Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре»





Скачать 134.17 Kb.
НазваниеРабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре»
Дата публикации18.01.2015
Размер134.17 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа

Министерство образования и молодежной политики ЧР

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Рассмотрено на заседании МО Утверждаю:

«___»______________2011 год «___»________________2011 год

Зам директора по УВР_________ Директор____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по «Мировой художественной культуре »
11 класс.


Срок реализации программы:

2010-2011гг.

Программу разработал

учитель МХК Кущева А.В.

на основе программы

Г.И. Даниловой «Мировая

художественная культура»
г.Алатырь 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

Программа содержит примерный объём знаний за ХI класса обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через курс сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Отбирая материал для включения в программу курса, я следовала принципам:

  • доступность;

  • научность;

  • методическая и культурная традиция;

  • интересность;

  • завершенность;

  • преемственность с программным курсом Культура родного края;

  • способствование расширению кругозора учащихся и использование оригинального материала, выходящего за рамки школьной программы.

Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, теоретический и деятельные принципы.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

Виды учебной деятельности

Программа предусматривает разнообразные виды ученической деятельности:

- читательскую;

- репродуктивную;

- критическую;

- креативно-дизайнерскую и др.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Формы проведения занятий.

  1. Лекции, семинары.

  2. Экспериментальные работы.

  3. Работа с рекомендуемой литературой.


Тематическое планирование курса

«Мировая художественная культура».

11 класса (34 часа).


Срок реализации

п/п № Урока

Тема, количество часов.

Контр. и практ. раб.

I


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.
14.

15.

1. Западноевропейская культура Нового времени. – 13 часов.

1.1.Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков. (1 час).

1.2.Искусство маньеризма. (1 час).

1.3.Архитектура барокко. (1 час).

1.4.Изобразительное искусство барокко. (1 час).

1.5.Классицизм в архитектуре Западной Европы. (1 час).

1.6.Шедевры классицизма в архитектуре России. (1 час).

1.7.Изобразительное искусство классицизма и рококо. (1 час).

1.8.Реалистическая живопись Голландии. (1 час).

1.9.Русский портрет XVII века. (1 час).

1.10.Музыкальная культура барокко. (1 час).

1.11.Композиторы Венской классической школы. (1 час).

1.12.Театральное искусство XVII – XVIII веков. (1 час).

1.13.Творческая мастерская (практическое занятие) (1 час).

2. Художественная культура XXI века – 10 часов.

2.1.Романтизм. (1 час).

2.2.Изобразительное искусство романтизма. (1 час).




1

1

1

II

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

2.3.Реализм – художественный стиль эпохи. (1 час).

2.4.Изобразительное искусство реализма. (1 час).

2.5.Живопись импрессионизма. (1 час).

2.6.Многообразие стилей зарубежной музыки. (1 час).

2.7.Русская музыкальная культура. (1 час).

2.8.Пути развития западноевропейского театра. (1 час).

2.9.Русский драматический театр. (1 час).

2.10.Творческая мастерская (практическое занятие) (1 час).

3. Художественная культура XX века. – 11 часов.

3.1.Искусство символизма. (1 час).

3.2.Искусство модернизма. (1 час).

3.3.Архитектура: от модерна до конструктивизма. (1 час).

3.4.Основные направления развития зарубежной живописи. (1 час).

3.5.Мастера русского авангарда. (1 час).

3.6.Зарубежная музыка XX века. (1 час).

3.7.Музыка России XX столетия. (1 час).

3.8.Зарубежный театр XX века. (1 час).

3.9.Российский театр XX века. (1 час).

3.10.Становление и расцвет мирового кинематографа. (1 час).

3.11.Итоговое практическое занятие (1 часа).



1


1

1

1




Всего

34 часа.

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (34 часа)

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края.
Перечень практических и контрольных работ

  1. Практическая работа анализ произведения архитектуры «Архитектура В.В.Растрелли».

  2. Практическая работа анализ произведения живописи «Реалистическая Живопись Голландии».

  3. Контрольная работа «Художественная культура XVII-XVII».

  4. Практическая работа «Сравнение искусства романтизма и классического стиля».

  5. Практическая работа анализ музыкального произведения «Музыкальная исповедь души» творчество П.И.Чайковского».

  6. Контрольная работа «Мастера авангарда».

  7. Итоговая контрольная работа.



В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.
Способы и формы оценки достижений данных результатов

1.  Урочные - традиционные:




Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);




Практические работы и лабораторные работы;




Тесты;




Самостоятельные задания;




Зачеты;




Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);




Рефераты.

2.Внеурочные:




Индивидуальные проекты;




Защита рефератов.

3.Урочные нетрадиционные:




Круглые столы;




Дидактические многофункциональные  игры;


Литература:

  1. Барщ А. «Изобразительное искусство в средней школе», Из-во «Академия художеств СССР», Москва,1963 г.

  2. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура – 11 класс. (XVIII – XX века)»., Москва, Из-во Дрофа, 2004 г.

  3. Журналы «Юный художник», Из-во Москва, 1978-1993 гг.

  4. Краткая история искусств. Москва «Просвещение», 1986 г.

  5. Мелентеев Ю. «Не за три моря». Из-во «Молодая гвардия», 1979г.

  6. Левин С.Д. «Беседы с юным художником». Из-во «Советский художник» Москва, 1988 г.

  7. Семенова М. «Мы – славяне!», Из-во «Дрофа», 1990 г.

  8. Сокольникова М.Н. «Основы рисования» Обнинск, Из-во «Титул», 1996 г.

  9. Учебное электронное издание «Мировая художественная культура» (10 –11 классы), «Библиотека электронных наглядных пособий», 2004 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном)...
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа по Мировой художественной культуре разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре, соответствующей Федеральному компоненту...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 8-11 классе...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconПрограмма по мировой художественной культуре составлена на основе:...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по «Мировой художественной культуре» iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск