Объяснительная записка





Скачать 186.67 Kb.
НазваниеОбъяснительная записка
Дата публикации27.07.2013
Размер186.67 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа интеллектуального клуба «ВУНДЭР»

Объяснительная записка



В последнее десятилетие в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в Лицее был создан интеллектуальный клуб «ВУНДЭР». Идея создания клуба связана с желанием заключить творческий союз или, так называемое, содружество учитель + ученик в сфере интеллектуальной деятельности.

Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Идея возникновения интеллектуального клуба была связана с желанием предоставить возможность раскрыться наиболее талантливым ребятам, для которых знание имеет первостепенное значение, тем более что игра имеет обучающее и развивающее значение, а также великолепное средство психологической подготовки к жизненным ситуациям. Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, т.е. о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Ибо именно она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.

Интеллектуальный клуб «ВУНДЭР» появился в Лицее в 1999 году как элемент в системе Лицея, как часть учебно-воспитательного процесса и как результат работы творческой группы учителей.

цель клуба


Создать условия для развития общего интеллекта учащихся Лицея, активного межличностного взаимодействия и подготовки учащихся к самостоятельному выбору решений в различных жизненных ситуациях.

задачи клуба:


  • Создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития лицеиста.

  • Предоставить каждому игроку возможность «отыскать себя в обществе», «себя в человечестве», «себя во Вселенной» через творческое содружество «учитель - ученик».

  • Объединить преподавателей Лицея разных кафедр в целях апробации нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности.

  • Создание творческих групп, обеспечивающих мировоззренческое развитие лицеистов.

  • Расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным предметам.

  • Повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.

Структура и организация клуба


Интеллектуальный клуб «ВУНДЭР», имеет два структурных подразделения – младшую лигу (6-7 класс) и старшую лигу (8-11 класс). Стать членом интеллектуального клуба имеет право каждый ученик Классического Лицея. Игровая команда в целях саморазвития и воспитания чувства товарищества и взаимопонимания формируется при условии соблюдения статуса «разновозрастной». Капитан команды, имеющий высший авторитет у партнеров, выполняет функцию диспетчера: он руководит обсуждением во время игры, не дает игрокам останавливаться на одном варианте ответа, заставляет игроков прислушиваться к каждому мнению. Он же имеет право выбрать одну версию из нескольких, а при отсутствии версий берется отвечать сам.

Руководство клубом осуществляет Президент клуба и оргкомитет клуба совместно с капитанами команд. Оргкомитет клуба представляет из себя творческий союз преподавателей Лицея разных кафедр. Оргкомитет клуба составляет программу деятельности и план работы на текущий игровой сезон, принимает в члены и исключает из членов клуба, регистрирует и отменяет регистрацию команд, рассматривает все вопросы, связанные с деятельностью клуба.

Интеллектуальный клуб имеет свой устав, символику и манифест с изложением взглядов и этических норм.

Клуб «ВУНДЭР» работает по четырем главным направлениям:

Первое направление – интеллектуальные поединки команд клуба. Основной формой работы клуба является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный поединок происходит между командами, находящимися за игровыми столами при соблюдении четко установленного фактора времени (одна минута на размышление). Эрудиция участников игры проявляется в умении не только ответить на вопрос, но и придумать его.

При разработке игровой темы воссоздается реальная деятельность в нескольких аспектах, что приводит к необходимости использования материала отдельных предметов в их взаимообусловленности и взаимопроникновении. Тематика отдельных игр («Обряды и традиции русского народа», «История и культура родной земли», «Художественное творчество передвижников») обеспечивает мировоззренческое развитие лицеистов.
Второе направление – предметные интеллектуальные игры (брейн-ринги, дебаты, «Своя игра», «Счастливый случай»). Такие игры создают возможности для учителя осуществить в форме игры контрольно-диагностическую работу.
Третье направление – популяризация интеллектуального творчества в городе. На базе клуба проводятся открытые игры при организации и проведении городских интеллектуальных состязаниях школьников, городских семинаров учителей. Так же проводятся «международные» встречи интеллектуальных команд инновационных заведений города.
Четвертое направление – создание особой творческой атмосферы, проведение традиционных встреч: «Открытие сезона», «Закрытие сезона», «Встреча выпускников».
Пятое направление – организационная работа оргкомитета. Согласование, координация деятельности, встреча с администрацией и НМС Лицея.



Направления работы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Первое




1 игра




2 игра




3 игра




4 игра




Второе




Спортивно-оздорови­тельное на­правление

Казахский язык и лите­ратура

Иностранные языки

Культуроло­гическое на­правление

Гуманитар­ное направ­ление

Политехни­ческий цикл

экология




Третье







Семинар руководи­телей НОУ




«междуна­родная» встреча




Семинар ру­ководителей ШМО казах­ского языка







Четвертое




Открытие сезона










Встреча вы­пускников







Закрытие сезона

Пятое

Планирова­ние

Организа­ция команд

Работа с ко­мандами учителями ответствен­ной кафедры


Работа с командами учителями ответствен­ной ка­федры

Работа с коман­дами учителями ответственной кафедры

Работа с ко­мандами учителями ответствен­ной кафедры

Работа с ко­мандами учителями ответствен­ной кафедры

Работа с ко­мандами учителями ответствен­ной кафедры

Работа с ко­мандами учителями ответствен­ной кафедры

Анализ работы и отчет на педсовете

Используемые методы: беседа, лекция, занятия, игра, самостоятельная работа учащихся. В работе используются как стандартизированные, так и экспертные методы измерения достижений учащихся. В ходе игр используется рейтинговая система оценки знаний учащихся. Рейтинг является количественной характеристикой качества учебной деятельности учащихся в рамках клуба. В «Таблице результатов» выставляются баллы за ответ команды и индивидуальные результаты игроков в накопительной системе. По итогам работы и творческим достижениям учащихся определяются номинации «Лучшая команда сезона», «Лучший игрок сезона».

Деятельность клуба «ВУНДЭР» направлена на развитие конкретных составляющих интеллекта:

  • восприятие (величина, объем, удаленность, скорость, точность),

  • внимание (устойчивость, сосредоточенность, избирательность),

  • мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, классификации),

  • логическое мышление (переработка знаний: понятие, суждение, умозаключение),

  • память (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная).

Нормативная часть


Месяц
Примерное содержание деятельности

К-во часов

Первое направление


октябрь

Тема 1. Культура и искусство







Установочные тренировки младшей лиги

6




Установочные тренировки старшей лиги

6




Игра младшей лиги

2




Игра старшей лиги

2

декабрь

Тема 2. Обряды, традиции, верования разных народов







Установочные тренировки младшей лиги

6




Установочные тренировки старшей лиги

6




Игра младшей лиги

2




Игра старшей лиги

2

февраль

Тема 3. Великие люди XX века







Установочные тренировки младшей лиги

6




Установочные тренировки старшей лиги

6




Игра младшей лиги

2




Игра старшей лиги

2

апрель

Тема 4. Сказки для взрослых







Установочные тренировки младшей лиги

6




Установочные тренировки старшей лиги

6




Игра младшей лиги

2




Игра старшей лиги

2

Итого:

64

Второе направление


октябрь

Мероприятие МПЦК спортивно-оздоровительной работы

4

Ноябрь

Мероприятие МПЦК гуманитарного цикла

4

Декабрь

Мероприятие МПЦК иностранных языков

4

Январь

Мероприятие МПЦК культурологического цикла

4

февраль

Мероприятие МПЦК политехнического цикла

4

Март

Мероприятие МПЦК государственного языка и культуры народов РК

4

апрель

Мероприятие по проблемам экологии

4

Итого:

28

Третье направление


ноябрь

Городской семинар руководителей НОУ

1

январь

Встреча интеллектуальных команд школ города

2

март

Городской семинар руководителей ШМО казахского языка

1




Итого:

4




Четвертое направление




октябрь

Открытие сезона

2

февраль

Встреча выпускников

2

май

Закрытие сезона

2

Итого:

6

Пятое направление


Сентябрь

Планирование работы клуба на год

2




Организация команд: регистрация, выбор капитанов

2

октябрь

Рабочие тренировки с командами клуба: младшая лига – 5 команд; старшая лига – 8 команд.

2 на одну команду




Встреча с учителями ответственной МПЦК для согласования формы и условий проведения предметной игры

2

ноябрь

Рабочие тренировки с командами клуба: младшая лига – 5 команд; старшая лига – 8 команд.

2 на одну команду




Встреча с учителями ответственной МПЦК для согласования формы и условий проведения предметной игры

2

декабрь

Рабочие тренировки с командами клуба: младшая лига – 5 команд; старшая лига – 8 команд.

2 на одну команду




Встреча с учителями ответственной МПЦК для согласования формы и условий проведения предметной игры

2

январь

Рабочие тренировки с командами клуба: младшая лига – 5 команд; старшая лига – 8 команд.

2 на одну команду




Встреча с учителями ответственной МПЦК для согласования формы и условий проведения предметной игры

2

февраль

Рабочие тренировки с командами клуба: младшая лига – 5 команд; старшая лига – 8 команд.

2 на одну команду




Встреча с учителями ответственной МПЦК для согласования формы и условий проведения предметной игры

2

март

Рабочие тренировки с командами клуба: младшая лига – 5 команд; старшая лига – 8 команд.

2 на одну команду




Встреча с учителями ответственной МПЦК для согласования формы и условий проведения предметной игры

2

апрель

Рабочие тренировки с командами клуба: младшая лига – 5 команд; старшая лига – 8 команд.

2 на одну команду




Встреча с творческой группой учителей для согласования формы и условий проведения игры по экологии

2

май

Проблемный анализ работы клуба за год. Подготовка отчета для педсовета

2

Итого:

202

Всего:

304



Требования к знаниям, умениям и навыкам



По окончании игрового сезона участники интеллектуального клуба «ВУНДЭР» должны уметь:

  • фиксировать форму вопроса (что спрашивают, что нужно ответить);

  • фиксировать основную информацию (даты, имена, фамилии, географические, исторические термины, прозвучавшие в вопросе);

  • привязать даты и места событий к знаниям команды о конкретной исторической эпохе;

  • рассмотреть вопрос в целом, не останавливаясь на последней фразе;

  • выдвигать несколько версий ответов на вопрос;

  • не стесняться высказывать любую версию, самую невероятную, для обсуждение всей командой.


должны знать:

  • виды вопросов: «Игровой вопрос», «Тест-вопрос», «Маскарад (вопрос-загадка)», «Найди пару (соответствие)», «Веришь - не веришь», «Викторина», «Перевертыш», «Шарады, шароиды, кубраечки», «Бескрылки», «Фразы по научному», «Блиц-вопрос»;

  • правила и ритуал проведения интеллектуальных игр: «Игра на время», «Кто первый», «Кто последний», «Пакет», «Горка», «Крестики-нолики», «Реалии», «Волейбол», «Игра на выбывание», «Игра со ставками», «Брейн-ринг», «Интеллектуальный поединок», «Своя игра», «Счастливый случай».


Констатирующая (содержательная) часть
Первое направление:

Темы и примерные даты проведения игр определяются оргкомитетом в начале игрового сезона.

Так как эрудиция участников игры должна проявляться не только в умении четко и правильно ответить на вопрос, но и придумать его установочные тренировки включают в себя:

  • введение в тему игры;

  • примерный список литературы по теме;

  • рекомендации по составлению и оформлению вопросов к игре (ключевые слова, построение фраз в необходимом порядке);

  • пробный интеллектуальный поединок.

Учитывая обучающее и развивающее значение интеллектуальный поединок проводится в два раунда: 1 раунд – вопросы готовят и задают сами игроки команды, 2 раунд – вопросы готовит оргкомитет клуба.
Правила интеллектуального поединка:

Ведущий (команда в 1 раунде) задает вопрос (вопрос зачитывается только один раз), звучит гонг и начинается отсчет одной минуты, которая дается командам на обсуждение. Звуковой сигнал обозначает что осталось 10 сек, капитан команды принимает окончательную версию ответа. В клубе не принято отвечать «Нет ответа», всегда есть какая-то версия и именно она записывается в бланк ответа. В строчке «Автор ответа» вписывается конкретный автор версии или «вся команда». Заполненные бланки отдаются секундантам и передаются в жюри. Когда все бланки с ответами переданы жюри, ведущий предлагает каждой команде проговорить свою версию и прокомментировать ее. После того, как будут выслушаны все версии ответов, объявляется правильный ответ. Жюри фиксирует и письменный вариант ответа и устный комментарий и оценивает каждую версию по следующим критериям: 2 балла – совершенно верный ответ, 1 балл – ответ, близкий к правильному; рассуждения в верном направлении, оригинальная версия. Роль секундантов заключается в раздаче бланков перед игрой, передаче заполненных бланков ответов от команд в жюри, раздача и сбор бланков ответов для болельщиков. Эту роль, как правило, выполняют ученики младших классов.

Второе направление

Предметные интеллектуальные игры проводятся в течение учебного года с октября по апрель. За каждым месяцем закрепляется методическая предметная цикловая комиссия (МПЦК), которая согласует свой план с оргкомитетом, подает заявку на проведение игры, выбирает тему и вид интеллектуальной игры, ставит цели и задачи игры, проводит подготовительную работу с учащимися, формирует игровые команды. Со своей стороны клуб помогает в организации и проведении игры, консультирует на предмет составления вопросов, рекомендует различные виды интеллектуальных игр, знакомых участникам клуба. В апреле месяце проводятся игры на экологическую тему, которые носят интегративный характер.
Третье направление

Так как Лицей работает в режиме открытой школы и является базовым образовательным учреждением города, то на его базе проводятся различные городские мероприятия (семинары, олимпиады, конференции). Участие в городских мероприятиях планируется на основе комплексного плана Лицея, годового плана ГорОО. Кроме того, традиционно, один раз в год клуб приглашает в гости интеллектуальные команды школ города для участия в «международных» встречах.

Четвертое направление

Для создания особого интеллектуального пространства, закрепление традиций клуба ежегодно проводятся три особые встречи – «Открытие сезона», «Закрытие сезона» и «Встреча выпускников». На открытие сезона представляются вновь созданные или обновленные команды клуба, новые игроки знакомятся с традициями, символикой, манифестом и уставом клуба. Проходит торжественное посвящение в члены клуба, вручается именное «Свидетельство эрудита». Закрытие сезона носит обобщающий характер. Подводятся итоги игрового сезона, объявляется лучшая команда сезона, лучший игрок сезона, активный болельщик. Победители награждаются Дипломами. Грамотами поощряются отдельные учащиеся и учителя, проявившие себя в игровом сезоне в той или иной сфере деятельности в рамках клуба. Каждый год клуб «ВУНДЭР» встречает выпускников в день открытых дверей, где все – выпускники, нынешние старшеклассники, преподаватели, в ходе интеллектуальной игры вспоминают былые годы, мечтают о будущем.

Пятое направление

Работа оргкомитета направлена на общее руководство, планирование и координацию работы клуба в соответствии с общим планом работы Лицея. В оргкомитет входят 3-4 представителя разных кафедр Лицея, объединившиеся в творческий союз и выполняющие всю организационную работу по проведению интеллектуальных игр. Оргкомитет рассматривает спорные вопросы внутри клуба и принимает решение о членстве в клубе. Оргкомитет возглавляет Президент клуба. В его функции входит официальная регистрация команд клуба, утверждение претендентов на роль капитана команды. План работы клуба согласовывается с администрацией и утверждается на научно-методическом совете Лицея. Оргкомитет ведет статистику интеллектуальных игр, постоянно обновляет банк вопросов.

Одна из главных задач членов оргкомитета проведение рабочих и установочных тренировок. Рабочие тренировки проводятся с каждой командой отдельно. На тренировках отрабатываются виды интеллектуальных игр, виды вопросов, методы работы с информацией содержащийся в вопросе, алгоритм обсуждения вопросов и принятия решения. Каждый тренер планирует тренировки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей команды. Установочные тренировки распределяются равномерно между членами оргкомитета и включают в себя лекцию по теме игры, составление примерного списка литературы по теме, обсуждение примерных вопросов к предстоящей игре и проведение пробного интеллектуального поединка. Так же немаловажную роль играют встречи с учителями, которые подали заявку на проведение предметной тематической игры. На этих встречах оговариваются условия, время, возраст, тема, вид интеллектуальной игры. При необходимости оказывается помощь при составлении вопросов, подходящих к формату выбранной игры.

В конце интеллектуального сезона составляется проблемный анализ деятельности клуба в течение года, определяются положительные и отрицательные моменты в работе клуба, анализируется статистика, выявляются проблемы, требующие решения в следующем игровом сезоне. На основе проведенного анализа готовится отчет и материалы представляются на итоговом педсовете.
Информационно-методическая часть
Межпредметные связи

Так как целью клуба является развитие интеллекта учащихся, их общей эрудиции, то вся работа строится на интеграции учебных предметов, применении учащимися знаний из различных областей науки. Второе направление деятельности клуба целиком посвящено интеграции школьных предметов.
Рекомендации к оцениванию знаний, умений учащихся

Главным показателем качества работы интеллектуального клуба является система критериев интеллектуального развития личности КИТСУ (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума) по Дж.Дьюи, где сочетаются особенности индивидуального ментального опыта, характеризующие уровень развития интеллектуальных возможностей учащегося.
Перечень учебно-методического комплекса

  1. Интеллектуальная копилка (база вопросов)

  2. Петров В.М. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.: Творческий центр «Сфера», 1999

  3. Всемирная история в лицах: от Гомера до Эйнштейна: анекдоты, остроты, шутки/ Под ред. В.Бутромеева. – М.: Олма-пресс, 1999

  4. Методички по подготовки к интеллектуальным играм

  5. Накопление материалов о деятельности клуба по методу «Портфолио»

  6. Интернет-ресурсы: Регистр интеллектуальных клубов


Список рекомендуемой литературы

  1. Интеллектуальные игры: от школьного клуба к чемпионатам мира// Информатика. Приложение к газете ПС. № 25-26, - 2002

  2. Павлова С.Г. Развитие интеллекта учащихся средней и старшей школы в клубе «Что? Где? Когда?»// bank.ooipkro.ru/text/t43_14.htm






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Объяснительная записка iconКурс «История русской культуры» «Культура наше общее прошлое. И даже...
«Культура наше общее прошлое. И даже Господь бог не в силах изменить этого». (Д. С. Лихачёв). Объяснительная записка
Объяснительная записка iconОбъяснительная записка
Сценарий на Последний звонок Сценарий Последнего звонка в театральной школе 155
Объяснительная записка iconЭкзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации...
Охватывают основные разделы содержания курса
Объяснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого Завета 9
Объяснительная записка iconПрограмма вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным...
Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,...
Объяснительная записка iconПрограмма углубленного изучения курса «основы безопасности жизнедеятельности...
Данная программа относится к образовательной области «Физическая культура и обж» и предназначена для обеспечения процесса обучения...
Объяснительная записка iconПлан работы над проектом (объяснительная записка) Участники проекта:...
Метод проектов- это деятельность школьников, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение исследовательской или...
Объяснительная записка iconСвященной библейской истории ветхого и нового завета
Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого Завета 9
Объяснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Объяснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Объяснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Объяснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Объяснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Объяснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Объяснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Объяснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск