Скачать 121.78 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И МУЗЕЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Теория и история народного декоративно-прикладного творчества Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество»
Составитель: Ф.Д. Фахрутдинова доцент кафедры ДПИ и этнодизайна Составитель: Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий ФГОУ ВПО "Тюменская государственная академия культуры и искусств и социальных технологий" Фахрутдинова Ф.Д. Содержание Пояснительная записка ………………………………….……………………….4 Тематический план курса «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества»…………………………………………8 Содержание дисциплины………………………………………………………...9 Библиографический список …………………………………………….……..12 Примерные темы рефератов…………………………………………………....13 Пояснительная записка Курс «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества» является профилирующим по отношению ко всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов учебных курсов Государственного профессионального стандарта высшего профессионального образования. Основные требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки выпускника по специальности 07.13.01 «Народное художественное творчество» в цикле дисциплин специализации по дисциплине «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества» предусматривает осмысление народного искусства, как части культуры и как особого типа художественного творчества. Целью данного курса является изучение на материале народных промыслов теории и истории народного искусства. Задачи курса: - формирование понятия у студентов о художественной вещи как синтезе пользы, целесообразности с красотой формы и декора; - осмысление художественного промысла как формы бытования и развития народного искусства. Особое место данного курса в профессиональной подготовке педагога обусловлено необходимостью всесторонней подготовки будущих преподавателей, руководителей студий декоративно-прикладного искусства. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как композиция, художественный текстиль, мастерство, народный костюм, технология материалов. Данная дисциплина в Государственном образовательном стандарте не обозначена и составлена в соответствии с базовым учебным планом по специальности 071301 «Народное художественное творчество», квалификации «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель». Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов предполагается выполнение рефератов, подготовка докладов, изучение первоисточников. Всего часов по учебному плану – 68, из них: - лекционных – 18; - семинарских – 16; - самостоятельных – 34. Форма контроля – зачет. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СД.Ф. 05. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Tеория и история народного декоративно-прикладного творчестваПонятия «народное декоративно-прикладное творчество», «народные художественные промыслы», «народные ремесла». Российские и международные законодательные акты, проекты и программы сохранения традиций народного декоративно-прикладного творчества и поддержки самобытных народных мастеров. Проблемы народного декоративно-прикладного творчества в трудах крупнейших исследователей народного искусства П. Богатырева, В. Василенко, В. Воронова, М. Некрасовой, В. Стасова и др.Народное декоративно-прикладное творчество как особый тип художественного творчества; его взаимодействие с профессиональным (академическим) искусством. Народный мастер как носитель и хранитель традиций. Связь народного декоративно-прикладного творчества с культурно – историческими традициями этноса, природой средой его обитания, трудом и бытом. Синкретичность, ансамблевое единство, коллективность, традиционность и вариантность как сущностные характеристики народного декоративно-прикладного творчества. Синтез пользы, целесообразности и красоты в произведениях народного декоративно-прикладного творчества. Понятие орнамента, как части декора различных предметов, неразрывно связанной с поверхностью. Многогранность содержания орнамента: символика, мотивы, композиционная основа. Архаические прототипы геометрических орнаментов: солярные знаки, круги, ромбы, кресты, квадраты в геометрическом орнаменте народов мира. Образы древнеславянской мифологии в русском декоративно-прикладном искусстве (Древо жизни, Мать – сыра Земля и др.), солярная и земледельческая символика. Образы коня, птиц и др. Зависимость декоративного решения вещи от ее назначения и свойств материала. Уподобление бытовых вещей природным формам. Эстетические качества и природные свойства материалов – основа определения способов их художественной обработки. Становление и развитие народных художественных промыслов в России. Художественное своеобразие произведений традиционных школ народного искусства. Основные центры художественной обработки дерева в России. Резьба по дереву (Богородская, Абрамцево – Кудринская, Кировская, Вологодская, Архангельская области); роспись по дереву (Северной Двины, Хохломы, Городца и Полхов Майдана). Основные центры лаковой живописи. Производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью XVIIIв. История развития и форма организации федоскинского, мстерского, холуйского, палехского промыслов художественных лаков. Центр росписи по металлу Жостово. Центры художественной керамики, гончарства и народной глиняной игрушки Гжель, Скопин, Опошня, (дымковская, филимоновская, каргопольская). Основные центры художественной обработки тканей. Набойка, ткачество, художественная роспись ткани (Иваново, Павлов - Посад, Мытищи), кружевоплетение (Вологда, Елец, Михайлов, Киров, Балахна), художественная вышивка (Архангельская, Владимирская, Нижегородская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Калужская, Рязанская обл.). Центры художественной обработки камня и кости (Бурятия, Коми, Холмогоры, Тобольск). Художественная обработка металла (Великий Устюг, Ростов, Нижний Тагил, Каслинское чугунное литье, ювелирное искусство Дагестана). Деятельность домов народного творчества, школ народных ремесел, музеев и других учреждений культуры по сохранению, изучению и популяризации произведений народного декоративно-прикладного творчества. Тематический план курса «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества»
Содержание дисциплины Тема 1. Народное искусство. Школы народного мастерства Специфические особенности социально-исторического развития привели к неповторимому своеобразию искусства каждого народа. Создание вещей для собственного потребления было в народе частью единого трудового процесса, в котором по-разному проявлялись элементы творчества. Художественная задача не выступала как специальная, самостоятельная. Изделия выполнялись в рамках ремесла, в рамках системы трудовых знаний и навыков. В этом непрерывном трудовом процессе создавались различные бытовые предметы, польза которых подчеркивалась совершенством технического исполнения, а красота – введением орнаментальных или изобразительных мотивов. История возникновения различных школ народного мастерства, где творцом выступает народ. Школы народного мастерства: искусство Мстеры, лаки Федоскина, Городецкая роспись и др. Использование натурального сырья. Композиция. Орнамент. Тема 2. Взаимодействие человека с природой – источник художественнно-образного языка искусства Понятие художественного образа как художественной идеи. Специфика создания художественного образа народным мастером и художником-профессионалом: приверженность канону; традиции; прототипу в народном искусстве. Зависимость характера художественного образа вещи материала и ее назначения. Тема 3. Народное искусство в керамике Формирование представления о древних и стоках народного искусства керамики. Оценка народными мастерами пластических и эстетических свойств глины. Форма и декор керамических изделий, их взаимосвязь. Изучение приемов создания керамической посуды мастерами Гжели. Архаичность, обобщенность, своеобразие форм каргопольской и филимоновской игрушки. Тема 4. Искусство украшения тканей – набойка Старинный способ украшения ткани в традициях мастеров Богородского уезда. Искусство цветочного орнамента и колорита, связанное с высоким мастерством резчиков набойных досок. В манере исполнения рисунка и трактовке узора отражаются локальные особенности. Особый интерес среди них представляет солярная розетка. Тема 5. Резьба по дереву. Резьба по камню Тюменская домовая резьба, ее особенности. Хотьковская резьба, плоскорельефная резьба. Изделия и скульптура из твердых пород дерева – самшита. Анималистическая скульптура хотьковских резчиков. Точеные вазы, шкатулки, подствечники, коробочки – подлинные произведения прикладного искусства, образное решение темы, использование мягкого камня, сохранение природного оттенка материала. Декоративно-утилитарные изделия и мелкая пластика уральских мастеров. Анималистическая тема как часть уважительного отношения людей к природе. Тема 6. Лаковая миниатюра Лакутинские лаки – изделия из папье-маше: модные табакерки, коробочки, чайницы, портсигары и многое другое. Федоскинская и мстерская миниатюры выполняются масляными красками, используется прием трех-, четырехслойного письма. Тема 7. Резная кость Один из самобытных видов современного декоративного искусства. Наличие сырья – мамонтового бивня, моржового клыка – способствовали развитию промысла. Культовый характер на ранних этапах развития промысла и новое содержание резьбы и гравировки на современном этапе развития общества. Одиночная скульптура и целые композиции. Тема 8. Роспись деревянных изделий – хохлома Известные еще со времен Древней Руси приемы «золочения дерева» с помощью серебра. Деревянные изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой росписи поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота. Тема 9. Жостовский поднос. Богородская игрушка Художественные принципы и технические приемы декоративной росписи, основными мотивами которой выступают красочные букеты цветов. Традиционные особенности – импровизация исполнения каждой композиции и мотива. Богородская резная деревянная игрушка и скульптура. Фигурки животных, птиц, занимательные бытовые сцены и всевозможные игрушки с движением, анималистические сюжеты и композиции на тему русских народных сказок. \ Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
Примерные темы рефератов по теории и истории народного декоративно-прикладного творчества
10.Холуйская роспись 11.Дымкоская игрушка 13.Филимоновская игрушка 14.Каргопольская игрушка |
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям Вопросы к зачету | Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | ||
Учебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:... Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также... | Основной образовательной программы Основная образовательная программа: 071301. 65 – Народное художественное творчество | ||
Рабочая программа дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студентов» Государственным образовательным стандартом для специальности 071301 «Народное художественное творчество», утвержденным приказом Министерства... | Н. А. Рогачева русское устное народное творчество Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма... | ||
Основной образовательной программы специальность 071301. 65 Народное... Квалификация – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф мастерство... Решая творческие вопросы, студенты применяют полученные знания по предметам музыкального цикла, знания философско-эстетического характера... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... |