Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество»





Скачать 121.78 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество»
Дата публикации23.01.2015
Размер121.78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И МУЗЕЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Теория и история народного декоративно-прикладного творчества

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

Специальность 071301 «Народное художественное творчество»



Кафедра

«Декоративно-прикладного искусства и этнодизайна»

Дисциплина

«Теория и история народного декоративно-прикладного творчества»


Направление

071301

Специальность

«Народное художественное творчество»



Квалификация

руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель

Форма обучения

очная дневная


Статус дисциплины

дисциплина специализации



Составитель: Ф.Д. Фахрутдинова

доцент кафедры ДПИ и этнодизайна

Составитель:

Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий

ФГОУ ВПО "Тюменская государственная академия культуры и искусств и социальных технологий"

Фахрутдинова Ф.Д.


Содержание

Пояснительная записка ………………………………….……………………….4

Тематический план курса «Теория и история народного

декоративно-прикладного творчества»…………………………………………8

Содержание дисциплины………………………………………………………...9

Библиографический список …………………………………………….……..12

Примерные темы рефератов…………………………………………………....13

Пояснительная записка
Курс «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества» является профилирующим по отношению ко всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов учебных курсов Государственного профессионального стандарта высшего профессионального образования. Основные требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки выпускника по специальности 07.13.01 «Народное художественное творчество» в цикле дисциплин специализации по дисциплине «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества» предусматривает осмысление народного искусства, как части культуры и как особого типа художественного творчества.

Целью данного курса является изучение на материале народных промыслов теории и истории народного искусства.

Задачи курса:

- формирование понятия у студентов о художественной вещи как синтезе пользы, целесообразности с красотой формы и декора;

- осмысление художественного промысла как формы бытования и развития народного искусства.

Особое место данного курса в профессиональной подготовке педагога обусловлено необходимостью всесторонней подготовки будущих преподавателей, руководителей студий декоративно-прикладного искусства.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как композиция, художественный текстиль, мастерство, народный костюм, технология материалов.

Данная дисциплина в Государственном образовательном стандарте не обозначена и составлена в соответствии с базовым учебным планом по специальности 071301 «Народное художественное творчество», квалификации «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель».

Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов предполагается выполнение рефератов, подготовка докладов, изучение первоисточников.

Всего часов по учебному плану – 68, из них:

- лекционных – 18;

- семинарских – 16;

- самостоятельных – 34.

Форма контроля – зачет.
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СД.Ф. 05. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Tеория и история народного декоративно-прикладного творчества

Понятия «народное декоративно-прикладное творчество», «народные художественные промыслы», «народные ремесла». Российские и международные законодательные акты, проекты и программы сохранения традиций народного декоративно-прикладного творчества и поддержки самобытных народных мастеров. Проблемы народного декоративно-прикладного творчества в трудах крупнейших исследователей народного искусства П. Богатырева, В. Василенко, В. Воронова, М. Некрасовой, В. Стасова и др.


Народное декоративно-прикладное творчество как особый тип художественного творчества; его взаимодействие с профессиональным (академическим) искусством. Народный мастер как носитель и хранитель традиций.

Связь народного декоративно-прикладного творчества с культурно – историческими традициями этноса, природой средой его обитания, трудом и бытом. Синкретичность, ансамблевое единство, коллективность, традиционность и вариантность как сущностные характеристики народного декоративно-прикладного творчества. Синтез пользы, целесообразности и красоты в произведениях народного декоративно-прикладного творчества.

Понятие орнамента, как части декора различных предметов, неразрывно связанной с поверхностью. Многогранность содержания орнамента: символика, мотивы, композиционная основа. Архаические прототипы геометрических орнаментов: солярные знаки, круги, ромбы, кресты, квадраты в геометрическом орнаменте народов мира.

Образы древнеславянской мифологии в русском декоративно-прикладном искусстве (Древо жизни, Мать – сыра Земля и др.), солярная и земледельческая символика. Образы коня, птиц и др.

Зависимость декоративного решения вещи от ее назначения и свойств материала. Уподобление бытовых вещей природным формам. Эстетические качества и природные свойства материалов – основа определения способов их художественной обработки.

Становление и развитие народных художественных промыслов в России. Художественное своеобразие произведений традиционных школ народного искусства.

Основные центры художественной обработки дерева в России. Резьба по дереву (Богородская, Абрамцево – Кудринская, Кировская, Вологодская, Архангельская области); роспись по дереву (Северной Двины, Хохломы, Городца и Полхов Майдана).

Основные центры лаковой живописи. Производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью XVIIIв. История развития и форма организации федоскинского, мстерского, холуйского, палехского промыслов художественных лаков. Центр росписи по металлу Жостово.

Центры художественной керамики, гончарства и народной глиняной игрушки Гжель, Скопин, Опошня, (дымковская, филимоновская, каргопольская).

Основные центры художественной обработки тканей. Набойка, ткачество, художественная роспись ткани (Иваново, Павлов - Посад, Мытищи), кружевоплетение (Вологда, Елец, Михайлов, Киров, Балахна), художественная вышивка (Архангельская, Владимирская, Нижегородская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Калужская, Рязанская обл.).

Центры художественной обработки камня и кости (Бурятия, Коми, Холмогоры, Тобольск). Художественная обработка металла (Великий Устюг, Ростов, Нижний Тагил, Каслинское чугунное литье, ювелирное искусство Дагестана).

Деятельность домов народного творчества, школ народных ремесел, музеев и других учреждений культуры по сохранению, изучению и популяризации произведений народного декоративно-прикладного творчества.
Тематический план курса «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества»




Наименование разделов и тем курса

Количество часов

лекции

практич.

самост.




8 семестр













Тема 1. Народное искусство. Школы народного мастерства

2

2

4




Тема 2. Взаимодействие человека с природой – источник художественно-образного языка искусства

2

2

4




Тема 3. Народное искусство в керамике

2

2

4




Тема 4. Искусство украшения тканей - набойка

2

1

3




Тема 5. Резьба по дереву. Резьба по камню

2

2

3




Тема 6. Лаковая миниатюра

2

1

4




Тема 7. Резная кость

2

2

4




Тема 8. Роспись деревянных изделий - хохлома

2

2

4




Тема 9. Жостовский поднос. Богородская игрушка

2

2

4

Итого:

18

16

34


Содержание дисциплины

Тема 1. Народное искусство. Школы народного мастерства

Специфические особенности социально-исторического развития привели к неповторимому своеобразию искусства каждого народа. Создание вещей для собственного потребления было в народе частью единого трудового процесса, в котором по-разному проявлялись элементы творчества. Художественная задача не выступала как специальная, самостоятельная. Изделия выполнялись в рамках ремесла, в рамках системы трудовых знаний и навыков. В этом непрерывном трудовом процессе создавались различные бытовые предметы, польза которых подчеркивалась совершенством технического исполнения, а красота – введением орнаментальных или изобразительных мотивов.

История возникновения различных школ народного мастерства, где творцом выступает народ. Школы народного мастерства: искусство Мстеры, лаки Федоскина, Городецкая роспись и др. Использование натурального сырья. Композиция. Орнамент.

Тема 2. Взаимодействие человека с природой – источник художественнно-образного языка искусства

Понятие художественного образа как художественной идеи. Специфика создания художественного образа народным мастером и художником-профессионалом: приверженность канону; традиции; прототипу в народном искусстве. Зависимость характера художественного образа вещи материала и ее назначения.

Тема 3. Народное искусство в керамике

Формирование представления о древних и стоках народного искусства керамики. Оценка народными мастерами пластических и эстетических свойств глины. Форма и декор керамических изделий, их взаимосвязь. Изучение приемов создания керамической посуды мастерами Гжели. Архаичность, обобщенность, своеобразие форм каргопольской и филимоновской игрушки.
Тема 4. Искусство украшения тканей – набойка

Старинный способ украшения ткани в традициях мастеров Богородского уезда. Искусство цветочного орнамента и колорита, связанное с высоким мастерством резчиков набойных досок. В манере исполнения рисунка и трактовке узора отражаются локальные особенности. Особый интерес среди них представляет солярная розетка.

Тема 5. Резьба по дереву. Резьба по камню

Тюменская домовая резьба, ее особенности. Хотьковская резьба, плоскорельефная резьба. Изделия и скульптура из твердых пород дерева – самшита. Анималистическая скульптура хотьковских резчиков.

Точеные вазы, шкатулки, подствечники, коробочки – подлинные произведения прикладного искусства, образное решение темы, использование мягкого камня, сохранение природного оттенка материала. Декоративно-утилитарные изделия и мелкая пластика уральских мастеров. Анималистическая тема как часть уважительного отношения людей к природе.

Тема 6. Лаковая миниатюра

Лакутинские лаки – изделия из папье-маше: модные табакерки, коробочки, чайницы, портсигары и многое другое. Федоскинская и мстерская миниатюры выполняются масляными красками, используется прием трех-, четырехслойного письма.

Тема 7. Резная кость

Один из самобытных видов современного декоративного искусства. Наличие сырья – мамонтового бивня, моржового клыка – способствовали развитию промысла. Культовый характер на ранних этапах развития промысла и новое содержание резьбы и гравировки на современном этапе развития общества. Одиночная скульптура и целые композиции.

Тема 8. Роспись деревянных изделий – хохлома

Известные еще со времен Древней Руси приемы «золочения дерева» с помощью серебра. Деревянные изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой росписи поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота.

Тема 9. Жостовский поднос. Богородская игрушка

Художественные принципы и технические приемы декоративной росписи, основными мотивами которой выступают красочные букеты цветов. Традиционные особенности – импровизация исполнения каждой композиции и мотива.

Богородская резная деревянная игрушка и скульптура. Фигурки животных, птиц, занимательные бытовые сцены и всевозможные игрушки с движением, анималистические сюжеты и композиции на тему русских народных сказок.

\
Библиографический список

Основная литература

  1. Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись : учеб. пособие для студентов / В. С. Бадаев; ред. А. А. Пронина. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 31 с.

  2. Буткевич, Л. М. История орнамента : учеб. пособие / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 264 с.

  3. Константинова, С. С. История декоративно-прикладного искусства: конспект лекций : курс лекций / С. С. Константинова. – Ростов на Дону : Феникс, 2004. – 187 с.

  4. Каталог "Уральская лаковая роспись по металлу" из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" : альбом / авт.-сост. Т. Н. Петрухина. – Нижний Тагил : Медиа-Принт, 2006. – 116 с. : цв. ил.

Дополнительная литература


  1. Богуславская, И. Я. Искусство Мстеры / И. Я. Богуславская. – Санкт-Петербург, 1995. – 29 с.

  2. Богуславская, И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / И. Я. Богуславская. – Ленинград, 1981.

  3. Вишневская, В. М. Хохлома / В. М. Вишневская. – Москва, 1980.

  4. Маврина, Т. А. Городецкая роспись / Т. А. Маврина. – Ленинград, 1970.

  5. Некрасова, А. И. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / А. И. Некрасова. – Москва, 1983.

  6. Рафаенко, В. Я. Народные художественные промыслы / В. Я. Рафаенко. –Москва: Знание, 1988. – 235 с.


Примерные темы рефератов по теории и истории народного декоративно-прикладного творчества

    1. Лаки Федоскина

    2. Гжель

    3. Павлопосадская шаль

    4. Тюменский махровый ковер

    5. Тюменская домовая резьба

    6. Тобольская резьба по кости

    7. Матрешка

    8. Хохлома

    9. Городецкая роспись

10.Холуйская роспись

11.Дымкоская игрушка

13.Филимоновская игрушка

14.Каргопольская игрушка





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям Вопросы к зачету
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:...
Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconОсновной образовательной программы
Основная образовательная программа: 071301. 65 – Народное художественное творчество
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconРабочая программа дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студентов»
Государственным образовательным стандартом для специальности 071301 «Народное художественное творчество», утвержденным приказом Министерства...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconОсновной образовательной программы специальность 071301. 65 Народное...
Квалификация – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф мастерство...
Решая творческие вопросы, студенты применяют полученные знания по предметам музыкального цикла, знания философско-эстетического характера...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний»...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск