Скачать 0.52 Mb.
|
Утверждено РИО КИПКРО Составитель: Т. В. Береснева, учитель - методист начальных классов ср. шк. № 6 г. Петрозаводска, заслуженный учитель школ Карелии Рецензенты: Л. Я. Смирнова, методист отдела Стандартизации ЦРО КИПКРО, заслуженный учитель школ Карелии. О1. Введение
1. Введение Школьное краеведение - это систематическое и всестороннее познание учащимися родного края в учебном процессе, внеурочной и внешкольной работы. Школьное краеведение осуществляется через все учебные предметы. Мешает формальный подход к этой работе. Очень важно чтобы она носила системный характер. Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы должны определяться учителем с учетом возрастных особенностей учащихся и доступности с педагогической и практической сторон. Задача учителя состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к познанию своего края, научить вести посильную исследовательскую работу, пользоваться различными источниками, краеведческой информацией. В каждом учебном предмете надо найти место местному материалу и обесчпечить знание его учащимся. Русский психолог А. С. Выготский в работе «Реальные формы социального поведения» отмечает, что национальные формы развития представляют несомненный и великий исторический факт, они входят непременным психологическим условием в школьное дело. Все то, что усваивает ребенок, приноравливается к тем особенным формам поведения, языка, обычаев, которые воспринимаются ребенком. Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя величайшую человеческую ценность, но тогда, когда она не отгораживает человека от внешнего влияния. В настоящее время в педагогической науке разработана «Полюсно- полевая» теория существования человека , в которой человек ставится в центр Вселенной и оценивается как единство биологического, психологического, социально-технологического природно-космического начала. В связи с этим возрастает и роль краеведческих знаний в формировании личности ребенка. Идет процесс понимания окружающего мира от близкого к далекому, от непосредственно окружающей ребенка обстановки к пониманию мира в целом , его сущности и взаимосвязей. Сложилась целая область краеведения- литературное краеведение .Оно имеет учебные и внеклассные формы. На уроках даются сведения, свидетельствующие о связи писателей с местными краем. Бывает, что сюжеты произведений и образы героев связаны с краем, его людьми. В творчестве писателей раскрывается красота и поэтика родной природы, особенности языка. Карелия. Этот древний и загадочный край волновал и притягивал к себе поэтов и писателей. Вслед за рунами «Калевала» край воспевали Г. Державин, М. В. Ломоносов, поэт федор Глинка, М. Горький, А. Толстой, М. Пришвин, К. Паустовский. Карелия обладает особой притягательной силой. Литературными краеведением возможно занимается в литературно-краеведческих кружках, на факультативных занятиях, литературных встречах и вечерах. Местные литературные традиции входят в общенациональную литературу. Литература помогает понять край, а край познать литературу и тех, кто создал ее. По этому вопросу есть литературу. Эпос «Калевала» - памятник великой народной мудрости и неувядаемой поэтической прелести. В справочнике «Писатель Карелии» содержатся краткие биографические справки о писателях, сказителях, переводчиков и литературоведах Карелии. Об изучении эпоса «Калевала» в школе на уроках внеклассного чтения на занятиях литературного кружка рассказывает З. М. Упорова в брошюре «Калевала в школе». Единственное издание, содержащее методические рекомендации пор ознакомлению учащихся с эпосом под названием «Младшим школьникам о «Калевале» А. Ф. Мухиной и Л. И. Шитковой 2. О курсе «Детская литература» Курс «детская литература» вводит читателя в мир художественной литературы. При составлении программы учитель отвечает на вопросы: что читать? Для чего читать? Он приобщает детей к чтению художественных произведений, учить мыслить сопереживать, вступать в спор с автором, учит давать нравственную оценку поступкам героев, формируются собственные оценочные суждения читателя. В курсе представлены художественные тексты как произведения словесного искусства и научно-познавательные тексты. В курсе рассматриваются все области литературного творчества: фольклор, русская классика, зарубежная литература. При анализе произведения рассматриваем тему, проблематику, художественные формы, композицию. В основу положен монографический принцип изучения произведений по авторам. Курс дает элементарные сведения литературоведческого характера. Программа ориентирована на то, чтобы удовлетворить имеющиеся у ребенка потребности художественных переживаниях, проживать с героями литературных произведений их судьбы, открывать для себя возможность общения с искусством. Важно обогатить эмоциональный опыт разнообразными переживания. Курс «Детской литературы» решает основные задачи:
3. Краеведческий материал по литературе Должное место занимает литературно-краеведческий аспект. Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. При отборе краеведческого материала учитывалось:
1 класс (2 класс) Устное народное творчество. Русский детский фольклор Карелии (колыбельные, потешки, частушки). Загадки карельского народа. Карельские сказки о животных. 2 класс (3 класс) Устное народное творчество. Песенный короб Карелии (Эпические песни: Пролог. Создание мира. Похищение Сампо. Кантеле.) Пословицы и поговорки карельского народа. Карельские народные сказки (бытовые и волшебные). Поморские сказки по свободному выбору). Читаем карельские сказки и вспоминаем русские народные сказки. Невеста - мышь - Царевна - лягушка Голубая важенка - Золушка Пряхи у проруби - Морозко Писатели детям. Паустовский. Колотый сахар. Державин. Водопад (историко-литературная экскурсия). 3 класс (4 класс) Произведения фольклора. Сказки финского народа под редакцией Эро Салмелайнена. Карело-финский эпос «Калевала». Дети знакомятся с былинами и людьми, которые соединили времена и поколения (Сказатели Заонежья). Писатели детям: Г. Р. Державин, К.. Г. Паустовский, В. Пулькин. «Сказы о Петре Первом» (по свободному выбору) Страницы поэзии - Ю. Линник. Из нашей истории: Линевский. Листы каменной книги. 4. Некоторые рекомендации по урокам литературного краеведения 4.1. Типичные приемы краеведения на уроке. Обогащение учащихся знаниями о родном крае осуществляется всеми известными в педагогике методами: рассказ, беседа, собеседование, объяснение, экскурсии, самостоятельная работа и .т. д. Важно определить целесообразность применения приема на уроке, чтобы получить наилучший результат. Некоторые приемы работы:
4.2. Виды и формы литературно-краеведческих занятий на уроке и вне класса.
« Калевала». Суровая северная природа. Руны воспитывают ее вечную красоту. Она вместе с героями и в радости, и в горе, и в труде. Помочь детям удивиться, внимательно посмотреть, полюбить и на всю жизнь прикипеть к ней, защищая и охраняя ее.
Это дает возможность разнообразить и углубить работу. 4.3. Некоторые виды работы с текстом
2. Секрет 3.Особенность
Защита конспектов
5. Методические рекомендации по литературному краеведению
Карельский народ имеет многовековую культуру. В глубокой древности зародилось устно - поэтическое творчество. От поколения к поколению передавалось оно. Устная поэзия была неотъемлемой частью народной жизни. На многие вопросы, и простые, и сложные, можно найти ответы в устной народной поэзии сейчас посредством книг и благодаря ученым - фольклористам. Активное собирание карельского фольклора началось в начале 19 века. Благодаря им мы чувствуем сейчас все богатство устно-поэтической традиции карельского народа. Сегодня другая жизнь. Но память - может ли она зарасти? Потомки - остаться без корней? Я. Ругоев говорит - «Если тебе безразлично, как звенели об эту каменистую землю мотыги, возделывая ее, - ничтожным будет твой собственный урожай. Если ты не хочешь знать, как родились в этом северном крае нежные песни, твоя собственная песня будет пуста, как трухлявые венцы в ветхой избе. Кажу тебе, мой юный друг: без корней не растет даже сорная трава». Устное народное творчество - мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия. Мы говорим о детском фольклоре в Карелии:
Детский фольклор связан с народной педагогикой. Все жанры по-своему воспитывали, развивали и обучали детей. Они воспитывали чувство ритма, музыкальный слух и любовь к поэтическому слову. Коротко о собирании и изучении детского фольклора в |Карелии. Карельский читатель, член Олонецкого статистического комитета К. Петров записал и дал подробное описание 18 детских игр и опубликовал в журнале «Учитель» (1863 г., № 5, 8, 15, 16, 22). Олонецкие губернские ведомости опубликовали колыбельные песни и рассказы об играх считалками и припевками - записи народных учителей Д. И. Лебедева и Н. Певина. Г. И. Куликовский - детские игры в «Словаре олонецкого края». Сборник «Русский детский фольклор Карелии». Составитель С. М. Лойтер. Петрозаводск, Карелия. 1991. Это первое специальное собрание детского фольклора, выявленного на территории Карелии. В нем 1026 текстов. В них местный колорит, приметы северной природы, среды, реалии быта. На уроках литературы мы использовали тексты из этого сборника. Детский фольклор - явление многожанровое. Поэзия чествования. Колыбельные песни (в Карелии - байки) - первые поэтические произведения, адресованные ребенку. Они использовались «пестуньями» (бабушка, нянька, старшие сестры). Ритм размеренный, мотив - монотонный, в такт колыбели. Песни успокаивают, ласкают, настраивают на сон. То сигналы любви, нежности , заботы. Центральный образ - животное . Более всего вариантов о коте. Он и помощник, и озорник, он обижен, сиротлив. Помощниками пестуньи выступают гули - гуленьки, соловей, заюшка. В этих песнях мечта о счастливой жизни ребенка, пожелания здоровья, трудолюбия, удачи. Отличительная особенность колыбельных песен Карелии - импровизационность. Часто создаваемые заново, но используются сложившиеся устойчивые мотивы, образы. В них народная традиция. Исследователи утверждают, что в финских и карельских песнях больше общих мотивов с русскими колыбельными песнями. Сереньки коты Из-за моречка пришли, из-за моречка пришли, много сну -то принесли. Люли - люли - люли, прилетели гули, у головки сели, кашки захотели. Баю - баюшки, баю Сидит кошка на краю, Лжет мордочку свою Да тешит деточку мою. Соловей, соловей, Себе гнездышко не вей. Прилетай ко мне в садок под высокий теремок По кусточкам попорхать, мою дочку покачать. Пестушки и потешки ( пестовать - нянчить). К пестушкам относятся стихи, сопровождающие самые элементарные движения. Исполняются в такт движениям. Движущийся и звучащий мир потешек населен знакомыми предметами и животными и вовлечен в игру. Много нежности и доброты: Ути, ути, полетели - полетели, на головушку сели, журавинки поклевали И домой улетели. Ножки, ножки, Бежите по дорожке - прямо в избушку Мимо кадушки. Сравни: |
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма... | Методические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное... П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 18 Устное народное... ... | 1. Устное народное творчество Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | ||
Билеты по истории России Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество) | Тематическое планирование литература 8 класс Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр | ||
Урок Фольклор устное народное творчество Цели: дать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве; показать вариативную природу | Классный час для обучающихся 3-4 класса на тему «Здоровый сон» «Устное народное творчество», на которой представлены колыбельные песни, сонники | ||
Реферат меры длины на руси и устное народное творчество Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10 | Реферат меры длины на руси и устное народное творчество Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «устное народное творчество» | Урока Тема урока и содержание Устное народное творчество. Русские народные песни. Предания "о пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком" | ||
Конспект урока устное народное творчество. Малые жанры. Фио (полностью)... Учить определять тематику произведений; видеть нравственную глубину малых жанров фольклора | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устное народное творчество. Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» | ||
Конспект урока литературного чтения по теме: «Устное народное творчество.... Проверка готовности учащихся к уроку, знакомство с видами работ и контроля на уроке | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |