Скачать 0.58 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Н.А. Рогачева РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031000.62 Филология. Форма обучения – очная Тюмень 2008 Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000.62 Филология. Форма обучения – очная Тюмень, 2008. 55 с. УМК соответствует требованиям ГОС ВПО по направлению 031000.62 Филология, форма обучения – очная и отражает опыт преподавания историко-литературных и специальных дисциплин сотрудниками кафедры русской литературы Тюменского государственного университета. Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Русское устное народное творчество [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронной публикации Учебно-методической комиссией филологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 © Н. А. Рогачева, 2008
Цели и задачи дисциплины Программа курса «Русское устное народное творчество» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 031000.62 Филология, форма обучения – очная. Курс Русского устного народного творчества занимает одну из ключевых позиций в системе высшего филологического образования. В соответствии с основными положениями Стандарта высшего профессионального образования фольклор должен рассматриваться «в контексте истории культуры». Без традиционной устной культуры невозможно сформировать целостное представление о русской словесности, ее историческом развитии, движении жанров, сюжетов, мотивов, образов. Именно в фольклоре как явлении первоначальной культуры происходит вычленение художественно-эстетической доминанты словесного произведения. Поэтому народное коллективное искусство можно назвать своего рода предысторией авторского творчества и одновременно – его альтернативой. Фольклор имеет свою, отличную от литературы, поэтику, что определяет собственные цели и задачи фольклористики как науки. В то же время фольклор служит базовым источником развития таких направлений литературоведческих исследований, как историческая поэтика, историко-генетический и функциональный методы, мифопоэтический и интертекстуальный подходы к анализу литературного произведения. В высшей школе накоплен богатый материал по изучению народного творчества, существует значительное число программ, учебников и учебных пособий. При этом за последние двадцать лет произошла модернизация учебного комплекса по русскому фольклору, были выпущены существенно более полные по объему учебники и хрестоматии нового поколения, разработаны разные концепции курса. Тем самым возникла потребность создания программы, которая бы учитывала достижения современной фольклористики и опиралась не только на общий, но и на региональный материал. Цель курса – выработка у студентов-филологов представления о специфике традиционной устной народной словесности как семиотической системы. Задачи курса. В курсе фольклора решаются, прежде всего, учебные задачи, которые предполагают а) умение студента различать жанры народной словесности, б) видеть их взаимосвязанность, в) прослеживать генетические связи между произведениями, отдельными сюжетами и мотивами, г) устанавливать отношения между коллективным и авторским творчеством, д) находить закономерности исторического изменения народной культуры, е) характеризовать смысловую и формальную структуру фольклорного произведения. Методической задачей курса является подготовка студентов к преподаванию предмета в средней школе, где русский фольклор изучается в средних классах. Это требует а) умения составить тематический план, рассчитанный на перспективу, б) умения разработать отдельную тему урока по изучению произведения русского народного творчества, в) подготовить контрольные вопросы для проверки полученных знаний. Эвристические и исследовательские задачи курса связаны с дальнейшей подготовкой филолога. Знание основ фольклористики, умение пользоваться системой приемов анализа фольклорного текста должно послужить базой для исследовательской работы в рамках избранной студентом специализации. ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО. В соответствии с основными положениями Стандарта высшего профессионального образования фольклор должен рассматриваться «в контексте истории культуры». От студента требуется знание и понимание специфики фольклора, его жанровой системы, умение характеризовать связь фольклора с историей литературы и творчеством отдельных авторов, понимание исторической изменчивости русской устной народной культуры. Место дисциплины в учебном процессе Курс «Устного народного творчества» непосредственно соотносится с курсами «Истории Отечества» (происхождение славян, история Древней Руси, Киевской Руси), «Введения в славянскую филологию» (мифология славян, этнолингвистика), «Лексики» (этимологическое значение слова, его связь с мифологическими представлениями), «Диалектологии» (региональные различия в языке и фольклоре), «Этнографии» (соотношение материальной и словесной народной культуры), «Введения в литературоведение» (жанр, система жанров, поэтика, семиотика), «Древнерусской литературы» (произведения древнерусской словесности как источник для реконструкции архаичных мифов, сведений о бытовании фольклорных жанров). Количество учебных часов по дисциплине
Количество кредитов/зачетных единиц – 100 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ |
Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | 1. Устное народное творчество Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | ||
Билеты по истории России Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество) | Тематическое планирование литература 8 класс Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр | ||
Урок Фольклор устное народное творчество Цели: дать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве; показать вариативную природу | Реферат меры длины на руси и устное народное творчество Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10 | ||
Классный час для обучающихся 3-4 класса на тему «Здоровый сон» «Устное народное творчество», на которой представлены колыбельные песни, сонники | Реферат меры длины на руси и устное народное творчество Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «устное народное творчество» | Урока Тема урока и содержание Устное народное творчество. Русские народные песни. Предания "о пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком" | ||
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество Т. В. Береснева, учитель методист начальных классов ср шк. №6 г. Петрозаводска, заслуженный учитель школ Карелии | Конспект урока устное народное творчество. Малые жанры. Фио (полностью)... Учить определять тематику произведений; видеть нравственную глубину малых жанров фольклора | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устное народное творчество. Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» | Хранительница традиций Ермачкова Наиля Фаузелевна – руководитель школьного музея «русское народное творчество» | ||
Конспект урока литературного чтения по теме: «Устное народное творчество.... Проверка готовности учащихся к уроку, знакомство с видами работ и контроля на уроке | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |