-2 вв. до н.э. Творчество Ливия Андроника, Невия и Энния.

Римская комедия и творчество Тита Макция Плавта. Римская архитектура и строительство. Римское изобразительное искусство. Скульптура и римский портрет. Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 7.

Римская культура поздней республики и периода принципата.

Исторические условия развития культуры. Восточные и эллинистические влияния. Распространение греко-римской культуры в провинциях. Римская литература: Лукреций, Катулл и Вергилий. Творчество и ораторское искусство Цицерона. Поэзия «золотого века». Творчество Овидия, Лукана, Марциала и Ювенала. Римская историческая проза: Тит Ливий и Корнелий Тацит. Расцвет стоической философии. Творчество Сенеки и императора Марка Аврелия. Римская архитектура. Город Рим как центр культуры. Городская материальная культура. Помпеи и Геркуланум. Римское искусство. Роспись, мозаика и скульптурный портрет. Система воспитания и образования. Просвещение и наука. Развитие естественных наук и географии. Римская императорская армия.

Продолжительность лекции 6 часов.

Тема 8.

Римская культура поздней империи /период домината.

Исторические условия развития культуры. Литература и исторические сочинения. Творчество поэтов Авсония и Клавдиана. Аммиан Марцеллин, как последний римский историк. Развитие жанра литературного романа. Систематизация права. Позднеантичная философия. Распространение стоицизма среди элиты римского общества. Философская школа скептиков Секста Эмпирика. Философия гностицизма и герметизма. Учение Плотина и неоплатоники. Культ Митры и религия митраизма, как соперник христианства.

Изобразительное искусство и архитектура. Упадок художественного вкуса.

Упадок просвещения и науки. Разложение и варваризация римской армии.

Продолжительность лекции 6 часов.
Тема 9.

Быт и нравы Древней Греции.

Географическая и экономическая структура Греции. Природа и человек. Стихийные бедствия и катастрофы. Скотоводство и охота в Греции. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система.

Заработная плата в Афинах при Перикле и цены на товары. Календарь и часы. В греческой семье: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь афинского гражданина. Греки среди книг. Греки за столом. Мода и одежда. Отдых и развлечения, свободное время у греков. Последнее прощание.

Продолжительность лекции 4 часа.
Тема 10.

Быт и нравы Древнего Рима.

Экономическая структура Римской империи. Природа и человек. Скотоводство и охота в Риме. Стихийные бедствия и катастрофы. Коммуникации, связь и путешествия. Платежные средства и монетная система. Заработная плата и цены на товары. Календарь и часы. Римская семья: заключение брака и положение женщины. Повседневная жизнь легионеров и горожан. Римляне среди книг. Римляне за столом. Отдых и развлечения в Риме. Гладиаторские бои и быт гладиаторов. Мода и одежда в Риме. Последнее прощание.

Продолжительность лекции 4 часа.

Тема 11.

Христианство и античная культура.

Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Раннехристианские общины, районы их распространения и социальный состав.

Апостол Павел. Эволюция христианской идеологии и организации. Позднеантичная философия и христианская литература. Христианское искусство. Борьба течений внутри христианства и гностицизм. Влияние античной культуры на христианских писателей. Смена античной культуры христианской, значение античной культуры. Продолжительность лекции 4 часа.
Тематический план лекций.

Тема 1.

Античность как тип культуры.

  1. Хронологические и цивилизационные рамки античности.

  2. Особенности развития античной культуры.

Тема 2.

Крито-Микенская эпоха и ее культура.

  1. Открытие Крито-Микенской цивилизации.

  2. Особенности культуры Крита и Микен.

  3. Изобразительное искусство и религия.

Тема 3.

Культура Древней Греции «гомеровского» и «архаического» периодов.

  1. «Гомеровский» период и его материальная культура.

  2. Религия и эпос периода архаики.

  3. Философия и изобразительное искусство архаики. Литература.


Тема 4.

Культура Древней Греции «классического» периода.

  1. Особенности культуры «классического» периода.

  2. Греческий театр и литература.

  3. Архитектура и искусство.

  4. Философские школы.

Тема 5.

Эллинистическая культура.

  1. Особенности «эллинистической»культуры.

  2. Театр и литература.

  3. Греческая и восточная религия.

  4. Архитектура и искусство

  5. Философские учения и научные знания.

Тема 6.

Римская культура «царского» периода и ранней республики.

  1. Особенности Рима и его культуры.

  2. Римская религия.

  3. Возникновение римского права.

  4. Поэзия и литература.

  5. Архитектура.

  6. Изобразительное искусство.

Тема 7.

Римская культура поздней республики и периода принципата.

  1. Литература и поэзия.

  2. Материальная культура Римской империи 1-3 веков.

  3. Искусство и скульптурный портрет.

  4. Просвещение и наука. Философские школы.

  5. Римская императорская армия.



Тема 8.

Римская культура поздней империи./доминат/.

1.Литература и наука.

2. Философские учения.

3. Искусство и скульптура.

4. Историческая школа. Последние историки Рима.

Тема 9.

Быт и нравы Древней Греции.

  1. Воспитание и образование.

  2. Семейные отношения.

  3. Праздники и зрелища.

  4. Повседневная жизнь простых людей.

Тема 10.

Быт и нравы Древнего Рима.

  1. Воспитание и образование.

  2. Семейные отношения.

  3. Праздники и зрелища.

  4. Повседневная жизнь простых людей.

Тема 11.

Христианство и античная культура.

  1. Появление христианства и его отношение к античной культуре.

  2. Христианские писатели и античная литература.

  3. Искусство и христианство.


Основные понятия.

Агора- рыночная площадь в городах Греции.

Акрополь -укрепленная, возвышенная часть древнегреческого города.

Амфитеатр- в Древнем Риме круглое или овальное сооружение для гладиаторских боев и других зрелищ.

Амфора- сосуд для хранения масла и вина.

Архонт- правитель в Древних Афинах.

Базилика- торговый или судебный зал в Древнем Риме.

Гладиаторы- бойцы, сражавшиеся на потеху зрителям в Древнем Риме.

Глиптика- искусство художественной резьбы на твердых и ценных породах камня.

Империй- высшая военная и гражданская власть в Древнем Риме.

Инсула- в Древнем Риме многоэтажный жилой дом.

Киники- сократическая школа философии.

Комедия- театральное зрелище, возникла из различных форм народных увеселений.

Кора- современное обозначение архаических скульптурных изображений девических фигур.

Ксоан- деревянные изображения божества в древнейший период греческого искусства.

Курос- статуя юноши-атлета в искусстве архаики.

Наос- основное помещение греческого храма.

Полис- город-государство и совокупность граждан в Греции.

Портик- галерея с колоннами или столбами, завершенная фронтоном.

Пропилеи- в греческой архитектуре обозначение монументальных ворот.

Стоя- греко-римская философская школа.

Стратег- должность в Афинах.

Термы- общественные бани в античности.

Трагедия- театральное зрелище, получило развитие в Аттике в виде драматического представления.

Терракота- глиняные и обожженные в печах изделия.

Форум- рыночная площадь в Риме и других городах.

Эфебы- афинские юноши, проходящие военную подготовку.

Тематический план практических занятий.

Тематика практических занятий.

Тема 1.

Архаические черты в культуре Древней Спарты.

План занятия.

1/Характеристика источников.

2/ Идеология спартанского общества.

3/Спарта и окружающий мир.

Основная литература.

История Древней Греции/Под ред.В.И. Кузищина.-М; 2009

Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. М., 2007.

Дополнительная литература.
Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса./ Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т.1- М; 1983.

Тема 2.

Культура афинского государства периода расцвета.

План занятия.

1/Социальная структура афинского общества.

2/Идеология афинского полиса.

3/Культура Афин./философские учения и театр/

Основная литература.

История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2009.

Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. М., 2007.

Дополнительная литература.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Суриков И.Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. Спб., 2008.

Колобова К.М., Озерецкая Е.А. Как жили древние греки. Л., 1959.


Тема 2.

Аристотель о различных формах государственного правления.

План занятия.

1/Характеристика источника.

2/Афинская демократия в работах Аристотеля.

3/Спартанская олигархия в работах Аристотеля.

Основная литература.

История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Дополнительная литература.

Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. М., 1976.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.. 1979.
Тема 3.

Учение Платона о наилучшем государственном строе.
1/Характеристика источника.

2/Философские концепции Платона.

3/Критика Аристотелем идей Платона о идеальном государстве.
Основная литература.

История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Дополнительная литература.

Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. М., 1976.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.. 1979.
Тема 4.

Философские учения эллинизма.

1/Философия стоиков и ее постулаты.

2/Философская школа киников.

3/Учение Эпикура.

Основная литература.

История Древней Греции./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Дополнительная литература.

Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. М., 1976.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.. 1979.

Тема 5.

Рим как античная гражданская община.

План занятия.

1/Система моральных ценностей и идеология «цивитас».

2/Идеал римского гражданина и реальность.

Основная литература.

История Древнего Рима./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005.

Немировский А.И. История Древнего Мира. Античность. М., 2007.

Дополнительная литература.

Кнабе Г.С. Древний Рим- история и повседневность. М., 1986.

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. М., 1986.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.
Тема 6.

Культура и идеология принципата.

План занятия.

1/Социальная политика принципата.

2/Императорский культ и личности принцепсов.

3/Идеология принципата.

Основная литература.

История Древнего Рима./Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005.

Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. М., 2007.

Дополнительная литература.

Егоров А.Б. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. Калуга., 1994.
Темы рефератов.

1/Комедии Аристофана как отражение повседневной жизни в Афинах.
2/Философия и личность Сократа.

3/Культура эллинистического Египта.

4/Греческий театр в классический период.

5/Зрелища и развлечения в Древнем Риме.

6/Образование и воспитание в Афинах.

7/Комедия в Древнем Риме.

8/Римский скульптурный портрет.

9/Архитектура в Древней Греции.

10/Религия в Древней Греции.

11/Религиозные праздники в Древнем Риме.

12/Философия стоицизма в период принципата.

13/Семейные отношения в Древней Греции.

14/Образование и воспитание в Древнем Риме.
Темы дипломных работ.

1/Социальная проблематика в комедиях Плавта.

2/Марк Аврелий как император и философ.

2/Идеи пантеизма в греческой религии.

3/Император Юлиан Отступник и его религиозная реформа.

4/Раннехристианские писатели и античная литература.

5/Эллинистическая комедия как отражение повседневной жизни.

6/Гладиаторские бои и римское общество.

7/Идеальное государство Платона и кризис греческих полисов.

8/Философия стоицизма как образец гражданской позиции.

9/Сенека и его нравственная философия.

10/Скульптура и живопись эллинизма, как отражение реальной жизни.

11/Позднеантичная литература, как отражение взглядов римской элиты.

12/Греческие трагедии и проблема свободы человеческой личности.
Вопросы к зачету.

1/Открытие критской цивилизации и ее культура.

2/Открытие микенской цивилизации и ее культура.

3/Религия и эпос Древней Греции в архаическую эпоху.

4/Греческая поэзия в архаический период.

5/Философские школы архаического периода.

6/Архитектурные стили в Древней Греции.

7/Религиозные праздники и игры в Древней Греции.

8/Греческий театр и литература в классический период.

9/Изобразительное искусство Греции классического периода.

10/Философские школы Греции классического периода.

11/Изобразительное искусство эллинистического периода.

12/Философия в эпоху эллинизма. Основные философские школы.

13/Театр и литература в эллинистический период.

14/Наука и научные знания в Древней Греции.

15/Семья и быт в Древней Греции.

16/Религия Древнего Рима в период Республики.

17/Римская литература и поэзия в республиканский период.

18/Римская архитектура и ее развитие.

19/Римское изобразительное искусство в республиканский период.

20/Материальная культура Римской империи 1-3 веков.

21/Римское законодательство.

22/Изобразительное искусство Римской империи 1-4 веков.

23/Просвещение и наука в Римской империи.

24/Литература и театр в Римской империи 1-4 веков.

25/Семья и быт в Древнем Риме.

26/Философские учения в Римской империи 1-4 веков.

27/Военное дело в Римской империи 1-3 веков.

28/Праздники и зрелища в Древнем Риме.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная литература.
1/ История Древней Греции./ Под ред. В.И. Кузищина.М., 2009.

2/ История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2007.

3/История Древнего Мира: Ч.2 Греция и Рим/Под ред. А.Г. Бокщанина. М., 2007.

4/ Немировский А.И. История Древнего Мира. Античность. М., 2007.

Дополнительная литература.
1/ Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

2/ Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. Спб., 1998.

3/ Античная культура./ Под ред. В.Н. Ярхо. М., 1995.

4/ Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

5/ Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 2006.

6/ Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб., 1995.

7/ Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1996.

8/ Грант М. Цивилизация Древнего Рима. М., 2003.

9/Залюбовина Г.Т. Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. М., 1993.

10/ История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. М.,2009.

11/ Каллистов Д.П. Античный театр. М., 1970.

12/ Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992.

13/ Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

14/ Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.,1995.

15/ Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996.

16/ Полевой В.М. Искусство Греции. Древний Мир. М.,1970.

17/ Романовский И.Д. Античная наука. М.,1980.

18/ Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. Спб.,2000.

19/Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.,1957.

20/Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М.,2001.

21/ Ярхо В.Н. Менандр: у истоков европейской комедии. М.,2004.
На факультативной форме научного обучения практические занятия не предусмотрены.
Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной

работы.

Календарно- тематическое планирование.

















































































































































  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Культура Античного Мира» iconДпп. Ф. 04. «Культура Античного мира»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет...
«Культура Античного Мира» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 10 050401, «Культура античного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«Культура Античного Мира» iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Культура античного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
«Культура Античного Мира» iconТема Экономическая мысль Древнего мира
Социально-экономические отношения древневосточного и античного обществ (сравнительный анализ)
«Культура Античного Мира» iconИ90 редакция литературы по общим проблемам философии
Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира
«Культура Античного Мира» iconПрограмма курса «древние языки и культуры»
Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории античного общества, истории античной культуры, создание...
«Культура Античного Мира» iconАмфорные клейма из античных памятников округи феодосии
Кроме этого, клейма представляют значительный интерес для разработки типологии, хронологии, динамики керамического производства и...
«Культура Античного Мира» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
«Культура Античного Мира» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
«Культура Античного Мира» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
«Культура Античного Мира» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на...
«Культура Античного Мира» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...
«Культура Античного Мира» iconРабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира»
Рабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62...
«Культура Античного Мира» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
«Культура Античного Мира» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности...
«Культура Античного Мира» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск