Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010





Скачать 189.1 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010
Дата публикации07.07.2014
Размер189.1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра народной хореографии


Танец и методика его преподавания: русский танец

Учебно-методический комплекс

по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография»

квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»

Тюмень, 2010

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Теория и методика преподавания русского танца» федерального компонента цикла СДФ составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография». Программа курса «Теория и методика преподавания русского танца» с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, педагогов-хореографов. Данный курс содержит основы теории и практики преподавания русского танца, особенности русского танца различных областей европейской части России, историю сохранения и развития русского танца.

Велико многообразие русского народного танцевального искусства. Хороводы, кадрили, переплясы, игровые и другие народные танцы поражают своим многообразием, богатством движений. В танце народ раскрывает свой характер, передает мысли, настроения, переживания.

Учебная программа по «Теории и методике преподавания русского народного танца» посвящена одной из самых изучаемых дисциплин в системе профессионального хореографического образования. От уровня знания этого предмета зависит статус будущего хореографа. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими заданиями.
Выписка из государственного образовательного стандарта

СД.Ф. 04.03 Танец и методика его преподавания: русский танец

Место и роль русского танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания русского танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной композиции) русского танца. Методы преподавания русского танца: правила исполнения движений, построение учебных комбинаций, отдельных частей урока и урока в целом. Специфика проведения занятий по русскому танцу в коллективах различных форм и жанровых направлений. Сочинение учебных этюдов. Навыки ведения уроков танца.

Организационно – методический раздел

Цель дисциплины:

- изучение  основных элементов русского народного танца, грамотность  и виртуозность исполнения, методика преподавания.

Задачи дисциплины:

- дать знания по теории, методике преподавания и истории развития русского народного танца

- сформировать знания о целях, задачах, средствах и принципах построения русского народного танца;

- научить студентов видеть, оценивать, собирать и сохранять народное искусство;

- подготовить к изучению и познанию современных культурных форм и процессов;

- научить сочетать хореографическую образную пластику, музыку, костюм, свет в постановках русских народных танцев;

- познакомить студентов с «золотым фондом» национальной культуры

страны.

Требования к уровню освоения материала курса

В результате изучения курса: «Теория и методика преподавания русского народного танца» студенты должны знать:

- основной понятийный терминологический аппарат по хореографии,

-  специфику построения хоровода,

-  специфику построения парного танца, массовой пляски, кадрили,

- творческое наследие великих мастеров хореографического искусства  

уметь:

-  правильно и грамотно подбирать хореографическую лексику танца и музыкальный материал;

- методически грамотно исполнять движения, технику русского танца;

- составлять учебные комбинации всех разделов урока: упражнения у палки и на середине;

- составлять учебные этюды хоровода, пляски, кадрили;

- проводить занятия по русскому танцу;

-  использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс теоретических и практических занятий по теории и методике преподавания русского народного танца входит в блок специальных дисциплин подготовки студентов, обучающихся по специальности  «Народное художественное творчество. Хореография». Структура и содержание дисциплины «Теория и методика преподавания русского народного танца» органично связаны с дисциплинами профессионально-образовательной программы по хореографии, в том числе, с содержанием таких профессиональных дисциплин, как «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», «Этнография и танцевальный фольклор», «Организация фестивалей и праздников», «Учебный ансамбль», «Мастерство хореографа», «Анализ музыкально-танцевальных форм» и др.

Структура курса

Учебный материал программы курса состоит из 4-х разделов:

- теоретический (лекции)

- практический (семинарские и практические занятия)

- индивидуальная работа

- самостоятельная работа
Распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной программы

На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры народного танца Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий в цикле специальных дисциплин выделено на изучение курса «Теория и методика преподавания русского народного танца» 308 часов на весь период обучения с итоговой аттестацией.

Программа курса рассчитана на шесть семестров и изучается согласно учебному плану с 1 по 3 курс.

Тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

Теоритич.

Практ.

Инд.

Самост.

1 курс (1 семестр)

1.

Классификация русского народного танца.

13

2

6

1

4

2.

Основные понятия.

17

2

8

1

6

3.

Элементы русского танца.

24

2

10

2

10




Всего

54

6

24

4

20

1 курс (2 семестр)

4.

Хоровод – один из основных жанров русского народного танца.

17

2

8

1

6

5.

Упражнения на середине зала.

17

2

8

1

6

6.

Составление учебных комбинаций на проученном материале.

20

2

8

2

8




Всего

54

6

24

4

20

2 курс (3 семестр)

7.

Пляска – один из основных жанров русского народного танца.

17

2

8

1

6

8.

Упражнения на середине зала.

17

2

8

1

6

9.

Составление учебных комбинаций на проученном материале.

20

2

8

2

8




Всего

54

6

24

4

20

2 курс (4 семестр)

10.

Русская кадриль.

17

2

8

1

6

11.

Упражнения на середине зала.

17

2

8

1

6

12.

Составление учебных комбинаций и этюдов на проученном материале.

20

2

8

2

8




Всего

54

6

24

4

20

3 курс (5 семестр)

13.

Игровые танцы.

17

2

8

1

6

14.

Упражнения на середине зала.

17

2

8

1

6

15.

Составление учебных комбинаций и этюдов на проученном материале.

20

2

8

2

8




Всего

54

6

24

4

20

3 курс (6 семестр)

16.

Составление этюдов на проученном материале.

19

3

6

2

8

17.

Усовершенствование техники танца на середине зала.

19

3

6

2

8




Всего

38

6

12

4

16




Всего по предмету

308

36

132

24

116

Содержание курса

Тема 1. Классификация русского народного танца.

На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, танцевальную тематику, песенно-музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и др.

Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска.

Источники содержания русского народного танца.

Названия танца.

Тема 2. Основные понятия.

– позиции ног,

– позиции рук,

– положения ноги,

– положения рук,

– положения головы, положение кисти,

– поклон в русском характере (мужской и женский), сценический поклон.

Тема 3. Элементы русского танца.

- «Гармошка», «Ковырялочка», «Веревочка», «Маятник», «Моталочка», «Молоточки», «Хлопушки»,

«Полуприсядка»:

1. С открыванием на ребро каблука,

2. С открыванием ноги на воздух,

3. Разножка - в стороны, на ребро каблука,

4. Разножка - вперед - назад.

Виды полной присядки:

-«Гусиный шаг»,

- «Мяч»,

- «Ползунок»,

- «Закладки».

Положения рук в групповых танцах:

- Круг

- «Звездочка».

- «Карусель».

- «Корзиночка».

- «Цепочка».

- Переводы рук в различные основные положения.

- Обращение с платочком (жен.)

- характерные положения рук у юношей.

Шаги:

- Простой

- Переменный. С продвижением вперед. С продвижением назад.

- Переменный с притопом. С продвижением вперед. С продвижением назад.

- Переменный с каблука.

- Дробная дорожка. выполняться на месте и с продвижением вперед.

- Дробь с подскоком.

Тема 4. Хоровод – один из основных жанров русского народного танца.

Виды (разновидности) хороводов. Основные фигуры хороводов.

Хороводы Свердловской области. «Уральский лирический»

Хороводы Архангельской области. «Северный хоровод с шалями»

Хороводы Московской области (Среднерусские хороводы).

Хороводы Воронежской области. «Воронежский девичий хоровод».

Упражнения на середине зала.

«Уральский ход», «стелющийся шаг», «тройной притоп», «ход с поворотом стопы», «переступания с носка на носок», «шаркающий шаг», «приставной переменный шаг», «разножка в стороны», «сдвоенная дробь с «ковырялочкой», «шаги с хлопками по бедру», «присядка с ударом по бедру», «сдвоенная дробь с переступанием «плетенкой», «шаг с движением ноги по полукругу и «ковырялочкой», «удары по голенищу и бедру», «присядка с «ковырялочкой», «шаг с приседанием», «прыжки с хлопками по голенищу», «Ползунок», «присядка с поворотом корпуса», «ключ» с хлопками», «Девичий плавный ход», «Приглашение» , «дробь в три ножки с притопом», «Кружение».

Составление учебных комбинаций на проученном материале.

Тема 5. Пляска – один из основных жанров русского народного танца.

Виды и особенности пляски на Руси.

Отличительные особенности пляски.

Виды пляски.

Отличие танца от пляски.

Пляска «Лебедушка»

Перепляс «Пятерка»

Упражнения на середине зала.

«Русский старинный поклон», «Русский переменный шаг», «Гармошка. Игра платком», «Девичий плавный ход», «Дробь на одну ножку», «Мелкая дробь», «Дробь горохом», «Боковой шаг с приставкой», «Дробь в три ножки с поворотом», «Ключ с поворотом», «Шаг с поворотом», «Хлопки с ударом по подошве сапога», «Русский шаг с каблука», «Ключ с хлопушкой», «Коленце с ударами по голенищу сапога», «Присядка-закладка», «Хлопушки с прыжком и поворотом», «Присядка-бегунок», «Хлопушки с вывертом колен», «Присядка с прыжком», «Голубец на месте», «Концовка с хлопушками».

Составление учебных комбинаций на проученном материале.

Тема 6. Русская кадриль.

История происхождения. Разнообразие и особенности исполнения. Круговая кадриль.

Кадриль:

Тверской области,

Вологодской области,

Ярославской области.

Упражнения на середине зала.

«Мелкая дробь», «Дробь «ключ», «Два шага с притопом», «Простая дробь», «Скользящий бросок ногой на месте», «Веревочка», «Боковой ход», «Ковырялочка с притопом», «Дробь-топотуха», «Дробь в три листика», «Дробь с подскоком», «Симейская дробь», «Дробь с откидыванием ноги», «Коленце с хлопушками», «Полуприсядка с вывертом».

Составление учебных комбинаций и этюдов на проученном материале.

Тема 7. Игровые танцы.

Особенности исполнения игровых танцев.

- «Гусачок»

- «Вятские игрушки»

- «У ручья»

- «Камаринская»

Упражнения на середине зала.

«Переменный шаг с поворотом», «Подскоки с ударом ноги об пол», «Переменные шаги с покачиванием из стороны в сторону», «Шаг с двойным ударом носка», «Галоп», «Метелочка», «Тройной шаг на присядке», «Подбивка» на присядке», «Прыжок с поворотом в воздухе», «Кружение вправо с припаданием», «Боковой шаг с каблучка», «Боковой шаг с приставкой», «Растяжка с поворотом», «Присядка с подъемом ноги в сторону», «Боковой ход с перебором», «Маятник», «Волчок по кругу», «Коза».

Составление учебных комбинаций и этюдов на проученном материале.

Тема 8. Усовершенствование техники танца на середине зала.

–     несложные танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале,

–     комбинации дробных движений.

Составление этюдов на проученном материале.

Перечень и тематика самостоятельных работ

1. составление комбинаций на середине зала.

2. Исправление индивидуальных ошибок в исполнении, отмеченных педагогом на практических занятиях.

3. Отработка и освоение отдельных упражнений и движений по пройденному материалу, проучиваемых на практических занятиях под руководству педагога.

4. Посещение концертных программ, гастролирующих ансамблей народного танца, русских хоров.

5. Просмотр телевизионных программ, посвященных русскому народному творчеству на телеканалах Россия 1, Россия К.

Формы контроля

Студенты специальности «Народное художественное творчество. Хореография», выполнившие учебную программу курса «Теория и методика преподавания русского народного танца» в соответствии с учебным планом сдают «Зачет» в 4 семестре, «Экзамен» в 6 семестре. Условием допуска к зачету и экзамену является регулярное посещение занятий, выполнение практических заданий, предварительные аттестации (за неделю до сдачи зачета или экзамена - предварительный показ контрольного зачетного или экзаменационного урока, знание его студентом).

Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:

- посещение занятий;

- предварительные положительные аттестации;

- показ практической работы;

- ответ на вопросы зачетного или экзаменационного билета.

В процессе практического зачета или экзамена студент должен показать все разделы урока: упражнения у палки, на середине, предложенные педагогом этюды. Показать владение методикой исполнения движений, техникой русского танца.

Теоретическая часть представляет собой устный ответ по билетам. Студенты должны разбираться в вопросах теории и методике преподавания русского танца, уметь объяснять методику изучения и исполнения движений, определяемых программой.

Студент, показавший практическую часть и ответивший на вопросы билета, получает оценку:

Отлично – показал отличное владение методикой исполнения движений, техникой русского танца (согласно программе), глубокие и прочные знания по теории и методике преподавания русского танца, дал четкий ответ на вопросы билета и дополнительные вопросы;

Хорошо – хорошо владеет методикой исполнения движений, техникой танца, знает теоретический материал, не допускает существенных ошибок;

Удовлетворительно – допускает существенные ошибки в методике исполнения движений, слабо владеет техникой танца, ответы на вопросы билета содержат значительные пробелы, допускаются ошибки и неточности;

Неудовлетворительно – не владеет методикой исполнения и техникой танца, теоретические знания весьма поверхностные и фрагментарные.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий:

Жанры русского народного танца.

Виды (разновидности) хороводов.

1.    Основные фигуры хороводов.

2.    Русская кадриль – ее особенности.

3.    Кадриль Тверской области.

4.    Кадриль Ярославской области.

5.    Кадриль Вологодской области.

6.    Круговая кадриль.

7.    Отличие танца от пляски.

8.    Виды пляски.

9.   Упражнения на середине зала.

10.   Позиции рук, ног в русском танце.

11.   Положение ног, рук, головы, кисти.

12.   Поклон в русском характере (мужской, женский).

13.   Цели и задачи курса русского танца.

14.   Музыкальное сопровождение (оформление).

15.   Формы и методы обучения русскому танцу.

Библиографический список
Основная литература

1.    Богданов, А. Г. Урок русского народного танца /А. Г. Богданов – Москва., 1995.

2.    Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский – Москва., 1976.

3.    Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов – 2-е изд. – Москва., 1994.

4.    Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца / Н. И Заикин, Н. А. Заикина. – Орел, 1999.

5.    Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца / Г. П. Гусев – Москва., 2002.

6. Устинова, Т. А. Избранные русские народные танцы / Т. А. Устинова –Москва., Искусство, 1996.

Дополнительная литература

1.    Князева, О. Танцы Урала / О. Князева – Свердловск, 1962.

2.    Стуколкина, Н. Четыре экзерсиса / Н. Стуколкина, А. Андреев – Москва., 1972.

3.    Ткаченко, Т. Народный танец / Т. Ткаченко – 2-е изд. – Москва., 1967.

5.    Уральская, В. Природа танца / В. Уральская – Москва., 1981.

7.    Устинова, Т. Русский народный танец / Т. Устинова – Москва., 1976.

Словарь основных терминов, применяемых при записи движений

Опорной ногой – называется нога, на которую переводится центр тяжести корпуса исполнителя независимо от ее движения.

Работающей ногой – называется нога, выполняющая движение в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу.

Шаг ногой – движение, при котором одновременно с шагом переносится тяжесть корпуса на шагающую ногу.

Шаг на ногу – применяется, если перед шагом нога была поднята.

Приставить (ногу к ноге) – применяется при одновременном распределении тяжести корпуса на обе ноги.

Подставить (ногу к ноге) – применяется при одновременном переводе тяжести корпуса на подставленную ногу.

Поставить – применяется при постановке ноги на носок или на пятку без переноса тяжести корпуса.

Провести – применяется при движении ногой по трем направлениям вперед: вперед, вперед-вправо, вперед-влево, тяжесть корпуса остается на опорной ноге.

Отвести – движение ноги в сторону (вправо или влево, затем назад, назад вправо, назад влево).

Переступить – применяется на месте, при небольшом шаге, при подставке работающей ноги к опорной с одновременным переносом тяжести корпуса.

Притопнуть – применяется при одновременном переносе тяжести корпуса на ударяющую об пол ногу.

Ударить – применяется, когда удар делается без переноса тяжести корпуса на ударяющую ногу.

Поднять – применяется при подъеме ноги с одновременным указанием положением колена и подъема.

Приподнять – применяется при незначительном подъеме ноги с одновременным указанием положением колена и подъема.

Подвести (ногу к ноге) – применяется при движении работающей ноги к опорной без переноса тяжести корпуса на работающую ногу. Движение может исполняться без отрыва ноги от пола и поднятой ногой.

Перескочить – применяется при подмене ноги прыжком.

Бросок ногой – применяется при резком и быстром поднимании ноги.

Вытянуть – применяется при одновременном выпрямлении ноги в колене и подъеме.

Подскочить (подскок) – применяется при небольшом, почти скользящем прыжке на двух или одной ноге (может быть подскок с продвижением).

Прыжок – применяется при большом прыжке: на месте, с продвижением вперед. Вправо, влево, вперед-вправо, вперед-влево, назад-вправо, назад-влево.

Выпад – применяется при движении, имеющем характер падения на шагающую ногу с одновременным сгибанием колена работающей ноги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconОсновной образовательной программы специальность 071301. 65 Народное...
Квалификация – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:...
Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному...
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconРабочая программа междисциплинарного курса «Композиция и постановка танца» (мдк. 01. 02)
Фгос по специальности 071501 Народное художественное творчество по виду «Хореографическое творчество» в части освоения основного...
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям Вопросы к зачету
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 070109....
Квалификация артист, руководитель эстрадного вокального коллектива, преподаватель по классу вокала
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconОсновной образовательной программы
Основная образовательная программа: 071301. 65 – Народное художественное творчество
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 icon«История исполнительства (на народных инструментах)»
Квалификация «Художественный руководитель музыкально инструментального коллектива, преподаватель»
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск