Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество





НазваниеМетодические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество
страница1/4
Дата публикации01.10.2013
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Утверждено РИО КИПКРО
Составитель:

Т. В. Береснева, учитель - методист начальных классов ср. шк. № 6 г. Петрозаводска, заслуженный учитель школ Карелии

Рецензенты:

Л. Я. Смирнова, методист отдела Стандартизации ЦРО КИПКРО,

заслуженный учитель школ Карелии.

О1. Введение

  1. О курсе «Детская литература»

  2. Краеведческий материал по литературе в начальных классах.

  3. Некоторые рекомендации по урокам литературного краеведения.

  1. Типичные приемы краеведения на уроке.

  2. Виды и формы литературно-краеведческих занятий на уроке и вне класса.

  3. Некотрые виды работы с текстом.

  1. Методические рекомендации по литературному произведению:

  1. 1 - 2 классы. Устное народное творчество.

  2. 3 классы. Карело-финский эпос «Калевала»

  1. Библиография

  2. Приложения №№ 1 - 8

1. Введение

Школьное краеведение - это систематическое и всестороннее познание учащимися родного края в учебном процессе, внеурочной и внешкольной работы.

Школьное краеведение осуществляется через все учебные предметы. Мешает формальный подход к этой работе. Очень важно чтобы она носила системный характер.

Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы должны определяться учителем с учетом возрастных особенностей учащихся и доступности с педагогической и практической сторон.

Задача учителя состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к познанию своего края, научить вести посильную исследовательскую работу, пользоваться различными источниками, краеведческой информацией.

В каждом учебном предмете надо найти место местному материалу и обесчпечить знание его учащимся.

Русский психолог А. С. Выготский в работе «Реальные формы социального поведения» отмечает, что национальные формы развития представляют несомненный и великий исторический факт, они входят непременным психологическим условием в школьное дело. Все то, что усваивает ребенок, приноравливается к тем особенным формам поведения, языка, обычаев, которые воспринимаются ребенком.

Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя величайшую человеческую ценность, но тогда, когда она не отгораживает человека от внешнего влияния.

В настоящее время в педагогической науке разработана «Полюсно- полевая» теория существования человека , в которой человек ставится в центр Вселенной и оценивается как единство биологического, психологического, социально-технологического природно-космического начала.

В связи с этим возрастает и роль краеведческих знаний в формировании личности ребенка.

Идет процесс понимания окружающего мира от близкого к далекому, от непосредственно окружающей ребенка обстановки к пониманию мира в целом , его сущности и взаимосвязей.

Сложилась целая область краеведения- литературное краеведение .Оно имеет учебные и внеклассные формы. На уроках даются сведения, свидетельствующие о связи писателей с местными краем. Бывает, что сюжеты произведений и образы героев связаны с краем, его людьми. В творчестве писателей раскрывается красота и поэтика родной природы, особенности языка.

Карелия. Этот древний и загадочный край волновал и притягивал к себе поэтов и писателей.

Вслед за рунами «Калевала» край воспевали Г. Державин, М. В. Ломоносов, поэт федор Глинка, М. Горький, А. Толстой, М. Пришвин, К. Паустовский. Карелия обладает особой притягательной силой.

Литературными краеведением возможно занимается в литературно-краеведческих кружках, на факультативных занятиях, литературных встречах и вечерах.

Местные литературные традиции входят в общенациональную литературу.

Литература помогает понять край, а край познать литературу и тех, кто создал ее.

По этому вопросу есть литературу.

Эпос «Калевала» - памятник великой народной мудрости и неувядаемой поэтической прелести.

В справочнике «Писатель Карелии» содержатся краткие биографические справки о писателях, сказителях, переводчиков и литературоведах Карелии.

Об изучении эпоса «Калевала» в школе на уроках внеклассного чтения на занятиях литературного кружка рассказывает З. М. Упорова в брошюре «Калевала в школе».

Единственное издание, содержащее методические рекомендации пор ознакомлению учащихся с эпосом под названием «Младшим школьникам о «Калевале» А. Ф. Мухиной и Л. И. Шитковой

2. О курсе «Детская литература»

Курс «детская литература» вводит читателя в мир художественной литературы. При составлении программы учитель отвечает на вопросы: что читать? Для чего читать?

Он приобщает детей к чтению художественных произведений, учить мыслить сопереживать, вступать в спор с автором, учит давать нравственную оценку поступкам героев, формируются собственные оценочные суждения читателя. В курсе представлены художественные тексты как произведения словесного искусства и научно-познавательные тексты.

В курсе рассматриваются все области литературного творчества: фольклор, русская классика, зарубежная литература.

При анализе произведения рассматриваем тему, проблематику, художественные формы, композицию.

В основу положен монографический принцип изучения произведений по авторам.

Курс дает элементарные сведения литературоведческого характера.

Программа ориентирована на то, чтобы удовлетворить имеющиеся у ребенка потребности художественных переживаниях, проживать с героями литературных произведений их судьбы, открывать для себя возможность общения с искусством. Важно обогатить эмоциональный опыт разнообразными переживания.

Курс «Детской литературы» решает основные задачи:

  • Развивать у читателя полноценного эмоционального восприятия художественного произведения

  • Учить понимать образный язык художественных произведений

  • Развивать поэтический слух,

  • Воспитывать художественный вкус

  • Воспитывать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству.

3. Краеведческий материал по литературе

Должное место занимает литературно-краеведческий аспект.

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

При отборе краеведческого материала учитывалось:

  1. Связь с программным материалом;

  2. Произведения для изучения - высокохудожественные;

  3. Степень связи писателя с краем, его роль в жизни Карелии;

  4. Доступность для учащихся начальных классов.

1 класс (2 класс)

Устное народное творчество.

Русский детский фольклор Карелии (колыбельные, потешки, частушки).

Загадки карельского народа.

Карельские сказки о животных.

2 класс (3 класс)

Устное народное творчество.

Песенный короб Карелии (Эпические песни:

Пролог. Создание мира. Похищение Сампо. Кантеле.)

Пословицы и поговорки карельского народа. Карельские народные сказки (бытовые и волшебные).

Поморские сказки по свободному выбору).

Читаем карельские сказки и вспоминаем русские народные сказки.

Невеста - мышь - Царевна - лягушка

Голубая важенка - Золушка

Пряхи у проруби - Морозко

Писатели детям.

Паустовский. Колотый сахар.

Державин. Водопад (историко-литературная экскурсия).

3 класс (4 класс)

Произведения фольклора.

Сказки финского народа под редакцией Эро Салмелайнена.

Карело-финский эпос «Калевала».

Дети знакомятся с былинами и людьми, которые соединили времена и поколения (Сказатели Заонежья).

Писатели детям:

Г. Р. Державин, К.. Г. Паустовский, В. Пулькин. «Сказы о Петре Первом» (по свободному выбору)

Страницы поэзии - Ю. Линник.

Из нашей истории:

Линевский. Листы каменной книги.

4. Некоторые рекомендации по урокам литературного краеведения

4.1. Типичные приемы краеведения на уроке.

Обогащение учащихся знаниями о родном крае осуществляется всеми известными в педагогике методами: рассказ, беседа, собеседование, объяснение, экскурсии, самостоятельная работа и .т. д.

Важно определить целесообразность применения приема на уроке, чтобы получить наилучший результат. Некоторые приемы работы:

  • Весь урок идет на краеведческом материале. Материал дается в связи с учебными материалом предыдущих уроков.

  • Учитель начинает урок, вводит в тему на местном материале и далее, на основе этого, развертывается дальнейшая работа

  • Учащиеся выполняют знакомые факты, примеры, произведения, которые будут продолжением разговора на уроке.

  • Учитель объясняет на материале местном.

  • В конце урока дается задание найти местный материал по теме урока

4.2. Виды и формы литературно-краеведческих занятий на уроке и вне класса.

  • Эти формы работы помогают в формировании способности к самостоятельному творческому мышлению. Познавая свой край, дети чувствуют себя исследователями.

  • Пристальное чтение произведений с текстологическим разыскиванием (загадки)

  • Прием сопоставления произведений (загадки, сказки). Это требует внимания при чтении текстов, сопоставлении их

  • Литературно-краеведческая экскурсия с включением текста художественного произведения

  • Историко-литературная экскурсия.

  • Литература краеведческая (викторина)

  • Художественные произведения и театр.

  • Использование экспозиции и фондов музеев

  • Источником литературно-краеведческого познания являются памятные места городов и сел Карелии. Это помогает мысленно перенестись в другую эпоху.

  • Литературно-краеведческая работа связана с воспитанием в детях любви к родной природе, красоте родного пейзажа, о его заботе.

« Калевала». Суровая северная природа. Руны воспитывают ее вечную красоту. Она вместе с героями и в радости, и в горе, и в труде.

Помочь детям удивиться, внимательно посмотреть, полюбить и на всю жизнь прикипеть к ней, защищая и охраняя ее.


  • Литературные праздники

  • Периодическая писать

  • Связь с центром туризма

Это дает возможность разнообразить и углубить работу.

4.3. Некоторые виды работы с текстом


  • Чтение - слушание

  • Чтение - слежение

  • Чтение - рассматривание

  • Выразительное чтение наизусть

  • Подготовка текста дана для чтения в классе.

  • Чтение в парах

  • Чтение на цепочке

  • Сочлененное чтение

  • перечитай любимый предмет

  • вернись и открой новое

  • чтение отрывка с правильной постановкой дыхания

  • чтение с карандашом в руках

  • читаю - думаю - спрашиваю



  • Самое главное: 1. Фраза

2. Секрет

3.Особенность

  • Конспект без слов (рисунок, символы)

Защита конспектов

  • Вопрос - ответ

  • Моментальное фото (прочитай, возьми как больше информации)

  • пересказ по кругу.

5. Методические рекомендации по литературному краеведению

  1. 1 - 2 классы. Устное народное творчество.

Карельский народ имеет многовековую культуру. В глубокой древности зародилось устно - поэтическое творчество. От поколения к поколению передавалось оно. Устная поэзия была неотъемлемой частью народной жизни. На многие вопросы, и простые, и сложные, можно найти ответы в устной народной поэзии сейчас посредством книг и благодаря ученым - фольклористам.

Активное собирание карельского фольклора началось в начале 19 века. Благодаря им мы чувствуем сейчас все богатство устно-поэтической традиции карельского народа.

Сегодня другая жизнь. Но память - может ли она зарасти? Потомки - остаться без корней?

Я. Ругоев говорит -

«Если тебе безразлично, как звенели об эту каменистую землю мотыги, возделывая ее, - ничтожным будет твой собственный урожай. Если ты не хочешь знать, как родились в этом северном крае нежные песни, твоя собственная песня будет пуста, как трухлявые венцы в ветхой избе. Кажу тебе, мой юный друг: без корней не растет даже сорная трава».

Устное народное творчество - мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия. Мы говорим о детском фольклоре в Карелии:

  1. Произведения, созданные взрослыми и адресованные детям (это «поэзия чествования») - колыбельные, потешки, частушки, прибаутки

  2. Произведения, созданные самими детьми - считалки, дразнилки, поддевки

Детский фольклор связан с народной педагогикой. Все жанры по-своему воспитывали, развивали и обучали детей. Они воспитывали чувство ритма, музыкальный слух и любовь к поэтическому слову.

Коротко о собирании и изучении детского фольклора в |Карелии.

Карельский читатель, член Олонецкого статистического комитета К. Петров записал и дал подробное описание 18 детских игр и опубликовал в журнале «Учитель» (1863 г., № 5, 8, 15, 16, 22).

Олонецкие губернские ведомости опубликовали колыбельные песни и рассказы об играх считалками и припевками - записи народных учителей Д. И. Лебедева и Н. Певина.

Г. И. Куликовский - детские игры в «Словаре олонецкого края».

Сборник «Русский детский фольклор Карелии». Составитель С. М. Лойтер. Петрозаводск, Карелия. 1991. Это первое специальное собрание детского фольклора, выявленного на территории Карелии. В нем 1026 текстов. В них местный колорит, приметы северной природы, среды, реалии быта. На уроках литературы мы использовали тексты из этого сборника.

Детский фольклор - явление многожанровое.

Поэзия чествования.

Колыбельные песни (в Карелии - байки) - первые поэтические произведения, адресованные ребенку.

Они использовались «пестуньями» (бабушка, нянька, старшие сестры). Ритм размеренный, мотив - монотонный, в такт колыбели. Песни успокаивают, ласкают, настраивают на сон. То сигналы любви, нежности , заботы. Центральный образ - животное . Более всего вариантов о коте. Он и помощник, и озорник, он обижен, сиротлив. Помощниками пестуньи выступают гули - гуленьки, соловей, заюшка. В этих песнях мечта о счастливой жизни ребенка, пожелания здоровья, трудолюбия, удачи.

Отличительная особенность колыбельных песен Карелии - импровизационность. Часто создаваемые заново, но используются сложившиеся устойчивые мотивы, образы. В них народная традиция. Исследователи утверждают, что в финских и карельских песнях больше общих мотивов с русскими колыбельными песнями.

Сереньки коты

Из-за моречка пришли,

из-за моречка пришли, много сну -то принесли.
Люли - люли - люли,

прилетели гули,

у головки сели,

кашки захотели.
Баю - баюшки, баю

Сидит кошка на краю,

Лжет мордочку свою

Да тешит деточку мою.
Соловей, соловей,

Себе гнездышко не вей.

Прилетай ко мне в садок

под высокий теремок

По кусточкам попорхать, мою дочку покачать.

Пестушки и потешки ( пестовать - нянчить).

К пестушкам относятся стихи, сопровождающие самые элементарные движения. Исполняются в такт движениям. Движущийся и звучащий мир потешек населен знакомыми предметами и животными и вовлечен в игру. Много нежности и доброты:

Ути, ути, полетели - полетели,

на головушку сели,
журавинки поклевали

И домой улетели.

Ножки, ножки,

Бежите по дорожке -

прямо в избушку

Мимо кадушки.

Сравни:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconМетодические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное...
П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 18 Устное народное...
...
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество icon1. Устное народное творчество
Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconБилеты по истории России
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconТематическое планирование литература 8 класс
Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconУрок Фольклор устное народное творчество
Цели: дать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве; показать вариативную природу
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconКлассный час для обучающихся 3-4 класса на тему «Здоровый сон»
«Устное народное творчество», на кото­рой представлены колыбельные песни, сонники
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «устное народное творчество»
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconУрока Тема урока и содержание
Устное народное творчество. Русские народные песни. Предания "о пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком"
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconКонспект урока устное народное творчество. Малые жанры. Фио (полностью)...
Учить определять тематику произведений; видеть нравственную глубину малых жанров фольклора
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устное народное творчество. Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconКонспект урока литературного чтения по теме: «Устное народное творчество....
Проверка готовности учащихся к уроку, знакомство с видами работ и контроля на уроке
Методические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск